Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г.
-Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.
- Положения СанПин 2.4.2.2821-10.
Данный учебный предмет является специфическим для детей с умеренной умственной отсталостью. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
-называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
-составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;
-использовать предлоги и некоторые наречия.
-обобщающие названия изученных групп предметов.
№ уро ка | Тема урока | Кол-во уроков | Требования к уровню подготовки обучающихся | Тип урока | Повторение | Вид контроля | Дата проведения |
1 | Лето. Летние каникулы. | 1 | Знать летние месяцы. | Урок повторения | Повторить летние месяцы и занятия детей в каникулярное время. | Самоконтроль и взаимоконтроль. | |
2 | Сентябрь – осенний месяц. | 1 | Знать приметы осени. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить приметы осени | |
3-4 | Осень | 2 | Уроки повторения | |
5 | Овощи: картофель. | 1 | Знать общие признаки овощей и фруктов. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить признаки овощей и фруктов. | |
6 | Овощи: редис. | 1 | |
7 | Ягоды: клубника. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | |
8 | Ягоды: малина | 1 | |
9 | Цветы: астра, календула. | 1 | Знать какие растения высаживают клумбе на территории школы. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить разновидность растений. | |
10 | Экскурсия на территории школы к цветочным клумбам. | 1 | Урок – экскурсия. | |
11 | Растения в клумбе. | 1 | Урок – повторения. | |
12 | Улица, на которой расположена школа. Экскурсия. | 1 | Знать адрес улицы, на которой расположена школа. | Урок сообщения новых знаний. | | |
13 | Улица, на которой расположена школа. | 1 | Урок - экскурсия | |
14 | Хвойные деревья: ель. | 1 | Знать разновидность хвойных деревьев. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить разновидность хвойных деревьев. | |
15 | Хвойные деревья: сосна. | 1 | |
16 | Растения в природе. | 1 | Знать понятие «растения»; уметь составлять описательный рассказ. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить разновидность растений. | |
17 | Сезонные изменения в природе: ноябрь. | 1 | Знать сезонные изменения, происходящие в природе в ноябре. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить приметы осени. | Самоконтроль и взаимоконтроль. | |
18 | Итоговый урок. | 1 | | Урок контроля. | Повторить пройденный материал. | |
Итого | 18 | |
19 - 20 | Грибы съедобные и несъедобные. | 2 | Знать и различать съедобные и несъедобные грибы. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить различия съедобных и несъедобных грибов. | Самоконтроль и взаимоконтроль. | |
|
21 | Правила дорожного движения. | 1 | Знать основные правила дорожного движения. | | Повторить ПДД | |
22 | Посуда. | 1 | Знать виды посуды. | Урок сообщения новых знаний. | Виды посуды. | |
23 | Посуда: виды посуды. | 1 | | | |
24 | Декабрь – первый месяц зимы | 1 | Знать сезонные изменения, происходящие в природе в декабре. | Урок – экскурсия. | Сезонные изменения в природе. | |
25 | Сезонные изменения в природе: начало зимы. | 1 | | |
26 | Одежда. | 1 | Знать виды одежды. | Урок сообщения новых знаний. | | |
27 | Сезонная одежда: зимняя одежда. | 1 | Знать особенности зимней одежды и уход за ней. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить виды зимней одежды и уход за ней. | Самоконтроль и взаимоконтроль. | |
28 | Обувь и уход за ней. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Повторить виды обуви и уход за ней. | |
29 | Виды обуви: зимняя обувь. | 1 | Знать особенности зимней обуви и уход за ней. | Урок сообщения новых знаний. | |
30 - 31 | Зимние забавы детей. | 2 | Знать названия зимних видов спорта, предметов для занятий спортом. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить ранее знакомые детям виды спорта зимой. | |
|
32 | Итоговый урок. | 1 | | Урок контроля. | Повторить пройденный материал. | |
Итого | 32 | |
