СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учение с удовольствием

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из самых серьезных и трудных задач учителя -  сделать процесс обучения интересным

Просмотр содержимого документа
«Учение с удовольствием»

ГБОУ ЛНР «Кировская средняя общеобразовательная школа №2»



Выступление на педсовете





Учение с удовольствием





























Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

Джиоевой И.И.







Когда с удовольствием учатся?

Когда с удовольствием учат!

Вряд ли со мной кто-либо поспорит о том, что схема эта приложима к изучению любых предметов в школьной программе: от физики до литературы.

Важно, чтобы было интересно, это краеугольный камень нынешней системы преподавания ряда наук, в том числе и гуманитарных. Мы, не снижая уровня требований, иначе строим и каждый урок, и учебный процесс в целом.

Многие со мной согласятся, что у словосочетания “радость познания” есть вполне конкретное объяснение. Если материал, который учитель разбирает на уроке с учениками, даётся в интересной для тех форме, то в мозг начинает поступать гормон допамин, предшественник адреналина, иначе - гормон радости. Получается учение с увлечением, удовольствием.

Как же сделать так, что бы учение было всегда с увлечением?

    В нашей школе учатся дети, имеющие разные   интеллектуальные, психологические  особенности, и я осознаю, что первоначальной  моей задачей должен стать поиск таких средств обучения, которые, во-первых, привлекут учащихся к процессу получения знаний, то есть повысят познавательный интерес.

          Ключевой проблемой в решении задачи повышения познавательного интереса и, как следствие этого, качества учебного процесса является выбор инструментария обучения.

К ним относятся активные средства обучения, способные «расшевелить» познавательные интересы учащихся. Эти средства обучения составляют основу педагогических технологий, широко использующихся сейчас в педагогической практике. Их применение  не исключает  традиционных, классических методов и способов обучения, проверенных временем и практикой. Тем не менее, без включения в учебный процесс современных педагогических технологий мы не сможем добиться тех результатов, которые ставит перед нами современное образование.

        В основе педагогической деятельности каждого учителя лежат требования федерального компонента государственного стандарта общего образования, основными из которых являются следующие: направленность образования на личностное развитие детей; приобретение опыта разнообразной деятельности; опыта познания и самопознания; подготовка к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

            Все перечисленные требования могут и должны быть сформированы у учащихся   в ходе  организации их  познавательной деятельности.

           Познавательный интерес – это стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности.  Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.


      В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

         «Образование – это индустрия, направленная в будущее». (С. П. Капица).

А значит, это процесс, в основе которого лежат технологии, способные получить положительный результат обучения.

           Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов). Из этого следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

       В настоящее время существует большое количество педагогических технологий, которые  широко используются в педагогической практике. Я хочу поделиться своим опытом использования активных средств обучения  учащихся на уроках.

Проблемное обучение

      Большинство учащихся испытывают потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей (на преодолении трудностей построено проблемное обучение).

Данный принцип  предполагает путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создание  в мышлении учащегося такой  ситуации, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике.

Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках,  а в результате собственной активной познавательной деятельности.

           Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению предмета. Проблемно-мотивационную среду я создаю разными приемами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом, самостоятельной работой.

Как пример проблемной ситуации могу привести фрагмент, который использовался на уроке русского языка  в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения».

Задание учащимся

- Прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.


«Враги сожгли родную хату»

  Никто солдату не ответил.

Никто его не повстречал.

И только теплый  летний вечер

Траву могильную качал. Михаил Исаковский


- Какими членами предложения являются слова «теплый», «летний»)?

- Почему в предложении между ними не стоит запятая?(Проблемный вопрос)

- Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения.

        Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ. Самостоятельная работа.

  • Какой частью речи  выражены данные определения? (Ответ: прилагательными).

  • Что обозначают прилагательные? (Ответ: признаки предметов)

  • Как характеризует вечер

       признак    «теплый» (Ответ: по ощущениям)

       признак    «летний»  (Ответ: по времени года)

  • Одинаково или по-разному характеризуют  предмет эти два признака?

(Ответ: по-разному).

  • Являются ли эти определения однородными? (Ответ: не являются однородными).

Проверка выполненной работы. На слайде появляются ответы на вопросы. Учащиеся проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными.

         Решение проблемных ситуаций тесно связано с исследовательской деятельностью учащихся на уроке, так как поиск их решения предполагает самостоятельный мыслительный процесс ученика, в результате которого он получает необходимые знания.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке

         Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к  взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности.

         Начинаю заниматься с учениками исследовательской деятельностью уже с 5 класса, так как  полноценная исследовательская деятельность требует накопления знаний и умений.   На уроке все начинается с возникновения исследовательской задачи, соединяющей учебный и научный смысл.

