СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учет зимующих птиц села Влазовичи

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учет зимующих птиц села Влазовичи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Влазовичская средняя общеобразовательная школа

Суражский район Брянская область

243505 с. Влазовичи ул.Садовая д.10




Региональный этап Всероссийского конкурса

им. В.И.Вернадского


Номинация «Биология»



Учёт зимующих птиц

села Влазовичи.







Выполнила: Сустав Снежана Васильевна,

22.10.2003 года рождения,

обучающаяся 8-го класса

МБОУ Влазовичская СОШ


Руководитель: Дупик Галина Алексеевна

учитель географии и биологии

МБОУ Влазовичская СОШ

Суражского района

Брянской области

тел. 9-41-20







Брянская область


Село Влазовичи - 2022






Содержание

Введение……………………………………………………………….… ……............3

Учёт зимующих птиц села Влазовичи………………………………………………...5

    1. Методика учёта ………………………………………………………………5

    2. Организация и проведение работы ………………………………………...6

    3. Результаты учёта зимующих птиц …………………………………………9

    4. Видовое разнообразие зимующих птиц села Влазовичи………………...10

Заключение…………………………………………………………………………….16

Источники информации…………………………………..…………………………..18

Приложения…………………………………………..……………………….............19


























Введение

«Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время люди относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставляет задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности.

Занимаясь экологическим просвещением, очень важно организовать дело так, чтобы исследователи имели возможность для общения с живой природой. Хорошо, когда можно пойти на экскурсию в лес, на болото, на водоём. Ещё лучше, если это не просто экскурсия, а практическая деятельность. – «Расскажи мне – и я забуду; покажи – я запомню; дай попробовать – и я пойму» (Конфуций).

В нашей школе уже несколько лет существует экологический отряд «Светлячки». Ребята проводят разнообразную учебно-исследовательскую и природоохранную работу. В тёплое время года для такой деятельности в природе много возможностей. Но зимой, когда лежит снег, все вокруг замёрзло и природа «в спячке», что делать в лесу, в поле? А снежная зима на больших территориях в России держится половину года и больше. Один из самых интересных объектов, с которым можно работать в это время – птицы.

В этом учебном году мы провели исследовательскую работу по теме:

«Учёт зимующих птиц села Влазовичи».

Сущность данной исследовательской работы заключается в проведении маршрутных учётов птиц с последующим расчетом данных о плотности населения каждого вида на единицу площади (1 км2) выбранного местообитания.

Актуальность темы: повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала учащихся.

Птицы один из самых удобных объектов для зоологических исследований. Они есть практически везде, за ними легко наблюдать и для их изучения нет необходимости изъятия их из природы. При этом не только дети, но и взрослые подчас не знают даже наиболее распространенные виды птиц.

Объект исследования: зимующее население птиц.

Предмет исследования: видовой состав и плотность зимнего населения птиц.

Цель работы: Изучить видовой состав и численность птиц села Влазовичи в зимний период.

Задачи:

  1. Познакомиться с методом зимнего учета птиц;

  2. Научиться идентифицировать птиц в природе;

  3. Формировать навыки орнитолога, исследователя-краеведа;

  4. Учиться рассчитывать плотность населения встреченных видов птиц.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

  • наблюдение, фотографирование, опрос;

  • анализ и обобщение информации, сравнение, метод маршрутного учета.

Время исследования : февраль – март 2018 года

Исследовательская работа состоит из введения, основной части и заключения. Большую помощь при написании работы оказали мои одноклассники: Мельникова Дарья, Тарасевич Никита, Крутик Диана, Барботько Валерия, ученики 5 класса, учителя.

На первом этапе работы была выбрана тема исследования, определены объект и предмет исследования, цель и задачи. Следующий этап работы включал: подбор литературных источников по предмету исследования и их анализ; подготовку необходимого оборудования; выбор района исследования; выбор маршрута для учетов. Далее осуществлялся сбор данных согласно методике, их анализ; оформление полученных результатов в виде текста, подготовка презентации и устного выступления.



