СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всё в одной таблице "Образные средства русской речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполнение задания 24 ЕГЭ требует от школьников знания многих литературоведческих и лингвистических терминов, умения видеть образные средства, используемые в тексте. Часто в задании указано, какое именно художественное средство нужно искать в тексте: лексическое, синтаксическое, троп и т.д.Для безошибочного ответа нужно знать классификацию образных средств языка. Учебная таблица, которую можно распечатать для каждого ученика, поможет в подготовке задания, станет компактным справочником.

Просмотр содержимого документа
«Всё в одной таблице "Образные средства русской речи"»


Задание №24

Лексические средства

Синтаксические средства

Тропы

Приёмы

  • Синонимы (красивый-восхитительный)

  • Антонимы (добрый – злой)

  • Могут быть текстовыми, то есть только в этом тексте (дети – блокадники)

  • Лексический повтор (одно и то же слово без изменения формы!)

  • Устаревшие слова (чело, кибитка, вельможа)

  • Разговорная лексика (приволокся)

  • Книжная лексика (торжествует)

  • Научная лексика

(термины)

  • Профессиональная лексика (скальпели и пинцеты; винчестеры и драйверы)

  • Неологизмы (новые слова, зачастую авторские: человекоружьё)

  • Диалектизмы (слова, которыми пользуются в опред.местности: бурак – свёкла)

  • Фразеологизмы (Весна взяла своё)

  • Заимствованная лексика (менталитет, менеджер…)


-Ряды однородных членов (должны быть в каждом из указанных предложений)

-Градация (однор. члены, расположенные по возрастанию или понижению: Каждый дом, каждая улица, каждый город боролись с врагами)

-Сравнение (оборот с союзами Как, Словно, Будто или Тв. Падеж существительного: Луна, как бледное пятно, сквозь тучи…

Пули сыпались градом)

-Вопросительные предложения

-Восклицательные предложения

-Риторические вопросы

-Риторические восклицания

-Парцелляция («разорванные предложения»: Он это видел. Знал. И ничего не сделал.)

-Цитирование

-Вводные слова

Риторич. Обращения (Море! Я хочу вернуться к тебе.)

  • Эпитет (прилаг. Или причастие в переносном знач.: говорливый ручей)

  • Метафора (сущ. Или глагол+сущ. В переносном знач. Мысленно можно вставить КАК: румянец зари, минуты тянулись)

  • Олицетворение (глагол, приписывает неживому или живому существу человеч.качества: отговорила роща золотая)

  • Гипербола (преувеличение: день тянулся бесконечно)

  • Литота (преуменьшение: шансы были микроскопические)

  • Метонимия (предмет вместо содержимого: скушай же ещё тарелочку, мой милый (вместо слова УХА – Тарелочка)

  • Синекдоха (количественная замена: Немец пришёл на нашу землю. … как ликовал француз (вместо - немцы, французы)

  • Перифраза (замена слова словосочетанием: Петербург – северная столица, северная пальмира, лев-царь зверей)

  • Оксюморон (несочетаемы понятия: мёртвые души)


  • Вопросно-ответная форма изложения

  • Ирония

  • Сарказм

  • Антитеза (противопоставление)

Белякова Наталья Фёдоровна, учитель школы ВДЦ «Орлёнок»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!