«Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы,
«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа сделать 26 заданий и еще нарисовать что-то вразумительное в 27! Какое тут творчество, если порой такой текст попадается, что невозможно понять, о чем писать!»
поделитесь шпаргалками к сочинению. Эта работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».
«Полгода до экзамена осталось, я текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»
Учимся писать сочинение…
Автор : учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 60»
Замятина Ю.Б .
«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.
Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное.
М.М. Сперанский
Работа с художественным текстом
Если невнимательно прочитать текст, то можно:
- автора отождествить с рассказчиком;
- неправильно сформулировать проблему текста;
- неверно истолковать аспекты проблемы;
- неверно сформулировать авторскую позицию (следовательно, и свою; ошибочным может быть и обоснование).
Автор
Рассказчик
Создатель художественного произведе ния, в котором отражается его мировоз зрение и реализуется индивидуальный авторский стиль.
Реализует собственный творческий за мысел, разрабатывая фабулу, выстраи вая сюжет, соединяя фрагменты текста в единое композиционное целое.
Один из персонажей произведения, от име ни которого ведётся повествование о судь бе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.
Принимает участие в событиях и пове ствует о них.
Может выражать авторскую позицию по отношению к изображаемым событиям
- Образ рассказчика возникает при персонифицированном повествовании от первого лица.
- Подобное повествование — один из способов реализации авторской позиции в художественном тексте.
- Образ рассказчика является важным средством композиционной организации текста.
Только повествует о событиях.
( замените, например, первое лицо на третье — местоимение «я» на «он», и вы заметите, как изменится и тональность текста, и тонкий психологизм передачи эмоций и переживаний героя-рассказчика).
В.Е. Хализев отмечал: «Повествователей, высказывающихся от собственного, «первого» лица, естественно называть рассказчиками. Рассказчик нередко является одновременно и персонажем произведения... Фактами своей жизни и умонастроениями многие из рассказчиков-персонажей близки (хотя и не тождественны) писателям. Это имеет место в автобиографических произведениях... Но чаще судьба, жизненные позиции, переживания героя, ставшего рассказчиком, заметно отличаются от того, что присуще автору»
Фрагмент из повести А.П. Чехова «Моя жизнь»:
«...Когда-то я мечтал о духовной деятельности, воображая себя то учителем, то врачом, то писателем, но мечты так и остались мечтами. Наклонность к умственным наслаждениям — например, к театру и чтению — у меня была развита до страсти, но была ли способность к умственному труду — не знаю. В гимназии у меня было непобедимое отвращение к греческому языку, так что меня должны были взять из четвёртого класса. Долго ходили репетиторы и приготовляли меня в пятый класс, потом я служил по различным ведомствам. Проводя большую часть дня совершенно праздно... Настоящего умственного труда я не знал никогда...»
«Я» рассказчика противоположное авторскому «я»:
жизнь А.П. Чехова — это непрерывный умственный труд, а праздное существование писатель просто ненавидел.
Рассказ А.П. Чехова «Моя "она"» ещё ярче подчёркивает различие автора и рассказчика:
«Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, — связь, стало быть, крепкая, прочная... Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий.
Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом . Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой ... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу.
Во-вторых, она разоряет меня , как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой , пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная ! Я ненавижу её, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать её имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли... Её зовут — Лень».
Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)!
Обратите внимание!
«Кто знает, какая проблема рассматривается в тексте?
Автор ее часто маскирует!»
«Комментарий проблемы…
Перескажи своими словами часть текста - и все!»
«Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!»
Как определить проблему в художественном тексте?(К1)
Как написать комментарий в сочинении, если вам попадется художественный текст? (К2)
Как определить позицию автора?(К3)
авторская позиция «спрятана» в контексте, выражена опосредованно
анализ
ситуации,
поступков героев, их мыслей, диалогов,
средств выразительности,
ключевых слов
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗАДАНИЕ 22!
Там бывает сказано, где рассказчик, а где автор!
Писателем избран художественный стиль, основная цель которого:
- передать читателю свои чувства,
- нарисовать словами живую картину,
- описать событие,
- вызвать эмоциональный отклик.
Позиция автора :
Каково отношение автора к изображаемому?
Комментарий художественного текста
- На каких примерах автор раскрывает проблему?
- Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
- Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
- Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
- Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Исследуем текст
(1)В оранжерее графов N происходила распродажа цветов. (2)Покупателей было мало: я, мой сосед-помещик и молодой купец, торгующий лесом. (3)Пока работники выносили наши волшебные покупки и укладывали их на телеги, мы сидели у входа в оранжерею и беседовали о том о сём. (4)В тёплое апрельское утро сидеть в саду, слушать птиц и видеть, как вынесенные на свободу цветы нежатся на солнце, было чрезвычайно приятно.
(5)Укладыванием растений распоряжался сам Михаил Карлович, садовник, почтенный старик с бритым лицом, в меховой жилетке, без сюртука. (6)Он всё время молчал, но прислушивался к нашему разговору и ждал, не скажем ли мы чего-нибудь новенького. (7)Это был умный, очень добрый и всеми уважаемый человек.
(8) - Этот вот молодчик, рекомендую, ужасный негодяй, - сказал мой сосед, указывая на работника со смуглым цыганским лицом, который проехал мимо на бочке с водой. (9) - На прошлой неделе его судили в городе за грабёж и оправдали. (10)Признали его душевнобольным, а между тем взгляните на рожу, он здоровёхонек. (11)В последнее время в России уж очень часто оправдывают негодяев, объясняя всё болезненным состоянием, между тем эти оправдательные приговоры, это очевидное послабление и потворство, к добру не ведут. (12)Они деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех, так как привыкли уже видеть порок безнаказанным, и, знаете ли, про наше время смело можно сказать словами Шекспира: «В наш злой, развратный век и добродетель должна просить прощенья у порока».
(13) - Это верно, верно, - согласился купец. (14) - Оттого, что оправдывают в судах, убийств и поджогов стало гораздо больше. (15)Спросите-ка у мужиков.
(16)Садовник Михаил Карлович обернулся к нам и сказал:
(17) - Что касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры. (18)Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (19)Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (20)Судите сами, господа: если судьи и присяжные верят более человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?
(По А.П. Чехову)
Герои текста А. П. Чехова
Молодой купец, торгующий лесом
Сосед - помещик
Я - рассказчик
Михаил Карлович, садовник
П
Р
О
Т
И
В
О
С
Т
А
В
Л
Е
Н
И
Е
«Почтенный старик»
«Молчал, но прислушивался »
«Был умный, добрый…
всеми
уважаемый человек»
Указал на проехавшего мимо «молодчика»
С восторгом встречает оправдательные приговоры; чувствует удовольствие, когда говорят «невиновен»;
« Разве эта вера в человека не выше всяких житейских соображений?»
Согласился
Работник со смуглым цыганским лицом
«Оправдательные приговоры к добру не ведут…
деморализуют массу, чувство справедливости притупилось у всех…привыкли видеть порок безнаказанным»
«Судили за грабёж, оправдали…»
Позиция автора
Сочинение по тексту А. П. Чехова
Преступление…Можно ли его оправдать? Заслуживают ли люди, обвиняемые в совершении преступления, доверия к себе? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.
Размышляя над проблемой, А. П. Чехов привлекает наше внимание к диалогу, представленному в тексте. Устами героев писатель озвучивает две совершенно противоположные точки зрения по поводу оправдательных приговоров. Автор обращает наше внимание на слова соседа – помещика: «Оправдательные приговоры «деморализуют массу», делают порок безнаказанным». С этой точкой зрения соглашается молодой купец. Реплики героев позволяют понять , что они едины во мнении: «оправдательные приговоры» приводят к росту преступлений.
Однако симпатии писателя на стороне «доброго и всеми уважаемого человека» Михаила Карловича, который говорит: «Я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры» и задаётся вопросом «разве не вера человека выше всяких житейских соображений?» Тем самым мы осознаем , что оправдательный приговор – это проявление гуманного отношения к человеку.
Позиция автора выражена опосредованно , через точку зрения садовника : преступление, совершённое человеком, можно оправдать, так как тому нужно дать второй шанс изменить свою жизнь.
