Математика - 1 класс, часть 2 (Л. Г. Петерсон)
Урок 23
Тип урока: Открытие нового знания.
Тема: «Задача».
Основные цели:
1) Сформировать представление о задаче и ее структурных компонентах (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.
2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.
3) Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы;
2) определить содержательные рамки урока: знакомство с новыми математическими заданиями;
3) закрепить представление о понятии «учиться».
Организация учебного процесса на этапе 1:
Ум да разум нынче в чести.
С ними дружбу поведешь –
Так нигде не пропадешь!
Прочитайте стихотворение. Как вы его понимаете? (Знания помогут нам в жизни, умному человеку в жизни легче.)
Как это стихотворение относится к вашей работе на уроке? (На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться и т.д.)
Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)
Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке. Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Мы знакомились с волшебными цифрами.)
Какие задания вы выполняли с волшебными цифрами? (Мы сравнивали волшебные числа, решали примеры, …)
В математике еще очень много интересного. Сегодня на уроке вы столкнетесь с новыми заданиями. Пожелайте друг другу удачи! В путь!
С чего должны начать работу? (С повторения.)
Все ли вы будете повторять? (Нет, только то, что нам пригодиться сегодня на уроке.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знания: целое, часть целого, нахождение части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9;
2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Повторение.
Сосчитайте от 1 до 9, от 4 до 8, от 7 до 2.
2) Актуализация взаимосвязи части и целого.
Какое действие выполняете, когда находите целое? (Сложение.)
С помощью какого действия находили неизвестную часть? (С помощью действия вычитания.)
3) Составления выражения по рисунку.
Посмотрите на рисунок. Что можете узнать? (Мы можем узнать, сколько смайликов.)
Почему? (Нам известно, что всего смайликов 7 – это целое, 4 синих – это часть, чтобы найти другую часть надо из целого вычесть известную часть, из 7 вычесть 4.)
Запишите это выражение и найдите его значение.
Сколько же желтых смайликов? (3.)
А как проверить рассуждения? (Если сложить части, получим целое, 4+3=7.)
4) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили числа от 1 до 9, находили целое и части, составляли выражение по рисунку.)
Какое задание вы получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем.)
Откройте конверты, достаньте задания.
Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу.
Что нового для вас в этом задании? (Мы не составляли раньше задачи.)
Итак, посмотрите, что у вас получилось.
Кто не смог выполнить это задание?
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить задачу.)
Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы не составляли задачи.)
В чем же затруднение? (В выборе частей, из которых состоит задача.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона, из каких частей состоит задача.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какова же цель дальнейшей деятельности? (Построить эталон, в котором заключается части задачи.)
Что вам может помочь. Какое задание вы выполняли при повторении? (Мы составляли выражение по рисунку.)
Как это задание может помочь? (Это задание напоминает задачу, только в этом задании был рисунок, а мы работали с карточками с текстами.)
Как же вы можете узнать, из чего состоит задача? (Мы сопоставим выполненное нами задание с карточками.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в парах. Каковы основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
Выполните план в парах.
Как было представлено задание? (В виде рисунка.)
Как вы думаете, с какой карточки, должна начинаться задача?
Прочитайте текст, записанный на этой карточке. (У Тани 4 гриба, а у Саши -2.)
Какая карточка похожа на эту? (У Тани 4 гриба.)
Почему вы не выбрали эту карточку? (К этому тексту нельзя поставить вопрос.)
То, что нам известно – это УСЛОВИЕ.
Что же делать с этим условием? Какой должна быть следующая карточка? (Должен быть вопрос.)
Найдите эту карточку. Прочитайте текст.
То, что вы должны найти – это ВОПРОС.
Сколько же частей должно быть в тексте задачи? (2.)
Назовите их? (Условие и вопрос.)
Справились ли вы с заданием на повторение? (Да.)
Что помогло? (Рисунок.)
Можем ли вы сделать рисунок к задаче? (Да.)
Нарисуйте столько квадратиков, сколько грибов у Тани и треугольников, сколько грибов у Саши.
Как еще вы можете представить условие задачи, кроме рисунка? (В виде схемы.)
Постройте схему к данной задаче.
Что вы построили для решения задачи? (Схему, рисунок.)
Как же решить эту задачу? С помощью какого действия? (С помощью действия сложения.)
Обоснуйте свой ответ. (Мы ищем целое, чтобы найти целое, нужно части сложить.)
Составьте выражение к этой задаче. (4+2.)
Что вы составили для решения задачи? (Выражение.)
Найдите его значение? (4+2=6.)
Полученное равенство называют РЕШЕНИЕМ задачи.
Итак, решили ли вы задачу? (Да.)
Прочитайте вопрос задачи.
Ответьте на вопрос. (Всего 6 грибов.)
Запишите ответ.
Итак, как вы завершаете решение задачи? (Мы записываем ответ.)
Сделайте вывод. Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)
Что вам помогает решить задачу? (Схема, выражение, решение и ответ.)
Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие.)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что позволяет вам открытие? (Мы теперь можем составлять задачи и их решать.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) № 2, стр. 44.
2) Работа в парах.
№ 3 стр. 44
Найдите № 3 на этой же странице. Что вы видите? (Решенную задачу.)
Как вы думаете, что вам надо сделать? (Назвать части задачи.)
Составьте задачу. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой -2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?)
Определите в парах части задачи.
Назовите условие задачи. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой 2 яблока.)
Назовите вопрос задачи. (Сколько всего яблок на двух тарелках?)
Какая составлена схема? (Отрезок разделен на части.)
Какое составлено выражение? (5 + 2.)
Почему? (Мы ищем целое, значит, части нужно сложить.)
Что еще вы не назвали? (Решение и ответ.)
Кто из вас допустил ошибки в обозначении частей задачи?
В чем ваша ошибка?
Исправьте ошибки.
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 4, стр. 45.
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в выделении частей задачи, а так же в решении задач.)
Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем выделять части задачи, решать задачи.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) организовать тренинг умения составлять выражения;
2) закрепить знание состава числа 7.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 5, стр. 45 (1,5 рисунки)
Найдите номер № 5 на странице 45.
Рассмотрите первый рисунок.
Какое составлено выражение? (4 + 3.)
Что обозначает это выражение? (Ищем целое, части складываем.)
Как представлена первая часть? (4 желтых круга.)
Как представлена вторая часть? (3 красных треугольника.)
Найдите пятый рисунок.
Какое составлено выражение? (9 – 2.)
Что обозначает это выражение? (Ищем неизвестную часть, из целого вычитаем известную часть.)
Как представлено целое? (9 синих кругов.)
Как представлена известная часть? (2 синих круга.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
11) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (логические части задачи);
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Как вы заканчиваете наш урок? (Анализируем свою работу.)
Какую цель вы ставили перед собой? (Построить эталон задачи.)
Достигли ли вы цели?
Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы узнали, что в задаче есть условие, вопрос, для решения задачи нужно составить схему, записать выражение, решение и ответ.)
Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.
В чем возникали трудности на уроке?
Какие трудности остались на конец урока?
Оцените в словах свою работу на уроке.
Домашнее задание:
составить задачу на сложение или на вычитание; найти в них условие, вопрос, нарисовать схемы, записать решение и ответ.
☺ № 6, стр. 45.