СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-тематическое планирование РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ 5 класс с умеренной умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для 5 класса составлена на основе Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.

Данный учебный предмет является специфическим для детей с умеренной умственной отсталостью. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.  

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематическое планирование РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ 5 класс с умеренной умственной отсталостью»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г.

-Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.

- Положения СанПин 2.4.2.2821-10.

Рабочая программа по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для 5 класса составлена на основе Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.

Данный учебный предмет является специфическим для детей с умеренной умственной отсталостью. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Основными задачами являются:

  1. Формировать умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы;

  2. Учить называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику по признакам;

  3. Закреплять умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий;

  4. Учить составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, на заданную тему( темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсии, детские праздники).

Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

-участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

-составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;

-использовать предлоги и некоторые наречия.

Учащиеся должны знать:

-названия и свойства изученных предметов и их частей;

-обобщающие названия изученных групп предметов.


Используемая методическая литература:

  1. Программы обучение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под редакцией Новосёловой Н. А., Шлыковой А. А. г. Екатеринбург «Учебная книга» 2004г.

  2. Худенко, Е. Д., Барышникова. Д. И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром во 2 классе специальных (коррекционных) школ 8 вида. Москва «Аркти», 2004 год.

  3. Худенко, Е. Д., Терехова. И. А. Развитие речи, 2 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида, - М.: «АРКТИ» 2005г.

уро ка

Тема урока

Кол-во уроков

Требования к уровню подготовки обучающихся

Тип урока

Повторение

Вид контроля

Дата проведения

1

Лето. Летние каникулы.

1

Знать летние месяцы.

Урок повторения

Повторить летние месяцы и занятия детей в каникулярное время.









Самоконтроль и взаимоконтроль.


2

Сентябрь – осенний месяц.

1


Знать приметы осени.

Урок сообщения новых знаний.


Повторить приметы осени


3-4

Осень

2

Уроки повторения


5

Овощи: картофель.

1


Знать общие признаки овощей и фруктов.

Урок сообщения новых знаний.

Повторить признаки овощей и фруктов.


6

Овощи: редис.

1


7

Ягоды: клубника.

1

Урок сообщения новых знаний.


8

Ягоды: малина

1


9

Цветы: астра, календула.

1


Знать какие растения высаживают клумбе на территории школы.

Урок сообщения новых знаний.


Повторить разновидность растений.


10

Экскурсия на территории школы к цветочным клумбам.

1

Урок – экскурсия.


11

Растения в клумбе.

1

Урок – повторения.


12

Улица, на которой расположена школа. Экскурсия.

1


Знать адрес улицы, на которой расположена школа.

Урок сообщения новых знаний.




13

Улица, на которой расположена школа.

1

Урок - экскурсия


14

Хвойные деревья: ель.

1

Знать разновидность хвойных деревьев.

Урок сообщения новых знаний.

Повторить разновидность хвойных деревьев.


15

Хвойные деревья: сосна.

1


16

Растения в природе.

1

Знать понятие «растения»; уметь составлять описательный рассказ.

Урок сообщения новых знаний.

Повторить разновидность растений.


17

Сезонные изменения в природе: ноябрь.

1

Знать сезонные изменения, происходящие в природе в ноябре.

Урок сообщения новых знаний.

Повторить приметы осени.

Самоконтроль и взаимоконтроль.


18

Итоговый урок.

1


Урок контроля.

Повторить пройденный материал.


Итого

18


19 -

20

Грибы съедобные и несъедобные.

2

Знать и различать съедобные и несъедобные грибы.

Урок сообщения новых знаний.

Повторить различия съедобных и несъедобных грибов.









Самоконтроль и взаимоконтроль.



21

Правила дорожного движения.

1

Знать основные правила дорожного движения.



Повторить ПДД


22

Посуда.

1


Знать виды посуды.

Урок сообщения новых знаний.

Виды посуды.


23

Посуда: виды посуды.

1




24

Декабрь – первый месяц зимы

1

Знать сезонные изменения, происходящие в природе в декабре.

Урок – экскурсия.

Сезонные изменения в природе.


25

Сезонные изменения в природе: начало зимы.

1



26

Одежда.

1

Знать виды одежды.

Урок сообщения новых знаний.



27

Сезонная одежда: зимняя одежда.

1



Знать особенности зимней одежды и уход за ней.

Урок сообщения новых знаний.

Повторить виды зимней одежды и уход за ней.






Самоконтроль и взаимоконтроль.


28

Обувь и уход за ней.

