СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель литературы и профессиональные требования к нему

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель литературы и профессиональные требования к нему

Просмотр содержимого документа
«Учитель литературы и профессиональные требования к нему»

ЛЕКЦИЯ 3

Тема: Учитель литературы и профессиональные требования к нему

План

1. Требования к современному учителю.

2. Основные стороны деятельности учителя-словесника: исследовательская, конструкторская, организаторская, коммуникативная деятельность.

3. Преподавание литературы как творческая деятельность учителя.

4. Четыре составляющих педагогического процесса.


Требование к личности и профессиональной подготовке учителя-словесника ярко и почти исчерпывающе определила методист
М.А. Рыбникова. «Сегодня учителю необходимо совершенное владение своим предметом, знание школы и учащихся, умение решать задачи воспитания на материале литературы и методами, близкими к литературе, вести работу в продуманной и четкой системе, опирающейся на понимание природы своего предмета и законов развития учащихся». Руководствуясь современными исследованиями, можно назвать важнейшие стороны деятельности учителя-словесника:

- исследовательская– анализ языка произведений литературы и искусства, применение научных трудов и пособий, изучение учащихся, собственной работы, опыта коллег;

- конструкторская деятельность учителя-словесника – разработка системы преподавания, уроков литературы, внеклассных мероприятий, определение этапов развития учащихся, видов и форм их работы;

- организаторская деятельность учителя-словесника – реализация намеченных планов, организация собственной работы, учебной и внеурочной деятельности классного коллектива и отдельных учащихся;

- коммуникативная деятельность учителя-словесника – установление контактов с учащимися, создание отношений, благоприятных для решения задач, речевая деятельность, выразительное чтение и рассказывание, применение текстовых и наглядных пособий и ТСО.

Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом ученике увидеть неповторимую личность». Следовательно, влияние учителя тем сильнее, чем самобытнее его личность. Прежде всего, это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому человеку то, чего ты не имеешь сам. Значит, чтобы учить и воспитывать других, в первую очередь, надо быть воспитанным и образованным самому. Необходимо, чтобы кругозор учителя пополнялся, а не ограничивался одной школьной программой. Ведь индивидуальность учителя главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, заинтересованностью, творчеством, он мотивирует учеников, пробуждает у них интерес к делу. Поэтому многие педагоги утверждают, что становление учителя – это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уж как предметника.

Таким образом, все вышеперечисленные качества являются основными признаками индивидуального стиля педагогической деятельности и в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которых, каждый хороший преподаватель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

В начале третьего тысячелетия преподавание литературы в средней школе осуществляется в сложных социокультурных условиях, отражающих неоднозначность общественных политических и идеологических преобразований в России. С одной стороны, происходит замена истинно культурных ценностей продуктами массовой культуры, падение интереса к изучению родного языка и литературы. С другой стороны, наблюдается усиление внимания к произведениям отечественного словесного искусства, воспевающим духовное начало личности.

Сложность социально-культурных процессов, происходящих в современном российском обществе, усиление негативных тенденций в развитии его духовной культуры делают особенно значимыми вопросы качества преподавания филологических дисциплин в средней школе, так как они играют основную роль в процессе воспитания и образования личности, формирование нравственных качеств человека и его национального самосознания. Литература, классическая, современная и прошлая, остается островком, на котором еще сохранились добрые, вечные семена. Ей нелегко конкурировать с льющейся из средств массовой информации лавой пошлости, грязи, антигуманных поступков. Культ насилия, порно, безвкусицы сыграли свою роль в насаждении в молодом поколении всего самого низменного, жестокого.

Конечно, все стороны в работе учителя взаимосвязаны, взаимодействуют и направлены на обучение, воспитание, развитие учащихся. Учитель-словесник, как и учитель любой специальности, приходит к своим ученикам, чтобы руководить их познавательной деятельностью, направлять их развитие в соответствии с требованиями и идеалами общества. Его задача – приобщить своих учащихся к искусству слова и тем самым воздействовать на их взгляды, убеждения. С этой целью он заботится о совершенствовании речи и художественной восприимчивости школьников, помогает осознать основные закономерности языка и искусства слова.

