СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученые химики во имя победы.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ученые химики во имя победы.»












Ученые химики во имя победы.



Прохоров Артем

ученик 7 класса

Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

«Середейская средняя

общеобразовательная школа».

Руководитель Хлыстова С.Г,

учитель химии



















2020г


п.Середейский





Оглавление.


  1. Введение. 2 стр.


  1. Основная часть: 3 стр

2. 1 Цель работы, задачи .Результаты анкетирования в виде статистических диаграмм. 3-4 стр

2.2. . Санкт – Петербург (во время Великой Отечественной

войны – Ленинград) – крупнейший промышленный,

научный и культурный центр нашей страны. 5 стр.

2.3. Под шифром «АК». 6 стр

2.4. История «Эскапона». 7стр.

2.5. Витамины для блокадного Ленинграда. 8стр.

2.6 Экспериментальная часть. Опыт. Определение аскорбиновой кислоты методом йодометрии 9 стр

3. Заключение 10 стр

4.Список литературы 11 стр


















«Работать не только за себя,


но и за товарищей, ушедших на фронт!»


В.И.Чуйков



1.Введение.


В Великой Отечественной войне на защиту Родины встал весь народ. Это была тяжелая кровопролитная война. Отгремели канонады Великой Отечественной войны. С той поры прошло много лет. Нужно ли молодому поколению 21 века знать о событиях тех лет, о судьбе конкретных людей?


Я уверен, что нельзя забывать об ужасах войны, о страданиях людей, о смерти миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о Великой Отечественной войне, о героизме и мужестве солдат, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле.

Актуальность темы: Тема войны для нас не просто вопрос истории. Мы не хотим, чтобы эта война была для нас «неизвестной войной». Победа в Великой Отечественной войне далась мужеством, героизмом и большим трудом, в том числе и людей науки. Знать и помнить об этом дело нашей совести.


Гипотеза: Высокой ценой и большими усилиями были достигнуты результаты научной деятельности ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде, и эти достижения оказали большой вклад в Победу над фашизмом.

Проблема исследования:

Память об именах ученых – химиков, их результатов научной деятельности в труднейших условиях блокадного Ленинграда не может быть забыта потомками.


Предмет исследования: что было сделано химиками блокадного Ленинграда в годы войны для того, чтобы наша страна одержала Победу над фашизмом.

Объект исследования: деятельность учёных-химиков блокадного Ленинграда в годы войны.

2. Основная часть.

2.1. Цель работы:

1. Исследовать вклад ученых-химиков города Ленинграда в дни блокады в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.

2.Исследовать напиток из хвои и проанализировать количественное содержание витамина С в данном продукте и значимость его для людей блокадного Ленинграда.


Задачи:

  • Изучить и проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательской работы.

  • На основе проведенного анкетирования проанализировать знания учеников 6-7 классов Середейской школы о работе химиков блокадного Ленинграда во время войны.

  • Выяснить важность достижений ученых-химиков города Ленинграда в дни блокады в Великой Отечественной войне;

  • Восстановить имена великих ученых - химиков города Ленинграда;

  • Исследовать технологию производства витаминного препарата на основе хвои;

  • Сделать вывод о проделанной работе.

  • Провести устный журнал с обучающимся 6-7 классов по итогам проведенного исследования;

  • Написать статью в школьную газету «Школьный вестник»

В процессе исследования мною применялись следующие методы: 

поиск и анализ научной, публицистической, справочной литературы;

анализ и классификация источников по теме исследования;

анкетирования в виде статистических диаграмм;

практического исследования технологии изготовления хвойного напитка и анализа на количественное содержание витамина С.

В последние десятилетия вышло немало книг о блокаде Ленинграда. Эта тема нашла своё отражение в обобщающих трудах по истории Великой Отечественной войны, в специальных монографических исследованиях, сборниках документов, в обширной мемуарной литературе. Хотя начало изучению истории обороны Ленинграда было положено ещё в годы войны, первые специальные работы на эту тему появились в конце 50-х годов. В 1958 году была опубликована книга Д.В. Павлова «Ленинград в блокаде». В 1959 году монография А.В.Карасёва «Ленинградцы в дни блокады». В книгах А.П. Александрова «Ленинградские учёные – фронту» 1982 г. и «Наука – стране» 1983 г. повествуется о том незаметном, но жизненно важном вкладе ленинградских учёных в общую Победу. 

Я предположил, что большинство учащихся нашей школы также как и я, мало информирован об ученых - химиков блокадного Ленинграда. Я провел анкетирование среди учащихся нашей школы. Задавал ученикам 6-7 классов следующие вопросы: - «Вы слышали о взрывчатке «МШ» и о взрывчатом веществе «Сигнал»?

