СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Растения - хищники"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект "Растения-хищники" содержит описание, презентацию и приложение, собранное участниками проекта.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Растения - хищники"»

МКУДО Куртамышского района «Дом детства и юношества» Учебный проект  «Растения -хищники» Выполнила Никитина Ксения Руководитель ИОП «Мир лекарственных растений» Никитина Г.В. Куртамыш, 2016- 2017

МКУДО Куртамышского района

«Дом детства и юношества»

Учебный проект

«Растения -хищники»

Выполнила

Никитина Ксения

Руководитель ИОП «Мир лекарственных растений» Никитина Г.В.

Куртамыш, 2016- 2017

Учебный проект Растения - хищники  Актуальность   Проект поможет расширить знания и представления о растениях–хищниках, об особенностях их внешнего вида.  Расширит знания о том, какие растения-хищники находятся на территории нашего края, какую пользу они приносят людям.  Проект сформирует бережное отношение к растениям.  Проект научит анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Учебный проект

Растения - хищники

Актуальность Проект поможет расширить знания и представления о растениях–хищниках, об особенностях их внешнего вида.

Расширит знания о том, какие растения-хищники находятся на территории нашего края, какую пользу они приносят людям. Проект сформирует бережное отношение к растениям. Проект научит анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

 Если вы думаете, что растения-хищники – это из области фантастики, то я вас могу порадовать – это самая что ни на есть настоящая реальность.  Я читала удивительную книгу «Тайны живой природы» под редакцией Н.М.Кожемякиной и узнала, что растения-хищники можно отнести к чуду природы. Часть питательных веществ они получают за счёт животных, которых они ловят разными хитроумными способами. О некоторых из них мне захотелось узнать подробнее и рассказать своим друзьям.

Если вы думаете, что растения-хищники – это из области фантастики, то я вас могу порадовать – это самая что ни на есть настоящая реальность.

Я читала удивительную книгу «Тайны живой природы» под редакцией Н.М.Кожемякиной и узнала, что растения-хищники можно отнести к чуду природы. Часть питательных веществ они получают за счёт животных, которых они ловят разными хитроумными способами. О некоторых из них мне захотелось узнать подробнее и рассказать своим друзьям.

Цель учебного проекта:  выявить и изучить причины и условия, по которым растения превратились в хищников, принять участие в их охране, создать презентацию «Растения -хищники». Участники проекта:  обучающиеся, педагог-руководитель ДО Время проведения:  июль, 2016 г – январь, 2017 г Место проведения: ДДЮ Предмет: естествознание Объект исследования: растения-хищники. Долгосрочный. Форма представления: презентация .

Цель учебного проекта:

выявить и изучить причины и условия, по которым растения превратились в хищников,

принять участие в их охране,

создать презентацию «Растения -хищники».

Участники проекта: обучающиеся,

педагог-руководитель ДО

Время проведения: июль, 2016 г – январь, 2017 г

Место проведения: ДДЮ

Предмет: естествознание

Объект исследования: растения-хищники.

Долгосрочный.

Форма представления: презентация .

Задачи учебного проекта:  - изучить сведения о растениях–хищниках и виды «насекомоядных» растений;  рассмотреть особенности этих растений; - выявить причины и условия, по которым растения превратились в хищников. Этапы учебного проекта:  I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (1-2 неделя июля, 2016)  II ЭТАП - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ (3-4 неделя июля, 2016)  III ЭТАП - ПРАКТИЧЕСКИЙ (август-декабрь, 2016)  IV ЭТАП- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (январь, 2017)

Задачи учебного проекта:

- изучить сведения о растениях–хищниках и виды «насекомоядных» растений;

  • рассмотреть особенности этих растений;

- выявить причины и условия, по которым растения превратились в хищников.

