СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учителя в Блокадном Ленинграде (на конкурс Вернадского)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Тема подвига, блокады и войны всегда была и остается актуальной.  До сих пор о военных годах пишут книги, снимают фильмы, делятся воспоминаниями ветераны, создают музейные экспозиции, рассказывают на уроках истории. Однако, несмотря на обилие информации и источников, было выявлено, что современные подростки мало знают о том тяжелом времени, в частности о деятельности школ в блокадном городе, о жизни своих сверстников.

На протяжении всей блокады не прекращали свою деятельность учебные учреждения, работники просвещения ежедневно выполняли свои долг. В течение всего периода войны они продолжали борьбу за спасение людей, прежде всего самой незащищенной категории населения – детей, достойно решали стоявшие перед ними задачи, распространяли идеи патриотизма, воспитывали мужество, самоотверженность, стойкость, подавая таковой пример своим трудом.

Просмотр содержимого документа
«Учителя в Блокадном Ленинграде (на конкурс Вернадского)»

Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»










Направление: Образование: история и современность







Учителя в Блокадном Ленинграде







Выполнил:

ученица 9 «В» класса

МБОУ «СОШ №3»

Жолобова Ульяна

Научный руководитель:

Шишковская О.Ю.

учитель истории

и английского языка




Сосновый Бор

2018

Оглавление

Введение С. 3

Глава 1. Ленинградские школы в суровую блокадную

зиму 1941-1942гг. С. 4

Глава 2. Учителя Блокадного Ленинграда

весной 1942 – 1943 гг. С. 6

Глава 3. Деятельность учителей в 1943-1944гг. С. 9

Заключение С. 11

Список использованных источников и литературы С. 13


Введение

Тема подвига, блокады и войны всегда была и остается актуальной. До сих пор о военных годах пишут книги, снимают фильмы, делятся воспоминаниями ветераны, создают музейные экспозиции, рассказывают на уроках истории. Однако, несмотря на обилие информации и источников, было выявлено, что современные подростки мало знают о том тяжелом времени, в частности о деятельности школ в блокадном городе, о жизни своих сверстников.

На протяжении всей блокады не прекращали свою деятельность учебные учреждения, работники просвещения ежедневно выполняли свои долг. В течение всего периода войны они продолжали борьбу за спасение людей, прежде всего самой незащищенной категории населения – детей, достойно решали стоявшие перед ними задачи, распространяли идеи патриотизма, воспитывали мужество, самоотверженность, стойкость, подавая таковой пример своим трудом.

Актуальность. В настоящее время деятельности работников просвещения, в частности педагогам не придают большого значения, недооценивают их заслуги перед обществом, забывают о благородстве их профессий и о том, сколько сил, терпения, мастерства необходимо приложить служителям данной профессии, чтобы воспитать достойных граждан своей страны. А ведь именно им принадлежит большая заслуга, когда в столь сложных условиях люди смогли не только выжить, но и сохранить духовные ценности народа, развить у юного поколения любовь к своей Родине, чувство необходимости бороться до конца за ее свободу, что привлекает интересы учёных и позволяет данной теме оставаться актуальной в современности.

Гипотеза. Предположим, что успеваемость учащихся школ в Блокадном Ленинграде была выше, чем в предвоенный период.

Для изучения данной темы необходимо определить предмет и объект исследования. Предмет: система образования в годы Блокады. Объект исследования: деятельность учителей в годы Блокады

Целью данного исследования является: Характеристика деятельности учителей в Блокадном Ленинграде и их вклад в победу над фашизмом.

Исходя из цели исследования, необходимо выделить ряд задач:

- изучить деятельность ленинградских школ в период 1941-1944 гг.,

- обозначить основные методы работы с учащимися в годы Блокады.,

- охарактеризовать роль учителя в годы Блокады.

Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Методологическую основу работы составили теоретические методы исследования, такие как: изучение и анализ литературных источников, сравнение и обобщение полученных данных.

Этапы научного исследования:

  • Выбор темы исследования.

  • Определение объекта и предмета исследования.

  • Определение цели и задач.

