СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методические материалы по теме "Неметаллы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методические материалы по теме "Неметаллы" представлены в помощь учителю химии 11 класса в планировании уроков.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методические материалы по теме "Неметаллы"»














Учебно-методические материалы по теме «Неметаллы»

(Химия – 11, учебник О.С.Габриеляна профильный уровень)












Автор

учитель химии

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»»

Первомайского района Тамбовской области

Дегтярёва Марина Вениаминовна












ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

по теме «Неметаллы»


Особенностью темы «Неметаллы» из раздела «Вещества и их свойства» (Химия – 11, учебник О.С.Габриеляна), является то, что в ней можно организовать поисково-исследовательскую работу познавательного характера, направленную на самостоятельное теоретическое изучение обучающимися конкретного неметалла как химического элемента и его соединений.

Общая продолжительность выполнения проекта: 5 часов

В проекте принимают участие:

  • обучающиеся (индивидуально, попарно, в группах), которые наиболее полно реализуют поставленные цели;

  • информационная группа, ведет сбор и обработку оперативной информации (ассистент учителя);

  • учитель - организует ход работы над проектом в соответствии с основными этапами и распределением учебного времени.

При реализации проекта – презентации обучающиеся используют ИКТ – программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point и др.

Проблема:

Развитие ключевых компетенций старшеклассников в условиях работы с информационно-коммуникативными технологиями при создании проекта-презентации.

Задачи:

  • углубить, расширить и систематизировать знания о неметаллах, их свойствах;

  • раскрыть межпредметные связи;

  • научиться проводить самостоятельно химический анализ;

  • пользоваться Power Point для оформления результатов;

  • излагать свои мысли устно и письменно в краткой форме;

  • развивать навыки сопоставления, классификации;

  • искать и анализировать информацию;

  • уметь слушать друг друга, сотрудничать и общаться, работать в команде.

Основные этапы создания проекта

п/п

Этап


Содержание


1.


Подготовительный

Определение состава участников. Формирование групп и их инструктаж. Организация рабочих групп. Определение формы отчета. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.


2.


Основной

(подготовка проектов и проведение презентаций)

«Мозговой штурм», выдвижение проблем, гипотез и их доказательство. Обсуждение плана работы, предложение идей, проведение самостоятельных экспериментальных исследований. Подготовка отчета о проделанной работе.

3.

Заключительный

Анализ выполнения проекта. Оценка частных и общих целей. Оформление и коллективная защита проекта. Обсуждение результатов. Рефлексия.


Исходя из учебно-тематического планирования темы, учитель определяет этапы и сроки проекта. На первом уроке по теме «Неметаллы» фронтально обсуждаем темы проектов, выдвигаем проблемы и гипотезы решения проблем. Школьники самостоятельно в каждой группе выбирают творческое название проекта по дидактическому материалу или предлагают свою, идёт обсуждение плана работы, ребята отбирают необходимые источники информации. На втором третьем и части четвёртого урока обучающиеся работают самостоятельно по выполнению заданий. Работа в группах строится по-разному, на усмотрение ученика-консультанта. Дети работают попарно, индивидуально, а затем в группах делают общий вывод, фронтально проговаривают и обсуждают трудные вопросы. Вторую половину четвёртого урока школьники готовят отчёт о проделанной работе в виде презентации, буклета и т.д. Пятый урок отводится на защиту полученных результатов и выводов, обобщение и систематизацию знаний и умений по данной теме.

Приведу пример обобщающего урока по теме: «Неметаллы», подготовленного в виде презентации:

На обобщающем уроке, как показывает опыт, что, выдвигая и доказывая свои идеи, обучающиеся в достаточной степени, овладевают химическим материалом, приобретают способность применять знания, полученные в ходе исследования и умение обсуждать вопросы, вести грамотную дискуссию. Когда школьники сравнивают свой путь решения проблемы с другими возможными, у них развивается способность анализировать. Необходимость привлечения дополнительной информации способствует расширению кругозора учащихся, ненавязчиво заставляет их заинтересоваться не только проблемой, поставленной учителем, но и другими смежными вопросами.

