В современной школе достаточно успешно стал применяться метод проектов. Он позволяет реализовать проблемное обучение, развивает теоретическое мышление и воображение, дает возможность обучать групповому взаимодействию.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности учащихся (а это и есть сущность метода проекта) позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.
Уважаемые эксперты, разрешите представить вашему вниманию паспорт проекта для организации исследовательской деятельности младших школьников.
Тема предлагаемого проекта звучит так: «Влияние среды на развитие растения из семени».
Автором этого проекта является ученик 3 класса Адушкин Геннадий. Руководителем проекта являюсь я, Кузь Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов.
Участниками проекта на этапе его реализации станут и остальные ученики моего класса.
Дам краткую характеристику проекта.
По доминирующей деятельности учащихся – это исследовательский проект.
По продолжительности – долгосрочный. Он займёт примерно 3 месяца.
По количеству участников - индивидуальный.
По предметно-содержательной области - монопроект, так как охватывает одну предметную область - окружающий мир.
По характеру контактов – внутриклассный.
По своему направлению – это естественнонаучный проект.
Земля - это частичка Вселенной, на ней много красивых растений - тех, что растут самостоятельно и тех, что посажены руками людей. Радуют взгляд деревья: дубы, осинки, ивы. Удивляют цветы садовые: тюльпаны гладиолусы, астры и цветы полевые: васильки, колокольчики, ромашки.
Красота растений изумляет нас своим многообразием, многоцветием, великолепием.
Растения – это зелёная одежда планеты. Они дают нам кислород, они нас кормят и лечат, а ещё одевают.
Человеку необходимо знать о них как можно больше. Познать как можно больше о растениях - значит познать чудеса природы и саму жизнь.
Этим определяется и актуальность данного исследования.
Но проблема в том, а знаем ли мы, что надо растениям для их полноценной жизни.
Об том мы порой даже не задумываемся. Пользуясь всеми благами, что дают нам растения, мы в свою очередь не заботимся о создании наиболее благоприятных условий для их роста.
Поэтому именно растения – наши зелёные друзья, и стали объектом нашего исследования.
А предметом исследования стал процесс их развития из семени при создании разных условий..
Мы поставили цель: выяснить, какое влияние оказывает на развитие растения среда его обитания.
Достижение этой цели потребовало решение целого ряда задач:
Найти информацию о том, как устроено растение.
Организовать наблюдение за развитием растения из семени.
Провести опыты по выращиванию растений в разных условиях.
Сделать окончательные выводы.
Подготовить презентацию и выступление перед классом.
Изготовить буклет «Что необходимо растениям для развития и роста».
Мы предположили, что прорастание семян и развитие растения зависит от различных условий среды.
В ходе исследования мы использовали эмпирические и теоретические методы. Среди них такие, как изучение литературы по интересующему вопросу, наблюдение, эксперимент.
Как известно, проектная деятельность складывается из определённых этапов.
На этапе проблематизации мы выявили проблему. Для меня, как руководителя проекта, главным было заинтересовать ребёнка, зажечь в нём огонёк пытливости и любознательности.
На этапе целеполагания мы определили цель и задачи исследования, выдвинули рабочую гипотезу.
За ним последовал этап планирования. Мы занялись разработкой программы наших действий. Она представлена на слайде.
На этапе реализации мы претворили всё это в жизнь.
Остановимся на некоторых моментах.
Проводимые опыты имели такое содержание.
Посадили семена фасоли в грунт в три баночки. Полили их и поставили для прорастания в разные места:
1 опыт: баночка стоит в светлом и тёплом месте;
2 опыт: баночка стоит в тёмном месте;
3 опыт: баночка стоит в холодном месте.
Через несколько дней семена фасоли набухли и появился корешок.
Затем растет стебель, и появляются листья. Листья и стебли зеленые. Длина растений от 5 до 10 см. Далее идет активный рост и развитие растения. Листья и стебли зеленые. Длина от 18 до 20 см.
Во второй баночке, которую поставили в тёмное место, семена фасоли тоже набухли и появился корень.
Через несколько дней увидели рост стебля и листьев. Стебли и листья желтые. Длина ростка до 15 см.Спустя некоторое время мы увидели как вытянулись стебли растения. Их длина до 40 см. Стебли и листья растения желтые и выглядят больными.
Вывод: если растение поместить в темное место, то оно теряет зеленый свет, болеет и погибает.
В третьей баночке, которую поставили в холодное место, семена фасоли набухли, но не проросли.
Прошло 2 недели. Прорастания ростков не наблюдается.
Прошел ровно месяц. Из всех посаженных семян фасоли взошел всего один. Листья и стебель зеленые.
Вывод: если семена поместить в холодное место ,то их всхожесть ухудшается , а сами растения в холоде могут погибнуть.
Очень важным является этап рефлексии. Вот к каким выводам мы пришли:
для проведения каждого опыта нужно создать специальные условия;
опыты требуют внимательности и аккуратности выполнения, а некоторые помощи взрослого человека;
растения - это живые организмы, которым для развития требуется воздух, тепло, солнечный свет, вода.
Продуктами данного исследования стали компьютерная презентация, доклад, а также буклет на тему «Что необходимо растениям для развития и роста».
Результаты исследования были представлены на классном часе. Ребятам мы подарили подготовленные буклеты.
Убеждена, что данный проект имеет, как теоретическую значимость, так и практическую ценность. Она состоит в том, что дети расширили знания о растениях, условиях их роста.
Данная работа может быть использована на уроках «Окружающий мир» в начальных классах, во внеклассной работе.
А сколько еще неизвестного, неизведанного и ценного для человека таят растения?!
Именно, во имя сохранения одного из главных богатств на Земле – зелёного наряда планеты, нам необходимо расширять о ней свои знания.
Перспективой дальнейшего исследования может стать выявление влияния на рост растения состава почвы.
Список использованных источников представлен на слайде.
Спасибо за внимание!