  • Формулировка названия работы.

  • Разработка гипотезы.

  • Составление плана исследования.

  • Работа с литературой.

  • Выбор методов исследования.

  • Организация условий проведения исследования.

  • Проведение исследования (сбор материала).

  • Обработка результатов исследования.

  • Формулирование выводов.

  • Оформление работы.

Данную тему изучали в основном отечественные авторы. Историографию необходимо разделить на два периода: советский и современный. К советскому периоду относятся работы: Адамович, А., Гранин Д. «Блокадная книга», Буров Л.В. «Блокада день за днём» и сборник «Дети города – героя». Советская литература основывается в основном на воспоминаниях переживших Блокаду, что и делает эти работы очень ценными для исследования.

Современная историография встречается на эту тему уже реже, но особое внимание стоит уделить работе Козлова Н.Д., Левашко В.О. «Правда и ложь о Великой Отечественной войне». В данной работе рассматриваются события под иным углом, нежели в советской литературе.

Глава 1. Ленинградские школы в суровую блокадную зиму 1941-1942гг.

В первые недели войны началась эвакуация детей, которая предусматривала их размещение в значительной части в Ленинградской области, и лишь частично в Ярославской и других областях. Многие школы и детские сады, вывезенные в юго-западные районы Ленинградской области, оказались в зоне военных действий. В спешном порядке их пришлось возвращать обратно в Ленинград. Таким образом, к началу сентября в Ленинграде оказалось 201 682 школьника. Их нельзя было оставлять на произвол судьбы. Их нужно было организовать, воспитать, обучать.

Как же заботились ленинградцы о своих маленьких, остав­шихся без надзора гражданах? Как спасали и как воспиты­вали их?

Часть учителей была призвана в армию, другие вместе со старшеклассниками были отправлены на строительство оборонительных сооружений. Однако школы по своей инициативе начинают занятия с отдельными учащимися; сначала с учениками, несущими дежурство в качестве бойцов школьных команд МПВО, потом с группой учащихся выпускных 7-х и 10-х классов, настоятельно требовавших от школы, чтобы им не дали потерять учебный год. О том, чтобы возобновить учебные занятия просили школьники, учителя и родители.1

Разумеется, продолжать обучать детей как в довоенное, время было невозможно, война внесла изменения в обучение детей.

Огромные хозяйственные подгото­вительные работы были проведены учителями, чтобы можно было 3 ноября встретить детей. Необходимо так же отметить, что в этой работе принимали большое участие и сами школьники.

3 ноября 1941 г. в 103 школах города сели за парты 33176 учащихся старших классов и 60000 учащихся с 1 по 6 классы. С небывалым подъемом встретили ученики начало учебного года2. И хотя во многих школах зашитые, фанерой окна, кое-где покоробленные стены напоминали о недавних тяжелых потрясениях, пережитых шко­лами, о необходимости быть готовыми к новым испытаниям, — чувство гордости охватывало всех учащихся.

Но буквально через день после начала учебного года намечен­ный четкий ритм пришлось изменить. Воздушные налеты про­исходили не только вечером или ночью, но и днем в часы заня­тий. Иной раз тревоги следовали одна за другой с перерывом в 10—15 минут, и за один учебный день учащимся с учителями приходилось по пять раз спускаться в бомбоубежище. Уроки начали срываться. Вначале урок срывался и пропадал. Потом школы приспособились — во время тревоги занятия продолжа­лись в бомбоубежище.

На первых порах было трудно. В общем отсеке убежища располагалось 2 - 3 класса; соответствующего оборудования для занятий нет. Но потом нужда научила, подсказала выход. Уче­ники усаживались вокруг учителя и тот вполголоса, чтобы не мешать соседям, продолжал объяснение, или проводил какую-нибудь беседу, или, наконец, опрашивал учеников по заданному на дом. В городе тревога, а в убежище ученица спокойно читает величавые, полные гордости и веры слова замечательной «Песни о купце Калашникове», или учительница вспоминает о доблести Суворова, или читает заранее приготовленную интересную книгу.3

Затем из-за холода, из-за полного отсутствия света, воды, возможности вести сколько-нибудь нормальную ра­боту в конце декабря 1941 г. — начале января 1942 г. последовало распоряжению Ленсовета, прекратить занятия.

