СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМКарта Практика 14. Инструментальные методы анализа

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Группа

№ занятия

14

Дисциплина ОП.10. Аналитическая химия                                           

Количество часов 270'

Тема занятия Инструментальные методы анализа_____________________

Вид занятия Практическое занятие__________________________________

Тип занятия Комбинированное______________________________________

                     

Цели занятия

Обучающая

 

 

 

 

Развивающая 

 

Воспитательная

Расширить, закрепить, обобщить и систематизировать знания по физико-химическим методам анализа; проверить умение делать расчеты, используемые в инструментальных методах анализа (ПК 2.3).

Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать, делать выводы (ОК 2 – 3).

Продолжить формирование интереса к предмету, ответственности к своим действиям, любви к выбранной профессии (ОК 2 – 3).

 

Межпредметные  связи

 

Обеспечивающие

 

 

 

Обеспечиваемые

 

 

ЕН.02. Математика; ОП.13. Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности; ОП.08. Общая и неорганическая химия; ОП.09. Органическая химия

 

МДК.02.01. Технология изготовления лекарственных форм; МДК.02.02. Контроль качества лекарственных средств

Обеспечение занятия:

А. Наглядные пособия Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»    

Б. Раздаточный материал шаблон таблиц для заполнения______________________________

В. Технические средства Компьютер, мультимедийные презентации, экран, проектор____

Г. Учебные места Аудитория  техникума №2________________________________________

Д.  Литература:

Основная Аналитическая химия [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Глубоков, В.А. Головачева, Ю.А. Ефимова и др.; под ред. А.А. Ищенко. - М.: Академия, 2013. - 320 с.___

Дополнительная Саенко, О.Е. Аналитическая химия [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений / О.Е. Саенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 288 с.____________________________

Харитонов, Ю.Я. Аналитическая химия. Аналитика 2. Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы [Текст]: учебник / Ю.Я. Харитонов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 656 с.________________________________________________________________________________

 

 

Просмотр содержимого документа
«УМКарта Практика 14. Инструментальные методы анализа»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Группа

занятия

14

Дисциплина ОП.10. Аналитическая химия

Количество часов 270'

Тема занятия Инструментальные методы анализа

Вид занятия Практическое занятие

Тип занятия Комбинированное

Цели занятия

Обучающая





Развивающая


Воспитательная

Расширить, закрепить, обобщить и систематизировать знания по физико-химическим методам анализа; проверить умение делать расчеты, используемые в инструментальных методах анализа (ПК 2.3).

Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать, делать выводы (ОК 2 – 3).

Продолжить формирование интереса к предмету, ответственности к своим действиям, любви к выбранной профессии (ОК 2 – 3).


Межпредметные связи


Обеспечивающие



Обеспечиваемые



ЕН.02. Математика; ОП.13. Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности; ОП.08. Общая и неорганическая химия; ОП.09. Органическая химия


МДК.02.01. Технология изготовления лекарственных форм; МДК.02.02. Контроль качества лекарственных средств

Обеспечение занятия:

А. Наглядные пособия Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Б. Раздаточный материал шаблон таблиц для заполнения

В. Технические средства Компьютер, мультимедийные презентации, экран, проектор

Г. Учебные места Аудитория техникума №2

Д. Литература:

Основная Аналитическая химия [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Глубоков, В.А. Головачева, Ю.А. Ефимова и др.; под ред. А.А. Ищенко. - М.: Академия, 2013. - 320 с.

Дополнительная Саенко, О.Е. Аналитическая химия [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений / О.Е. Саенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 288 с.

Харитонов, Ю.Я. Аналитическая химия. Аналитика 2. Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы [Текст]: учебник / Ю.Я. Харитонов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 656 с.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Структура занятия

Время

3

5

45

165

225

245

265

270

№ элемента

1.1,1.2,1.3

2

3

4.1

4.2

5

6

7

Использование НП, ТСО и др.




+





Содержание занятия

эле-мента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Добавления, изменения,

замечания

1.

1.1.

Организационный момент:

Преподаватель приветствует обучающихся, обращает внимание на внешний вид обучающихся, на санитарное состояние учебной комнаты.

3 мин


1.2.

Проверяет готовность обучающихся к занятию, отмечает отсутствующих.

1.3

Сообщает тему занятия, цель, план, предлагает обучающимся сделать соответствующие записи в своих тетрадях.

Тема занятия: «Инструментальные методы анализа»

Цель занятия: расширить, закрепить, обобщить и систематизировать знания по физико-химическим методам анализа; проверить умение делать расчеты, используемые в инструментальных методах анализа.