Этапы учебного проекта:

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (1-2 неделя июля, 2016) II ЭТАП - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ (3-4 неделя июля, 2016) III ЭТАП - ПРАКТИЧЕСКИЙ (август-декабрь, 2016) IV ЭТАП- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (январь, 2017)

Основополагающий вопрос: если растения «поедают» насекомых, то это необходимо для того, чтобы выжить в окружающей среде? Проблемные вопросы: 1. Какие растения – хищники вы знаете? 2. Чем растения – хищники питаются? 3. Как человек должен относиться к растениям – хищникам и какую они пользу приносят? Учебные вопросы: 1. Найти исторические сведения о растениях-хищниках. 2. Зачем растениям ловить животных? 3. Каковы особенности, причины и условия превращения растений в хищников?

Основополагающий вопрос: если растения «поедают» насекомых, то это необходимо для того, чтобы выжить в окружающей среде?

Проблемные вопросы:

1. Какие растения – хищники вы знаете?

2. Чем растения – хищники питаются?

3. Как человек должен относиться к растениям – хищникам и какую они пользу приносят?

Учебные вопросы:

1. Найти исторические сведения о растениях-хищниках.

2. Зачем растениям ловить животных?

3. Каковы особенности, причины и условия превращения растений в хищников?

I Содержание ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО этапа проекта - Сбор литературы и её анализ.  - Обучающиеся проводят наблюдения, обсуждают полученную информацию в группе.  - Педагог оказывает помощь в поиске интернет-ресурсов.  - Выполнение творческих заданий по теме проекта: дидактические игры: «Отгадай растение по описанию» (работа с карточками»), «Растения нашего края», домино «Насекомые», «Чудесный мешочек», кроссворды и викторины по теме «Растения».  - Экскурсия с привлечением родителей в лес, парк, сад «Фотосбор удивительных растений».

I

Содержание ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО

этапа проекта

- Сбор литературы и её анализ. - Обучающиеся проводят наблюдения, обсуждают полученную информацию в группе. - Педагог оказывает помощь в поиске интернет-ресурсов. - Выполнение творческих заданий по теме проекта: дидактические игры: «Отгадай растение по описанию» (работа с карточками»), «Растения нашего края», домино «Насекомые», «Чудесный мешочек», кроссворды и викторины по теме «Растения». - Экскурсия с привлечением родителей в лес, парк, сад «Фотосбор удивительных растений».

II Содержание второго этапа проекта   Диагностика  Июль - 2016 Вывод: почти все ребята группы не знают о существовании таких растений.

II

Содержание второго этапа проекта

Диагностика

Июль - 2016

Вывод: почти все ребята группы не знают о существовании таких растений.

Опрос  Июль - 2016 Вывод: почти все ребята группы не знают зачем растения ловят насекомых.

Опрос

Июль - 2016

Вывод: почти все ребята группы не знают зачем растения ловят насекомых.

Опрос  Июль - 2016 Вывод: почти все ребята группы не знают как относиться таким растениям .

Опрос

Июль - 2016

Вывод: почти все ребята группы не знают как относиться таким растениям .

III Содержание ПРАКТИЧЕСКОГО этапа  (август – декабрь) - Обсуждение и выбор творческого названия проекта.  - Обсуждение плана учебного проекта, формулировка  основополагающего, проблемных и учебных вопросов, цели и задач.  - Выбор методов, форм представления результатов проекта.  - Дискуссия «Нужны ли растения-хищники на Земле?»  - Оформление подпроектов: альбом «Растения-хищники», газета «Их нужно знать в лицо».  - Формулирование ответов на основополагающий, проблемные  и учебные вопросы.  - Чтение познавательных статей из энциклопедий и другой литературы. - Контрольная диагностика.

III

Содержание ПРАКТИЧЕСКОГО этапа (август – декабрь)

- Обсуждение и выбор творческого названия проекта. - Обсуждение плана учебного проекта, формулировка основополагающего, проблемных и учебных вопросов, цели и задач. - Выбор методов, форм представления результатов проекта. - Дискуссия «Нужны ли растения-хищники на Земле?» - Оформление подпроектов: альбом «Растения-хищники», газета «Их нужно знать в лицо». - Формулирование ответов на основополагающий, проблемные  и учебные вопросы. - Чтение познавательных статей из энциклопедий и другой литературы.

