Рыжиков Сергей Николаевич
преподаватель,
первой категории
Г(О)БОУ СПО Лебедянский торгово-экономический техникум
г. Лебедянь Липецкой области
УМК МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Модуль 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
IV. МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Переход к рыночной экономике выдвигает ряд первостепенных задач развития предприятий кардинальное улучшение уровня подготовки управленческих кадров, получение новых знаний и приобретение практических навыков делового предпринимательства.
В новых условиях хозяйствования руководитель и специалист любого уровня должны обладать достаточной эрудицией в широкой области знаний, составляющих содержание дисциплины «менеджмент».
Управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждаются в координации. Это и производство и государство, города и территории, отрасли, больницы, университеты, предприятия различных форм собственности и сфер деятельности.
Менеджер занимает определённое место в аппарате управления предприятием, в связи с чем должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками в области управления.
В результате изучения дисциплины «менеджмент» студент должен:
Иметь представление:
об области управленческой деятельности;
о международном опыте работы в области управления;
о перспективах и проблемах управления.
Знать:
основные категории управления;
методы управления;
функции управления;
порядок работы с персоналом;
процесс управления.
Уметь:
планировать деятельность предприятия;
организовывать деятельность сотрудников;
мотивировать работу;
осуществлять контроль;
принимать решения;
работать с информацией.
Подготовка контрольной работы вырабатывает самостоятельность мышления, умение аргументировать свою позицию, теоретически обобщать и анализировать конкретный материал.
Успешно выполненная контрольная работа должна представлять собой углубленное изложение материала, свидетельствовать о хорошем знании литературы, по изложенной теме, способности анализировать различные точки зрения по спорным вопросам. Такой метод подготовки контрольной работы вырабатывает самостоятельность мышления, умение аргументировать свою позицию, теоретически обобщать и анализировать конкретный материал.
В работе не допускается механическое переписывание текста учебника или статьи.
Для контроля за знаниями студентов предусмотрено выполнение одной контрольной работы.
Контрольная работа выполняется в тетради, на обложке которой студент указывает полное название предмета, номер личного дела, номер группы, фамилия, имя, отчество, вариант, домашний адрес.
Работа должна быть выполнена в установленный учебным графиком срок, написана грамотно, разборчиво, без сокращения слов, с полями для замечания рецензентов.
Ответы на вопросы должны полностью раскрывать их сущность, сопровождаться подробными пояснениями и конкретными примерами из практики. Необходимо творчески подходить к изложению материала.
Качество работы оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы, в какой степени использована рекомендованная литература.
В конце работы приводится список использованной литературы, ставится дата выполнения и личная подпись. Необходимо оставлять 1-2 чистых листа для рецензии преподавателя.
Получив проверенную преподавателем работу, студент должен внимательно ознакомиться с текстом рецензии, при наличии замечаний рекомендаций преподавателя доработать отдельные задания.
Незачтённая контрольная работа выполняется студентом повторно и сдаётся на проверку до начала экзаменационной сессии.
Вариант контрольной работы определяется по таблице вариантов на основе двух последних цифр шифра студента. В таблице по горизонтали цифры от 0 до 9 соответствуют последней цифре шифра, а по вертикали – предпоследней. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку, где указан вариант. Работа выполненная не по своему варианту не принимается.
Контрольная работа включает 2 теоретических вопроса и 1 практическое задание. Работа может быть выполнена как в рукописном, так и в отпечатанном варианте.
Объём контрольной работы должен составлять не менее 18 страниц обычной ученической тетради, либо 10-12 страниц на бумаге 210х330 мм (формат А-4).
Если работа выполняется с помощью средств организационной техники (на компьютере), то она должна соответствовать следующим требованиям.
Работа выполняется на компьютере в программе Word через 1.5 интервала. 14 шрифтом Times New Roman, без ошибок и опечаток. На одной строке должно быть 60-65 знаков.
Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей; левое - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - не менее 20 мм. Абзац требует отступления на 5 знаков.
Заголовки разделов печатаются прописными буквами через три-четыре интервала (при машинописном способе) от предыдущей и последующей строк. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами (кроме первой, заглавной). Точка в конце заголовка и подзаголовка не ставится.
Отсчет страниц начинают с первого (титульного) листа. Нумерация страниц проставляется арабскими цифрами от центра внизу страницы.
Иллюстрации: таблицы и рисунки (фотографии, схемы, графики, диаграммы), расположенные на отдельных страницах работы, включаются в общую нумерацию страниц рукописи. Таблицы обозначают словом «Таблица» и нумеруют последовательно арабскими цифрам» Например Таблица 1 -. Таблица 2 -.
Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют аналогичным образом, например Рисунок 1 - .
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером через тире.
При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.
Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.
Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рисунке.
Рисунок – Пример оформления таблиц
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Ссылки на рисунки, таблицы, находящиеся в контрольной работе обязательны!
Название таблицы печатают с заглавной буквы без точки на конце. Между названием и рамкой таблицы оставляют свободную строку.
К таблице могут быть даны (помимо описания её в тексте) дополнительные пояснения и примечания. Их размещают под таблицей после слова «Примечание:».
Большие таблицы можно приводить на отдельной странице.
Если таблица целиком не уместилась на одной странице, она переносится на следующую страницу, начинается со слов «Продолжение таблицы 1» без отступа справа.
В рисунках слово «рисунок» номер по порядку (нумерация таблиц, схем, рисунков осуществляется раздельно, в сквозном порядке, несмотря на номера разделов и частей) ставится ниже графического объекта.