Тем не менее в соответствии с решением Ленгорисполкома для всех детей были проведены новогодние елки. Плата за билет составляла 5 руб., а для детей фронтовиков билеты были бесплатными4. На праздничный обед нам разнесли по тарелке горячего супа с лапшой из серой муки и с маленьким ломтиком черного поджаренного хлеба, а на второе - кашу с мясной котлеткой. Суп дети съели, а второе и хлеб сложили в баночки и унесли домой, чтобы поделиться с членами своей семьи. Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение.

Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль "Дворянское гнездо", в Большом драматическом - "Три мушкетера". В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем "Овод". Температура в помещении была -15°. Зрители сидели в пальто. На обед им дали суп-лапшу, пшенную кашу и 50 г хлеба.5

После новогодних каникул из-за большой смертности от голода многие школы были закрыты.

Трудной была первая блокадная зима. В воспоминаниях директора Городского института усовершенст­вования учителей Л.Е. Раскина приводятся данные, которые свидетельствуют, что даже после отмены занятий 39 школ города продолжили свою героическую борьбу. 6Они проводили занятия весь 1941-1942 г., хотя жили в тех же условиях, которые были описаны выше.




Глава 2. Учителя Блокадного Ленинграда весной 1942 – 1943 гг.

4 мая 1942 года в 137 школах сели за парты 63719 учащихся. Перед учителями стояла задача повторить пройденный материал и подготовиться к новому учебному году. В своих воспоминаниях учителя отмечали, что в это время в школах, на переменах было необычайно тихо, школьники не бегали по коридорам, не было шумных разговоров и не раздавался детский заразительный смех. Но майское солнце пригревало ребятишек, в школьной столовой наладилось 3-х разовое питание и постепенно дети начали “отходить, оттаивать”.

Да и детство брало своё. В те дни рассказывали, что в одной из школ произошёл такой случай: учительница радостно сообщила директору школы, что сегодня в её классе подрались двое мальчишек…

Очень бережно, осторожно, начиная с чтения книг, возвращали учителя своих обессиленных учеников к настоящей учёбе. Вскоре на уроках преподаватели стали объяснять новый материал, спрашивали старый, за ответы ставили отметки.

Уроки часто прерывались артиллерийскими налетами. “Внимание! Внимание! Район подвергается артиллерийскому обстрелу. Движение по улицам прекратить! Населению укрыться!”7 но первый снаряд был неожиданным. А школы на фашистских картах значились как военные объекты. По ним стреляли.

В школах, где занятия зимой не прекращались, вновь при­шедшие ученики встретили мужественных старшеклассников, упорно преодолевших все трудности суровой зимы. Они, эти «зимовщики», как их называли в 105-й школе, были в центре внимания. У них был уже большой опыт организаторской, трудовой, общественной работы. Они были воплощением стой­кости и силы духа. На них «новички» смотрели с завистью, от­носились к ним с большим уважением, хотели им подражать. “Это наши папанинцы — они прожили год на льдине”, — го­ворили о них8.

Много творческой инициативы и изобретательности про­явили в этот год учителя, чтобы сэкономить каждую столь дорогую минуту урока, чтобы в минимальное время дать знаний больше, сделать их доходчивыми до каждого ученика. В июне 1942 г. в классах, где занятия не прекращались, были проведены весенние испытания. Требования были высокими, но большинство школьников получили отличные и хорошие оценки и были переведены в следующий класс. Учебный год окончился 30 июня 1942 г. Из 542 выпускников 10-х классов 70 получили аттестаты с отличием, или, как тогда говорили, с "золотой каемочкой".9 3 июля для выпускников средних школ во Дворце пионеров был устроен общегородской праздник. Каждый из них получил подарок и книгу с надписью: "Окончившему полный курс школы №... в Ленинграде в 1941-42 году в годы Отечественной войны и блокады". Но это был не обычный выпускной вечер для окончивших. Это был праздник, который начался в 2 часа дня во Дворце пионеров и закончился к 7 с половиной часам вечера.

