СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удод птица 2016 года.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Удод птица 2016 года. Это забавная птица с задранным хохолком  и смешным длинным клювом является близким родственником птиц-носорогов. Удоды достаточно трусливые птицы и ударяются в панику при виде кошки и собаки, но при этом совершенно не обращают внимания на людей и домашний скот.

Просмотр содержимого документа
«Удод птица 2016 года.»

УДОД



Эта забавная птица с задранным хохолком и смешным длинным клювом является близким родственником птиц-носорогов. Называют её лесной петушок, или удод. Всего на нашей планете обитает около 20 видов удодов. Живут эти птицы в Центральной и Южной Европе, Сибири, Китае и Северной Африке.

Они предпочитают местность, где тенистые рощи чередуются с обширными лугами. В Южной Европе удоды обожают селиться в виноградниках, а в Африке их можно встретить буквально в каждом селении и даже большом городе. Сюда их привлекают мусорные свалки и навозные кучи. Обитают они и в Крыму, в степной его части.

Удоды достаточно трусливые птицы и ударяются в панику при виде кошки и собаки, но при этом совершенно не обращают внимания на людей и домашний скот.


Удоды между собой очень часто ссорятся, и редко на одной территории уживаются две семейные пары. Питаются удоды насекомыми, которых эта птица собирает на земле, а также при помощи своего длинного языка вытаскивает из нор и всяких щелей. Особым лакомством для удодов являются мясные мухи и навозные жуки, но при случае он не откажется и от сверчков, бронзовок, гусениц и муравьиных яиц. При гнездовании эти птицы выбирают дупла деревьев, но если дупла поблизости нет, строят свои гнёзда в трещинах скал или стен, если дело происходит в деревне или в городе. Самка откладывает от 4 до 7 яиц. Новорождённые удоды очень прожорливы и при этом не умеют, есть самостоятельно, по этому бедным родителям приходятся каждый кусок буквально заталкивать им в рот, иначе ненаглядные чада просто умрут с голоду.



Кстати, в период выращивания птенцов вокруг гнезда удода распространяется кошмарное зловоние. Происходит это из-за того, что родители никогда не убирают за детьми их нечистоты. К тому времени, когда молодые удоды начинают летать, всё гнездо буквально завалено ими. За такую нечистоплотность удодов иногда называют «вонючей птицей».


Удод легко приручается. Еще в самой старой русской книжке о ловле и содержании птиц, ее автор М. П. Вавилов, пишет по это­му поводу: «Будучи словлен, удод скоро привыкает и даже сильно привязывается к хозяину. Он следует за ним повсюду, даже в сад, и при этом никогда не делает попытки улететь».

Однажды в Крыму, в деревни у бабушки я проснулся утром и долго следил за удодом. Он перелетал с кормом в клюве с места на место. Где было гнездо птицы, я не мог обнаружить. Спать приходилось около кирпичной печки, которая закрывала меня от утреннего солнца. Оказалось, что именно в ней и находится гнездо удода, отверстие же в печку было заложено моей подушкой. Само собой разумеется, что птица все утро не могла попасть в гнездо и летала с кормом вокруг меня. Гнездо удода примечательно тем, что очень грязно: птицы не выносят из него помета птенцов. Кроме того, у птенчиков есть лю­бопытное защитное приспособление: стоит протянуть к ним руку, как они, словно по команде, приподымают вверх гузки и выбрыз­гивают сантиметров на двадцать вверх зеленую, необычайно вонючую жидкость вот почему в ряде мест птицу называют вонючкой. Если вы решите взять птенчика для выкармливания, то лучший возраст для этого — начало оперения, когда в больших пеньках у птенцов только хохол, маховые и рулевые перья (у них хвост развивается одновременно с крыльями). В выводке можно найти птенцов самых различных возрастов: от крошечного, совсем еще голенького, до оперяющегося. Причина этого в том, что самка на­чинает насиживать кладку с первых отложенных яиц, и птенцы выводятся в разное время. Выкормыша без всяких опасений можно держать прямо на улице.


Он не улетит, и на ночь будет возвращаться в отведенное ему место. Удод — птица насекомоядная. Муравьиные яйца, соловьиная смесь и мучные черви — необхо­димый корм для него. Полезно хотя бы изредка давать дожде­вых червей, которых птицы едят очень охотно. Удоды многочисленны только в местности с легкими, преиму­щественно песчаными почвами. Лишь в такие почвы могут они легко засунуть свой клюв, когда вытаскивают подгрызающих кор­ни личинок или скрывающихся под навозом на выгоне жуков и дождевых червей. На песках у Камышина удоды, гнездившиеся под нашим домом, собирали больше всего личинок муравьи­ного льва, которых вокруг было множество. Кроме того, около гнезда я нашл несколько шку­рок от громадных сольпуг (паук). Удод не может проглотить такое крупное животное, и видимо, выдавливает его в рот птенцам. Удод в природе поедает очень много вредных насекомых, и это заставляет причислить его к полезнейшим птицам. 