В список литературы к контрольной работе включаются все цитированные источники и прочитанная литература, которая относится к теме, и оказала существенное влияние на содержание работы.
Литература помещается в список строго в алфавитном порядке (сначала на русском, затем на иностранных языках по фамилиям авторов либо по названию сочинений, если автор неуказан). Список литературы имеет порядковую нумерацию.
В конце контрольной работы приводится перечень используемой литературы. Оформление перечня должно начинаться с указания нормативных актов, которые расположены по их юридической силе. Затем указывают учебную и другую литературу, располагая ее в алфавитном порядке. В описание каждой книги должны входить: фамилия и инициалы автора(ов), если такие имеются, полное название книги, после косой черты -данные о редакторе (если книга написана группой авторов) данные о числе томов, после тире - название города, в котором издана книга, после двоеточия - название издательства, и после запятой - год издания. (Например: Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н.Горбуновой. - М.: «Юрист», 1996.).
На последней странице студент ставит дату выполнения работы и свою подпись.
Контрольная работа требует доработки, если:
она не носит самостоятельного характера, представляет плагиат или компиляцию;
не содержит фактического материала по реальным предприятиям;
основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно;
в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно.
Оценку «отлично» получают работы, в которых содержатся элементы научною творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.
Оценка «хорошо» ставится в том случае, когда в работе, выполненной на хорошем теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества.
Оценку «удовлетворительно» заслуживают работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но нет логически стройного их изложения, содержатся отдельные ошибочные положения.
Оценку «неудовлетворительно» студент получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В данном случае студенту предстоит повторная защита.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Студенты часто допускают ошибки следующего характера:
не представляют готовую контрольную работу в срок, указанный учебной частью;
не раскрывают целей и задач;
в работе отсутствует научная новизна и практическая значимость;
частям рубрикации присваиваются излишне длинные формулировки;
ошибкой является совпадение названия одной из частей с темой контрольной работы;
при написании контрольной работы используются только учебники.
употребляют местоимение «я»;
в работе отсутствуют графический материал или иллюстрации.
Опыт написания контрольных работ показывает, что среди часто встречающихся ошибок чаще всего встречаются такие, как использование необщепринятых сокращений, зачеркивание отдельных слов и предложений, студенты допускают орфографические ошибки, в работе отсутствует нумерации страниц.
Механическое переписывание из учебников и иных источников. Просто переписать материал учебников нельзя. Студент должен разобраться в теме и сформировать собственное изложение теоретических аспектов, ссылаясь при этом на учебную литературу. Также это подразумевает отсутствие практической части в контрольной работе. В связи с этим отсутствует практическая часть в контрольной работе.
Отсутствие позиции студента по изучаемой проблеме. Отсутствуют выводы в контрольной работе, не прослеживается мнение автора. Необходимо добавить критических замечаний и анализ приведенного теоретического материала.
Дублирование материала в тексте. Повторение абзацев, предложений и т.п. Иногда это означает долгое исследование одного вопроса, которое не развивается.
Наличие в работе избыточного материала, не имеющего прямого отношения к теме. Изложенный материал должен быть конкретным и четким. Нужно убрать все лишнее и добавить анализ.
Ошибки исправляются студентом во время консультаций по контрольной работе, но без тщательного самостоятельного продумывания материала беседа с консультантом неизбежно будет носить «общий», поверхностный характер и не принесет нужного результата.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГОС СПО по специальности.
Рабочий учебный план по специальности.
Рабочая программа по дисциплине.
Перечень тем для контрольной работы, утвержденный директором техникума.
Методические указания для студентов по написанию и оформлению контрольной работы.
Список рекомендуемой литературы.
Перечень действий руководителя по организации подготовки и защиты контрольной работы.
ЭТАПЫ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Изучить требования ГОС СПО по специальности, рабочего учебного плана, рабочей программы по дисциплине.
Изучить методику организации занятий по контрольной работе.
Составить календарно-тематический план занятий.
Разработать темы контрольной работы.
Составить список литературы для подготовки контрольной работы.
Изучить методические указания для студентов по написанию и оформлению контрольной работы.
Провести рецензирование каждой контрольной работы.
Организовать и провести защиту контрольной работы.
ЭТАПЫ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ
И ЗАЩИТЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Подбор и изучение литературы: подготовка списка литературы.
Составление плана контрольной работы.
Сбор и обработка фактического, статистического, иллюстративного материала и их оформление в виде таблиц, схем, диаграмм.
Литературное изложение изученного материала в соответствии с планом контрольной работы.
Оформление и сдача контрольной работы руководителю.
Подготовка к защите контрольной работы.
Ознакомление с рецензией на контрольную работу.
Завершение подготовки к защите с учетом рецензии.
Защита контрольной работы.
ПРОВЕДЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ
Одним из непременных условий успешной деятельности студента по выполнению контрольной работы является педагогическая поддержка со стороны педагога во время проведения консультаций.
Большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.
Студентам необходимы консультации по выполнению контрольных работ, и разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы.
Консультации по выполнению контрольных работ включают смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования.
Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.
Консультации по выполнению контрольных работ включают в свою структуру такие компоненты, как:
уяснение цели и поставленной учебной задачи;
четкое и системное планирование самостоятельной работы;
поиск необходимой учебной и научной информации;
освоение собственной информации и ее логическая переработка;
использование методов учебно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
выработка практических рекомендаций;
представление, обоснование и защита выработанных рекомендаций;
построение действующих образцов и моделей с их последующим представлением.