«Учёт зимующих птиц села Влазовичи»

1. Методика учета

В последнее десятилетие отмечается снижение численности ряда видов птиц. Возможно, повлияло изменение климата или вырубка лесов, где обычно происходит гнездование. Точные причины на сегодняшний день неизвестны. Для их установления необходимо проведение мониторинга (длительных многолетних исследований на постоянных территориях). Тогда мы сможем узнать, что же на самом деле происходит с птицами и с окружающей нас средой, ведь птицы являются индикатором общего состояния среды.

Во всем мире большую популярность среди профессионалов и любителей-орнитологов завоевали так называемые Рождественские учёты птиц. В Европе и Северной Америке тысячи любителей в рождественские каникулы участвуют в этой работе. Рождественские учёты птиц становятся популярными и у нас в стране. Зимние учёты наиболее удобны для обучения начинающих наблюдателей, поскольку птицы в это время малочисленны, количество видов невелико, птицы хорошо заметны на снегу и в обнаженных кронах деревьев. Зимние учеты можно проводить с середины декабря до конца февраля. Учеты лучше проводить в первой половине дня – с рассвета до 14 - 15 часов, во второй половине дня голосовая активность птиц снижается, и определить их становится значительно труднее. Нельзя вести учет птиц при плохой погоде – сильном ветре и снегопаде. [6]

Для учета необходимо подготовить полевой дневник, простой карандаш, бинокль, фотоаппарат.

Суть методики заключается в следующем. Учетчик движется по маршруту и отмечает всех птиц, которых видит или слышит. Для каждой встречи при этом указывают: вид птицы, число встреченных особей и расстояние до птицы в момент её обнаружения. Кроме того, отмечают время начала и конец учёта и пройденное расстояние.

Обработка материалов проводится по специальным несложным формулам, приведенным в статье Ю.С.Равкина и в сборниках «Результаты зимних учётов птиц Европейской России и сопредельных стран», ежегодно издающихся с 1987 года. В нашей стране с 1987 г. действует программа «Раrus» (латинское название рода синиц), объединяющая усилия всех орнитологов, занимающихся зимними учетами [3 с. 150-151].

Оценка численности птиц на определенной территории в конкретный зимний сезон – только промежуточная стадия мониторинга. Она нужна не сама по себе, а как материал для сравнения; данные необходимо не только накопить, но и обработать – выяснить, как меняется численность птиц и что вызывает изменения. А затем опубликовать информацию об этом там, где она будет доступна любителям птиц и всем, интересующимся природой.


2. Организация и проведение работы

В основе мониторинга численности зимующих птиц нами был выбран метод маршрутного учёта, разработанный Ю.С. Равкиным (Приложение1). Описание метода ежегодно публикуется в сборниках с результатами мониторинга численности птиц; его можно найти и на интернет-сайтах [6, 8].

Краткая суть метода заключается в том, что наблюдатель движется по заранее выбранному маршруту и отмечает всех встреченных птиц.

Мы, ученики 7-го класса, проводили учет в феврале – марте 2018 года. Самое сложное в проведении учетов – определение видов, поэтому прежде, чем приступить к практической части работы, учитель биологии Дупик Г.А. провела с нами вводную беседу, рассказала о птицах, которые могут встретиться на маршруте. Изображение этих птиц мы изучили по определителю, прослушали записи голосов птиц [5]. Мы должны были определять встреченных птиц всеми возможными способами: по внешнему виду и голосу, используя свой личный опыт и помощь педагога (Приложение 2).

Всех наших зимующих птиц можно условно разделить на группы:

  1. Насекомоядные воробьиные ( синицы, поползень, пищуха и др);

  2. Зерноядные и плотоядные (свиристели, дрозды, снегири, овсянки, голуби, клесты);

  3. Дятлы;

  4. Хищники (дневные хищные птицы и совы);

  5. Врановые (сорока, ворона, галка, ворон, сойка);

  6. Куриные (глухарь, тетерев, рябчик, куропатка).