Удод — заметная птица и издревле упоминается в различных литературных источниках, поэтому он присутствует во многих сказаниях, мифах, литературных писаниях, в том числе и священных писаниях — Коране и Библии. В древнегреческой мифологии, согласно произведениям древних классиков, фракийский царь Терей, сын бога войны Ареса и бистонской нимфы, был превращён в удода после того как попытался убить своих жён.





У ингушей и чеченцев до принятия ислама удод («тушол-котам») считался священной птицей и символизировал богиню весны, плодородия и деторождения Тушоли. Убить удода можно было лишь с разрешения жреца для ритуальных целей, а его гнездо во дворе считалось хорошей приметой.

В исламе и некоторых еврейских источниках (таких как «Таргум Шени» к «Книге Есфирь» и «Мидраш Мишлей», мидраш к Книге притч) удод ассоциируется с повелителем птиц и зверей царём Соломоном. Согласно легенде, однажды правитель не обнаружил удода среди своих птиц, а когда тот, наконец, нашёлся, то рассказал о чудесном городе Киторе и его правительнице, прекрасной царице Савской (Билкис у мусульман), поклоняющейся Солнцу. Царь отправил удода в Савскую землю с посланием к царице. В ответ на письмо женщина отправила ему богатые дары, а затем совершила визит к царю в Иерусалим.

В пятой книге Пятикнижия (Торы) и Ветхого Завета «Второзаконие», предположительно составленной в VII веке до н. э., удод упоминается в числе птиц, запрещённых к употреблению в пищу:

Всякую птицу чистую ешьте;
но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла,
и коршуна, и сокола, и кречета с породою их,
и всякого ворона с породою его,
и страуса, и совы, и чайки, и ястреба с породою его,
и филина, и ибиса, и лебедя,
и пеликана, и сипа, и рыболова,
и цапли, и зуя с породою его, и удода, и нетопыря.

В русской литературе об удоде упоминали Максим Горький и Велимир Хлебников. Горький не очень лестно отозвался об этой птице: «Удод же — птица совершенно глупая, и дрессировке не поддается ни в коем случае». Хлебников в наброске автобиографической повести в стихах (1909) выразился куда более благосклонно:

Меня окружали степь, цветы, ревучие верблюды,
Круглообразные кибитки,
Моря овец, чьи лица однообразно-худы,
Огнем крыла пестрящие простор удоды,
Пустыни неба гордые пожитки.
Так дни текли, за ними годы.
Отец, далеких гроза сайгаков,
Стяжал благодарность калмыков…
Ручные вороны клевали
Из рук моих мясную пищу,
Их вольнолюбивее едва ли
Отроки, обреченные топорищу.
Досуг со мною коротая,
С звенящим криком: «сирота я»,
Летел лебедь, склоняя шею,
Я жил, природа, вместе с нею.





У Самуила Маршака есть пересказ чешской народной песенки «Несговорчивый удод»:

Шла Марина с огорода,

Под кустом нашла удода.

А удод ей: - Ду-ду-ду,

Жить у вас я не бу-ду!

К старой бабке убегу,

Даст мне бабка творогу!

Удод.

(Персидская сказка)

Было так или не было, а жил-был в лесу удод. Свил он себе на дереве гнездо. И захотелось как-то ему посмотреть, каков из себя город.
Прилетел он в город, сел на высокую стену и стал щебетать. А дети услышали голос удода и решили расставить силок и поймать его.
Занялись дети силком, а удод знай себе посмеивается. Как раз в это время проходил мимо один мудрец. Спрашивает он удода:
— Над чем ты смеешься?
— Над глупостью этих детей,— отвечает удод.— Они расставляют силок для меня, а ведь я во время полета вижу воду под землей. Будто я не увижу их силка!
— Не радуйся раньше времени,— промолвил мудрец,— и не смейся попусту. Не то угодишь еще в силок.
Ну, а дети? Дети расставили силок, и один из них заметил:
— Силок без приманки не годится. Какая птица сядет в силок без приманки?
И они стали разыскивать приманку. Нашли кузнечика и червячка, положили в силок и отошли. Удод слетел со стены, захотелось ему полакомиться кузнечиком и червячком. А о сетях он уже забыл. Тут-то он и угодил в силок. Прибежали дети, схватили удода, привязали к его ноге бечевку, стали ее дергать и тянуть.
Между тем возвращался тот же мудрец. Видит он: дети поймали удода и привязали бечевкой за ногу.
Подошел он и говорит:
— Эх, удод! Разве не ты смеялся над глупостью детей? Ты же говорил: «Я вижу воду под землей! Мне ли не увидать их силка?»
Удод ему ответил:
— Все это так. Но демон алчности своей пятерней ослепил, одурачил меня и лишил языка. Двумя пальцами он закрыл мне глаза, и я перестал видеть силок. Двумя другими заткнул уши, и я не услышал советов мудреца. А одним пальцем закрыл рот, чтобы я не спрашивал, как быть. Умоляю тебя, о мудрец, освободи меня!
Мудрец подозвал к себе детей:
— Обижать безобидную птицу — дело недостойное. Лучше отпустите ее на свободу.
Дети выпустили удода, и он полетел в лес. Он и до сих пор там летает.