Консультации по контрольной работе носят корректирующий характер и их необходимо использовать для углубления знаний, для восполнения пробелов и для разрешения всех возникших трудностей.
ПРОВЕРКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Полностью подготовленная контрольная работа подписывается студентом и предоставляется руководителю на проверку в установленные сроки. Проверка контрольных работ руководителем осуществляется в течение недели после их сдачи.
Если в результате проверки обнаружены существенные ошибки, неполный объем или низкое качество оформления работы, она возвращается студенту для доработки и переделки. Замечания руководителя в письменном виде представляются студенту. На титульном листе ставится подпись «Доработать» или «Переделать». В этом случае студент обязан в установленный срок выполнить все указания и представить вновь контрольную работу на проверку.
Контроль результатов контрольной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Формами контроля контрольной работы являются рецензирование (письменный отзыв), защита.
Критериями оценки результатов контрольной работы студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала;
умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений по анализу проблемы;
обоснованность и чёткость изложения материала контрольной работы;
наличие личной позиции студента по данной проблеме;
оформление материала в соответствии с требованиями.
При соответствии контрольного требованиям методических указаний руководитель ставит на титульном листе подпись «К защите». Защита контрольных работ проводится в назначенный учебной частью день и час.
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ РУКОВОДИТЕЛЕМ
Руководитель рецензирует представленные контрольные работы в сроки определенные учебной частью. Цель рецензирования дать комплексную оценку степени достижения целей и задач контрольной работы по заданной теме.
Рецензия - это критический отзыв о конкретной контрольной работе, где автор высказывается о качестве изложения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемой работы.
Преподавателю рекомендуется:
Записать выходные данные источника.
Изучить текст и выделить круг вопросов, затронутых в контрольной работе.
Определить характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.).
Выделить в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или специальности.
Определить актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы, связь ее идей с общим научным движением современности по рассматриваемому вопросу.
Оценить степень самостоятельности использования учебной и дополнительной литературы, наличие графических материалов и иллюстраций, которые позволяют наглядно представить пути решения рассматриваемого вопроса.
Определить насколько сделанные выводы отражают сущность рассматриваемой проблемы.
Сделать необходимые замечания о выявленных недостатках.
В рецензии руководитель должен сделать вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводах дать общую оценку контрольной работы и сферы возможного применения.
Рецензия должна отражать:
общую характеристику работы;
указание на степень самостоятельности работы;
указание на качество изучения литературы по излагаемому вопросу;
актуальность и значимость темы контрольной работы;
степень выполнения поставленной цели и задач;
анализ основных положений работы, их достоинств и недостатков;
степень и уровень раскрытия темы;
оценка умения автора (студента) использовать, обрабатывать и анализировать фактический материал, делать аргументированные выводы;
анализ недостатков содержательной части работы и оформления;
конкретные рекомендации по устранению замечаний и подготовке к защите контрольной работы студентом;
оценка обоснованности выводов и рекомендаций;
логичность и грамотность изложения материала и оформления работы.
В конце рецензии руководитель выставляет итоговую оценку (по четырёхбалльной системе), ставит личную подпись и дату.
Рецензия руководителя может быть представлена в печатном или рукописном виде.
Для получения дополнительной объективной оценки контрольной работы может проводиться ее внешнее рецензирование.
Рецензент обязан провести анализ существа и основных положений работы и на их основе подготовить рецензию.
В заключении рецензент излагает свою точку зрения на общий уровень контрольной работы и выставляет рекомендуемую оценку.
Рецензия должна быть получена студентом не позднее чем за три дня до защиты контрольной работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ
Преподавание социально-экономических дисциплин должно способствовать формированию у студентов передового экономического мышления и базируется на новой управленческой парадигме - системе концепций, методологий и методов, образующих принятую в социально-экономической системе России модель постановки и решения проблем управления.
Глубокое понимание теории и практики управления во многом зависит от самостоятельной работы студентов в ходе подготовки контрольной работы. Поскольку лишь сам студент посредством интеллектуальной деятельности может овладеть знаниями, сделать их собственным достоянием.
«Освоение студентами управленческих дисциплин складывается не только из изучения научных основ управления, но и из овладения методами экономического анализа. Менеджерам необходимо знать, как зарабатываются средства, как их правильно распределить и провести контроль расходования средств. Именно отсюда, из житейской повседневной логики, рождается то, что называют «предпринимательской жилкой» и, осваивая жизненные примеры, человек становится настоящим хозяином на своем предприятии, самостоятельным и ответственным за результаты труда на своем рабочем месте»1.
Выполнение контрольной работы студентом осуществляется в соответствии со следующими этапами:
Целеполагание.
Организационный этап
Этап информационного сопровождения.
Этап выполнения контрольной работы.
Этап сдачи контрольной работы на проверку.
Доработка контрольной работы в соответствии с замечаниями рецензента.
Этап защиты контрольной работы.
Доработка контрольной работы.
Повторная защита.
ИЗУЧЕНИЕ ПОДОБРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Подбор и изучение литературных источников и нормативных актов. Для успешного выполнения контрольной работы студенту обязательно следует научиться работать с учебной и научной литературой. Для этого необходимо 1) иметь представление о таких важных литературных источниках, как монографии, сборники, журнальные статьи, брошюры, рецензии и т.д.; 2) знать основные пути к литературным источникам и, знать, как их находить в библиотечных фондах; 3) уметь вычленять в них нужную информацию, правильно её обрабатывать.
Чтение источников проводится с определённой целью:
1.Информационно-поисковая - найти нужную информацию.
2.Усваивающая - понять информацию и логику рассуждения.