- Контрольная диагностика.

Приложение

Приложение

Наша лаборатория

Наша лаборатория

Презентация «Растения-хищники»

Презентация

«Растения-хищники»

Исторические сведения о растениях-хищниках Исследователь по имени Джон Эллис описал захват в течение нескольких секунд мухоловки Венеры . Но, хотя было очевидно, что эти растения ловят насекомых и питаются ими, учёные не верили в это, и для доказательства потребовалось более 100 лет.

Исторические сведения

о растениях-хищниках

Исследователь по имени Джон Эллис описал захват в течение нескольких секунд мухоловки Венеры . Но, хотя было очевидно, что эти растения ловят насекомых и питаются ими, учёные не верили в это, и для доказательства потребовалось более 100 лет.

Чарльз Дарвин в 1860 году начал изучать в болотах росянку .  Он изучал «поведение» и кормил ее насекомыми, соленым английским сыром.

Чарльз Дарвин в 1860 году начал изучать в болотах росянку . Он изучал «поведение» и кормил ее насекомыми, соленым английским сыром.

Зачем растениям ловить животных

Зачем растениям ловить животных

Виды насекомоядных растений  Насчитывается около 630 видов растений-хищников из 19 семейств.  Этим растениям недостает азота, которого мало в болотных, сухих и каменистых почвах. Растения вышли из положения и стали ловить насекомых. У них существуют специальные для ловли органы-ловушки. А также яркая окраска цветов, аромат и сладкий сок привлекают насекомых, которые становятся жертвами растения-хищника.  Но люди очень мало знают о них. И кто знает, что могут дать людям их разгадки? Разве нельзя предположить, что люди со временем как-то научатся управлять растениями и заставят их служить себе – охранять урожай, или бороться с докучливыми кровососами. Всё может быть! Надо только, чтоб растения эти уцелели! Давайте познакомимся с ними!

Виды насекомоядных растений

Насчитывается около 630 видов растений-хищников из 19 семейств.

Этим растениям недостает азота, которого мало в болотных, сухих и каменистых почвах. Растения вышли из положения и стали ловить насекомых. У них существуют специальные для ловли органы-ловушки. А также яркая окраска цветов, аромат и сладкий сок привлекают насекомых, которые становятся жертвами растения-хищника.

Но люди очень мало знают о них. И кто знает, что могут дать людям их разгадки? Разве нельзя предположить, что люди со временем как-то научатся управлять растениями и заставят их служить себе – охранять урожай, или бороться с докучливыми кровососами. Всё может быть! Надо только, чтоб растения эти уцелели! Давайте познакомимся с ними!

Росянка Липучие ловушки

Росянка

Липучие ловушки

Жирянка Липучие ловушки

Жирянка

Липучие ловушки

венерина мухоловка Захлопывающиеся ловушки

венерина мухоловка

Захлопывающиеся ловушки

Генлисея Ловушки –  рачевни Корневые ловушки генлисеи

Генлисея

Ловушки – рачевни

Корневые ловушки

генлисеи

Непентес Ловушки в виде кувшинчика

Непентес

Ловушки в виде кувшинчика

Пузырчатка Засасывающие ловушки

Пузырчатка

Засасывающие ловушки

Результаты: 1. Презентация «Растения-хищники». 2. Викторины о растениях. 3. Легенды о растениях. 4. Кроссворды . 5. Листовка «Их надо знать в лицо!» 6. Альбом «Растения-хищники» 7. Дидактические игры «Угадай растение», «Растения нашего города», «Волшебный мешочек», «Домино». 8. Фотоотчёт . Гиперссылки

Результаты:

1. Презентация «Растения-хищники».

2. Викторины о растениях.

3. Легенды о растениях.

4. Кроссворды .

5. Листовка «Их надо знать в лицо!»

6. Альбом «Растения-хищники»

7. Дидактические игры «Угадай растение»,

«Растения нашего города», «Волшебный мешочек», «Домино».

