СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся быть гражданами информационно-правовой урок

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Учимся быть гражданами

Цели: способствовать совершенствованию у школьников умений объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия, находить нужную социальную информацию, адекватно ее воспринимать, принимать основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:

I.                   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное внеклассное занятие. Прежде чем объявить тему нашего мероприятия я предлагаю вашему вниманию видеоролик.

II.               АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Просмотр видеоролика

Беседа по вопросу (слайд 1)

Чему посвящен этот видеофрагмент? (ответ: крымская весна 2014 г., референдум)

Появляется тема мероприятия – учимся быть гражданами

Учитель: правильно, видеосюжет посвящен референдуму, где решилась судьба нашей малой Родины.

Эпиграфом к нашему мероприятию мы выбрали стихотворение Григория Ландонщика. Артем, прочитай!

Сообщение учащегося Кубрак Артем (читает стихотворение)

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

Такой представляет себе Родину этот поэт.

Вопросы для беседы (слайд 2)

1.                Что такое Родина?

2.                В какой стране мы живем?

Итог беседы

Каждому из нас близко и понятно слово «родина». Родина-это место, где мы родились, где жили наши предки, где нам знакомы язык, быт, традиции. Здесь живут наши друзья и родные.

Мы с вами живем в богатой, большой стране, которой по праву гордимся. Посмотрите на карту России - как огромна территория нашего государства. Для благоприятной и счастливой жизни у нас есть все: богатые природные ресурсы, давняя героическая история, прекрасные люди, которые на протяжении веков берегли и приумножали честь и славу государства.

Крым – наша Родина, и Россия – тоже наша Родина. Какое же событие изменило жизнь нашей Родины – Крыма? Ответ на этот вопрос мы найдем в следующем видеофрагменте.

III.            МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Просмотр видеоролика (слайд 3)

С помощью видеоролика осуществляется переход к теме мероприятия.

Беседа по вопросам:

1.                О каком историческом событии идет речь в видеоролике? (референдум 2014 г.) (ответ подтверждает второй видеоролик)

2.                Какое право предоставляет возможность голоса? (избирательное)

3.                К какой группе прав можно отнести избирательное право? (политические)

Итог беседы (учитель обобщает ответы учащихся и дополняет их теоретическими знаниями)

Конституция РФ в статье 32 устанавливает, (слайд 4) что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т.е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

IV.             ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Политические права человека и гражданина

Беседа по вопросам (слайд 5)

1.     Какие политические права вы знаете?

  1. Какое из данных прав на ваш взгляд самое важное?

Итог беседы – все политические права и свободы закреплены в Конституции Российской Федерации.

Рассказ учителя

Мы живем с вами в новом государстве, после распада СССР мы строим новую Россию, демократическую, правовую.

Если сказать своими словами, то понятие «правовое государство» будет звучать примерно так: общество людей в определенных политико-территориальных рамках, где главной силой является закон.

Мы должны учиться жить в строгом соответствии с законами. Нормы поведения и жизни должны быть одинаковыми для всех не только в государственных документах, но и в реальной повседневной жизни. Если это положение будет выполняться, тогда мы с вами сможем с гордостью сказать: «Я живу в правовом государстве».

2.  Конституция РФ – основной закон государства

Вопрос:

Какой документ является основным законом нашего государства?

Рассказ учителя (слайд 6)

Самым главным законом на территории России является Конституция Российской Федерации. Она обладает высшей юридической силой. И, действительно, ни один закон не может ей противоречить.

В конституции РФ наряду с другими права и свободами человека и гражданина закреплены и политические права. Самым важным из них является избирательное право.

3. Использование избирательного права

Беседа по вопросу (слайд 7)

ü Где можно использовать избирательное право? (выборы и референдум)

ü Чем люди ходят на выборы?

ü Для чего необходим референдум?

Рассказ с элементами беседы

Произнося слова «Государственная Дума», «Парламент», «Законодательное Собрание», как вы представляете себе то, о чем говорите? Государственная Дума, например, это выборный представительный орган государства. Мы с вами их выбираем, решаем, достойны ли они выражать наши интересы на государственном уровне.

Знание каждым гражданином своих конституционных прав - важный аспект правовой культуры населения. Право избирать - это ваше активное избирательное право, а право быть избранным - пассивное избирательное право.

Османова Анифе -  (Слайд 8) Учащиеся нашей школы воспользовались своим избирательным правом. Давайте вспомним как это было. На этих выборах большинство избирателей отдали предпочтение кандидату в президенты учащемуся 9-А класса – Тимошенко Владиславу.

Таким образом, с помощью избирательного права можно решить очень важные вопросы государства. Так кардинально изменилась жизнь нашей малой родины – Крымского полуострова. (Слайд 9)

Кубрак Артем – политический кризис разразился в Украине в ноябре 2013 – феврале 2014 г. и привел к массовым беспорядкам, кровавым столкновениям сил правоохранительных органов с митингующими оппозиционерами по всей стране. На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации и повышения криминогенной обстановки в Украине, стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

(Слайд 10) 16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией на референдуме проголосовало 96, 77 % жителей. Приняло участие 83 % граждан.

17 марта 2014 г. после референдума была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения.

Османова Анифе - Договор (слайд 11) о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов был подписан 18 марта 2014 г. в Георгиевском дворце Кремля. Таким образом, с 18 марта 2014 г. Крым и город особого подчинения Севастополь стали частью Российского государства. Со стороны Российской Федерации договор был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным, со стороны Республики Крым — председателем Совета Министров Республики Крым Сергеем Аксёновым и председателем Государственного Совета Республики Крым Владимиром Константиновым, со стороны города Севастополя — Председателем координационного совета по созданию управления по обеспечению жизнедеятельности Севастополя Алексеем Чалым.

Но ратификация (слайд 12), т.е. когда подписанный договор обрел юридическую сил и вступил в действие, считается 21 марта 2014 г.

Учитель: Эти события вошли в историю как «крымская весна». Давайте еще раз вспомним как это было… (Слайд 13) (просмотр фото)

V.                ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (слайд 14)

Давайте подведем итоги нашего занятия. Внимательно прочитайте текст и заполните пропуски в нем.

Заполните пропуски в тексте

1.     _______________________ право является всеобщим (Избирательное)

2.     Каждый избиратель имеет лишь _____________ голос (один)

3.     Избирательное право принадлежит всем _________________ гражданам (совершеннолетним)

4.     Благодаря избирательному праву мы вошли в _______________ РФ (состав)

5.     Весна ____________ - особая страница в истории для крымского народа (2014 г.)

VI.             ИТОГИ УРОКА (слайд 15)

Итак, на сегодняшнем занятии мы с вами рассмотрели какую роль играет избирательное право в жизни общества, государства, народа и отдельного человека. Год назад свершилось грандиозное политическое решение – уникальный прецедент – люди мирным способом, без единого выстрела, путем всенародного волеизъявления решили судьбу своей родной земли. Все произошло абсолютно законно, с учетом норм международного права. Чувство высокой гражданской ответственности и любви к своему народу со стороны руководства Крыма и твердая политическая воля российских властей позволили людям спокойно осуществить свое право на самоопределение.

Мы только учимся быть гражданами великой страны-России и хотим пожелать Вам всем, чтобы Вы научились на практике применять те знания, которые сегодня получили, а также воплотить свои идеи в жизнь и быть достойными гражданами нашей страны.

В память о сегодняшнем занятии мы хотели вам подарить календарь-памятку избирателя.

На этом наше мероприятие подходит к концу. Спасибо большое за внимание.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!