3.Аналитико-критическая - осмыслить текст, определить своё отношение к нему.
4.Творческая-на основе осмысления информации дополнить и развить её.
Рекомендуется нацелить студентов на определённый вид чтения, объяснив его сущность.
Контрольная работа выполняется на основе глубокого изучения литературных источников. Литература по теме контрольной работы может быть подобрана студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами.
Для выполнения контрольной работы студенту рекомендуется использовать следующие документы:
Законы Российской Федерации по финансово-экономическим и управленческим вопросам;
Указы Президента Российской Федерации по указанным вопросам;
Постановления исполнительных органов власти Российской Федерации по указанным вопросам;
инструктивные и методические материалы министерств и ведомств.
При выполнении контрольной работы целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, публикуемые в журналах «Менеджмент в России и за рубежом», «Финансы», «Деньги и кредит», «Экономист», «Вопросы экономики», «Эксперт», «Деловая жизнь», «Управление персоналом», «Искусство управления» и др. Необходимый материал можно найти и в статьях , публикуемых в газетах «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Финансовая Россия», «Российская газета», «Экономические новости» и др.
Работу над литературными источниками следует начинать с изучения правовых актов РФ, учебников, учебных пособий, а также монографий. Затем изучаются статьи в журналах.
Наряду с указанными литературными источниками могут быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научных конференций.
При изучении литературы по оглавлению, содержанию, по наименованию глав студентам необходимо выделить нужную информацию, определить ее уровень, объем и номера страниц, степень важности и записать эти данные в черновик контрольной работы (файл), в тот раздел, к которому относится содержащаяся в данном материале информация. На следующем этапе необходимо изучить литературные источники в последовательности, соответствующей их расположению по вопросам контрольной работы, начиная с источников более высокого уровня, делая при этом записи в черновике (файле) наиболее важных положений, которые могут быть использованы в ходе выполнения контрольной работы.
Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в контрольной работе. После каждой цитаты, заимствованного высказывания должна приводиться ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
Цель изучения литературы состоит в том, чтобы сформировать собственное суждение по каждому учебному вопросу, определить структуру и содержание цитат и тезисов в контрольной работе. При составлении тезисов рекомендуется: дать определение рассматриваемого явления; раскрыть его сущность, показав структуру, вскрыв причинно-следственные связи и взаимовлияние факторов, условий и обстоятельств на рассматриваемое явление; определить состояние, закономерности и тенденции его изменения в зависимости от различных факторов и условий. Обязательно покажите положительные стороны и недостатки с тем, чтобы в выводах сформировать обоснованные практические рекомендации о путях устранения узких мест, о методах и способах разрешения вопроса или улучшение ситуации.
Завершается изучение литературы классификацией (группировкой) отобранных источников по учебным вопросам.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Отличительная особенность средне-специального образования, прежде всего его научная основа, подготовка студентов по дисциплинам, формирующим специалиста со знанием достижений современной науки.
При подготовке контрольных работ по управленческим и экономическим специальностям необходимо использовать научные достижения в области менеджмента, а также в экономике, статистике, бухгалтерском учете, банковскому делу. Контрольную работу, особенно ее теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учетом новейших достижений науки в данной области.
Студентам, приступающим к выполнению контрольных работ, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологией науки, которая позволит им исследовать фактический материал, установить связи и закономерности, сделать верные выводы.
Творческое использование научных достижений в контрольных работах - дело трудное потому, что наука, непрерывно развиваясь, усложняется, и требуются большие усилия для ее изучения.
Изучение экономико-управленческих дисциплин требует постоянного обращения к идейному наследию классиков в данной области, а также знакомства с работами современных российских и зарубежных ученых. Управление в России сегодня, это, прежде всего, возрождение российского оптимизма, активное развитие предпринимательской деятельности через реализацию потенциала внутренней трансформации предприятий различных видов собственности.
Студент, выполняющий контрольную работу, должен уметь анализировать события прошлого и новые явления в экономической жизни, уметь использовать факты и статистические материалы для подтверждения того или иного положения в современных условиях. Только путем сопоставления данных, глубокого их анализа можно постичь суть изучаемой проблемы.
Управленческая деятельность сегодня - это, прежде всего, исследовательская деятельность, работа по выявлению проблем, их анализу и поиску научно обоснованных решений.
Научная мысль в области управления в настоящее время фокусируется на фундаментальном синергетическом подходе, и синергетическая идеология находит плодотворную почву в традициях российского общества. Новая управленческая парадигма в России, базируется на представлениях синергетики и обладает уникальным потенциалом динамического развития страны с её территориальной масштабностью, мультикультурным многообразием, богатством природных ресурсов.
К изучению трудов классиков нужно подходить объективно, творчески, без предвзятости. Изучение управленческой литературы можно рассматривать как интервенцию взглядов наиболее образованного элемента top-менеджмента и бизнес-консалтинга.
Самостоятельная творческая работа поможет студентам овладеть современной экономико-управленческой наукой, методами научных исследований и применить их в подготовке контрольных работ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Знание законодательства в области экономики и финансов необходимо каждому студенту, выполняющему контрольную работу для того, чтобы разработанные им предложения не противоречили законам Российской Федерации.
Важно, чтобы студенты хорошо усвоили, что решения, противоречащие закону, не имеют юридической силы. Однако это вовсе не значит, что нельзя вносить обоснованных предложений по совершенствованию законодательства.
Практически при разработке любой темы контрольной работы необходимо изучить тот или иной закон (или несколько законов) Российской Федерации и целый ряд документов исполнительной власти, так называемых подзаконных актов.