Несмотря на экстремальные условия, в Ленинграде на протяжении всей войны велась работа по учету детей школьного возраста и охвату их всеобщим обучением. Особенно это видно при подготовке к новому 1942-1943 учебному году, так как учёт проводился несколько раз. 10

Летом 1942 г. во всех районах города была проведена серьезная работа по учету детей школьного возраста. За лето многие из них были эвакуированы. Существенно изменилось расселение жителей города - из прифронтовой зоны и домов, разобранных на дрова, большая часть ленинградцев переехала в центр или во Ржевку. На 1 сентября было учтено почти 15 тыс. ребят, подлежащих обучению в начальной школе. В связи с резким уменьшением количества учащихся многие школы из разряда средних были преобразованы в неполные средние или начальные. В общей сложности действовало 14 средних, 65 - неполных средних и 15 начальных школ.11

Занятия в младших классах начались 15 сентября. В результате дальнейшей работы по выявлению детей школьного возраста удалось привлечь к обучению еще 6 тыс. ребят в возрасте до 14 лет, уже работавших на производстве. Они получили возможность продолжить образование в вечерних школах. По состоянию на 31 декабря количество учащихся в начальных классах было доведено почти до 21 тыс. С 15 октября после возвращения с сельскохозяйственных работ к занятиям приступили 6 тыс. учащихся 5-10-х классов.12

Домашние задания выполнялись в школе. Учебной и художественной литературой школы были обеспечены. Сложнее было с тетрадями. Поэтому для черновиков использовали некачественную бумагу, а чаще газеты или листы из старых журналов и книг. В связи с сокращением сроков обучения учебный план 5-10-х классов был сокращен на 85 часов в год, но было увеличено количество занятий по физкультуре и военному делу. 13По ряду предметов были внесены частичные изменения в программу. Так, учащихся стали знакомить с литературой об Отечественной войне. При изучении гуманитарных наук большое место уделялось воспитанию патриотизма. В преподавание математики, физики и химии были введены элементы военных знаний.

1942-1943 учебный год поставил перед школой и учительством большие задачи. Учителю было предъявлено требование пройти программу полностью и закрепить материал, несмотря на то, что занятия в средней школе начались на полтора месяца позднее в связи с огородными работами.

Но перед учителями стояла еще и другая, крайне важная и от­ветственная задача — развитие в детях чувства патриотизма, любви к Родине14. Вся жизнь в дни Отечественной войны, особенно жизнь в условиях осажденного города, способствовала этому. Богатые возможности для работы в этом направлении в классе давал и литературный материал современности: газеты, новые книги и брошюры, плакаты. Материал богатый, но надо его было найти, ото­брать нужное, увязать с программой. Никаких ранее проложен­ных путей у педагогов не было. Их надо искать. И вот, несмотря на голод, от которого еще страдали ленинградцы, несмотря на вечную угрозу смерти над головой, начались эти искания, началась творческая работа учителя. Никогда, может быть, так твор­чески, так напряженно не работала педагогическая мысль, как в эти дни. Если бы собрать в одно целое все те искания, опыты — все, что сделали ленинградские учителя за эти неза­бываемые годы, получился бы колоссальный труд. Встрети­лись бы среди этого труда и неудачные опыты, но были бы здесь и настоящие жемчужины15

Ленинград оставался городом – фронтом. В школу дети шли под огнем врага, не зная, дойдут ли до класса, вернутся ли домой. А в школах текла обычная жизнь. Выпускались стенгазеты, шли репетиции в драмкружках.

18 января 1943 года – в этот день соединились войска Волховского и Ленинградского фронтов. Блокада Ленинграда прорвана. Мстя ленинградцам за своё поражение, немцы устроили более ожесточенные обстрелы города.