1

Урок сообщения новых знаний.



Повторить виды обуви и уход за ней.


29

Виды обуви: зимняя обувь.

1

Знать особенности зимней обуви и уход за ней.

Урок сообщения новых знаний.


30 -

31

Зимние забавы детей.

2

Знать названия зимних видов спорта, предметов для занятий спортом.

Урок сообщения новых знаний.


Повторить ранее знакомые детям виды спорта зимой.



32

Итоговый урок.

1


Урок контроля.

Повторить пройденный материал.


Итого

32


33

Сезонные изменения в природе.

1

Знать сезонные изменения, происходящие в природе зимой.

Урок – экскурсия.


Повторить сезонные изменения в природе.






Самоконтроль и взаимоконтроль.


34

Зимующие птицы: сорока.

1



Знать виды птиц.


Урок сообщения новых знаний.


Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. 


35

Зимующие птицы: синица.

1


36

Перелетные птицы: грач.

1


37

Перелетные птицы: скворец.

1


38

Человек и природа: помощь зимующим птицам.

1

Урок сообщения новых знаний.

Повторение названий зимующих птиц, помощь им..


39

Домашние птицы: курица.

1


Знать виды птиц.

Урок сообщения новых знаний.

Повторение названий домашних птиц, уход за ними.



















Самоконтроль и взаимоконтроль.


40

Домашние птицы: утки.

1


41

Сезонные изменения в природе: январь.

1

Знать сезонные изменения, происходящие в природе в январе.

Урок – экскурсия.


Повторить сезонные изменения в природе в зимние месяце.


42

Сезонные изменения в природе: февральские приметы.

1

Знать сезонные изменения, происходящие в природе в феврале.

Урок сообщения новых знаний.


43

Труд жителей города и села зимой.

1

Знать различие труда жителей города и села зимой.

Урок сообщения новых знаний.

Повторение понятий «город» и «село», различие труда зимой в городе и в селе.


44

Зима – время года.

1

Знать приметы зимы.

Урок сообщения новых знаний.

Повторить сезонные изменения в природе зимой.


45

Домашние животные: корова.

1


Знать различные виды животных Оренбургского края.

Урок сообщения новых знаний.


Повторение названий домашнего скота, уход за ним.


46

Домашние животные: кролик.

1


47

Дикие животные нашего края: лиса.

1


48

Растения и животные весной.

1

Знать сезонные изменения у растений и животных.

Экскурсия.

Повторить признаки весны, изменения в жизни растений и животных с приходом весны.


49

Март – весенний месяц.

1

Знать приметы весны.

Урок сообщения новых знаний.

Повторить сезонные изменения в природе весной.


50

Итоговый урок.

1


Урок контроля.

Повторить пройденный материал.


Итого

50


51

Труд жителей города и села весной.

1

Знать различие труда жителей города и села весной.

Урок сообщения новых знаний.

Повторение понятий «город» и «село», различие труда весной в городе и в селе.













Самоконтроль и взаимоконтроль.


52

Природа весной.

1

Знать изменения в природе весной.

Экскурсия.

Повторить сезонные изменения в природе весной.


53

Комнатные растения и уход за ними: традесканция.

1

Знать названия некоторых комнатных растений и уход за ними.


Урок – практика.



Повторить названия растений, уход за ними.




54

Комнатные растения: герань.

1


55

Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга.

1

Урок сообщения новых знаний.


56

Насекомые: майский жук.

1

Знать некоторых насекомых.

Урок сообщения новых знаний.


Повторить некоторые виды насекомых и животных.


57

Насекомые: божья коровка.

1


58

Разнообразие животного мира.

1

Знать некоторые виды животных.

Урок сообщения новых знаний.


59

Охрана животных: местные заповедники и зоопарки.

1

Знать основной комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.

Урок сообщения новых знаний.



Повторить основной комплекс мер, предназначенный для охраны природы.


60

Экология воздуха и охрана окружающей среды.

1







Урок сообщения новых знаний.


61

Сезонные изменения весной.

1

Знать сезонные изменения, происходящие в природе весной.

Повторить сезонные изменения в природе весной.





Самоконтроль и взаимоконтроль.


62

Человек. Охрана здоровья.

1


Знать анализаторы человека и уход за ними.

Повторить анализаторы человека и уход за ними.


63

Органы зрения и слуха.

1


64

Органы обоняния и осязания.

1


65

Зубы и уход за ними.

1


66

Итоговый урок.

1


Урок контроля.

Повторить пройденный материал.


Итого

66





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!