МКУДО Куртамышского района
«Дом детства и юношества»
Учебный проект
«Растения -хищники»
Выполнила
Никитина Ксения
Руководитель ИОП «Мир лекарственных растений» Никитина Г.В.
Куртамыш, 2016- 2017
Учебный проект
Растения - хищники
Актуальность Проект поможет расширить знания и представления о растениях–хищниках, об особенностях их внешнего вида.
Расширит знания о том, какие растения-хищники находятся на территории нашего края, какую пользу они приносят людям. Проект сформирует бережное отношение к растениям. Проект научит анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Если вы думаете, что растения-хищники – это из области фантастики, то я вас могу порадовать – это самая что ни на есть настоящая реальность.
Я читала удивительную книгу «Тайны живой природы» под редакцией Н.М.Кожемякиной и узнала, что растения-хищники можно отнести к чуду природы. Часть питательных веществ они получают за счёт животных, которых они ловят разными хитроумными способами. О некоторых из них мне захотелось узнать подробнее и рассказать своим друзьям.
Цель учебного проекта:
выявить и изучить причины и условия, по которым растения превратились в хищников,
принять участие в их охране,
создать презентацию «Растения -хищники».
Участники проекта: обучающиеся,
педагог-руководитель ДО
Время проведения: июль, 2016 г – январь, 2017 г
Место проведения: ДДЮ
Предмет: естествознание
Объект исследования: растения-хищники.
Долгосрочный.
Форма представления: презентация .
Задачи учебного проекта:
- изучить сведения о растениях–хищниках и виды «насекомоядных» растений;
- рассмотреть особенности этих растений;
- выявить причины и условия, по которым растения превратились в хищников.
Этапы учебного проекта:
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (1-2 неделя июля, 2016) II ЭТАП - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ (3-4 неделя июля, 2016) III ЭТАП - ПРАКТИЧЕСКИЙ (август-декабрь, 2016) IV ЭТАП- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (январь, 2017)
Основополагающий вопрос: если растения «поедают» насекомых, то это необходимо для того, чтобы выжить в окружающей среде?
Проблемные вопросы:
1. Какие растения – хищники вы знаете?
2. Чем растения – хищники питаются?
3. Как человек должен относиться к растениям – хищникам и какую они пользу приносят?
Учебные вопросы:
1. Найти исторические сведения о растениях-хищниках.
2. Зачем растениям ловить животных?
3. Каковы особенности, причины и условия превращения растений в хищников?
I
Содержание ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО
этапа проекта
- Сбор литературы и её анализ. - Обучающиеся проводят наблюдения, обсуждают полученную информацию в группе. - Педагог оказывает помощь в поиске интернет-ресурсов. - Выполнение творческих заданий по теме проекта: дидактические игры: «Отгадай растение по описанию» (работа с карточками»), «Растения нашего края», домино «Насекомые», «Чудесный мешочек», кроссворды и викторины по теме «Растения». - Экскурсия с привлечением родителей в лес, парк, сад «Фотосбор удивительных растений».
II
Содержание второго этапа проекта
Диагностика
Июль - 2016
Вывод: почти все ребята группы не знают о существовании таких растений.
Опрос
Июль - 2016
Вывод: почти все ребята группы не знают зачем растения ловят насекомых.
Опрос
Июль - 2016
Вывод: почти все ребята группы не знают как относиться таким растениям .
III
Содержание ПРАКТИЧЕСКОГО этапа (август – декабрь)
- Обсуждение и выбор творческого названия проекта. - Обсуждение плана учебного проекта, формулировка основополагающего, проблемных и учебных вопросов, цели и задач. - Выбор методов, форм представления результатов проекта. - Дискуссия «Нужны ли растения-хищники на Земле?» - Оформление подпроектов: альбом «Растения-хищники», газета «Их нужно знать в лицо». - Формулирование ответов на основополагающий, проблемные и учебные вопросы. - Чтение познавательных статей из энциклопедий и другой литературы.
- Контрольная диагностика.