         При изучении  сказки К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" ученики обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы. При чтении произведения учащиеся записывают свои исследования в тетрадь по определенному алгоритму (данному им учителем), после этого делятся своими результатами с одноклассниками и делают обобщения-выводы.

 На уроках русского языка по развитию речи предлагаю такие, например, задания:

  • Исследуя текст, найдите основные языковые средства связи между предложениями (повторяющиеся слова, местоимения и наречия, близкие по смыслу слова, союзы).

  • Исследуя текст и докажите, что наиболее частый способ словообразования существительных – суффиксальный, а затем менее продуктивный –  приставочно-суффиксальный.

  • Исследуйте предложения, найдите ряды однородных членов (не менее трех) в каждом.

Учащиеся проводили исследования, а успешно выполненные задания сразу становились материалом для индивидуальной и групповой работы. Изученная тема наполняется особым смыслом, школьникам становится очевидно, для чего нужны им полученные знания и умения, и понятно, как речь обычная превращается в образную.

             Задание на дом: «В произведениях русской литературы найдите случаи, когда автор добивается художественной выразительности с помощью деепричастных оборотов?»

        Таким образом, даже небольшие исследовательские работы становятся естественным выражением мысли учащихся. В результате развивается интеллект, речь, пробуждается талант, который заложен в каждом.

Технология критического мышления

         Ещё Лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Она  ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.    

          Изучение нового понятия на уроке происходит в ходе трех стадий

Технологическая карта урока

1. Стадия вызова

2. Стадия осмысления

3. Стадия рефлексии

Мозговая атака

Заполнение таблицы

Дальнейшее целеполагание

       На стадии вызова использую  мозговую  атаку. Учащиеся  составляют список того, что они знают или думают  по теме. Возможна при этом работа в паре. Парная  мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать своё мнение перед большой аудиторией.

Например, в 8 классе изучаются обособленные определения.  С понятием причастного оборота учащиеся уже знакомы из 7 класса. Поэтому целесообразно строить урок с использованием данной технологии. Ребятам не составит труда заполнить следующую таблицу.

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что мы узнали, и что нам осталось узнать

      Цель составления таблицы  – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда учащиеся работают в данной технологии, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их с известной им информацией.

       На этапе повторения заполняется первая колонка. В колонку «Знаю» вносятся  сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре). На этапе наблюдения заполняется  вторая колонка  «Хочу узнать», куда  предлагается внести спорные вопросы и идеи. Затем учащиеся читают  текст учебника «Теория» и  пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы, заполняют третью колонку.

       

Развивающее обучение

           Учитель русского языка и литературы находится в постоянном поиске новых, интересных приёмов и методов обучения. Трудно и интересно работать сейчас. Трудно потому, что дети, увлеченные компьютерными технологиями, перестают читать, трудно потому, что на учителя обрушился поток методической литературы, задания которой обещают сразу сделать всех грамотными и образованными. Среди всего этого многообразия надо найти свое. Применяя современные технологии, нужно учитывать  особенности учащихся. Поэтому нельзя забывать о традиционных методах и формах, сформированных всей педагогической практикой. И здесь я, как и каждый учитель, использую традиционные уроки, во главу ставлю принцип развивающего обучения.

Прием письма

Иногда на уроках использую форму творческой работы учащихся «письмо».

 Кто из героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мог бы написать письмо и кому?

 Например, учащиеся 7 класса выделяют следующих героев:

 Остап — матери;

 Остап — Андрию.

Перед учащимися ставлю задачу: напишите текст письма, которое бы написал Остап своей матери. О чем бы он  написал?

Учащиеся должны написать письмо, учитывая время, обстановку, особенности речи, характера героя и т.д. Такая работа ставит перед учеником необходимость во  внимательном прочтении и глубоком анализе произведения, в творческой аналитической деятельности.


     Подводя итог, хочу отметить, что в процессе  работы я увлеченно занимаюсь проблемой проектирования уроков с точки зрения используемых технологий. Не могу сказать, что учащиеся стали кардинально лучше учиться. Но я точно уверена, что результатом моей деятельности стало повышение интереса учащихся к процессу обучения. Им нравится, когда уроки проходят интересно, неординарно,  когда они включаются в интересные формы работы, когда им предлагается свобода творчества. Я надеюсь, что им пригодятся в жизни и критическое мышление, и творческий потенциал, и умение свободно и грамотно  излагать свои мысли и чувства, и что они вырастут развитыми людьми, способными приносить пользу себе, окружающим и обществу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!