СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК Л.Г.Петерсон тема: " Задача"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные цели:

1) Сформировать представление о задаче и ее структурных компонентах (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.

2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.

3) Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9.

Просмотр содержимого документа
«УМК Л.Г.Петерсон тема: " Задача"»

Математика - 1 класс, часть 2 (Л. Г. Петерсон)

Урок 23

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема: «Задача».

Основные цели:

1) Сформировать представление о задаче и ее структурных компонентах (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.

2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.

3) Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы;

2) определить содержательные рамки урока: знакомство с новыми математическими заданиями;

3) закрепить представление о понятии «учиться».

Организация учебного процесса на этапе 1:

Ум да разум нынче в чести.

С ними дружбу поведешь –

Так нигде не пропадешь!


  • Прочитайте стихотворение. Как вы его понимаете? (Знания помогут нам в жизни, умному человеку в жизни легче.)

  • Как это стихотворение относится к вашей работе на уроке? (На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться и т.д.)

  • Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)

  • Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке. Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Мы знакомились с волшебными цифрами.)

  • Какие задания вы выполняли с волшебными цифрами? (Мы сравнивали волшебные числа, решали примеры, …)

  • В математике еще очень много интересного. Сегодня на уроке вы столкнетесь с новыми заданиями. Пожелайте друг другу удачи! В путь!

  • С чего должны начать работу? (С повторения.)

  • Все ли вы будете повторять? (Нет, только то, что нам пригодиться сегодня на уроке.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания: целое, часть целого, нахождение части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9;

2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Повторение.

Сосчитайте от 1 до 9, от 4 до 8, от 7 до 2.

  • Назовите последующее число 8.

  • Расскажите все, что знаете о числе 9.

2) Актуализация взаимосвязи части и целого.







  • На какие части можно разбить круги на рисунке? (По цвету.)

  • Составьте все возможные равенства.

  • Проверьте, что у вас получилось.

  • Какое действие выполняете, когда находите целое? (Сложение.)

  • С помощью какого действия находили неизвестную часть? (С помощью действия вычитания.)

3) Составления выражения по рисунку.








  • Посмотрите на рисунок. Что можете узнать? (Мы можем узнать, сколько смайликов.)

  • Почему? (Нам известно, что всего смайликов 7 – это целое, 4 синих – это часть, чтобы найти другую часть надо из целого вычесть известную часть, из 7 вычесть 4.)

  • Запишите это выражение и найдите его значение.

  • Сколько же желтых смайликов? (3.)

  • А как проверить рассуждения? (Если сложить части, получим целое, 4+3=7.)

4) Пробное действие.

  • Что вы повторили? (Мы повторили числа от 1 до 9, находили целое и части, составляли выражение по рисунку.)

  • Какое задание вы получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем.)

  • Откройте конверты, достаньте задания.

  • Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу.

  • Что нового для вас в этом задании? (Мы не составляли раньше задачи.)

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться составлять задачи.)

  • Как будет звучать тема урока? (Задача.)

  • Попробуйте выполнить это задание.

  • Итак, посмотрите, что у вас получилось.

  • Кто не смог выполнить это задание?

  • Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли составить задачу.)

  • Кто составил задачу? Прочитайте.

  • Обоснуйте свои результаты. (Мы не можем обосновать свои результаты.)

  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить задачу.)

  • Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы не составляли задачи.)

  • В чем же затруднение? (В выборе частей, из которых состоит задача.)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона, из каких частей состоит задача.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какова же цель дальнейшей деятельности? (Построить эталон, в котором заключается части задачи.)

  • Что вам может помочь. Какое задание вы выполняли при повторении? (Мы составляли выражение по рисунку.)

  • Как это задание может помочь? (Это задание напоминает задачу, только в этом задании был рисунок, а мы работали с карточками с текстами.)

  • Как же вы можете узнать, из чего состоит задача? (Мы сопоставим выполненное нами задание с карточками.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Каковы основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)

  • Выполните план в парах.

  • Как было представлено задание? (В виде рисунка.)

  • Как вы думаете, с какой карточки, должна начинаться задача?

  • Прочитайте текст, записанный на этой карточке. (У Тани 4 гриба, а у Саши -2.)

  • Какая карточка похожа на эту? (У Тани 4 гриба.)

  • Почему вы не выбрали эту карточку? (К этому тексту нельзя поставить вопрос.)

  • То, что нам известно – это УСЛОВИЕ.

  • Что же делать с этим условием? Какой должна быть следующая карточка? (Должен быть вопрос.)