Зимние учеты птиц проводятся в лесах разных типов, на открытых местообитаниях (вырубки, с/хозяйственные земли), в населенных пунктах. Первый маршрут мы решили проложить по улицам села Влазовичи. Для этого изучили карту-схему села [7], учетный маршрут проложили от школы до окраины села, протяженностью 2,3 километров (Приложение 3.1). До начала учета в полевом дневнике я отметила место проведения учета, дату, состояние погоды (облачность, температуру воздуха, направление ветра, высоту снежного покрова).

Итак, 26 февраля мои одноклассники и я под руководством учителя биологии провели первый учет. Маршрут начинался с территории школьного двора. Так как на школьной аллее развешаны кормушки, а ребята постоянно в них подсыпают корм, нас сразу же встретила стайка шустрых больших синиц. Их было много, они сидели на ветках берез, опускались на дорожки, перелетали от кормушек и садились на карниз. На школьном дворе заметили еще воробьев и одного поползня. Проходя по улицам села, зафиксировали голубей, сорок, также попадались воробьи и синички. Следующим местообитанием был старый фруктовый сад в центре села. Здесь нам повезло встретить неизвестных птиц, которых мы зафиксировали как неопределенных. Первый вид – это стайка из 3 особей небольших по размеру птичек (меньше, чем воробьи или синицы). Оперение у них неяркое. Сидящие на ветках птички были похожи на пушистые шарики. Учитель нам сказала, что это могут быть буроголовые гаички – разновидность синиц. Второй неопределенный вид представляла достаточно крупная птицы, которая быстро бесшумно пролетела мимо нас на расстоянии примерно 20-25 метров. Мы лишь успели заметить её пестрое оперение. Примерно на расстоянии 1,5 км от школы на окраине улицы Социалистической мы посетили небольшой смешанный лесок. Вскоре нас привлекла узнаваемая «барабанная дробь» Это дятел! Вот он сидит на высокой сосне. Не обращая никакого внимания на «непрошенных гостей», он усердно долбил своим крепким клювом ствол дерева. В овраге на краю села, где растут высокие деревья, мы обнаружили стаю серых ворон. Здесь у них гнезда.

В полевом дневнике я указала время начала учета, время его окончания и протяженность маршрута. При обнаружении птицы в полевом дневнике отмечала: 1) вид птицы, 2) количество особей, 3) характер перемещения птицы, 4) приблизительное расстояние до птицы в момент обнаружения (Приложение 3.2).

Важной является информация о том, принадлежит ли встреченная птица данному местообитанию («живёт» ли она в нем), или птица летит через данное местообитание «транзитом» и наблюдатель не видел ни момента ее взлета, ни момента ее посадки. Для записи этой информации использовала символы «с» (сидит) и «л» (летит). Практически «транзитными» можно считать только тех птиц, которые летят высоко над землей в определенном направлении и нельзя считать птиц, чьи взлет и посадка наблюдались учетчиком. Так, например, мелкие воробьиные или дятлы, перелетающие с дерева на дерево, должны регистрироваться как « сидящие», т.к. они действительно « живут» в данном местообитании.

Расстояние до встреченных на учете птиц определяется в момент обнаружения, т.е. в тот момент, когда птица впервые увидена или услышана. Расстояние определяется по прямой между учетчиком и птицей. Для целей данной работы рекомендуется выделение четырех групп « дальностей обнаружения» ( Равкин, 1967) – от 0до 25 метров ( «близко»), от 25 до 100 метров (« недалеко»), от 100 до 300 метров («далеко») и от 300 до километра (« очень далеко») [ 6].

Во время учетов оценивается пройденное расстояние в километрах – по карте, путем подсчета шагов или на глаз. Для меня удобнее всего было использовать шагомер, для этого я заранее рассчитала среднюю длину своего шага (количество пар шагов в 100 метрах). Средняя длина моего шага составила 76 пар шагов в 100 м.

