Урок изобразительного искусства.
Тема. "Удивительный мир птиц".
Цели. Изобразить птицу, показать учащимся все разнообразие мира птиц; обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанных с различной средой обитания; показать многоцветие и разнообразие мира; развивать умение работать кистью без предварительной прорисовки; смешивать краски на палитре; воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Оборудование. Картины или фотографии с изображением птиц (лучше экзотических); гуашь; кисти № 2–3 и 4–5; бумага для рисования формата A3; банка для воды; тряпочка; палитра; аудиозапись К.Сен-Санс –"Карнавал животных" (пьесы "Кукушка", "Финал"); плакат с клювами и лапами птиц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Учитель проверяет рабочее место.
II. Сообщение темы занятия
Учитель. Мы сегодня опять заглянем к Кляксе и узнаем, каких новых обитателей волшебного леса она повстречала.
III. Птицы волшебного леса
У. За прошедшую неделю в нашей волшебной стране произошли очень интересные события. Клякса долгое время не могла налюбоваться вашими рисунками с рыбками. Она каждый день старалась пригласить к себе в норку кого-нибудь из знакомых, чтобы показать им свой волшебный аквариум, в который она могла спокойно заглядывать, не боясь намокнуть и растаять. Все шло просто замечательно, но в один прекрасный день, разглядывая причудливые водоросли, Клякса вдруг услышала чье-то негромкое пение. Кто это мог быть? В норке Клякса была одна, ее волшебные рыбки молчали и только всплескивали своими плавниками. Клякса ненадолго задумалась, а потом поняла, что звук доносится откуда-то снаружи. Она потихоньку приоткрыла дверь и высунула свой любопытный нос. И тут на нее обрушился целый букет различных песен: чириканье, посвистывание, треньканье, кукование и многое другое. Что же это было?
Дети. Это были разные птицы.
У. Дело в том, что в этот день веселые краски рисовали картинки для детской книги, и все нарисованные птицы расселись на ветках деревьев обсушить свои перышки. Каких только птиц здесь не было!
Учитель открывает плакаты с изображением различных птиц.
IV. Изображение птиц
У. Давайте вспомним, как выглядят птицы, что у них есть.
Д. Голова, туловище, шея, лапы, хвост, перья, клюв, глаза.
У. Интересно, что клюв у всех птиц разный, по его виду можно определить, чем птица питается. Давайте попробуем отгадать, чей это клюв и что ест его хозяин.
На доске плакат с изображением клюва: (а) – дятла, (б) – журавля, (в) – попугая, (г) – утки, (д) – ястреба, (е) – воробья.
Д. Клюв (а) – это клюв дятла, которым он долбит кору деревьев и достает личинки насекомых. Клюв
(б) – это клюв журавля, которым он достает пищу из водоема. Клюв (в) – клюв попугая, он шелушит им семечки. Клюв (г) принадлежит утке, она процеживает им воду. Клюв (д) – это клюв хищной птицы, таким клювом удобно рвать добычу. Хозяин клюва (е) – воробей, он питается семенами и ловит мелких насекомых.
У. Многое о своем обладателе могут рассказать и лапки.
На доске плакат со схематичными изображениями лапок.
Д. У утки (а) лапки приспособлены для плавания, у попугая (б) для лазания по деревьям, у орла (в) для захвата добычи, а у голубя (г) – для ходьбы по земле.
У. Чем покрыто тело птиц?
Д. Все птицы покрыты перьями, которые и составляют их наряд.
У. Перья могут быть длинными и короткими, образовывать хохолки на голове и прекрасные веера на спинках, могут закрывать грудку пышным воротничком или делать пушистыми лапки. И все эти перья у любой птички разноцветные. Даже у черной галки можно заметить несколько оттенков оперения, а что тогда говорить о павлинах или попугаях?
Учитель показывает фотографии различных птиц.
– Наша птица на рисунке должна быть крупной и обязательно красивой. Что она будет делать?
Д. Птица может сидеть на ветке, быть в полете или готовиться к нему.
У. Работать будем обязательно с палитрой, густо беря краску, смешивая ее перед использованием. Сначала работу сделаем в общих чертах (придумаем форму птицы и цвет), а уже после подсыхания добавим мелкие детали (глаза, украшения перьев и т. д.). Надо помнить, что птица не находится в пустом пространстве, так что необходимо продумать фон.
Дети начинают самостоятельную работу под музыкальное сопровождение.
V. Итог занятия
После окончания работы все рисунки выкладываются в конце класса на полу, составляя своеобразное панно. Часть работ может быть вывешена на стенд в классе. Остальные работы дети разбирают по домам. (Желательно следить, чтобы работа каждого ученика была представлена на классном стенде в течение месяца или четверти.)