После изучения вопросов к контрольной работе студент должен самостоятельно составить список литературы, подобрать и изучить необходимую литературу. Начинать эту работу следует с исследования рекомендованной преподавателями перечня литературы. При составлении списка литературы рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в журналах за год в последнем номере того или иного журнала, материалами Интернет.
При написании контрольной работы необходимо:
изучить научные труды, монографии российских и зарубежных выдающихся ученых по данной проблеме;
изучить статьи по избранной теме, опубликованные в журналах.
Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы контрольной работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям.
После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план контрольной работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План работы тесно связан с ее структурой (п.4.3. «Структура и объём работы»). Составленный план работы необходимо обязательно обсудить с руководителем, консультирующим студента.
Собрав и изучив литературные источники и практический материал, студент приступает к написанию контрольной работы. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.
Сбор и обработка материала. Для написания контрольной работы нужны не только литературные источники, но и статистические, фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях. Источниками получения этих данных могут быть: статистические сборники и справочники, различные информационные бюллетени, интервью, результаты анализа поведения руководителей и их тестирования.
В ходе сбора данных могут применяться различные методы исследования: анкетирование, тестирование, устный опрос (интервью), индивидуальная беседа. Важную роль здесь также может сыграть анализ документов исследуемой организации, использование собственных материалов, собранных при прохождении производственной практики. В некоторых случаях возможны эксперименты (апробация), математическое моделирование, использование технических средств
Выполнение контрольной работы. После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный (цифровой) материал, можно приступать к написанию контрольной работы. Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно писать, делать обобщения, выводы и конкретные предложения. При этом важно сохранить логическую связь между подразделами, последовательность раскрытия темы. Каждый подраздел завершается краткими выводами.
В контрольных работах по социально-экономическим дисциплинам необходимо предусмотреть:
Перемещение управленческих взглядов на бизнес-системы в массы (отношение к предприятию со стороны персонала как к «семейному бизнесу»);
Развитие персонала конгруэнтно развитию предприятия;
Уверенность в себе каждого индивида, вовлечённого в процесс перемен;
Создание на каждом предприятии социальной философии, основанной на миссии организации и долгосрочных целях;
Переход от внедрения управленческих идей «сверху – вниз» к продвижению воссозданного опыта персонала, т.е. «снизу-вверх»;
Создание общих корпоративных ценностей для людей, какую должность они бы не занимали.
Обратите внимание, что повествование ведётся от третьего лица во множественном числе: например, мы исследовали …, мы проанализировали …., мы считаем … и т.д. (а не я исследовал, я использовал). Т.к. речь идёт о студенте и научном руководителе (их имена содержатся на титульном листе, указывая, кто подготовил работу к защите). В тех случаях, когда излагается мнения авторов научных работ и ссылки на мнения из СМИ, отдельно оговаривается, что это позиция того или иного автора.
Хотя контрольная работа выполняется по одной теме, в процессе ее написания студент использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных при изучении ряда дисциплин.
Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАБОТКЕ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Работа с текстом учебников, книг, по теме контрольной работы, материалов научных конференций состоит в осмыслении студентом прочитанного текста и в фиксации результатов обработки полученной информации в виде выписок, цитат, тезисов и конспектов различных видов.
Составляя план при чтении текста, прежде всего, студент должен определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же должны быть отмечены. Студентам рекомендуется дать заголовки нужным отрывкам, формулируя соответствующий пункт плана контрольной работы. Затем снова просмотреть прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточнить формулировки.
Последовательно прочитывая текст, студент может составить к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
Чтобы облегчить работу по подбору материала и его систематизации рекомендуется использовать рассыпной конспект. Записи необходимо делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
Выписки. В толковом словаре говорится: «Выписать - значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Выписки необходимо делать после того, как текст прочитан полностью и понятен в целом.
Студенты должны остерегаться обильного автоматического списывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста.
Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, студенты должны записать своими словами, а яркие и важные места привести дословно в виде цитат.
Записывая цитаты, нужно оберегать текст от искажений. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли студент может изложить на полях черновика (в черновом файле), строго отделяя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не стоит обрывать мысль автора.
Выписки и цитаты целесообразно делать на отдельных листках, которые все вместе составят рассыпной конспект. Вверху каждого листа записывается название вопроса, к которому относится выписка. Не забывайте указать источник информации, а если это цитата – еще и автора. Карточки с информацией, относящейся к одному утверждению, помечаются одинаковой цифрой и разными буквами. В квадратных скобках цифрами указывается номер источника по списку литературы, которым пользуется студент, и страницу, с которой выписывается материал.
Тезисы позволяют обобщить изученный материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада. В отличие от цитат тезисы являются кратким изложением основных мыслей книги или материалов конференции, выписанных непосредственно из текста.
При составлении тезисов не нужно приводить фактов и примеров. Рекомендуется сохранять в тезисах самобытную форму высказывания, чтобы не потерять документальность и убедительность.
Изучаемый текст необходимо читать неоднократно, разбивая его на отрывки, в каждом из которых студент должен выделить главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях листа делайте ссылки на страницы книги или шифры листов рассыпного конспекта).
По окончании работы над тезисом студенту нужно сверить их с текстом источника и пронумеровать.
Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Рекомендуется: ознакомиться с текстом, прочитать предисловие, введение, оглавление, разделы и подразделы, выделить информационно значимые места текста.
Студенту чаще всего необходимо сделать библиографическое описание конспектируемого материала, выделить тезисы и записать их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.