Для получения достоверных данных при использования маршрутного метода необходимо набрать достаточный "учетный километраж", Поэтому мы решили провести еще несколько учетов в разные дни и в разные местообитания ( фруктовый сад, поля-перелески, пойма реки Иржач), пройдя в общей сложности 5, 5 километров (Приложение 4). В итоге были обнаружены другие виды птиц: овсянки, длиннохвостые синицы, снегири, вороны, куропатки, сойки.


  1. Результаты учёта зимующих птиц


По возвращении с маршрута результаты учета я переписала начисто из полевых дневников в специальные бланки. При обработке данных учета по методу, предложенному Ю.С.Равкиным, птицы распределяются по зонам дальностей обнаружения. Поэтому в учетных таблицах я писала, вместо расстояния, зону обнаружения (Приложение 5).

Следующим этапом обработки данных является расчет плотности населения птиц (N) вида на 1 км2. Для расчетов требуется только калькулятор. Расчет ведется для каждого из встреченных видов в отдельности по формуле: N вида = ((n1х 40) + (n2 х 10 ) + (n3 х 3) + n4) / L, где n1, n 2, n 3, n 4 – число видов особей, зарегистрированных в полосах обнаружения соответственно 0-25 ( близко), 25-100 ( недалеко), ( 100-300) ( далеко) и 300-1000 метров ( очень далеко); 40, 10, 3 и 1 – пересчетные коэффициенты, а L – учетный километраж ( в км.) [6].

Несмотря на кажущуюся сложность формулы, сущность и процедура расчета просты: поскольку в итоге мы хотим получить плотность населения птиц на 1 км2, общее количество встреченных особей (n) необходимо умножить на соответствующий коэффициент, « расширяющий» данную полосу обнаружения до 1 километра. Для полосы 0-25 метров – этот коэффициент равен 40 ( т.к. 25 метров в 40 раз меньше 1 км), для полосы 25-100 метров коэффициент 10 ( 100 метров в 10 раз меньше 1 км), для полосы 100-300 метров – коэффициент 3, для полосы 300-1000 м – коэффициент равен 1 [6].

После этого я составила итоговую таблицу – выборку учета. Выборка представляет собой перечень всех зарегистрированных в данном местообитании птиц с указанием количества встреченных особей, разнесенных по группам дальности их обнаружения ("близко", "недалеко", "далеко", "очень далеко") за весь период работы.

Полученные для каждой полосы обнаружения произведения я суммировала и записала в графе Σ n(сумма выборки). После этого полученное число разделила на количество пройденных с учетом километров (в нашем случае – это 5,5 км). В графе N (плотность населения особей на 1 км2) записала искомый результат, в том числе – суммарную плотность населения птиц (так называемое суммарное изобилие) (Приложение 6).

  1. Видовое разнообразие зимующих птиц села Влазовичи.


По данным учёта зимующих птиц в селе и его окрестностях я составила таблицу - выбору учета под названием «Видовой состав и численность птиц в окрестностях села Влазовичи. Используя материалы сайта https://ru.wikipedia , я составила описание местообитания, питания и хозяйственного значения этих птиц [5].

  1. С иница большая (Parus major) - обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Это оседлая птица и редко кочует. Выбирает для жизни места в лесной местности рядом с водоёмами. Питается беспозвоночными мелкого размера и является санитаром леса. Зимой - оцепеневшими насекомыми, их яйцами и куколками. В суровое зимнее время перемещается ближе к человеческому жилью. Наблюдая за птицами, мы заметили, что синиц становится около жилья больше в сильную стужу, а в период оттепелей их количество уменьшается.

  2. Длиннохвостая синица (Aegithalos caudatus) – относится к отряду Воробьинообразных. Ареалом обитания является почти вся территория Европы и Азии. Для своего проживания птицы выбирают сады, смешенные и лиственные леса, заросли кустарников, а в хвойных лесах никогда не селится. Своим названием птица обязана внешнему виду - длинному хвосту, его длина превышает длину тела. Оперенье не отличается яркими красками, оно довольно рыхлое и пушистое, из-за чего издалека птица похожа на пушистый шар с длинным хвостом или половник (большую ложку для разлива супа), поэтому эту птицу иногда называют ополовник.