33 | Сезонные изменения в природе. | 1 | Знать сезонные изменения, происходящие в природе зимой. | Урок – экскурсия. | Повторить сезонные изменения в природе. | Самоконтроль и взаимоконтроль. | |
34 | Зимующие птицы: сорока. | 1 | Знать виды птиц. | Урок сообщения новых знаний. | Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах. | |
35 | Зимующие птицы: синица. | 1 | |
36 | Перелетные птицы: грач. | 1 | |
37 | Перелетные птицы: скворец. | 1 | |
38 | Человек и природа: помощь зимующим птицам. | 1 | | Урок сообщения новых знаний. | Повторение названий зимующих птиц, помощь им.. | |
39 | Домашние птицы: курица. | 1 | Знать виды птиц. | Урок сообщения новых знаний. | Повторение названий домашних птиц, уход за ними. | Самоконтроль и взаимоконтроль. | |
40 | Домашние птицы: утки. | 1 | |
41 | Сезонные изменения в природе: январь. | 1 | Знать сезонные изменения, происходящие в природе в январе. | Урок – экскурсия. | Повторить сезонные изменения в природе в зимние месяце. | |
42 | Сезонные изменения в природе: февральские приметы. | 1 | Знать сезонные изменения, происходящие в природе в феврале. | Урок сообщения новых знаний. | |
43 | Труд жителей города и села зимой. | 1 | Знать различие труда жителей города и села зимой. | Урок сообщения новых знаний. | Повторение понятий «город» и «село», различие труда зимой в городе и в селе. | |
44 | Зима – время года. | 1 | Знать приметы зимы. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить сезонные изменения в природе зимой. | |
45 | Домашние животные: корова. | 1 | Знать различные виды животных Оренбургского края. | Урок сообщения новых знаний. | Повторение названий домашнего скота, уход за ним. | |
46 | Домашние животные: кролик. | 1 | |
47 | Дикие животные нашего края: лиса. | 1 | |
48 | Растения и животные весной. | 1 | Знать сезонные изменения у растений и животных. | Экскурсия. | Повторить признаки весны, изменения в жизни растений и животных с приходом весны. | |
49 | Март – весенний месяц. | 1 | Знать приметы весны. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить сезонные изменения в природе весной. | |
50 | Итоговый урок. | 1 | | Урок контроля. | Повторить пройденный материал. | |
Итого | 50 | |
51 | Труд жителей города и села весной. | 1 | Знать различие труда жителей города и села весной. | Урок сообщения новых знаний. | Повторение понятий «город» и «село», различие труда весной в городе и в селе. | Самоконтроль и взаимоконтроль. | |
52 | Природа весной. | 1 | Знать изменения в природе весной. | Экскурсия. | Повторить сезонные изменения в природе весной. | |
53 | Комнатные растения и уход за ними: традесканция. | 1 | Знать названия некоторых комнатных растений и уход за ними. | Урок – практика. | Повторить названия растений, уход за ними. | |
54 | Комнатные растения: герань. | 1 | |
55 | Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | |
56 | Насекомые: майский жук. | 1 | Знать некоторых насекомых. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить некоторые виды насекомых и животных. | |
57 | Насекомые: божья коровка. | 1 | |
58 | Разнообразие животного мира. | 1 | Знать некоторые виды животных. | Урок сообщения новых знаний. | |
59 | Охрана животных: местные заповедники и зоопарки. | 1 | Знать основной комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу. | Урок сообщения новых знаний. | Повторить основной комплекс мер, предназначенный для охраны природы. | |
60 | Экология воздуха и охрана окружающей среды. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | |
61 | Сезонные изменения весной. | 1 | Знать сезонные изменения, происходящие в природе весной. | Повторить сезонные изменения в природе весной. | Самоконтроль и взаимоконтроль. | |
62 | Человек. Охрана здоровья. | 1 | Знать анализаторы человека и уход за ними. | Повторить анализаторы человека и уход за ними. | |
63 | Органы зрения и слуха. | 1 | |
64 | Органы обоняния и осязания. | 1 | |
65 | Зубы и уход за ними. | 1 | |
66 | Итоговый урок. | 1 | | Урок контроля. | Повторить пройденный материал. | |
Итого | 66 | |