Составление плана текста помогает студенту в логике изложения и группировке материала. При составлении собственных комментариев, возникших вопросов и раздумий, студент может разместить их на полях черновика.
В заключении студенту нужно обобщить текст конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку.
Студенту необходимо оформить конспект: выделить разными цветами наиболее важные места так, чтобы они легко находились взглядом. Нужно избегать пестроты.
Работа c Интернет-источниками. Чтобы работа получилась современной, студенту нужно найти в Интернет сайты профильных журналов, если таковых не имеется в библиотеке учебного заведения, и скопировать соответствующие теме контрольной работы статьи. Возможна работа с электронными библиотеками. В них наверняка найдется ряд книг по теме контрольной работе, из которых можно взять материал и вырезать необходимые цитаты. Однако нельзя забывать, что работа должна носить самостоятельный характер. Тем более что любому преподавателю известны самые «ходовые» контрольные работы в Интернет по данной дисциплине.
Принцип работы с Интернет состоит в следующем: при наличии темы исследования в поисковую строку системы вносятся основные ключевые слова, на основании которых в дальнейшем поисковая система будет отбирать соответствующие ссылки в Интернет (в основном в странах СНГ). После вывода ссылок, студент может «вручную» исследовать (отобрать) именно те ссылки, которые подходят к выбранным темам. Для этого к каждому проблемному вопросу нужно подобрать набор ключевых слов.
Таким образом, получается, что каждому студенту уже просто необходимо при написании контрольных работ пользоваться всемирным банком данных - Интернет, поскольку, значительная часть литературы, имеющаяся в библиотеке учебного заведения, может быть устаревшей (информация не соответствует действительности).
Примеры ключевых слов:
Генезис, суть и содержание процесса управления социальными процессами: управление, процесс.
Морфология социального организма государственного предприятия или частной фирмы: организм, предприятие, частная фирма, частная компания.
Внутрифирменная идеология: идеология, фирма.
Внутрифирменная система ценностей: ценности, фирма.
Миссия и цели организации: организация.
Современные концепции мотивации: мотивация, концепция.
Мотивация как элемент социального организма фирмы, предприятия: мотивация, фирма, предприятие.
Современные концепции стимулирования поведения человека и группы: стимулирование, человек, группа;
Коммуникации в системах управления: коммуникации, управление.
Рекомендации при построении схем: подобрать факты для составления схемы и выделить среди них основные, общие понятия. Определить ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. Сгруппировать факты в логической последовательности, дать название выделенным пунктам. Заполнить схему данными (рисунок 3).
Простые перечневые
Групповые
Комбинационные
Виды таблиц
Рисунок 3 - Пример конспект – схемы:
АДРЕСА КОРРЕСПОНДИРУЮЩИХ САЙТОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Менеджмент:
Тематика контрольных работ с развернутыми планами
http://www.agenstvo74.narod.ru
Государство и промышленный менеджмент
http://www.elemte.ru/vid/vid000/business/business05.htm
Идеология:
Дугин А. Цели и задачи нашей революции
http://web.redline.ru/~arctogai/ideol.htm
Идеология нового мира
http://www.chat.ru/~kizub/
Дугин А. Крестовый поход против нас
http://ns1.redline.ru/~arctogai/dispens.htm
Громов В.И., Васильев Г.А. Новая идеология
http://www.neystadt.org/moshkow/win/POLITOLOG/new_ideology.txt
Идеология в компании и изменения в организации
http://www.ptpu.ru/Issues/6_98/Pu1_5.htm
Идеология Технократизма
http://tkp.find.org.ru/idetex.htm
Мотивация, стимулирование:
Мотивация: путь к успеху
http://www.zemser.ru/kiv/kiv9905/k05cal1.htm
Мотивация
http://www.biont.perm.ru/ab2n3.htm
Как заставить работника работать, или Мотивация персонала в организации
http://www.ibusiness.ru/archive/management/mang1098.html
Материалы и результаты исследований (ноябрь 1996 - май 1997 гг.) Мотивация и стимулирование персонала
http://smesupport.leontief.ru/recruitment/results_4.htm
Поляков О. Мотивация персонала
http://src.nsu.ru/psych/konspekt/k22/k22_3.htm
Мотивация и стимулирование персонала
http://www.dero.ru/pni/obuchP.htm
Реализация стратегии маркетинга: Теория и практика финансового анализа, инвестиции, менеджмент
http://koi.cfin.ru/marketing/tema8_sales.shtml
Мотивация
http://www.biont.perm.ru/ab2n3.htm
Мотивация персонала
http://panorama.irk.ru/~chuck/_tmp/rentex.old/develop/Konspekt/default.htm
Маркевич А.М. Стимулирование принудительного труда в российской промышленности во время первой мировой войны
http://www.hist.msu.ru/Departments/Ecohist/OB3/markevic.htm
Хекхаузен Х. Экстринсивная и интринсивная мотивации
http://www-personal.rtsnet.ru/~dsatin/Library/00020.shtml
Ценности:
Поведение. Часть 2. Нормы поведения. Ценности
http://doctrina.ru/conduct/pv2.htm
Козловский В. В. Социальные ценности как основание Российской модернизации
http://hq.soc.pu.ru/publications/vestnik/1997/1/KOZLOVSKII.HTML
Жизненные ценности россиян: меняется ли наш менталитет?