8. Фотоотчёт . Гиперссылки

Вывод  Итак, существует пять способов, с помощью которых плотоядные растения ловят свою добычу: ловчие листья в форме кувшинчика, захлопывающиеся листья, липучие ловушки, засасывающие ловушки и ловушки типа рачевни (приспособления для ловли раков).  - Что заставляет эти растения «выходить на охоту»?  Оказалось дело в том, что обычно вещества для питания растения поглощают из почвы. Многие растения произрастают на столько бедных почвах, что в таких условиях меньше конкуренции среди растений, а способность ловить живую добычу, расщеплять и усваивать животный белок восполняет дефицит минерального питания, добываемого из земли.

Вывод

Итак, существует пять способов, с помощью которых плотоядные растения ловят свою добычу: ловчие листья в форме кувшинчика, захлопывающиеся листья, липучие ловушки, засасывающие ловушки и ловушки типа рачевни (приспособления для ловли раков).

- Что заставляет эти растения «выходить на охоту»?

Оказалось дело в том, что обычно вещества для питания растения поглощают из почвы. Многие растения произрастают на столько бедных почвах, что в таких условиях меньше конкуренции среди растений, а способность ловить живую добычу, расщеплять и усваивать животный белок восполняет дефицит минерального питания, добываемого из земли.

Вывод Поэтому некоторые из них, чтобы выжить в засушливых или неплодородных почвах научились питаться насекомыми или мелкими животными и получать от них витамины и минеральные соли. Конечно, растения охотятся совсем не так, как животные. Насекомых привлекают запах и цвет растения, и они попадают в хитрые ловушки, например, вязнут в каплях фальшивой росы или попадают в «зубастые клетки». Это великий закон вечного движения Природы – борьба за выживание.

Вывод

Поэтому некоторые из них, чтобы выжить в засушливых или неплодородных почвах научились питаться насекомыми или мелкими животными и получать от них витамины и минеральные соли. Конечно, растения охотятся совсем не так, как животные. Насекомых привлекают запах и цвет растения, и они попадают в хитрые ловушки, например, вязнут в каплях фальшивой росы или попадают в «зубастые клетки».

Это великий закон вечного движения Природы –

борьба за выживание.

Интернет-ресурсы http://webnachalo.ru/video/SQrjhZvZgTA http://webnachalo.ru/video/t7_WKDOXrpA http://webnachalo.ru/video/e5U_hnNNDCI http://webnachalo.ru/video/2dmzeyyD5BQ http://webnachalo.ru/video/dI6XsMmZ4Os http://webnachalo.ru/video/_D1JFXsXpiQ http://webnachalo.ru/video/7bfOziOyZOg http://webnachalo.ru/video/OsoEPReNubk

Интернет-ресурсы

  • http://webnachalo.ru/video/SQrjhZvZgTA
  • http://webnachalo.ru/video/t7_WKDOXrpA
  • http://webnachalo.ru/video/e5U_hnNNDCI
  • http://webnachalo.ru/video/2dmzeyyD5BQ
  • http://webnachalo.ru/video/dI6XsMmZ4Os
  • http://webnachalo.ru/video/_D1JFXsXpiQ
  • http://webnachalo.ru/video/7bfOziOyZOg
  • http://webnachalo.ru/video/OsoEPReNubk
Литература   1. Воронкович «Добро пожаловать в экологию» С-Пб «Детство – пресс».  2. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5- 7 лет. Методическое пособие.  3. В. Волкова «Тайны живой природы».- М.: 2012. «Издательство Астрель».  4. Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний/ Пер.  5. В.В. Свечникова, И.О. Чибисова- М.: 2010. «РОСМЭН – ПРЕСС».

Литература

1. Воронкович «Добро пожаловать в экологию» С-Пб «Детство – пресс». 2. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5- 7 лет. Методическое пособие. 3. В. Волкова «Тайны живой природы».- М.: 2012. «Издательство Астрель». 4. Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний/ Пер. 5. В.В. Свечникова, И.О. Чибисова- М.: 2010. «РОСМЭН – ПРЕСС».

 Спасибо!

Спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!