  3. Б уроголовая гаичка (Parus montanus) - небольшая подвижная синица, населяющая зону лесов, больше тяготеет к хвойному лесу и поэтому встречается в более северных широтах. Меньше других синиц склонна к антропогенным ландшафтам и редко встречается вблизи жилья человека. Но этой зимой из-за сильных морозов и снегопадов гаички прилетели на наш школьный двор. Длина тела 12-14 см, оперение невзрачное, серовато-бурое. В России известна под названием « пухляк» из-за манеры сильно распушать перья в чрезмерно холодную погоду.

  4. В оробей (Passer) - у нас водится два вида воробьев: воробей полевой (P. montanus) и воробей домовой (P. domesticus). Полевой воробей отличается немного меньшими размерами по сравнению с домовым, имеет хорошо заметные черные « серёжки» на белых щеках, и коричневую «шапочку» на голове. Воробей домовой чуть крупнее, более драчлив. Домовой оправдывает свое название тем, что постоянно живет рядом с человеком, а полевой – в сытое летнее время предпочитает жить на природе, В неблагоприятные условия перебирается в населенные пункты. Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми. Несмотря на то, что воробьи могут причинять урон посевам сельскохозяйственных культур, в гнездовой период они приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых для кормления птенцов.

  5. Сойка обыкновенная (Garrulus glandarius) – представитель семейства Врановых. Сойка – красивая и даже эффектная птица. Само её название происходит от древнерусского глагола «сиять». Концы крыльев и хвост черные, шея белая, сама коричнево-бурая, красноватая. На крыльях блестящие голубые пятна. У взволнованной сойки перья на голове приподнимаются и образуется хохолок.

Это оседлые птицы, не совершают миграции даже в суровые зимы. Предпочитает разнообразный корм: ягоды, семена, орехи, жёлуди. Сойка отличается запасливостью, прячет часть еды « на черный день». Обладает суетливым нравом: заметив опасность, начинает издавать резкие звуки [2 с. 97].

  1. С негирь обыкновенный (Pyrrhula pyrrhula) - Птица чуть больше воробья. Снегири населяют всю Европу, в России распространены по всей лесной зоне, также их можно встретить в садах и парках. Летом птица обитает как в густых лесах, так и в редколесьях, но заметить её удается редко. Зимой стаи снегирей хорошо заметны. У самцов грудка розово-красная, а у самок – буровато-серая. Преимущественно оседлая птица, полностью откочевывает на зиму только из северной тайги. Питаются снегири сенами, почками, ягодами (рябины). Кормясь ягодами, выедают из них семена, оставляя мякоть.

  2. Сорока обыкновенная (Pica pica) – сорока – птица оседлая, не особенно любит жить в глухих лесах, предпочитая селиться поблизости от населенных пунктов, где можно поживиться чем-нибудь вкусным. Сороки всеядны, питаются различными мелкими животными, птенцами, яйцами, падалью и плодами. На полях, в лесу, в степи сорока приносит несомненную пользу, уничтожая множество вредных насекомых и грызунов, главным образом серую полевку.

Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваемая птица.

  1. С ерая ворона (Corvus comix) - Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Зимой частично откочевывает к югу или в города, где собирается огромными стаями, кормясь на свалках. Вороны – всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой, растительной пищей, а также пищевыми отходами и падалью, что имеет большое значение для санитарии. Также известна сообразительность ворон и их умение использовать предметы окружающей среды. Например, черствый хлеб перед употреблением серые вороны часто размягчают в лужах.

  2. Сизый голубь (Columba livia) - широко распространенная птица семейства Голубиных. Еще в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби. В последствии одичавшие голуби широко распространились и стали синантропами, привычными обитателями городов и сёл. Питается семенами растений, зерновыми культурами. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи; уничтожают также семена сорных трав.