http://www.nns.ru/analytdoc/doclad3.html
Поведение:
Толмен Э. Поведение как полярный феномен
http://www-personal.rtsnet.ru/~dsatin/Library/00059.shtml
Стернин И.А. Коммуникативное поведение как предмет описания
http://homepages.tversu.ru/~susov/Sternin.htm
Ильин В.И. Иррациональное потребительское поведение
http://www.marketing.spb.ru/read/m7/14.htm
Ильин В.И. Игра как социальное поведение
http://www.marketing.spb.ru/read/m7/13.htm
Поведение корпорации в Интернет влияет на ее оценку потребителями
http://koi.www.rocit.ru/rocit/otto.htm
Скиннер Б. Технология поведения
http://hq.soc.pu.ru/persons/golovin/r_skinner1.html
Общество:
Луман Н. Понятие общества
http://hq.soc.pu.ru/persons/golovin/r_luhmann1.html
Организация:
http://www.ibs.ru:8000/4_3/4_34/4_3422.htm
В помощь организаторам информационно-консультационной службы
http://www.aris.ru/N/WIN_R/INFO/KONS/11/
Стратегия организации
http://src.nsu.ru/psych/konspekt/k20/k20-2.htm
Организм:
Парсонс Т. Понятие общества
http://www.philsci.univ.kiev.ua/courses/asp/biblio/par2.html
Коммуникация:
Канева Н.К. Коммуникация и конфликт
http://homepages.tversu.ru/~susov/Kyneva.htm
Дида Н.А. Профессиональная коммуникация как элемент культурного развития
http://www.csti.ru/libcsti/pub/k0102.html
«Речевая коммуникация: секреты успеха» Международная конференция
http://www.intcol.msu.su/conferences/communicat/index.html
Шульгин А. Манифест, Искусство, Власть и Коммуникация
http://sccamoscow.ru/gif/lab/myth/sh0/shulgin3.htm
Конфликт:
Канева Н.К. Коммуникация и конфликт
http://homepages.tversu.ru/~susov/Kyneva.htm
Культура:
Дида Н.А. Профессиональная коммуникация как элемент культурного развития
http://www.csti.ru/libcsti/pub/k0102.html
Культура как социальное явление
http://bgpi.ufanet.ru/prepstud/slava/socfil.htm
Полуян Л.Я., Фасеев И.Ф. Организационная культура представительных собраний (парламентская культура — что это такое?)
http://www.hist.msu.ru/NIISS/Publications/Mag/10/organiz_cultur.htm
Культура организации
http://src.nsu.ru/psych/konspekt/k20/k20-6.htm
Кадры:
Строев Е.С. Кадры, стратегия, финансы - вот триада любого производства
http://www.fadr.msu.ru/archives/mailing-list/priv-agr/art-rus/msg00009.html
Молта Д. Кадры решают все
http://www.ccc.ru/magazine/depot/97_05/str_030.htm
Стратегия:
Стратегия организации
http://src.nsu.ru/psych/konspekt/k20/k20-2.htm
Финансовая газета №30(346) июль 1998г. Рубрика Управление бизнес-процессами «Комплексная автоматизация предприятия: важность предпроектного обследования» Вариант ОМЕГА: «ABACUS Financial» – Cтратегия ускоренного внедрения
http://www.omega.ru/publications/AF_strateg.htm
Лидерство:
Харизматический лидер
http://www.nikkolom.ru/books/book1/24.htm
Демократия и лидерство
http://www.ug.ru/ug_pril/gv/96/09/07.html
Головин Н.А. Биографические рассказы как источник исследования политической социализации лидеров современной России
http://www.soc.pu.ru/publications/conf97-1/art25.html
Решение:
Стиль принятия политических решений
http://www.nikkolom.ru/books/book1/24.htm
Карьера:
Все о карьере
http://www2.telecom.mogilev.by/osp
Тартаковская И. Карьера женщины в индустрии
http://www.infomost.ru/pmuz/number2/TARTAKO.htm
Бюрократизм, бюрократия:
Крупская Н. Система Тэйлора и организация работы советских учреждений
http://www.magister.msk.ru/library/revolt/krupn001.htm
Партийная бюрократия
http://tkp.find.org.ru/pb.htm
Мизес Л. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность
http://www.libertarium.ru/library/buero.html
Герр Р. Теоретическая бюрократия
http://www.pcmag.ru/9612/129607.htm
Битэм Д. Бюрократия
http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/4beetha.htm
Фонотов А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному
http://science.csa.ru/Info/fonotov.htmr
Быстрицкий А. Я люблю бюрократию
http://www.midural.ru/izbircom/Journal/Bistr.html
Макарин А.В., Стребков А.И. Методология анализа бюрократии и эволюции советского бюрократического режима
http://hq.soc.pu.ru/publications/conf97-1/art15.html
Адамский А. Время бюрократии
http://www.1september.ru/ru/gazeta/99/28/1-1.htm
Власть:
Рэкет власти и власть у рэкета
http://www.abacus.ru/newspaper/reket.shtml
Яковенко И.Г. Власть в русской традиционной культуре: опыт культурологического анализа
http://scd.centro.ru/3.htm
Властные структуры и исполнительная власть
http://www.nns.ru/regiony/lipetsk52.html
Политика и власть. Государство и общество
http://www.nns.ru/elects/documents/pglpr2.html
Ситуационный:
Багиев Г.Л., Богданова Е.Л. Сегментация рынка и диагностика конкурентной среды в системе маркетинга
http://www.marketing.spb.ru/read/m9/15.htm
Самоуправление:
Широков А.Н. Местное самоуправление в политической системе современной россии: особенности и проблемы становления
http://future.ftf.tsu.ru/MSU/Minnac/5/MSUinPolSystem.htm
Местное самоуправление