Что такое Эскапон, который использовали в автоматических наводящих системах?

Вы знаете ученых – химиков блокадного Ленинграда?»

Результаты анкетирования в виде статистических диаграмм.

Наблюдается, как я и предполагал, недостаточная информированность сверстников о блокаде Ленинграда.

2.2. Санкт – Петербург (во время Великой Отечественной войны – Ленинград) – крупнейший промышленный, научный и культурный центр нашей страны. Это один из красивейших городов мира.

За боевые и трудовые заслуги Ленинград награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Красного Знамени. За беспримерные подвиги в годы Великой Отечественной войны ему присвоено почетное звание «Город герой» и вручена медаль «Золотая Звезда».

22 июня 1941 год. Вероломное нападение Германии на СССР. В Ленинграде введено военное положение.

Во время войны все ученые с величайшей готовностью включились в борьбу с фашизмом. Каждый считал делом своей чести и долга сделать все, что в его силах. О мужестве воинов, защищавших город, о беспредельной стойкости гражданского населения, выдержавшего нечеловеческие испытания в блокаде, написано много и еще немало напишут.

Подвиг Ленинграда нельзя понять до конца, если не учитывать и роль ученых в его обороне. Люди науки в самых невероятных, труднейших условиях искали и находили новые средства и ресурсы для борьбы с врагом. 



2.3. Под шифром «АК».

Трудности нормального боевого обеспечения войск Ленинградского фронта вызвали острую необходимость в производстве в осаждённом Ленинграде суррогатных взрывчатых веществ, к поискам которых немедленно приступили работники науки и техники. В те дни взрывчатые вещества изобретал каждый, кто считал себя хоть чуть-чуть разбирающимся в химии. Например, взрывчатка "МШ". Не слышали? Молотые еловые шишки с селитрой.

Предложений было много. Почти все они отвергались по разным причинам. Боевые взрывчатые вещества должны быть мощными, надёжными, технологичными. И ещё негигроскопичными, чтобы не отсыревали при хранении, стойкими, чтобы не детонировали в боевых условиях от посторонних причин. И ещё много других требований предъявляли и предъявляют к этим более чем специфическим веществам. И всё же искали замену. Искали безуспешно, пока в середине июля 1941 г. в кабинет комиссара штаба артиллерии фронта (ныне генерала-лейтенанта в отставке Голубева) не пришел высокий пожилой человек в штатском, отрекомендовавшийся профессором Горного института Александром Назаровичем Кузнецовым. Он предложил взрывчатое вещество «Сигнал». «Сигнал» это смесь аммиачной селитры с активной металлической добавкой. Кремний, азот и алюминий - эти три элемента определяли взрывчатые свойства «Сигнала». Чтобы сохранить состав в тайне, первый секретарь горкома партии Жданов предложил изменить название на «АК». Здесь и азот, и алюминий, и кремний, и ещё намёк на автора Александра Кузнецова.


Вот так было с шифром. Что же касается разработки «Сигнала», то этим А.Н. Кузнецов занимался не один год. Как именно он работал? Вот пример. Ещё в годы Первой мировой войны А.Н. Кузнецов разработал состав поглотительной массы против 32-х известных тогда отравляющих веществ и на себе испытал её эффективность. Чтобы наглядно продемонстрировать свойства разработанной им смеси, Кузнецов в противогазе собственной конструкции вошёл в помещение, наполненное парами синильной кислоты. Пройдёт 25 лет и в июле августе 1941 года он повторит свой опыт. «В доме у нас, - рассказывала дочь учёного Мария Александровна,- всё было завалено резиной. Мама строчила и клеила маски, а папа почти под окнами, во дворе института, испытывал их в большой палатке камере окуривания».



Новая взрывчатка для А.Н. Кузнецова не была новой. Он давно размышлял о такой активной смеси, которая не отравляла бы горняков ядовитыми продуктами взрыва, он хотел приготовить взрывчатое вещество на основе металлокерамики. В 1934 году состав был им предложен, но производство не наладили: дорого. Через несколько лет А.Н. Кузнецов сделал новый недорогой состав на основе глины. Ежесуточно этим веществом снаряжали до 100 тысяч ручных гранат и по 1000 - 1500 минометных мин, а сверх того ещё много противотанковых и противопехотных мин.

Имя лауреата Государственной премии‚ заслуженного деятеля науки и техники РСФСР профессора А.Н. Кузнецова увековечено на мемориальной доске (здание Горного института).