Но, несмотря на все это, школа продолжала бороться, не просто обучая детей, но и проводя разного рода мероприятия. Так, весной и летом 1943 г. в Ленинграде была проведена первая военная детская олимпиада детского творчества. На заключи­тельном туре олимпиады по математике, физике, химии, исто­рии, географии, естествознанию, литературе участвовало 1400 детей. 149 учащихся и 15 школьных коллективов были награждены книгами и грамотами за представленные работы.16



Глава 3. Деятельность учителей в 1943-1944гг.

1943-1944 учебный год так же отметился проведением осенней учительской конференции в Большом зале Дворца пионеров. С.Н. Саговская отозвалась о ней как о “первой настоящей конференции за годы войны. Теперь это уже не собрание каких-то призраков. Это люди, бо­лее или менее оправившиеся от страшного перенесенного ими голода. Оживленные лица, быстрые движения. В зале стоит гул громких разговоров. Происходит ряд радостных встреч с прежними товарищами, друзьями”.17

Внимательно, напряженно слушали учителя о тех новых задачах, которые вставали перед ними. 1 сентября 1943 года в школах начались занятия. Но за парты сели только малыши: старшие школьники, как и в прошлые гола, ещё продолжали работу в совхозах и приступили к учёбе только 1 октября.

1943-1944 год отметился для учителей новшеством – было введено раздельное обучение для мальчиков и девочек,18 то есть теперь им предстояло менять свои программы, учитывая специфику своей аудитории. Для них это было ново. Учительница 50-й школы Приморского района. Заслуженная учительница РСФСР С.Н. Саговская так вспоминала это время: “Новые классы, новые лица детей. Нужно было с ними по­знакомиться, установить контакт, без чего работа почти немыслима, нужно учесть специфические способности де­вочек — ведь я теперь работаю в женской школе”.19

И хотя школы были довольно подготовлены к новому учебному году, обеспечены топливом, тетрадями, работал водопровод, канализация, учиться и учить было нелегко. В течение сентября противник выпустил по городу 11394 снаряда 20– самая большая интенсивность артиллерийских обстрелов. Но и ученики, и их учителя уже привыкли. Спокойно ведет урок учительница, спокойно выходят к доске, пишут и отвечают ученики. Дрожит земля, вздрагивает школа, пылает небо за окном, а никто, ни один уче­ник не обращает на происходящее ни малейшего внимания. Урок проходит совершенно нормально.

27 января 1944 года – снятие блокады Ленинграда. Ленинград выдержал, выстоял, победил. Дети блокады. Многие из них не увидели победного салюта. Но многие остались живы.

Началась реэвакуация населения. Вместе со взрослыми возвращались и дети. Открывались новые классы, начинали работать переставшие функционировать в годы блокады школы. Было возобновлено всеобщее обязательное обучение. И к лету 1945 года в Ленинграде действовало 7 начальных, 102 семилетних, 82 средних школы.

Таким образом, 1943-1944 учебный год ребята заканчивали в освобожденном городе. Учителя справились со своей работой, ведь даже в той страшной обстановке они внушали детям, что надо учиться. Помогали им обрести веру в то, что выстоим, победим21. Учителя не ограничивались школьной программой и предметом. Воспитание душевной стойкости - такого предмета не было в расписании. Но тогда это была в школе самая важная наука. Результатом самоотверженной работы учителей стали успехи учащихся, так успеваемость по всем предметам была выше чем довоенная и составляла 94,3%.

Деятельность учителей в осажденном Ленинграде составила важный элемент в сохранении культурной традиции в нечеловеческих условиях блокадного быта. Общими усилиями, прежде всего, самоотверженной работой ленинградских учителей самая беззащитная часть населения города – дети были отвлечены от увиденных ими ужасов блокады, и многие из них спасены от неминуемой смерти.



