Цель : формировать у учащихся активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью
Задачи :
Личностные УУД
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, принятие установки на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане ,следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
Познавательные УУД
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений,строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникатвные УУД
– строить монологическое высказывание владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения, допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Оборудование:
учебник Вахрушев А.А. Окружающий мир. 4 класс. (Человек и природа). Стр. 54–56;
компьютер, экран, проектор;
презентация к уроку;
карточки с названиями команд;
карточки с заданиями (у каждой команды);
3 стола (один стол состоит из 2 парт).
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
. Класс делится на 3 группы (по 8 человек). Каждая группа садится за свой стол. Напоминаются правила работы в группе.
2.Актуализация знаний
Учитель. Здравствуйте ребята! Скажите, у вас много друзей? А как вы думаете, мы можем подружиться с окружающим миром? Что такое окружающий мир? Да, это всё, что окружает нас: вода, воздух, растения, животные. И сегодня я вам предлагаю побольше узнать, и может быть, подружиться с самыми могущественными, живыми существами, с самыми распространенными на нашей планете, и с самыми, самыми…Апчхи! (Громко чихает, дети желают здоровья). Спасибо, так не хочется заболеть.
Давайте посмотрим фрагмент из мульт. Фильма «Простоквашино»
У: Скажите пожалуйста, что случилось с дядей Фёдором? Почему это произошло?
Д: Дядя Фёдор заболел. Он заболел из-за того что выпил холодное молоко!
У: Молодцы!
У:Скажите пожалуйста, что мы будем изучать на нашем уроке?
Д: Сегодня на уроке мы будем изучать болезни и причину их возникновения!
У: Верно! Поэтому девиз нашего урока: «Наше здоровье в наших руках».
III. Работа по теме урока
– Назовите причины болезней, о которых вы знаете. (Микробы, несоблюдение гигиены, переохлаждение…)
– Какие меры профилактики вы знаете? (Одеваться по погоде, гигиена …)
IV. Исследование проблемы
1. Обозначение проблемы
– Врачи подсчитали, что простудой и гриппом дети болеют в 5 раз чаще, чем всеми другими инфекциями вместе взятыми.
– Отсюда проблема “Высокий уровень простудных заболеваний среди учащихся”.
Приложение 1. Презентация к уроку. Слайд 2.
2. Построение дерева проблем
– Нам предстоит составить дерево проблем.
– На каждом столе лежат карточки с надписями.
Приложение 1. Презентация к уроку. Слайд 3.
– Вам нужно выбрать, что является причиной данной проблемы, а что следствием. Причины располагаются под проблемой в своей последовательности, которую вы должны установить сами и показать стрелками. А следствия – над проблемой.
– У вас есть ещё пустые карточки. В них вы можете написать свои причины и следствия и дополнить дерево проблем.
– На каждом столе есть клей, помощь которого вы будете приклеивать карточки. Есть маркеры (фломастеры). Ими вы будете рисовать стрелки, делать дополнительные записи на карточках.
Напоминаются правила работы в группе.
Групповая работа (10 мин)
Презентация.
Один человек от группы озвучивает своё дерево проблем. Двое держат ватман.
Обобщение.
Учитель обобщает сказанное учениками, показывает и комментирует общее дерево проблем. Приложение 2. “Дерево проблем”.
Обратить внимание учащихся на поиск причин первого уровня.
– Какова главная причина? (Размышления детей.)
3. Построение дерева целей
– А теперь построим дерево целей.
Перевод проблемы в цель.
– Какую цель мы хотим видеть? (Низкий уровень простудных заболеваний среди учащихся.)
– Какие следствия тогда будут? Какие цели?
Приложение 3. “Дерево целей”.
– Ответом на вопросы в дереве целей будет наш проект.
V. Работа над проектом (начало)
Приложение 1. Презентация к уроку. Слайд 4.
На уроке только даётся задание:
– Придумать название коллективному проекту.
– Какой продукт в результате работы над проектом хотим получить?
Вся дальнейшая работа над коллективным проектом будет продолжена во внеурочное время.
VI. Рефлексия деятельности на уроке
– Какая тема урока сегодня была?
– Кем мы сегодня были? (Исследователями.)
– Какую проблему сегодня исследовали?
– Кому понравилось быть исследователями?
– Оцените свою деятельность на уроке. (Методика “Лесенка”.)