До конца 1941 года ленинградцы выпустили 186 тысяч кг нового взрывчатого вещества, которым было снаряжена 726 тысяч гранат.

2.4. История «Эскапона».

Эта история произошла в 1942 г. У зенитной батареи, установленной на Марсовом поле в Ленинграде, перестали действовать автоматические наводящие системы. Выяснилось‚ что используемый в этих системах изоляционный материал состарился и утратил свою изолирующую способность. Этим материалом служил полиэтилен, закупленный перед войной в Англии. Артиллеристы обратились за помощью в Комиссию по реализации оборонных изобретений при горкоме партии. В состав комиссии входил член-корреспондент АН СССР Павел Павлович Кобеко. Павел Павлович предложил использовать вместо полиэтилена новый полимер, созданный им на основе недорогого натрий-дивинильного каучука. Полимер назвали «эскапон». По всем своим характеристикам он не уступал полиэтилену. «Эскапон как заменитель полиэтилена в следящих системах был настолько популярен у военных, что его стали отправлять самолётами из Ленинграда на другие участки фронта. «Эскапон стали выпускать на нескольких заводах сначала в Ленинграде, а затем в других городах.

За годы Великой Отечественной войны П.П. Кобеко сделал много изобретений и открытий, спасших тысячи жизней жителям блокадного Ленинграда. Ему принадлежит идея создания прибора «Прогибогрофа», позволявшего определять прочность ледового покрова Ладожского озера. Передвижение по ледяной Дороге жизни стало более безопасным.



2.5.Витамины для блокадного Ленинграда.

Более 60 лет прошло после снятия блокады Ленинграда, но, несмотря на то что этой теме посвящены сотни книг и статей, подвиг жителей города для многих остаётся тайной, недоступной пониманию. Почему город не погиб от эпидемии цинги и инфекционных заболеваний, как он смог выжить, не имея полноценного продовольствия, и не только выжить, но и яростно бороться, удерживая возле себя более чем ЗОО-тысячную вражескую армию. Ответы на эти вопросы мы находим в воспоминаниях Алексея Дмитриевича Беззубова, известного витаминолога, лауреата Государственной премии СССР. Они посвящены работе Всесоюзного НИИ витаминной промышленности в блокадном Ленинграде, работе, спасшей тысячи жизней.

29 августа 1941 года наступающие немецкие войска перерезали все железнодорожные магистрали, соединяющие Ленинград со страной, и 8 сентября вышли на южный берег Ладожского озера. Началась блокада Ленинграда.

В то время А.Д. Беззубов работал начальником химикотехнологического отдела Всесоюзного Нии витаминной промышленности и консультантом Управления Ленинградского фронта. В период блокады, кроме голода, людей ожидал ещё один страшный враг цинга. Она сопровождается нервными расстройствами, потерей мышечной силы, быстрой утомляемостью. Массовое заболевание могло парализовать армию и жителей города. Это хорошо понимал Беззубов: «У себя в витаминном институте я поделился своими опасениями с профессором А.А. Шмидтом. Он был знаком с цингой, как врач лечил её во время войны 1914 - 1918 годов. Профессор Шмидт полностью со мной согласился, и мы решили немедленно приступить к разработке препарата, содержащего витамин "С". Его жизненная необходимость в условиях блокадного города не вызвала у нас ни малейшего сомнения».

Как источник аскорбиновой кислоты избрали хвою. Почему? Ещё 200 лет назад в России использовали хвою для лечения цинги и даже экспортировали в аптеки Западной Европы. Её применяли и во время русско-шведской войны. А надежный источник этого сырья - хвойные леса, которые росли в ближнем пригороде Ленинграда.

Была организована группа, в которую вошли химики, биологи, инженеры Руководителем группы был назначен Беззубов. Ученые в короткий срок разработали технологию производства витаминного препарата на основе хвои как в промышленных, так и в домашних условиях.

Технологический цикл был достаточно прост: хвойный лапник сортировали, мыли, отделяли иглы от древесины, ещё раз мыли и разминали. Затем экстрагировали витамин «С», обрабатывая размятую хвою 0,5% раствором уксусной или лимонной кислоты (их было достаточно на кондитерских предприятиях). Полученный раствор фильтровали и расфасовывали в бутылки, стеклянные баллоны или бочки. По официальным медицинским данным того времени, человеку в день требовалось 200 мг аскорбиновой кислоты, что и было одной дозой. Сто двести граммов хвойного настоя ежедневно поддерживали необходимый уровень витамина в организме.

2.6 Экспериментальная часть

Опыт 1.Определение аскорбиновой кислоты методом йодометрии.