  • Найдите эту карточку. Прочитайте текст.

  • То, что вы должны найти – это ВОПРОС.

  • Сколько же частей должно быть в тексте задачи? (2.)

  • Назовите их? (Условие и вопрос.)

  • Справились ли вы с заданием на повторение? (Да.)

  • Что помогло? (Рисунок.)

  • Можем ли вы сделать рисунок к задаче? (Да.)

  • Нарисуйте столько квадратиков, сколько грибов у Тани и треугольников, сколько грибов у Саши.

  • Как еще вы можете представить условие задачи, кроме рисунка? (В виде схемы.)

  • Постройте схему к данной задаче.

  • Что вы построили для решения задачи? (Схему, рисунок.)

  • Как же решить эту задачу? С помощью какого действия? (С помощью действия сложения.)

  • Обоснуйте свой ответ. (Мы ищем целое, чтобы найти целое, нужно части сложить.)

  • Составьте выражение к этой задаче. (4+2.)

  • Что вы составили для решения задачи? (Выражение.)

  • Найдите его значение? (4+2=6.)

  • Полученное равенство называют РЕШЕНИЕМ задачи.

  • Итак, решили ли вы задачу? (Да.)

  • Прочитайте вопрос задачи.

  • Ответьте на вопрос. (Всего 6 грибов.)

  • Запишите ответ.

  • Итак, как вы завершаете решение задачи? (Мы записываем ответ.)

  • Сделайте вывод. Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)

  • Что вам помогает решить задачу? (Схема, выражение, решение и ответ.)

  • Проверьте наш вывод по эталону. ( на доске карточки с соответствующими названиями)

  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие.)

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что позволяет вам открытие? (Мы теперь можем составлять задачи и их решать.)

  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) 2, стр. 44.

  • Найдите 2 на стр.44.

2) Работа в парах.

3 стр. 44

  • Найдите 3 на этой же странице. Что вы видите? (Решенную задачу.)

  • Как вы думаете, что вам надо сделать? (Назвать части задачи.)

  • Составьте задачу. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой -2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?)

  • Определите в парах части задачи.

  • Назовите условие задачи. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой 2 яблока.)

  • Назовите вопрос задачи. (Сколько всего яблок на двух тарелках?)

  • Какая составлена схема? (Отрезок разделен на части.)

  • Какое составлено выражение? (5 + 2.)

  • Почему? (Мы ищем целое, значит, части нужно сложить.)

  • Что еще вы не назвали? (Решение и ответ.)

  • Кто из вас допустил ошибки в обозначении частей задачи?

  • В чем ваша ошибка?

  • Исправьте ошибки.

  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи.

Организация учебного процесса на этапе 7:

4, стр. 45.

  • Найдите 4 на странице 45. Составьте задачу.

  • Решите эту задачу в учебнике и выделите все части задачи.

  • Проверим по эталону.

  • У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

  • Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в выделении частей задачи, а так же в решении задач.)

  • Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем выделять части задачи, решать задачи.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) организовать тренинг умения составлять выражения;

2) закрепить знание состава числа 7.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • В конце урока я предлагаю потренироваться в составлении выражений.

5, стр. 45 (1,5 рисунки)

  • Найдите номер 5 на странице 45.

  • Рассмотрите первый рисунок.

  • Какое составлено выражение? (4 + 3.)

  • Что обозначает это выражение? (Ищем целое, части складываем.)

  • Как представлена первая часть? (4 желтых круга.)

  • Как представлена вторая часть? (3 красных треугольника.)

  • Найдите пятый рисунок.

  • Какое составлено выражение? (9 – 2.)

  • Что обозначает это выражение? (Ищем неизвестную часть, из целого вычитаем известную часть.)

  • Как представлено целое? (9 синих кругов.)

  • Как представлена известная часть? (2 синих круга.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

11) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (логические части задачи);

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Как вы заканчиваете наш урок? (Анализируем свою работу.)

  • Какую цель вы ставили перед собой? (Построить эталон задачи.)

  • Достигли ли вы цели?

  • Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы узнали, что в задаче есть условие, вопрос, для решения задачи нужно составить схему, записать выражение, решение и ответ.)

  • Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.

  • В чем возникали трудности на уроке?

  • Какие трудности остались на конец урока?

  • Оцените в словах свою работу на уроке.

  • Какую цель поставите перед собой при выполнении домашней работы?


Домашнее задание:

 составить задачу на сложение или на вычитание; найти в них условие, вопрос, нарисовать схемы, записать решение и ответ.

☺ № 6, стр. 45.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!