Заключение

  1. При изучении деятельность учителей в 1941-1944 годах, было выявлено, что вся деятельность образовательных учреждений и педагогического коллектива была направлена на привлечение детей и молодежи к учебе, несмотря на голод, холод, вражеские налеты;

  2. Выявлены и обозначены основные методы и приемы работы учителей с учащимися в блокадном Ленинграде. В связи с Блокадой изменились задачи, приемы, методы работы с учениками и студентами. Учителям и преподавателям приходилось заново разрабатывать планы, создавать структуру занятий. 3 июля 1943 года при Институте усовершенствования учителей начали свою работу семинары для учителей литературы, истории, географии и других предметов, которые должны помочь учителям организовывать свои занятия для дальнейшего воспитания будущего поколения в связи с нуждами войны и блокады. Так, преподаватели истории прослушали лекции на темы: “Ленинград – гордость русского народа”, “Русское военное искусство”, “Великая русская культура”. Для географов были прочитаны лекции: “Значение рельефа в современной войне”, “Война и стратегическое сырье”. Для учителей литературы были организованы встречи с писателями В. Инбер, Н. Тихоновым.;

  3. В ходе выполнения работы охарактеризована роль учителей в годы Блокады, которые составили важный элемент в сохранении культурной традиции в условиях блокадного быта. Так рука об руку учителя и ученики выполняли свои обязанности граждан Ленинграда. Они увидели друг друга в отличных от прежнего ролях. Если раньше они встречались только в стенах школы, решали учебные проблемы, то теперь им приходилось видеть друг друга в разных сферах жизнедеятельности, они должны были полагаться друг на друга, заботиться, помогать друг другу для спасения города, для его укрепления, что сближало их. Все это приводило к тому, что менялось отношение между детьми и педагогами. Первые стали воспринимать школу как второй дом, где у них были “их вторые, а нередко и первые родители”. В блокаду учитель для ребят был отцом и матерью. Отцы – на фронте, мамы – на казарменном положении. Для большинства ребят учитель становился самым близким человеком. Ради встречи друг с другом учителю и ученику нередко приходилось преодолевать 5-6 км тяжелого пути.

Работая на благо спасения города, учителя и ученики стали смотреть друг на друга другими глазами, что не могло ни привести к изменению отношения учащихся к учебе. Теперь большинство школьников старались учиться как можно лучше, даже те, кто до войны учились не очень хорошо, во время блокады улучшают свои показатели. Для подтверждения своих слов, приведу пример из воспоминаний В.В. Инчик: “Во время войны я и моя сестра Ляля готовили свои уроки за небольшим столиком. На музейном столике в музее «Ленинград в блокаде» лежат документы сестры: рисунки, табель успеваемости и грамота, выданная ей в 1943 году за отличную учёбу. К сожалению, такими документами в блокадное время я похвастаться не мог.

Однажды я получил самый низкий балл, так как на уроке литературы 24 февраля 1943 года не прочитал наизусть стихотворение Н.А. Некрасова «Арина – мать солдатская». Учительница взяла мой дневник и поставила оценку – «очень плохо», а в графе Замечания сделала запись: «Прошу зайти в школу. Ваш сын не хочет учиться». Эти слова были для меня как суровый приговор. Я стал больше стараться и мои оценки улучшились”.22 Для школьников стало важно, во время тяжких испытаний Отечества, получать высокие баллы, веря, что этим они помогают разбить врага.

На протяжении всей блокады не прекращали свою деятельность учебные учреждения, работники просвещения ежедневно выполняли свои долг. В течение всего периода войны они продолжали борьбу за спасение людей, прежде всего самой незащищенной категории населения – детей, достойно решали стоявшие перед ними задачи, распространяли идеи патриотизма, воспитывали мужество, самоотверженность, стойкость, подавая таковой пример своим трудом. Результатом работы учителей стали успехи учащихся, так успеваемость по всем предметам была выше, чем довоенная и составляла 94,3%. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что гипотеза подтверждена.



Список использованных источников и литературы

Сборники опубликованных документов и материалов.

Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / Н.Л. Волховский. – М.: АСТ, 2005. – 766с.

Даев, В.Г. Педагоги блокадной поры: по архивам ленинградских учреждений. – СПб.: Сударыня, 1998. – 84с.

900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе Ленинграда в 1941 – 1944 г. / Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак. – М.: Л.: Наука, 1966. – 470с.

Ломагин, Н.А. Неизвестная блокада. – СПб.: Яуза, 2004. – 576с.

Мемуары.