После изучения данной темы фармацевт должен:

уметь:

  • делать расчеты, используемые в инструментальных методах анализа;

знать:

  • классификацию инструментальных методов;

  • основные принципы оптических, хроматографических и электрохимических методов;

владеть компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

2.


Мотивация темы:

Аналитический контроль, обеспечивающий нужды химической, атомной, электронной промышленности, металлургии, сельского хозяйства, медицины и фармации, в значительной степени опирается на физико-химические (инструментальные) методы. Поэтому фармацевт должен знать не только методы качественного и количественного анализа неорганических и органических веществ, но и физико-химические. Следовательно, изучение данной темы необходимо для дальнейшего освоения программы подготовки специалистов среднего звена (МДК.02.01. Технология изготовления лекарственных форм; МДК.02.02. Контроль качества лекарственных средств).

2 мин


3.

Контроль исходного уровня знаний:

  • письменный индивидуальный опрос.

Проводится с целью определения исходного уровня знаний. Преподаватель раздает каждому обучающемуся карточку с набором вопросов и листки для написания ответов. Обучающиеся за отведенное время пишут ответы. В конце занятия на стадии резюме преподаватель подводит итоги по данному виду контроля и выставляет отметку в табель поурочного балла.

40 мин

Приложение №1



Приложение №2

4.

4.1.


Практическая часть занятия:

1. Конференция «Физико-химические методы анализа».

В данной форме происходит систематизация и углубление знаний по инструментальным методам анализа. Также Конференция способствует у обучающихся развитию навыков работы с источниками информации и составления презентаций.

Преподаватель заранее за месяц-два до практического занятия сообщает темы докладов:

1.Амперометрия

2.Кондуктометрия

3.Потенциометрия

4.Полярографический метод

5.Кулонометрия

6.Люминесцентный анализ

7.Абсорбционный спектральный анализ (спектрофотометрический и фотоколориметрический методы)

8.Поляриметрия

9.Нефелометрия

10.Ионообменная хроматография

11.Газовая (газожидкостная и газоадсорбционная) хроматография

12.Жидкостная хроматография, высокоэффективная жидкостная хроматография

В течение отведенного на подготовку к конференции времени преподаватель контролирует деятельность обучающихся, рекомендует источники литературы, проверяет презентации.

Во время конференции, докладчик выступает 10 минут, остальные обучающиеся заполняют, выданный преподавателем шаблон таблиц.

Одна таблица является оценивающей.

Вторая заполняется непосредственно по содержанию доклада.

Преподаватель также заполняет оценивающую таблицу на каждого докладчика и в итоге выставляет отметки в табель поурочного балла.


120 мин


























Приложение №3

Приложение №4

4.2.

2. Самостоятельная работа студентов:

  • Составление и решение расчетных задач с использованием формул физико-химических методов анализа.

В ходе самостоятельной работы обучающиеся составляют расчетные задачи, используя полученную на конференции информацию и ранее изученную по блокам: электрохимические; оптические и спектральные метода анализа.

В процессе самостоятельной работы обучающиеся обмениваются текстовками задач и решают их, так проверяется правильность составленной задачи.

Преподаватель на данной стадии занятия играет роль консультанта.

60 мин

5.


Итоговый контроль знаний:

  • индивидуальное тестовое задание.

Преподаватель проводит заключительный контроль знаний с целью обобщения и систематизации теоретических знаний, методом индивидуального тестового задания.

На сам тест отводится 15 минут, затем происходит обмен ответами и проверка тестов. Преподаватель разбирает вопросы, в которых были допущены ошибки и выставляет отметку за данный вид деятельности в табель поурочного балла.

Эталоны ответов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В1

а

б,в

б

г

2112

1234

б

а

б

11212

б

43312

В2

б

а

в

354261

а

б

а

б

11212

г

52134

а


20 мин

Приложение №5

6.

Резюме:

1. Подведение итогов занятия:

Разбираются допущенные ошибки при выполнении индивидуальных письменных заданий на стадии «Контроль исходного уровня знаний» и при составлении и решении расчетных задач, выставляются отметки за занятие, суммируя все из табеля поурочного балла.

2. Ответы на вопросы обучающихся.

20 мин

7.








Задание на дом:

Преподаватель предлагает записать домашнее задание. Ориентирует обучающихся на подготовку к сдаче дифференцированного зачета. Напоминает, что дифференцированный зачет будет проходить по билетам. В билете 2 задания: теоретическое и практическое.