Приложение
Наша лаборатория
Презентация
«Растения-хищники»
Исторические сведения
о растениях-хищниках
Исследователь по имени Джон Эллис описал захват в течение нескольких секунд мухоловки Венеры . Но, хотя было очевидно, что эти растения ловят насекомых и питаются ими, учёные не верили в это, и для доказательства потребовалось более 100 лет.
Чарльз Дарвин в 1860 году начал изучать в болотах росянку . Он изучал «поведение» и кормил ее насекомыми, соленым английским сыром.
Зачем растениям ловить животных
Виды насекомоядных растений
Насчитывается около 630 видов растений-хищников из 19 семейств.
Этим растениям недостает азота, которого мало в болотных, сухих и каменистых почвах. Растения вышли из положения и стали ловить насекомых. У них существуют специальные для ловли органы-ловушки. А также яркая окраска цветов, аромат и сладкий сок привлекают насекомых, которые становятся жертвами растения-хищника.
Но люди очень мало знают о них. И кто знает, что могут дать людям их разгадки? Разве нельзя предположить, что люди со временем как-то научатся управлять растениями и заставят их служить себе – охранять урожай, или бороться с докучливыми кровососами. Всё может быть! Надо только, чтоб растения эти уцелели! Давайте познакомимся с ними!
Росянка
Липучие ловушки
Жирянка
Липучие ловушки
венерина мухоловка
Захлопывающиеся ловушки
Генлисея
Ловушки – рачевни
Корневые ловушки
генлисеи
Непентес
Ловушки в виде кувшинчика
Пузырчатка
Засасывающие ловушки
Результаты:
1. Презентация «Растения-хищники».
2. Викторины о растениях.
3. Легенды о растениях.
4. Кроссворды .
5. Листовка «Их надо знать в лицо!»
6. Альбом «Растения-хищники»
7. Дидактические игры «Угадай растение»,
«Растения нашего города», «Волшебный мешочек», «Домино».
8. Фотоотчёт . Гиперссылки
Вывод
Итак, существует пять способов, с помощью которых плотоядные растения ловят свою добычу: ловчие листья в форме кувшинчика, захлопывающиеся листья, липучие ловушки, засасывающие ловушки и ловушки типа рачевни (приспособления для ловли раков).
- Что заставляет эти растения «выходить на охоту»?
Оказалось дело в том, что обычно вещества для питания растения поглощают из почвы. Многие растения произрастают на столько бедных почвах, что в таких условиях меньше конкуренции среди растений, а способность ловить живую добычу, расщеплять и усваивать животный белок восполняет дефицит минерального питания, добываемого из земли.
Вывод
Поэтому некоторые из них, чтобы выжить в засушливых или неплодородных почвах научились питаться насекомыми или мелкими животными и получать от них витамины и минеральные соли. Конечно, растения охотятся совсем не так, как животные. Насекомых привлекают запах и цвет растения, и они попадают в хитрые ловушки, например, вязнут в каплях фальшивой росы или попадают в «зубастые клетки».
Это великий закон вечного движения Природы –
борьба за выживание.
Интернет-ресурсы
- http://webnachalo.ru/video/SQrjhZvZgTA
- http://webnachalo.ru/video/t7_WKDOXrpA
- http://webnachalo.ru/video/e5U_hnNNDCI
- http://webnachalo.ru/video/2dmzeyyD5BQ
- http://webnachalo.ru/video/dI6XsMmZ4Os
- http://webnachalo.ru/video/_D1JFXsXpiQ
- http://webnachalo.ru/video/7bfOziOyZOg
- http://webnachalo.ru/video/OsoEPReNubk
Литература
1. Воронкович «Добро пожаловать в экологию» С-Пб «Детство – пресс». 2. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5- 7 лет. Методическое пособие. 3. В. Волкова «Тайны живой природы».- М.: 2012. «Издательство Астрель». 4. Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний/ Пер. 5. В.В. Свечникова, И.О. Чибисова- М.: 2010. «РОСМЭН – ПРЕСС».
Спасибо!