  3. О всянка обыкновенная ( Emberiza citrinella) - мелкая птица семейства овсянковых, хорошо узнаваема по яркому золотисто-желтому оперению на голове и груди. Размером в воробья, но имеет более длинный хвост. Основу питания овсянок составляют растительные корма – зерна злаков, особенно птички любят лакомиться зернами овса, отсюда их русское название. Примерная область распространения – умеренные широты Европы и Азии, где она ведет оседлый образ жизни, либо в холодные зимы откочевывает в южные части ареала. Зимой часто держится вблизи жилья человека.

  4. Поползень обыкновенный (Sitta europaea) – небольшая подвижная птица, распространена в Европе, Азии и Северной Африке. Обычен как в средней полосе России, так и в Сибири, где гнездится в лесах, а также в садах и парках населенных пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам дерева вниз головой, чего не умеет делать ни одна птица. Поползень – шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Особенно криклив поползень в конце зимы и весной. Питается как животной, так и растительной пищей. В любое время года делает запасы впрок. Зимой охотно пользуется оставленными человеком кормушками [1 с.33].

  5. Большой пестрый дятел (Dendrocopos major) – достаточно крупный и один из наиболее известных представителей семейства дятловых. Населяет самые разнообразные лесные ландшафты. Нередко селится в пределах населенных пунктов – в старых садах и парках. Дятел играет важную роль в экологии леса, оставляя выдолбленные им дупла для других гнездящихся в них мелких птиц. Кроме того, он в большом количестве поедает лесных вредителей. Основу питания составляют мелкие насекомые. В сезон размножения поедает гусениц, тлю, муравьёв, жуков и других ползающих беспозвоночных. Зимой выискивает прячущихся под корой деревьев личинок короедов и других питающихся древесиной насекомых[2с. 82].

  6. В орон (Corvus corax) – крупная птица, узнается по мощному клюву и силуэту в полете. Обитает вблизи жилищ человека. Зимой широко кочует, появляясь большими стаями. Ворон — всеядная птица, поэтому рацион весьма разнообразен. Главное место в питании занимает падаль, которой ворон кормится на свалках и у скотобоен. Наряду с падалью важную роль в пищевом режиме этой птицы играют грызуны, в частности полёвки, а также мелкие птицы, яйца птиц, насекомые (особенно майские жуки).

  7. К уропатка серая (Perdix perdix) - птица средних размеров, оседлая, распространена в Европе, Центральной и Западной Азии, в Северной Америке. Гнездится на полях, пустырях, предпочитает участки, где открытые пространства чередуются с кустарниками, садами. В осенне-зимний период образует стаи, питается растительной пищей, которую собирает на земле. Стайки взлетают с шумом, полёт низкий и довольно быстрый. Численность серой куропатки значительно снизилась на большей части европейского ареала по причине изменения окружающей среды, использования пестицидов и чрезмерного охотничьего промысла.


Заключение

Прежде чем приступить к учету зимующих птиц, я узнала о том, что эта работа очень важна для ученых-орнитологов, которые анализируют данные учета на территории России. Результаты публикуются в сборниках. Значимость этой работы заставила меня заниматься ею с должным вниманием, так как птицы являются хорошими индикаторами состояния природы той или иной местности.

По результатам исследования я пришла к следующим выводам:

  • Сообщество зимующих птиц на территории села Влазовичи отмечено 15 видами;

  • Суммарная плотность населения птиц (суммарное обилие) – 599,2 особей/ км2;

  • Наибольшее количество птиц было обнаружено в черте села, птицы прилетают к жилью человека, т.к. здесь легче добыть пропитание;

  • Доминирующее положение занимает наиболее многочисленный вид, характерный для смешанно-сосновых лесов - большая синица (плотность вида – 154,5 особей/ км2);

  • Большое место в этом сообществе занимают синантропные виды птиц (существование которых связано с деятельностью человека): сорока, серая ворона, полевой воробей и др.

Таким образом, структура сообщества зимующих птиц является в определенной степени индикатором антропогенного изменения среды и свидетельствует о том, что экологическое состояние нашего села удовлетворительное.