Байков, В.А. Память блокадного подростка. – Л.: Лениздат, 1989. – 133 с.

Боль памяти блокадной. Сборник воспоминаний жителей и защитников блокадного Ленинграда / Л.П. Петрова. – Мытищи: ГНОМ и Д, 2000. – 336с.

Говорят погибшие герои. Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистких захватчиков (1941-1945) / В.А. Кондратьев, З.Н. Политов. – М.: Политиздат, 1986. – 398с.

Данилов, П.П. И в блокадном Ленинграде дети учились // Отечественная история. – М.: Наука, 2004. – С. 35 – 41

Литература.

Адамович, А., Гранин Д. Блокадная книга. – Л.: Лениздат, 1984. – 305с.

Буров, Л.В. Блокада день за днём. – Л.: Лениздат, 1981. – 331 с.

Дети города – героя. Сборник / А.Л. Мойжес. – Л.: Лениздат, 1974. – 424с.

Козлов, Н.Д., Левашко В.О. Правда и ложь о Великой Отечественной войне. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – 200с.


1 Даев, В.Г. Педагоги блокадной поры: по архивам ленинградских учреждений. – СПб.: Сударыня, 1998. – С. 33

2 Байков, В.А. Память блокадного подростка. – Л.: Лениздат, 1989. – С. 74

3Боль памяти блокадной. Сборник воспоминаний жителей и защитников блокадного Ленинграда / Л.П. Петрова. – Мытищи: ГНОМ и Д, 2000. – С. 176

4 Данилов, П.П. И в блокадном Ленинграде дети учились // Отечественная история. – М.: Наука, 2004. – С. 38

5Козлов, Н.Д., Левашко В.О. Правда и ложь о Великой Отечественной войне. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – С. 89

6Ломагин, Н.А. Неизвестная блокада. – СПб.: Яуза, 2004. – С. 382

7 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе Ленинграда в 1941 – 1944 г. / Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак. – М.: Л.: Наука, 1966. – С. 236

8 Байков, В.А. Память блокадного подростка. – Л.: Лениздат, 1989. – С. 95

9 Байков, В.А. Память блокадного подростка. – Л.: Лениздат, 1989. – С. 98

10Данилов, П.П. И в блокадном Ленинграде дети учились // Отечественная история. – М.: Наука, 2004. –С. 39

11 Даев, В.Г. Педагоги блокадной поры: по архивам ленинградских учреждений. – СПб.: Сударыня, 1998. –С. 58

12 Даев, В.Г. Педагоги блокадной поры: по архивам ленинградских учреждений. – СПб.: Сударыня, 1998. –С. 64

13 Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / Н.Л. Волховский. – М.: АСТ, 2005. –С. 385


14 Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / Н.Л. Волховский. – М.: АСТ, 2005. – С. 478


15Боль памяти блокадной. Сборник воспоминаний жителей и защитников блокадного Ленинграда / Л.П. Петрова. – Мытищи: ГНОМ и Д, 2000. – С. 196

16Буров, Л.В. Блокада день за днём. – Л.: Лениздат, 1981. – С.174

17 Боль памяти блокадной. Сборник воспоминаний жителей и защитников блокадного Ленинграда / Л.П. Петрова. – Мытищи: ГНОМ и Д, 2000. – С. 283

18Даев, В.Г. Педагоги блокадной поры: по архивам ленинградских учреждений. – СПб.: Сударыня, 1998. – С. 72

19 Боль памяти блокадной. Сборник воспоминаний жителей и защитников блокадного Ленинграда / Л.П. Петрова. – Мытищи: ГНОМ и Д, 2000. – С. 283

20 Даев, В.Г. Педагоги блокадной поры: по архивам ленинградских учреждений. – СПб.: Сударыня, 1998. – С. 73

21 Козлов, Н.Д., Левашко В.О. Правда и ложь о Великой Отечественной войне. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – С. 156

22 Стояли со взрослыми рядом: сборник документальных очерков / А.М. Осипова, О.Н. Тюлева. – Л.: Лениздат, 1985. – С. 170


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!