Про удода в книге легенды Крыма сложена легенда:

«Гора двух удодов — Опук»

В той местности, где сейчас высится гора Опук, было в древности большое богатое селение. Жили в нём кроткие, скромные и трудолюбивые люди, которые считали за тяжкое преступление угнетать кого-либо, не знали, что такое насилие. Однажды недалеко от селения потонул во время бури какой-то корабль. Из всех находившихся на корабле спаслись только две женщины. Их подобрали добросердечные поселяне и приютили у себя.

Жители селения немедленно принялись за работу и в несколько дней выстроили женщинам дом, поставили в нём все, что полагается, подарили каждой по овце, стали заботиться о чужестранках, как о родных дочерях. Старшую звали именем, которое произносилось, как звук О, младшую — Пука. А так как они были неразлучны и всюду появлялись вместе, то их называли не иначе, как О-Пука.

Женщинам всё в селении казалось странным и удивительным. Попали они сюда из страны, где жители были жадны и завистливы, где каждый старался захватить себе побольше всяких ценностей — земли, скота, построек, где одолевали друг друга силой. Женщины знали только такую жизнь.

Прожив несколько месяцев тихо и скромно, они стали тяготиться таким необычайным для них порядком и начали мечтать о господстве над теми, кто их приютил. Это желание с каждым днём все сильнее и сильнее овладевало ими. И женщины мало-помалу начали приводить его в исполнение.

Действовали они осторожно и коварно. Они начали с того, что стали вмешиваться в семейную жизнь поселян, затем попробовали влиять на ведение общественных дел. В конце концов, они возбудили у некоторых жителей общины дотоле неведомые чувства — алчность, честолюбие. Приблизив к себе таких людей, женщины образовали из них свою свиту. Эта свита держала в страхе население. Все это напоминало чужеземным женщинам порядки их далекой страны.

Все стали замечать, как меркла, тускнела день ото дня красота чужестранок. И они заметили это. Тогда женщины принялись наряжаться в немыслимо пёстрые платья, которые называли мантиями, натирать себя благовонными мазями, румяниться, на головы надели особенные уборы, гордо именуя их коронами. Царицы, говорили они, должны быть нарядными.

Простосердечные поселяне молча сносили тяготы новой власти. Но О и Пуке казалось мало достигнутого, Они приказали изготовить и выставить на площади свои каменные изображения и требовали поклонения им, как богам. Слуги цариц согнали поселян, и те построили вблизи изваяний высокие кресла — троны. По утрам царицы усаживались на троны, а согнанный на площадь народ опускался перед ними на колени. Вид поверженных людей наполнял радостью сердца чужеземок. А в дни новолуния у каменных истуканов закалывали жертву — какое-либо животное.

Кротким жителям ничего не оставалось делать, как уходить из родных мест и искать прибежища у соседних народов. Пустел посёлок, становилась бесплодной земля, разрушались жилища.

Шел с востока в сторону посёлка странствующий мудрец. Всю жизнь посвятил он изучению жизни, помогал людям разумным словом. Горела в его сердце большая любовь к человеческому роду, и думал он только о том, чтобы сделать людей счастливыми.

Чем ближе подходил мудрый старец к посёлку скромных и кротких тружеников, тем больше узнавал об их ужасной судьбе. Ускорил шаг старый человек, догадывался, что нужно там его слово.

И вот он в посёлке. Со всех сторон идут к нему люди с жалобами.

— Когда от вас снова потребуют жертвоприношения? — спросил старец.

— Когда подойдет новолуние, — ответили ему.

— Я в тот день явлюсь к вам, и вы будете избавлены навсегда от злых существ.

День новолуния совпадал с годовщиной захвата власти чужеземками. Согнали всех взрослых и детей на площадь. Явились перед ними в нелепых пёстрых нарядах царицы. И вдруг, не ведая, что творится в душах собравшихся, О и Пука перед жертвоприношением сказали:

— Кто пожертвует собой для прославления нашего имени и великих дел?

При этих словах все оцепенели от ужаса. Молчали, опустив головы.