Литература:

Аналитическая химия [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Глубоков, В.А. Головачева, Ю.А. Ефимова и др.; под ред. А.А. Ищенко. - М.: Академия, 2013. - 320 с.

Саенко, О.Е. Аналитическая химия [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений / О.Е. Саенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 288 с.

5 мин




















Приложение №1

Вопросы для письменного индивидуального опроса

1.А. Охарактеризуйте группу оптических методов и дайте обзор.

1.Б. Распишите этапы количественного определения физико-химическими методами

2.А. Охарактеризуйте группу хроматографических методов и дайте обзор

2.Б. Распишите этапы количественного определения физико-химическими методами

3.А. Охарактеризуйте группу электрохимических методов и дайте обзор

3.Б. Распишите этапы количественного определения физико-химическими методами





Приложение №2

Табель поурочного балла

Обучающийся

Вид деятельности

Итоговая отметка

Письменный опрос

Выступление с докладом

Заполнение таблицы

Составление и решение задач

Итоговый контроль знаний

1.







2.







3.







4.







5.







6.







7.







8.







9.







10.







11.







12.










Приложение №3

Ф.И. докладчика_____________________________________


СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка

  • Титульный слайд с заголовком

5


  • Минимальное количество – 10 слайдов

10


  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5


  • Библиография

5


СОДЕРЖАНИЕ
  1. Использование эффектов анимации

15


  1. Вставка графиков и таблиц

10


  1. Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10


  1. Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5


  1. Графики, импортированные из Excel

5


ОРГАНИЗАЦИЯ
  1. Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10


  • Слайды представлены в логической последовательности

5


  • Красивое оформление презентации

10


  • Слайды распечатаны в формате заметок.

5


ОБЩИЕ БАЛЛЫ

100



Рассмотрено Ф.И. обучающегося: ________________________________________



Приложение №4

Вид энергии возмущения

Измеряемое свойство

Название метода

Название группы методов

Формула используемая при расчетах






































Приложение №5

Вопросы тестового типа для итогового контроля знаний

ВАРИАНТ №1

    1. Колориметрический метод анализа можно отнести к методам

  1. фотометрическим

  2. комплекснометрическим

  3. гравиметрическим

    1. Выберите электрохимические методы анализа

  1. Фотометрия

  2. Потенциометрия

  3. Кондуктометрия

  4. Спектрометрия

    1. Высокая избирательность физико-химических методов анализа называется

  1. чувствительностью

  2. селективностью

  3. правильностью

  4. воспроизводимостью

    1. Параметр физико-химических методов анализа, на кото­рый влияют общие причины (например, точность взвешивания) и стабильность работы аппаратуры

  1. чувствительность

  2. селективность

  3. правильность

  4. воспроизводимость

    1. Установите соответствие


      Применяется для измерений физиче­ских свойств испытуемого образца

      1

      Аппаратура под­готовительного типа


      Используется для пробоотбора, рас­творения, фильтрования, разделения, гомогенизации, отмеривания, взвешивания

      2

      Аппаратура изме­рительного типа


      Воронки, мерные колбы, фильтры, пе­регонные установки



      В титриметрии - бюретки, в грави­метрии - весы

    2. Установите соответствие


      Физические методы, основанные на взаимодействии электромагнитного излучения с веществом

      1

      Спектроскопические методы анализа


      Отделение мешающего (или определяемого) компонента или перевод его в аналитически неактивную форму (маскирование)

      2

      Химические методы устранения спектральных помех


      Разделение сигналов определяемого и мешающего компонентов инструментальными средствами, если это возможно (например, модуляция светового потока источника излучения в атомной абсорбции)


      3

      Инструментальные методы устранения спектральных помех


      Разделение вкладов компонентов в общую величину аналитического сигнала математическими средствами

      4

      Математические методы устранения спектральных помех

  1. Основаны на измерении электродвижущей силы (ЭДС) обратимых гальванических элементов

  1. электрохимические методы анализа

  2. потенциометрические методы анализа

  3. кондуктометрические методы анализа

  1. Проводят непосредственное измерение равновесного потенциала в нахождение активности ионов в растворе при

  1. прямой потенциометрии

  2. косвенной потенциометрии

  1. В ячейку с электродами помещают анализируемый раствор, ячейку помещают на магнитную мешалку и титруют при

  1. кондуктометрии

  2. прямой кондуктометрии

  3. кондуктометрическом титровании

  1. Установите соответствие


    Термометрия (термоанализ)

