СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" Кировскогот района Республики Крым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" Кировскогот района Республики Крым»

Урок русского языка в 6 классе №29 10.10.19

Тема урока: Лексические выразительные средства.

Планируемые результаты:

Предметные: актуализация знаний о лексических выразительных средствах, развитие умения анализировать текст

Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу

Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям.

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка

Оборудование: учебник

ХОД УРОКА

I. Орг. момент. Подготовка класса к уроку. Мотивация.

Проверка домашнего задания

Орфографическая разминка стр. 54.

II. Введение в тему. Целеполагание

1 меТафора

2 аббРевиатура

3 Олицетворение

4 Паронимы

1) Скрытое сравнение

2) Слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него

3) Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать

4) Слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

- Какая тема урока? Цели? Целеполагание.

Физ. минутка

III. Работа над темой урока

1) Работа с картиной А.И.Куинджи “ Березовая роща”.

– Рассмотрите картину А.И.Куинджи “ Березовая роща”.

– Что нарисовано на картине? Назовите предметы и их признаки.

- Выберите к слову береза прилагательные, выражающие настроение картины. (Грустная, пышная, веселая, сияющая и т. д. )

- Как называются такие прилагательные? (Эпитеты.)

– Почему же березка сияющая, веселая? (Ей весело и радостно.)

– Назовите глаголы отражающие настроение героинь картины. (Березка веселится и радуется.)

– Что передают такие глаголы? (Олицетворение, мысль единства мира природы и человека.)

– С кем бы вы сравнили эти березки? (Молодые стройные девушки, которые водят хоровод.)

– Сравнивая с другими предметами, изображаемое оживает.

– Как называется такое средство выражения мысли? (Сравнение.)


2) Упражнение 105 (устно)

3) Упражнение 106, 107 (устно)

4) Чтение правила на стр. 58, 59, 60, 62

«Это интересно»

5) Упражнение 108, 112

6) Самостоятельная работа с проверкой соседа по парте (работа в парах):

- Запишите предложения и подчеркните в предложенных отрывках средства выразительности – тропы – метафоры, эпитеты, олицетворения.

- Какие картины «видятся» вам за этими словами?

1) Слышно было, как уходил ночью из леса мороз. Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше. 2) Давно пронеслась гроза, но на берёзах с листика на листик прыгают озорные дождевые капли. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.


7) Самопроверка знаний.

1. Определи, в каком ряду находится метафора.

А. Нос корабля, крыло самолёта.

Б. Сладкие воспоминания, солнечное настроение.

В. Ветер воет, мороз лечит.

2. Выбери, в каком ряду находится олицетворение.

А. Изумрудные глаза, золотые руки.

Б. Гора подарков, куча желаний.

В. Сердитая зима, дремлет лес.

3. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты.

А. Серп луны, река времени.

Б. Жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы.

В. Злой ветер, весёлое солнышко.

(А,В,Б) (Раздаточный материал).


8) Послушайте диалоги и ответьте на вопрос, на каком средстве речевой выразительности основаны данные шутки?

1. Вот  зимой  выпадет  снег,  ударят  морозы.

                       - А  я  тогда  не  пойду  на  улицу.

                       - Почему?

                       - А  чтоб  меня  морозы  не  ударили.

2. Мальчика  спрашивают  о  сестре:

                      - Что  же  это  твоя  Иринка  с  петухами  ложится?

                      - Она  с  петухами  не  ложится – они  клюются:  она  одна в  свою  кроватку  ложится.


9) Работа в парах

Задание: найти в стихотворении Ю. Макарова «Воронцы» троп, определить его вид, доказать.

Воронцы

Над степью пчелиные звоны

Играют в свои бубенцы,

А там расцветают пионы –

У нас их зовут воронцы.

И люди – в охапках, в корзинах

Развозят цветы по домам,

Везут на лошадках бензинных,

Внедряют в житейский бедлам,

А после помойки пестреют

Бордовым нарядом степей,

А «Красная книга» - краснеет,

Горит от стыда за людей.


IV. Подведение итогов

Рефлексия.

Закончи предложение:

1. Сегодня на уроке я научился …

2. Лучше всех на уроке работал (а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу сказать спасибо (кому?) за (что) …

V. Домашнее задание

Упражнение 111



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!