— В таком случае пусть решит жребий, кто достоин стать жертвой, — сказала старшая и велела молодым людям отойти от пожилых. — И вместо одной жертвы восславят нас две…

В эту минуту появился в толпе мудрый старец. Смело подошел он к тронам, снял с плеч котомку и громко сказал:

— Ничтожные существа! Эти люди дали вам приют и пищу. A вы, заражённые ненасытным властолюбием, поработили их. Вы заставили поклоняться своим изображениям, обездолили жизнь этих покорных людей, а теперь требуете их крови! Неблагодарные! Вы вообразили, что терпению этих тружеников не будет конца и что не найдется никого — кто сумел бы наказать вас. Ошибаетесь! — голос старика загремел.

— Это что за комар жужжит у наших ног? — крикнула, вскочив, младшая.

— А вот узнаешь! — повысил голос старик и обратился к поселянам. — Какому наказанию подвергнуть дерзких?

— Делай с ними, что хочешь, только избавь нас от этих хищных птиц! — закричал народ.

— Эй, воины! — позвала старшая, — Хватайте подлого старика!

— Не трогайтесь с места! — голос старца разнесся во круг громовыми раскатами. Подняв руки к потемневшему небу, старец произнёс: — Проклинаю вас, ничтожные твари, и да превратитесь вы в птиц, на которых вы похожи. А троны ваши да превратятся в скалу!

В этих словах будто соединились вся ненависть и презрение жителей поселка к наглым честолюбцам. Была в словах такая сила, что не успел старец замолкнуть, как заколыхалась земля и пред расступившимся народом поднялась из нее скала, на вершине которой сидели две птицы. У них были перья пёстрые, словно одежды исчезнувших женщин, а на головах поднимались гребни наподобие царских корон. Прижавшись, друг к другу, птицы неистово кричали: — О-пук! О-пук!

Так кричат удоды, и печален их крик, как печальна судьба низвергнутых цариц, ожесточивших народ.

С той поры и называется эта скала горой Опук. На ней постоянно живут два удода, две самки; живут они сотни лет, но не могут дать племени от себя, потому что потомству от существ, которыми они были когда-то, не должно быть места на земле.

А вскоре недалеко от берега, на том месте, где когда-то потонуло судно, поднялись со дна моря два больших камня, очертаниями похожие на корабли.

Эти камни-корабли напоминают жителям посёлка об опасности, какой грозит заморская страна. Пусть не забывают, что оттуда попасть могут к ним нелюди и принести злое горе.



Удод изображён на банкноте Гамбии номиналом в 50 даласи 

Изображён на монете Молдавской Республики.

Удод обыкновенный.  

На лицевой стороне: в центре изображение государственного герба Приднестровской Молдавской Республики, по кругу надписи: вверху - "ПРИДНЕСТРОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАНК"; внизу - "100 РУБЛЕЙ". В нижней части год выпуска - "2003".
 На оборотной стороне: изображение птицы Удод обыкновенный, сидящей на ветке дуба. По кругу монеты надпись "УДОД ОБЫКНОВЕННЫЙ - UPUPA EPOPS".

На монете Израиля:

В Литве есть город Куктишкес, на гербе этого города изображен удод. Герб Куктишкеса утвержден 4 июля 2002 года. Автор герба - Вида Навикиене.

"В золотом поле красный удод с красно-черными хохолком, крыльями и хвостом. Клюв, глаз и ноги серебряные".

На почтовых марках многих стран мира:



Иногда говорилось, что старые удоды, детей своих взрастивши, сами выщипывают свои обтрепанные перья. Но даже если и так бывало, птенцы все равно брали их под свою опеку. Эти воображаемые свойства удода позволяли авторам бестиариев символически обозначать сию птицу как отчаявшегося человека, который обращается к церкви. Или обозначали удодом милосердного человека, который возвышается своими добродетельными поступками.

Источники

О.В.Белова "Славянский бестиарий. Словарь названий и символики" —

М.: Индрик, 2000 (102)

Бестиарий Леонардо да Винчи // Книга тайн. Секреты мастерства —

СПб.: Азбука-классика, 2007 (390)


Добродетель благодарности, говорят, более всего развита у птиц, называемых удодами, знающими цену жизни и пищи, которую они получают от своих отца и матери; когда они видят, что те состарились, они вьют для них гнездо, опекают и кормят их и своими клювами выдергивают старые и потрепанные перья; и затем с помощью специальных трав восстанавливают их зрение, так что те вновь возвращаются к процветанию.

Бестиарий Леонардо да Винчи

После таких слов, которые сказал великий итальянский художник, я уверен, что удод заслуживает быть птицей года.


"Удод"

Он украшен хохолком.

Дом его в дупле сухом.

Знает весь лесной народ:

Эти птицу звать удод.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!