При подготовке и проведении этой работы мы заметили, что школьники, поначалу не проявившие интереса к проекту, в процессе его выполнения увлеклись предложенной им проблемой, с воодушевлением обсуждали её с учителем и между собой, предлагали свои подходы к её решению, проводили опыты, наглядно подтверждающие их точку зрения. Поэтому, учителю важно подчеркнуть значимость исследовательской работы, проделанной этими обучающимися, их заинтересованность. На наш взгляд, главная задача учителя при организации такого рода деятельности школьников заключается не столько в поиске теоретического и практического материала, сколько в создании у детей положительной мотивации, побуждении их к поиску.

При подготовке к урокам с использованием ИКТ учителю необходимо изучить самому и познакомить школьников с модулями, которые приводятся ниже для более четкого представления работы по данной технологии.


Модуль 1. Методика использования ИКТ при моделировании уроков химии

Компьютерные технологии и Интернет всё шире внедряются в научные исследования, производственную деятельность и учебный процесс в области химии. Массовое внедрение Интернета в школьное образование позволило обучающимся расширить свой кругозор. Резко увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным дисциплинам, в том числе и химии. Современные источники информации позволяют использовать информацию, содержащуюся в текстах готовых проектов для расширения и углубления содержания собственного проекта по избранной теме.

Российская часть Интернет (Рунет) располагает на сегодняшний день значительными информационными ресурсами по химии. В их числе много полезных материалов для школьного учителя и обучающихся. Ресурсы Интернета по химии по содержанию можно разделить на следующие группы.

- проспекты и демоверсии программных продуктов для поддержки преподавания химии, бесплатные версии обучающих программ;

- базы данных, сведения об ученых-химиках, электронные версии журналов, статей, материалов конференций;

- программы-экзаменаторы и программы для тестирования, в том числе по тестам централизованного тестирования прошлых лет выпускников
школ и абитуриентов[1].

При моделировании уроков нами широко используются информационно-коммуникативные технологии. С их помощью просматриваются электронные учебники, используемые в ряде тем школьного курса химии, в частности «Неметаллы», а так же широкое применение у детей нашла научная электронная библиотека, программа Power-Point для создания презентаций. Построение логико-смысловых моделей, концептуальных таблиц, кластеров, ментальных карт, представление материала в виде графических материалов повышает уровень компетенции современных школьников.


Модуль 2. Технология работы с ресурсами Интернета на уроках химии

При моделировании уроков химии широко используются электронные образовательные ресурсы.

Учитель химии может использовать информационные ресурсы Интернета по следующим направлениям.

1. Самообразование, подготовка к тематическим семинарам школьных и муниципальных методических объединений.

2. Подготовка конспектов и дидактических материалов по новым курсам и углубление содержания традиционных курсов. Подготовка аттестационных материалов.

3. Внеклассная работа учащихся при подготовке рефератов, докладов по индивидуальным творческим заданиям, при работе по тематике школьных проектов.

4. Использование непосредственно на уроках при самостоятельной работе учащихся документов, справочных материалов, справочных баз данных,
имеющихся в Сети методических материалов, схем, таблиц, рисунков.

5. Тестирование знаний учащихся по химии.

6. Демонстрация непосредственно на уроках по подходящей теме с помощью телевизора или проектора, управляемого компьютером, документов, графических материалов, таблиц, диаграмм из баз данных Сети.

7. Работа непосредственно на уроках с обучающими интерактивными моделями из Сети, например работа с интерактивной таблицей элементов
Д.И.Менделеева.

8. Участие в дистанционных предметных олимпиадах, викторинах, телетестинге [2].

Технически можно организовать работу с ресурсами Интернета на уроке в двух вариантах.

Первый - учащиеся могут работать в режиме on-line, т. е. с непосредственным доступом в Интернет, если компьютеры обеспечивают относительно быстрый доступ в Сеть и загрузка документов не занимает значительную часть урока. Естественно, при этом учитель заранее должен проверить доступность интересующих материалов: серверы и сайты могут быть
временно по разным причинам недоступны.

Второй вариант более надежен с опосредованным доступом в Интернет.

Учитель заранее при подготовке урока копирует необходимые для занятия

web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров.

В любом варианте доступ в Интернет для учителя химии повышает и уровень подготовки самого учителя, и уровень проведения занятий, и качество
знаний учащихся. При этом интерес большинства учащихся к компьютеру и Интернету повышает мотивацию обучения. Кроме того, у школьников
закладываются основы умения владеть компьютером и пользоваться ресурсами Интернета в своей учебной и профессиональной деятельности.[3]


Модуль 3. Создание презентации


ИКТ позволяют школьникам создать презентацию как слайд-шоу, которую демонстрируют всему классу при защите своего проекта.

