Тема: Удивительный мир науки
Цель: повышение интереса учащихся к естественным наукам и расширить знание понятий «вещество», «молекула», «атом», «химические и физические явления», познакомиться с основными правилами техники безопасности при работе с различными веществами.
Задачи:
обобщить знания учащихся,
развивать познавательный интерес к предмету,
развить коммуникативные способности учащихся.
Оборудование: Опыт 1- 2 хим. стакана; палочка, шерстяная ткань.
Реактивы: опыт 1- раствор сульфата натрия, раствор хлорида бария; опыт 2- раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты, раствор фенолфталеинового;
Ход урока.
Подготовительный этап:
Среди учащихся старших классов подбирается помощник для проведения лабораторных опытов. Особое внимание уделяется технике безопасности.
На первом этапе внеклассной деятельности проводится инструктаж по технике безопасности.
Актуализация знаний.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня вы находитесь в самом необычном кабинете нашей школы. Здесь постоянно происходят всевозможные чудеса!
А как вы думаете, что такое чудеса? (ученики дают различные варианты ответов). Индийские мудрецы утверждали: «Не ищите чудес, их нет. Ищите знание – оно есть.
И все, что люди зовут чудесами, – та или иная степень знания».
Помощник:
Демонстрация опытов
Первый опыт. Нам понадобится стакан, свеча, спичка.
Второй опыт, синяя вода, блюдце, стакан, свеча и спичка.
Учитель: Сейчас в каждом доме повсюду электрические лампы.
Итак, электричество. Что же это такое?
Ответ: Движущийся заряженный поток.
Первый помощник: Слово "Электр" – произошло от греческого слова "янтарь".
Люди впервые задумались над странной силой, скрытой внутри янтаря, когда потерли его сухой тряпицей, а он стал вдруг притягивать к себе мелкий сор, пылинки. Как раз для этого опыта у меня имеется волшебная палочка.
Третий опыт. Получение электричества. Сейчас попытаемся повторить этот опыт. Натираю шерстяной тряпочкой нашу волшебную палочку на него кладу буквы из салфетки (электрон). Что они делают?
Ответ: Они притягиваются.
Помощник: Как к янтарю притягивались легкие тела.
Четвертый опыт. Нам понадобится, палочка, кусок шерстяной ткани и гильза сделанная из фольги и подвешенная на нити. Если в первом опыте мелкие частицы притягивались, то в данном случае отталкивается. Почему так происходит?
Ответ: Потому что в обеих предметах заряд одинаковый. А одинаковые заряды отталкиваются друг от друга.
Помощник: Правильно.
Пятый опыт. Теперь, давайте посмотрим, как работает электричество. Соберем электрическую цепь. Наша лампочка загорелось. Да будем с нами свет.
Помощник: Как хочется пить. Но воду не хочу.
Второй помощник: Давай сделаем вишневый сок.
Первый помощник: Как?
Шестой опыт: Получение «вишневого сока» из «воды» и обратное превращение;
Описание опыта: В стакан с раствором гидроксида натрия добавляем раствор фенолфталеинового. Наблюдаем изменение окраски.
Помощник: Нет, я передумал. Не хочу сок. Хочу воды
Делают второй опыт: Добавляем в малиновый раствор соляную кислоту. Наблюдаем обесцвечивание раствора.
Первый помощник пытается выпить полученный раствор, но учитель его останавливает:
Второй помощник: Не пей! Козлёночком станешь! Ведь мы же говорим о сказочных превращениях! А если серьёзно, то помните всегда- в кабинете химии и физики нужно соблюдать технику безопасности:
• Не трогайте реактивы руками;
• Не пробуйте вещества на вкус;
• Все превращения проводите только под контролем и с разрешения Учителя!
Учитель: Откуда берем молоко?
Ответ: Молоко дает корова.
Учитель: А можно ли получить молоко другим способом?
Ответ: Нет.
Седьмой опыт: Получение «молока»;
Второй помощник: Ну тогда попробуем получить «молоко» из «воды».
Описание опыта: В стакан с раствором сульфата натрия приливаем раствор хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка, который во взвешенном состоянии напоминает «молоко».
Учитель: Вам понравился мир науки?
Что узнали нового?
Хотите дальше заниматься наукой?