  1. Я приготовил вытяжку из хвои, для чего в фарфоровой ступке растер 5 г хвои с 2 мл раствора 0,5 % раствором уксусной кислоты.

  2. Полученную вытяжку аккуратно перенес в мерный стакан и долил до метки 50 мл дистиллированной воды.

  3. Тщательно перемешал содержимое и отфильтровал.

  4. Получился зеленоватый кисленький напиток, который менее всего походил на лекарственную микстуру. Затем отмерил 10 мл отфильтрованной жидкости и добавил 1 мл крахмального клейстера и по одной капле раствор иода в иодиде калия.

  5. Наблюдал обесцвечивание раствора иода в пробирке с вытяжкой из хвои.

Из справочной литературы: Аскорбиновая кислота легко окисляется благодаря наличию ендиольной группировки, поэтому для ее определения можно использовать различные методы, в том числе и такой относительно слабый окислитель, как йод. Количественное определение аскорбиновой кислоты основано на окислении ее раствором йода.

Расчеты на содержание витамина « С» в хвое, объемом 20 мл.

Масленая настойка хвои. 1 мл 5 % р-ра иода - 35 мг аскорбиновой кислоты

0, 21 мл 5 % р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты= Х =0,21 ×35÷1 = 2,5 мг

Суточная доза витамина C для человека составляет 65-75 миллиграмм.

Вывод: я убедился, что растворы хвои содержат в достаточном количестве витамин С.

С помощью сотрудников института хвойные установки были быстро организованы в больницах, госпиталях, на предприятиях, в научных и учебных учреждениях, в некоторых воинских частях. Уже к концу ноября 1941 года в Ленинграде работало более 100 установок. О том, как приготовить хвойный настой в домашних условиях, многократно передавали по ленинградскому радио.

Каждое утро истощённые женщины тянулись в лес, состригали хвойные лапки, набивали ими мешки и на колясках, санках, лошадях переправляли на заготовительные пункты. Это был тяжёлый труд. Военный совет фронта дал женщинам-заготовщикам тыловой армейский паёк.

Для госпиталей, больниц, детских учреждений рекламировали ещё одно средство против цинги -суп из проросшего гороха. Было известно, что проросшие семена растений содержат витамин «С», поэтому, прежде чем варить суп, горох надо было замочить и проращивать. В одной тарелке такого супа содержалось около двух доз аскорбиновой кислоты. Хвойные настои, гороховые супы очень помогали ленинградцам. Эпидемии цинги в блокадном городе Ленинграде не было.

«Государственные премии и правительственные награды, которые получили многие сотрудники витаминного института, были не самой главной наградой. Победа -вот та желанная награда, которую мы получили и ради которой работали не щадя себя в то жестокое время. и не могли иначе», вспоминает Беззубов. Многомиллионный город жил, трудился и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней, и не только выстоял, но и победил!

3. Заключение.

Цель и задачи работы достигнуты Эта работа помогла мне узнать о достойном вкладе ученых - химиков города Ленинграда в дни блокады в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне., Мною было выяснено, что ученые – химики в трудных условиях в блокадном Ленинграде принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией, приближая ее своим умом, талантом, самоотверженным трудом. .Я провел исследование напитка хвои и убедился, в его значимости для выживания людей блокадного Ленинграда

Мы, молодое поколение, соприкасаясь с жизнью и делами своих дедов и прадедов, глубже понимаем, какой ценой досталась им эта победа, полнее осознаем, как нужно беречь, ценить и приумножать славные традиции прошлого, по-настоящему любить свою Родину и заботиться о ее мирном процветании. Мы должны с благодарностью вспоминать имена тех, кто однажды помог человечеству выжить.

4. Литература

  1. Вольфкович С.И. Современная химия и война: Доклад во всесоюзном химическом обществе им.Д.И. Менделеева. Октябрь 1942.

  2. Д.В. Павлов «Ленинград в блокаде».

  3. В 1959 году монография А.В.Карасёва «Ленинградцы в дни блокады». А.П. Александрова «Ленинградские учёные – фронту» 1982 г

  4. .// Химия в школе. 2008- №1. С. 6-10.

  5. Омаров Ш.М. // Химия в школе. 2005. №2. С. 11-14.

  6. Казарян П.Е. // Химия в школе. 2011. №4. С. 5-9.

  7. Левина Л.С. // Химия в школе. 2010. №2. С. 2-5

  8. Интернет ресурсы: www./kargoo.gov.kzloader/load/10636;

  9. http://www.fptl.ru/biblioteka/spravo4niki.html

5..Приложение

Презентация.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!