Одна из важнейших функций учителя – исследование. Учитель любого предмета должен овладеть научным мышлением, учить наблюдать и анализировать, выдвигать гипотезы для решения возникающих вопросов, проводить исследовательскую работу, использовать научную литературу.

В работе учителя-словесника исследовательская деятельность приобретает свои особенности. Словесник анализирует художественный текст, который каждому учителю-исследователю способен открыть какие-то новые, еще неизведанные стороны, изучает художественное восприятие, свойственное учащимся, чтобы совершенствовать его, исследует их речь, чтобы развивать ее. Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным времяпровождением. И этот климат заинтересованности или равнодушия зависит во многом от учителя, от общения учителя с классом, учеников между собой. Психологи настойчиво обращают внимание на то, что общение – не просто обмен информацией, что процесс общения предполагает взаимодействие его участников.

Личностный характер общения предполагает выполнение ряда условий, без которых общение не состоится. Первое из этих условий – спонтанность восприятия. Второе условие педагогического общения – информативность. Собеседники должны обладать разным объемом и характером информации, чтобы могло состояться взаимообогащение частников диалога.Третьим условием общения является «фасцинация», т.е. очарование партнера.

Учитель, изучая учеников, вдумываясь в достижения других наук (литературоведения, педагогики, психологии, философии, социологии, эстетики), стремится определить основные тенденции практической работы в школе, направить ее в русло, необходимое современному развитию нашего общества.

Направления работы учителя литературы: стремление не просто информировать ученика, а развивать его как читателя и гражданина, формировать мировоззрение школьников, осознание идеологических и эстетических критериев оценки литературного произведения, нравственное воспитание, проблемное обучение. Конечно, настоящий учитель всегда переосмысливает созданное наукой, чтобы лично присоединиться к тем истинам, которые он несет в класс. Учитель изучает читательские реакции учеников определенного возраста и поколения, выясняет, какой уровень содержания литературы необходим и посилен ученикам, каковы основные пути освоения этого содержания. Учитель опирается на работу литературоведа и методиста, но у него своя творческая задача: как сблизить с писателем его учеников.

Концепция обучения как взаимодействиеобучающих и обучаемых ведет к представлению о педагогической деятельности как творческом процессе. Общение в системах: учитель – учащиеся, учитель – ученик, ученик – учащиеся при изучении литературного произведения осложняется взаимодействием каждого из этих звеньев с художественным текстом. Творчество увлекает участников процесса обучения тем, что ведет к неожиданным результатам. Поэтому изучение литературного произведения в школе, которое строилось в соответствии с целями обучения и возможностями учеников, требует творческого поиска оптимального для данных условий варианта учебных операций и нахождения необходимой последовательности работы.

Известно, что для учащихся учебный предмет и педагог – неразрывное единство. Радость изучения, порождается общением с учителем, умеющим сохранить в классе оптимистическую настроенность, истоки которой – вера в детей, любовь к ним и творческая свобода мастера-профессионала.

Плодотворность деятельности учителя-словесника в огромной степени зависит от того, насколько он умеет «властвовать собой», «способен к самооценке», самовоспитанию. Приобретение специальности учителя – предполагает высокий уровень активности и самостоятельности. Учителю-словеснику надо неустанно формировать и обогащать собственную личность. В сфере художественной деятельности человеческая личность раскрывается особенно глубоко и полно: невозможно говорить о литературе, не раскрывая своего отношения к писателю, к произведению. У многих учащихся после окончания школы сохраняются в памяти не только интересные уроки, но и, прежде всего, сама личность педагога.

Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обусловливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся, оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

В педагоге-мастере должны органично пульсировать четыре составляющих педагогического процесса: кто, что, как, кому (автор, материал, средства передачи опыта, субъект общения адресат).

1. «Педагог-информатор». Его ценностная ориентация вращается в плоскости материала. Пример безличностной педагогики, в которой «ЧТО» важнее, чем «КТО».

2. «Педагог-технолог». Его ценности фокусируются в контексте: КАК преподнести некое «ЧТО». Работающие в данной парадигме педагоги обречены на интенсификацию, а порой на формализацию процесса обучения и воспитания без учета индивидуальности, личностных потребностей и темпов развития. Ребенок выступает как объект воздействия. Такие учителя пользуются интенсивными технологиями обучения, забывая, что перед ними коллектив индивидуальностей, а не стандартный тип ученика. В данной парадигме редко присутствует учитель – автор своего проекта взаимодействия с учениками, используются готовые педагогические технологии и приемы, осевшие в культуре.При определенной рефлексии учитель замечает, что несмотря на все его методы не получается качественного результата.

3. «Педагог-режиссер, художник, актер». Логика развертывания его позиции: «КОМУ КАК необходимо дать некое ЧТО?». Материал урока выступает как средство для исследования себя, собственной прагматики и как повод для общения. Доминирующие технологии, которыми пользуются учителя такого типа, – коммуникативные, технологии побуждения к действию детей через игру, театрализацию, ролевые, социальные игры, диалог и т.д. Педагог-художник работает в режиме поиска, импровизации, рефлексии. Он становится субъектом общения, работая как над собой, так и помогая ребенку развивать себя. Способ взаимодействия – субъектно-субъектный.Актер-художник всегда выигрывает в контакте со зрителем, в отличие от информатора. Однако актер играет чужие роли, а художник, режиссер пишет «свой текст», в нем всегда присутствует авторство, а не анонимная позиция. В учителе должны соединиться оба начала – режиссерское и актерское. Актер играет свою роль, а у режиссера в действо включаются все. Дети становятся не зрителями, а участниками общего социального действа.Игру хорошего актера не видно!

4.Учитель высшей категории. Учитель-вдохновитель. «Вдохновитель» – дающий новый вдох, дыхание другому. Это высшая настройка на человека. Главное внимание учителя направлено на личность ребенка. КТО становится важнее, чем ЧТО. На эту ступень поднимаются не многие учителя, т.к. ступень духовности предполагает постоянную работу над собой. Такой педагог в каждом видит уникальную личность. Это ступень духовного общения, самовосхождения, работы над собой, восхождения к гуманности, к культуре.

Уровень педагогического мастерства учителя определяется не только за счет выполнения им образовательных функций, но и за счет выполнения им воспитательных функций, которые проявляются в единой системе педагогической деятельности. Учитель – это всегда целостная личность, в то же время в зависимости от конкретных задач и от конкретной педагогической ситуации какие-то личностные качества учителя начинают преобладать.

Рекомендованная литература

1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы : учеб.для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2. изд., стер. – М. :Academa, 2002. – 397 с.

2. Лавлинский С.П. Технология литературного образования : Коммуникативно-деятельностный подход : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 032900 «Рус. яз. и лит.» / С.П. Лавлинский. – М. : Прогресс-Традиция : ИНФРА-М, 2003. – 381 с.

3. Ляпина А.В. Методика преподавания литературы : учебно-методическое пособие / А.В. Ляпина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Омский гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. – Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2014. – 203 с.

4. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе : пособие для учителя / Л.В. Пешикова. – М. : Гуманитар.-издат. центр ВЛАДОС, 2002. – 92 с.

5. Сомова Л.А. Введение в методику преподавания литературы : коммуникативный аспект : учебное пособие / Л.А. Сомова ; Федеральное агентство по образованию Тольяттинский гос. ун-т, Каф.литературы. – Тольятти : ТГУ, 2007. – 121 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!