http://www.rossel.ru/Rus/Principles/Principle7.htm
Местное самоуправление - залог сохранения государственности
http://www.rbcnet.ru/comm/tpv_news/2511981755/5.htm
Чудаков М.Ф. Местное самоуправление и управление за рубежом (некоторые вопросы теории)
http://un.minsk.by/publications/journal/journal4/chudakov.htm
Курс местное самоуправление
http://www.ic.net.ru/school5/kurs_oms.htm
Как преодолеть недоверие к нынешней российской власти? Самоуправление и государство
http://www.tranet.trecom.tomsk.su/home/news/BOOKS/5-1.htm
Социальный, социальное:
Грин М.К. (США). Кропоткин. Социальное устройство и метафизические метафоры
http://www.konecky.spb.ru/sci/history/tk1-07.htm
Бунин И. Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания
http://www.libertarium.ru/libertarium/l_liblibrus_art3
Лысякова Л. Восточно-азиатский вариант социальной политики
http://win.www.roline.ru/sp/iet/eurasia/july97/lisakova.rhtml
Вебер М. Типы господства
http://hq.soc.pu.ru/persons/golovin/r_weber2.html
Японский, американский:
Меньшиков С. Умеренный рост экономики Запада
http://www.ptpu.ru/Issues/2_97/pu2_10.htm
Государство:
Султанов Ш. Карма элиты: вдох-выдох, ночь-день
http://www.russ.ru/antolog/inoe/sult.htm
Политика и власть. Государство и общество
http://www.nns.ru/elects/documents/pglpr2.html
Государство и промышленный менеджмент
http://www.elemte.ru/vid/vid000/business/business05.htm
Илларионов А., Марков М. Чем меньше государство участвует в экономике, тем больше шансов выйти из кризиса?
http://www.ilim.ru/~taf/public/nogovecon.html
Немцов Б. Провинциал. Общество и государство
http://boris.nemtsov.ru/province/country5.htm
Информационное общество и правовое государство (Эскиз концепции законодательства в сфере информационной безопасности)
http://www.duma.gov.ru/dppage/99103703/inf_obsh/title.htm
Персонал:
Капитал в персонал?
http://www.fbr.donetsk.ua/asorty/003/kadry.shtml
Персонал
http://www.zeim.ru/report/personal.htm
Новые подходы: инвестиции в персонал
http://www.rosugol.ru/uk/htm/u7i12.html
Руководитель:
Вы Руководитель
http://www.rosugol.ru/uk/htm/u7i17.html
Менеджмент - Библиотека
http://www.unc.host.ru/Library/library0101.htm
Библиотека Евгения Волкова по психологии, логике, философии и т.п.
http://www.people.nnov.ru/volkov/library/index.html
Белорусский журнал международного права и международных отношений
http://un.minsk.by/publications/journal/journal4/cont.html
Международный журнал «Проблемы теории и практики управления»
http://www.ptpu.ru/
Либертариум - журнал по социологии, политологии, экономике
http://www.libertarium.ru/libertarium
Открытые курсы бизнеса и экономики
http://www.college.ru/economics/index.html
Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков / Под редакцией Е.В.Егоровой-Гантман
http://www.nikkolom.ru/books/book3/book1.htm
Как делать имидж политика / Под редакцией доктора политических наук Е.В.Егоровой-Гантман и И.Е.Минтусова
http://www.nikkolom.ru/books/book3/book2.htm
Политический консультант в российских избирательных компаниях / Под редакцией доктора политических наук Е.В.Егоровой-Гантман и И.Е.Минтусова
http://www.nikkolom.ru/books/book3/book3.htm
Информационный бюллетень «Конспект» - сборники работ по управлению
http://src.nsu.ru/psych/konspekt/
Мизес Л. Либерализм в классической традиции
http://www.libertarium.ru/library/mises/mises.html
Белорусская газета - статьи по экономике, политике, управлению
http://www.open.by/bg-weekly/
On line публикации по вопросам маркетинга
http://www.marketing.spb.ru/read.htm
Список терминов по управлению, политологии
http://www.etel.ru/leader/glossary.htm
Маркус Х., Нуриус П. Возможные «Я»: посредники между мотивацией и Я-концепцией
http://src.nsu.ru/psych/internet/bits/markus.htm
Яковенко И. Общество и предпринимательские ценности
http://www.libertarium.ru/library/sbornik2/3-2.html
Профессиональное телефонное поведение в клиент-ориентированной компании
http://www.hrclub.org/prog10.html
Зинченко В.А, Мартиросова Г.А. Ростовская торгово-промышленная палата и стимулирование предпринимательской активности
http://stud.math.rsu.ru/reg/rnd21/zinchenko.htm
Яркина Т.В. Основы экономики предприятий (краткий курс)
http://www.referat.ru/up/05/econom43.htm
Гершман Е.А. Начала теории социогенеза
http://www.politic.donetsk.ua/ideya/01/sociogen.htm
Гребениченко С.Ф. Номенклатура в новых исторических условиях профессиональные ориентиры и ценности
http://kleio.dcn-asu.ru/aik/krug/5/11.html
Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
http://www.ugatu.ac.ru/ugatu.new/fakult/f6/k1/philosophy/topic16.html
Козер Л.А. Функции социального конфликта
http://www.philsci.univ.kiev.ua/courses/asp/biblio/kozer.html
1 Использование учебных пособий по дисциплинам управленческого цикла Рыжиков С.Н. и Князькова Л.А. // Среднее профессиональное образование № 9, 2005.
208