Данная работа обогатила меня теоретически. Дала очень ценный опыт в области экологического мониторинга, выявления и оценки экологических проблем. Наблюдение за птицами – увлекательное занятие. Я узнала о том, что в суровую зиму многие пернатые прилетают из леса ближе к человеческому жилью. Особенно сложно становиться птицам в конце зимы. Зимняя бескормица губит немало полезных птиц. Ягоды на ветках склеваны, репейники завалены снегом, почки и те оказались под снегом, который толстым слоем лежит на деревьях. Особенно велики потери среди синиц. Подсчитано, что из 10 синиц 8-9 гибнут в холодный период[4. с. 165-166] Потому очень важно организовать подкормку птиц. В нашей школе зимой проводится акция «Птичья столовая». Ребята мастерят кормушки и развешивают их на школьном дворе, а ученики младших классов следят за тем, чтобы кормушки не оставались пустыми – приносят крошки хлеба, зерно, семена тыквы, на ветках подвешивают кусочки несоленого сала. Кроме синиц к нашим кормушкам стали прилетать и другие птицы. Среди них были сойки, поползни, буроголовые гаички, овсянки. Ничто не охраняет птиц лучше, чем наша любовь к ним (Приложение 7).

В процессе учетов пришлось столкнуться с трудностями: чтобы получить более достоверные результаты учетчик должен уметь определять птиц и по виду, и по голосу, а это, как выяснилось, не так просто сделать. Довольно трудно подсчитать количество птиц в большой стае. А неверные данные дают искаженный общий результат при определении суммарной плотности населения зимующих птиц. Так как, мы такую работу проводили впервые, то думаю, что полученные результаты не являются полностью достоверными. Тем не менее, считаю, что данная работа актуальна, проведённые исследования должны заинтересовать других учащихся школы.

Заканчивая работу, могу сказать, что я решила поставленные задачи: познакомилась с методом маршрутного учета зимующих птиц; училась идентифицировать птиц в природе, рассчитывать плотность населения встреченных видов птиц. Предполагаю исследовательскую работу по этой теме продолжать в следующем году, чтобы выяснить, как меняется численность птиц по годам и что вызывает эти изменения.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что данные о плотности населения вида являются основным первичным материалом и составляют основу для первичных научных выводов. Поэтому результаты проведенных исследований мы решили направить руководителю программы зимних учетов Преображенской Екатерине Сергеевне [8].



Источники информации.


  1. Бровкина Е.Г., Ситвоглазов В.И. Птицы. – М.: Дрофа, 2004. – 48 с.

  2. Махотин С.А. Прогулки по лесу. М.: Издательство «Белый город», 2007 – 143 с.

  3. Озеров А.Г. Экологическое краеведение – организация и проведение практических исследований. Учебно-методическая литература. – М.: ООО «Юный краевед», 2016. – 240 с.

  4. Стрижев А.Н. Туристу о природе. Фенологические наблюдения в походе. – М.: Профиздат, 1988. – 176 с.

  5. Свободная энциклопедия. Википедия, URL: https://ru.wikipedia.org

( 10.03.2018)

  1. Методика проведения зимнего учета птиц. [Электронный ресурс] Экологический центр «Экосистема», А.С.Боголюбов, 2013. // URL: http://www.ecosystema.ru/voop/parus/metods.htm.( 15.02.2018)

  2. Село Влазовичи на карте России.// URL: https://yandex.ru/maps/?source=wizgeo&utm_source=serp&l=map&utm_medium=mapsdesktop&mode=search&ll=32.287873%2C53.015557&z=14&text=Россия%2C%20Брянская%20область%2C%20Суражский%20район%2C%20село%20Влазовичи&sll=32.295054%2C53.014091 ( 15.02.2018)

  3. Кампания «Parus» и «Евроазиатский Рождественский Учёт» // URL: http://www.rbcu.ru/campaign/451; ( 15.02.2018)














Приложение 1.













.