Приведём пример одной из таких презентаций по теме «Неметаллы»:

Название проекта: «Горячий поток жизни»

Проблема: Выяснить, почему живые организмы не погибают, имея в своем составе кислоту и щелочь.

Гипотеза исследования: Если вода распадается на катион водорода и анион гидроксогруппы, то среда в организме может быть кислой, щелочной и нейтральной.

Методы исследования: Экспериментальный.

Проводится с целью определения pH среды в организме.

Взяли прибор для проведения капельного метода, лакмусовую бумажку. В одну ячейку поместили пять капель желудочного сока(из аптеки), во вторую – кровь, в третью – слюну и в четвёртую слёзы. В каждую ячейку поместили лакмусовую бумажку, затем сравнили со шкалой pH раствора. Полученные данные занесли в таблицу:

pH среда

Желудочный

сок


Кровь

Слюна


Слёзы

кислая

1,7


6,9


щелочная


7,4



нейтральная




7


Выводы: Гипотеза верна, так как, проанализировав теоретический материал и проведя практические исследования, мы убедились в том, что вода как слабый электролит проявляет в организме человека свойства кислот и оснований.

Вода имеет большое значение для физической деятельности, выполняет такие функции, как транспорт веществ, сохранение постоянства внутренней среды и теплообмен. Потеря 9-12 % воды приводит к смерти.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно.
Ощущение законченности появляется на презентации. Когда подходит время анализировать, подводить итоги проделанной работе, ученики относятся к этому как к штатной, плановой ситуации. О том, что им это предстоит делать, они знают уже в начале работы над проектом, учитывают при планировании.

Для обучающихся момент презентации - предъявление роста своей компетентности, самоанализа.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и рассказывают школьники, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко характеризуют возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показывают преимущество выбранного способа. В ходе подготовки к презентации дети готовят слайд-шоу.

На этапе презентации обучающиеся сжато излагают свои мысли, логически связно выстраивают сообщение, готовят наглядность, вырабатывают структурированную манеру изложения материала. Затем проводится самоанализ и рефлексия.[4]

Для этого мы разработали анкету для обучающихся и провели ее после урока-конференции:

1.Интересно ли было вам работать над своими проектами? (84%)

  1. Какой этап для вас был наиболее интересным:

    • Исследовательский (55%)

    • Обработки собранного материала (15%)

    • Презентация (30%)

  2. Как вы оцениваете свою работу над проектом:

    • Удовлетворительно (84%)

    • Неудовлетворительно (16%)

  3. Какую отметку заслуживает ваша работа над проектом?

    • «5» (80%)

    • «4» (16%)

    • «3» (4%)

    • «2» ( 0 )

  4. Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?

Ответы:

    • правильно распределять время;

    • анализировать собственные действия;

    • проводить презентацию результатов своего труда;

    • достигать поставленной цели;

    • рассматривать тему со всех сторон.


На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

ИКТ обеспечивают систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке учебного проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований и т.д., что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.[5]


БЛОК I. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


Кластер

Выберите тему исследования или предложите свою:




Неметаллы окислители и восстановители

Роль воды в организме человека

Неметаллы – биогенные элементы






Природные источники углеводородов

Всё о неметаллах

Всё о неметаллах

Всё о неметаллах


Этот удивительный мир неметаллов







Кислоты органические и неорганические





Решение задач графическим способом


1. Смешаны 100 г 20 % раствора и 50 г 32% раствора некоторого вещества. Вычислите массовую долю растворённого вещества в полученном растворе.

Решение:

Масса полученной смеси растворов равна 150 г (100 + 50). Строим график.


W2 , % W1 , %

32

24

20 20


10 10


0 50 100 150

m (смеси растворов), г

Рис. 1. Зависимость массовой доли растворённого вещества от массы смесей растворов.

Ответ: в полученном растворе W3 равна 0,24, или 24 %





2. Решите задачи устно.


Вещества

Физические величины

М

n

N

m

CO


0,5

?

?

NH3


?

30 * 1023

?

SO3


?

?

40

Рис.2. Нахождение количества вещества, массы, число молекул по одной известной величине.




