СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель и ученик в современной школе: формула успеха

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель и ученик в современной школе: формула успеха»

Учитель и ученик в современной школе: формула успеха

Учитель + ученик = формула успеха. Данное утверждение является достаточно актуальным в современных условиях и реалиях процесса модернизации современной российской школы, которая переходит на стандарты нового поколения. Проблема  точного построения линии учитель-ученик, во время учебного занятия очень важна, так как от ее решения, на мой взгляд,  зависит качество обучения учащихся, возможность получения  ими максимально достоверного  знания. В свою очередь, учитель во многом определяет этот процесс, так как именно он является главным путеводителем и ведет за собой учащихся в богатый и увлекательный мир знаний.

«Не стыдно не знать – стыдно не учиться». Эта фраза подчеркивает важность процесса обучения. Для того, чтобы рассчитать вышеуказанную формулу успеха, педагог в современных образовательных реалиях должен быть компетентным, мобильным, гуманным и открытым для своих учеников. От профессионализма учителя будет зависеть то, насколько учащиеся окажутся вовлеченными в процесс познания. Мне хотелось бы  в качестве доказательства этой мысли  привести высказывание великого русского писателя  и педагога Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу –  он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику – как отец и мать, - то он будет лучше того учителя, что прочел все книги, но он никогда не будет любить ни дело, ни ученика. Если учитель сочетает любовь к делу и ученикам – он совершенный учитель».

Информатика является тем предметом, который не дает расслабиться, учителю постоянно приходится учиться, иногда вместе с учениками.

Сложнее всего бывает не просто заинтересовать ученика, а удержать этот интерес к предмету.

Я считаю, что для того, чтобы формула успеха  учитель + ученик сработала, во - первых, от педагога требуется мастерство и правильный выбор современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе.

В своей деятельности я стремлюсь не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов.

Для активизации познавательной деятельности использую следующие приёмы:

- апелляция к жизненному опыту детей.

На уроках обсуждаются с обучающимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Ситуация выбирается действительно жизненная, а не надуманная.

Так, при изучении темы «Базы данных» (9 класс) в качестве яркого примера приводится следующая ситуация - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми определяется вид приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее рассматриваются все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые ими варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет (прайс-листы). Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что и является основной темой урока.

- создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.

Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. (Тема «Компьютерное моделирование физических процессов» (9 класс)). В качестве парадоксальной ситуации учитель использует софизмы. Софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника. Применяется этот приём, например, при изучении темы «Логика в курсе информатики» (10 класс). Очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. ( “Как измерить количество информации”, “Как в компьютере реализуются вычисления”, “Что такое алгоритм”)

- ролевой подход и как следствие - деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма (представь себя в роли Черепашки, твои действия по изображению на экране домика – Тема «Исполнитель алгоритма «Черепашка»). Темы уроков с использованием деловых игр: « Суд над компьютером», «Мы – программисты» и т.д.

- решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Например, классическая задача: “чай - кофе” (Тема «Переменные, тип, данные», (9 класс); Шифр Цезаря (5-6класс); слова-палиндромы (Тема «Программирование», 10 класс) и др.

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

- игры и конкурсы.

Игра «Веришь – не веришь», конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”. Участие во Всероссийских дистанционных конкурсах и др., где ученики стабильно показывают высокие результаты.

- кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения, проекты и т.п.

Проверяются знания учеников, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Тестовый редактор”, в качестве итоговой работы школьники создают кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц. Также очень эффективным является в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д. (например, «Как появились цифры», стихи «Устройства компьютера» и др.)

На своих уроках использую различные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из них является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий возможно применение этого метода. Т.к. одной из главных задач обучения является социализация, т.е. умение применять полученные знания в жизни, а кейс-технология позволяет решить эту задачу, а также развивает умение работать самостоятельно и в группах, то применение элементов этого метода в школе вполне целесообразным.

Суть кейс-технологии состоит в том, что обучающемуся дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

Использование кейсов при изучении информационных технологий позволяет научиться организовывать обследования объекта, работать с входными и выходными данными, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией - ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются необходимые навыки, позволяющие им осуществлять действия и процедуры в сфере тех информационных технологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практической деятельности.

В рамках предмета информатики кейс-технологии могут быть применены касательно таких тем как: «Формы представления информации», «Виды графики», «Эстетика текста. Шрифты», «Табличные информационные модели», «Информационная модель объекта», «Вирусы и антивирусные программы» и пр.

Одной из тем курса информатики, при изучении которой я использу элементы кейс-технологии, является тема «Создание собственных публикаций. Работа с программой Microsoft Office Publisher», а точнее при изучении этой темы используется метод проектов с использованием кейс-технологии.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Завершая свое выступление, мне хотелось бы еще раз отметить, что главная задача современного педагога состоит в правильности выбора методов обучения и воспитания школьников. Сам процесс изучения нового материала на уроке должен сопровождаться совместной познавательной и творческой деятельностью – учитель + ученик. Вот она незаменимая формула успеха!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!