Юрий Соломонович Равкин

( родился 13 марта 1937 г.)

- доктор биологических наук (1981),

профессор, заслуженный деятель науки РФ,

глава Новосибирской школы орнитологов,

ведущий российский специалист по пространственной организации населения птиц.

( Фото с сайта yandex. ru/imades

дата обращения 22.02.20018г.)





П риложение 2.











































Изучение литературных источников

по предмету исследования

учащимися 7 класса МБОУ Влазовичская СОШ.


(Автор: Дупик Г.А. Фото февраль 2018)





Приложение 3.





















    1. Карта-схема с. Влазовичи, с проложенным учетным маршрутом.

( Фото с сайта yandex.ru/maps. Дата обращения 15.02.2018 )





3.2. Образец заполнения страницы полевого дневника

Место: окрестности села Влазовичи.

Дата: 26.02 .2018

Погода: t - 12°С; облачность 0,5; слабый ветер; глубина снега – 42 см.

Данные учета:


Время учета: 13-20 – 13-40

Фруктовый сад

  1. Сорока

  2. Большая синица

  3. Пухляк

  4. Б.п. дятел

  5. Неопред/ сойка

2с 15 м; 1л 100 м.

4с 20 м

3 с 10 м

1 с 55 м

1л 15 м

Пройдено 0,5 км



Приложение 4.


































Мониторинг численности зимующих птиц

в окрестностях села Влазовичи

методом маршрутного учёта.

(Автор: Дупик Г.А. Фото 26 февраля 2018)



Приложение 5.


Ведомость учета




26.02 20018 г. Местонахождение: окрестности села Влазовичи


Тип местообитания: школьная аллея, фруктовый сад, дороги и улицы села, смешанный лес, овраг.

Пройдено 2,3 км. Погода: t - 12° С, облачность 0,5, слабый ветер, глубина снега – 42 см.

Начало учёта: 12час 30 мин. Конец учета: 14 час 10 мин. Общее время: 1час 40 мин.

Древостой: береза, липа, сосна, яблони

Авторы: Сустав Снежана, Тарасевич Никита, Шмендель Дмитрий, Крутик Диана.


ВИДЫ

0-25 м

25-100 м

100-300 м

300 м

сид.

лет.

сид.

лет.

сид.

лет.

сид.

лет.

Большая синица

12


5






Воробей

1


3






Поползень



2






Сорока

2

1


2


1



Голубь



3

1





Галка




1





Пухляк

3








Снегирь



1






Б. п. дятел



1






Серая ворона



6






Неопред./ сойка


1





















Приложение 6.







Выборка учетов птиц с. Влазовичи ( сводная таблица)



Даты учетов: 17, 20, 26 февраля, 01, 03марта 2018 г.

Общее пройденное расстояние (L): 5, 5 км

Общее время учета (Н): 4 часа 25 минут.


Виды птиц

Расстояние обнаружения

Σ n

N (плотность населения особ/км)

близко

недалеко

далеко

очень далеко

1

Большая синица

19

9

-

-

850

154,5

2

Воробей

10

3

-

-

430

78,1

3

Снегирь

3

4

-

-

160

29,0

4

Серая ворона

4

8

3

-

249

45,2

5

Сорока

7

5

1

-

333

60,5

6

Галка

-

1

-

-

10

1,8

7

Большой пестрый дятел

-

3

-

-

30

5, 4

8

Буроголовая гаичка, пухляк

5

-

-

-

200

36,3

9

Овсянка

12

6

-

-

540

98,1

10

Сойка

2

4

-

-

120

21,8

11

Длиннохвостая синица

3

-

-

-

120

21,8

12

Ворон

-

-

2

-

6

1,1

13

Серая куропатка

-

7

-

-

70

12,7

14

Поползень

3

2

-

-

140

25,4

15

Сизый голубь

-

4

-

-

40

7,2


Сум. плотность






599,2










Приложение 7.
















































Акция «Птичья столовая» в МБОУ Влазовичская СОШ.


( Фото из архива школы январь – февраль 2018)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!