Использование ментальных карт при написании уравнений реакций:

Напишите уравнения реакций получения неметаллов по схеме:

Технологическая карта

Проведите экспериментальное исследование, дайте теоретическое обоснование:

Вариант I

  • В какой из выданных пробирок, закрытых пробками, находятся растворы аммиака, хлороводорода, вода?

  • Ответьте на вопрос: как изменяются свойства водородных соединений, образованных неметаллами одного периода?

  • Ответ поясните.

Вариант II

  • Получите углекислый газ. Докажите, что это кислотный оксид.

  • Ответьте на вопрос: как изменяется кислотный характер оксидов в ряду

CO2 – SiO2 – GeO2 – SiO2 ?

  • Дайте объяснение.

Вариант III

  • Докажите экспериментально качественный состав сульфата аммония.

  • Определите среду водного раствора сульфата аммония.

  • Дайте объяснение. Приведите необходимые уравнения реакций.


Вариант IV

  • Распознайте экспериментально растворы солей: хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия.

  • Сравните кислотные свойства серной и хлорной кислот.


Вариант V

  • Используя имеющиеся реактивы и оборудование, отберите те из них, которые необходимы для получения аммиака.

  • Получите этот газ и изучите его свойства.

  • Ответьте на вопрос: как называется вещество NH3 * H2O ?

Алгоритм решения экспериментальных задач

Получите вещество и определите его:

Из серной кислоты получите сульфат железа и выделите его из раствора.


Алгоритм

  1. Сделайте анализ условия задачи.

  2. Напишите формулу вещества, которое надо получить. К какому классу веществ оно относится?

  3. Напишите формулы исходных веществ. Подумайте, какие возможны способы получения вещества. Выберите из них самый рациональный.

  4. Проверьте, приведёт ли взаимодействие выбранных веществ к получению заданного вещества (составьте химическое уравнение).

  5. Проведите химический опыт, необходимый для получения вещества.

  6. Выделите, если необходимо, полученное вещество в чистом виде.

  7. Составьте отчёт о решении задачи.


Раздаточный материал готовится с учетом мыслительной деятельности обучающихся. В текстовой форме материал быстро усваивается «левополушарниками», в графическом виде – «правополушарниками». С целью получения индивидуально-личностных характеристик было проведено диагностирование школьников.

Экспресс- анализ

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П). Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверствие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой – либо

предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?

В. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая ладонь сверху?

Г. Попробуйте изобразить бурные аплодисменты. Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

1. Если Л больше П, то вы принадлежите к логическому типу мышления.

2. П больше Л. Это значит, что вы человек художественного склада.



БЛОК 2. ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ


Инструкция для обучающихся


В результате изучения темы «Неметаллы» вы должны


Знать и понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, электроотрицательность, аллотропия, изотопы, окислитель и восстановитель, вещества немолекулярного и молекулярного строения, химическое равновесие;

  • основные теории химии: химическая связь;

  • важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты, минеральные удобрения.


Уметь

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам соединений;

  • характеризовать: общие химические свойства неметаллов;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников ( научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета)




Инструкция для обучающихся




Навыки работы с компьютером


Имеющиеся навыки

Будут приобретены

Microsoft Word:

  • открытие документа

  • сохранение документа

  • печать

  • функции поиска и замены в меню ПРАВКА

  • функция ПРОВЕРКА ОРФОГРАФИИ

Выход в Интернет :

  • Навигация по веб-сайтам

  • работа с программой Microsoft Power Point

  • работа с таблицей

Microsoft Excel

  • Занесение информации в базу данных, сортировка

  • Составление и форматирование документа

  • Создание и добавление колонок и графики

  • Изображение WordArt

  • Использование шаблона, вставка картинок, создание цифровых фотографий

  • Использование инструментов рисования

  • Составление презентации в виде слайдов

  • Показ слайд-шоу










БЛОК 3. ПРОЕКТЫ-ПРЕЗЕНТАЦИИ














Заключение


Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике, как за рубежом, так и в нашей стране. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.

Библиографический список

1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика // под ред. Е.С. Полат. М.: 2000

2. Негосударственные образовательные учреждения Москвы. (Опыт, проблемы, поиск). М.: 2002. вып.6

3. Солопова Н.К., Щербакова В.Н. Организация проектной деятельности с использованием ИТ при изучении физики Метод. пособие. Тамбов:2005

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении Уч. пособие. М.:2004

5. www. uic. samara.ru/chemistry


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!