    1

    Классификация термических методов по определяемым характеристикам


    Термогравиметрия

    2

    Классификация термических методов по способу отсчета


    Прямые методы



    Калориметрия (энтальпиметрия)


    Дифференциальные методы

  2. Подвижная фаза, выходящая из колонки и содержащая разделенные компоненты, - это

  1. элюент

  2. элюат

  3. элюент или элюат

  1. Установите соответствие


Разделение проводится в специальных колонках

1

Осадочная хроматография


Разделение проводится на специальной бумаге (бумажная хроматография)

2

Адсорбционно-комплексообразовательная хроматография


Разделение проводится в тонком слое сорбента (тонкослойная хроматография)

3

Плоскостная хроматография


Основана на образовании отличающихся по растворимости осадков разделяемых веществ с сорбентом

4

Колоночная хроматография


Основана на образовании координационных соединений разной устойчивости в фазе или на поверхности сорбента



ВАРИАНТ №2

    1. Метод ионообменной хроматографии основан на

  1. различии в распределении веществ между двумя фазами

  2. обмене ионами между веществом и сорбентом

  3. различной подвижности веществ на сорбенте

    1. Определяется интенсивностью измеряемого физического свойства и чувствительностью детекторов сигнала в аппаратуре такой параметр физико-химических методов анализа, как

  1. чувствительность

  2. селективность

  3. правильность

  4. воспроизводимость

    1. Зависит от адекватности отражения измеряемого свойства состава такой параметр физико-химических методов анализа, как

  1. чувствительность

  2. селективность

  3. правильность

  4. воспроизводимость

    1. Установите соответствие


      Преобразование поданного сигнала под действием определяемого вещества

      1

      Блок источника сигнала


      Измерительный прибор, устанавливающий уровень сигнала

      2

      Блок селектора


      Датчик преобразованного сигнала

      3

      Блок преобразователя поданного сигнала


      Выделение из общего потока сигнала с определенными заданными параметрами

      4

      Блок детектора преобразованного сигнала


      Дает возможность получать устойчивые и воспроизводимые показания, не зависящие от колебаний напряжения в электросети

      5

      Блок регистратора сигнала


      Взаимодействие с веществом

      6

      Блок стабилизатора электропитания прибора

    2. Основаны на использовании ионообменных или электронообменных процессов, протекающих на поверхности электрода или в приэлектродном пространстве

  1. электрохимические методы анализа

  2. потенциометрические методы анализа

  3. кондуктометрические методы анализа

    1. Регистрация изменения потенциала в процессе химической реакции между определяемым веществом и титрантом имеет место при

  1. прямой потенциометрии

  2. косвенной потенциометрии

    1. Использует измерение электрической проводимости растворов

  1. кондуктометрия

  2. прямая кондуктометрия

  3. кондуктометрическое титрование

    1. Использует определение концентрации раствора по калибровочному графику

  1. кондуктометрия

  2. прямая кондуктометрия

  3. кондуктометрическое титрование

    1. Установите соответствие


      Измерение температуры фазовых переходов (плавления, кипения, затвердевания веществ и их смесей)

      1

      Классификация термических методов по определяемым характеристикам


      Измерение массы веществ, подвергаемых нагреванию

      2

      Классификация термических методов по способу отсчета


      Определяют значение температуры или количество теплоты



      Измерение температуры химических реакций


      Основаны на измерении разности температур

    2. Физико-химический метод разделения веществ, основанный на распределении компонентов между двумя фазами - неподвижной и подвижной, - это

  1. кондуктометрия

  2. титриметрия

  3. потенциометрия

  4. хроматография

    1. Установите соответствие


      Основана на различии в размерах и формах молекул разделяемых веществ

      1

      Распределительная хроматография


      Основана на специфических взаимодействиях, характерных для некоторых биологических и биохимических процессов

      2

      Аффинная хроматография


      Основана на различии в растворимости разделяемых веществ в неподвижной фазе (газожидкостная хроматография) или на различии в растворимости веществ в подвижной и неподвижной жидких фазах

      3

      Адсорбционная хроматография


      Основана на различии в адсорбируемости веществ твердым сорбентом

      4

      Ионообменная хроматография


      Основана на разной способности веществ к ионному обмену

      5

      Эксклюзионная хроматография

    2. Подвижная фаза, вводимая в слой неподвижной фазы, - это

  1. элюент

  2. элюат

  3. элюент или элюат


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!