Исследуем текст
(1)Тёмной осенней холодной ночью сидит в канаве собака. (2)И никому на свете не помочь ей сейчас. (3)А ей надо, очень надо идти к своей двери. (4)Бим попробовал подпрыгнуть, но упал. (5)Куда там! (6)И пошёл обратно по своему же следу, тихо, осторожно, прислушиваясь и в то же время нет-нет да и ощупывая стены. (7)В одном месте он обнаружил небольшую осыпь, стал на неё, приподнялся на заднюю лапу -теперь передние достали до отвала. (8)И Бим начал грести землю сверху вниз, под себя; чем больше он работал, тем выше становилась осыпь. (9)Бим отдыхал и работал вновь. (10)Наконец-то он смог опереться грудью о край канавы, но зато землю с отвала достать уже не мог. (П)Тогда он спустился вниз по своей горочке, полежал. (12)Так захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город! (13)Но Бим обязан молчать - ведь он спутал след и притаился. (14)Вдруг он решительно встал, попятился от накопанного им холмика и, забыв о боли, взмахнул всем телом, как тряпкой, подскочил на холмике на обе задние ноги и упал на самый край канавы, в то углубление, что отрыл сам же, спуская вниз землю. (15)Как он смог превозмочь неимоверную боль и немощь? (16)Кто ж его знает... (17)Как, например, волк отгрызает себе лапу, защемлённую капканом? (18)Никто не скажет, как это возможно - своими же зубами перегрызть свою же ногу. (19)Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия. (20)Как бы там ни было, а Бим выбрался из западни и лежал в той ямке наверху.
(21)Ночь была холодная. (22)Город спал, каменно-железный, потихоньку скрежещущий даже ночью, и Бим долго ещё слушал и слушал. (23)Продрогнув, он всё-таки пошёл. (24)По пути он забрёл в открытый подъезд одного из домов, и только потому, что надо было обязательно прилечь, хотя бы на короткое время, - настолько он стал слаб. (25)Ложиться прямо на улице нельзя - погибнешь (он видел не раз собак, раздавленных автомобилем). (26)Да и холодно на асфальте. (27)А там, в подъезде, он прижался к тёплому радиатору и уснул.
(28)В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака.
(29)Не обижайте такую собаку.
(По Г.Н. Троепольскому)
глазами рассказчика
Образ Бима
«взмахнул всем телом, как тряпкой» (пр.14)
«он смог превозмочь неимоверную боль и немощь»(пр. 15)
«Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия»(пр. 19)
«выбрался из западни» (пр. 20)
«сидит в канаве» (пр.1)
«никому на свете не помочь ей сейчас» (пр.2)
«отдыхал и работал вновь» (пр.9)
«захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!» (пр.12)
Смысловая связь – обобщение
«В чужом подъезде глубокой ночью спит чужая собака. Не обижайте такую собаку» (лексический повтор)
Мысли автора
Сочинение по тексту Г.Н. Троепольского
Как выжить животным в трудной ситуации? Нуждаются ли животные в помощи людей? Должны ли люди заботиться о животных? Над этими вопросами задумывается автор текста, предложенного нам для анализа.
Размышляя над проблемой, Г. Н. Троепольский рассказывает историю собаки , потерявшей хозяина: ей «захотелось завыть, позвать хозяина, завыть дико, на весь город». Автор обращает наше внимание на то, что в канаве сидит собака , «никому на свете не помочь ей сейчас». Бим пытается выбраться из неё («отдыхал и работал вновь»), но ничего не получается. Тем самым писатель показывает , что прирученное животное должно быть окружено вниманием хозяина.
Далее Г. Н. Троепольский отмечает : для выживания и воссоединения со своим хозяином Бим прикладывает много усилий, выбравшись «из западни», он смог «превозмочь неимоверную боль и немощь». Так писатель сравнивает собаку, стремящуюся «к двери доброты и доверия» с волком, отгрызающим себе лапу и инстинктивно стремящимся «к свободе». Автор даёт нам понять , что проделанный путь Бимом не привёл к желаемому результату. Обобщая сказанное, Г. Н. Троепольский, используя лексический повтор , призывает нас к тому , чтобы мы не обижали «такую собаку».
Автор подводит нас к мысли о том , что в трудных ситуациях животные, привыкшие жить среди людей, нуждаются, испытывая боль и страдания, в помощи человека, который несёт за них ответственность.
Спасибо за внимание!
Успехов в подготовке к ЕГЭ!