СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учения о добродетелях

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учения о добродетелях»

Тема урока: «Учение Аристотеля о добродетелях»

Цель урока: знакомство обучающихся с учением Аристотеля о добродетелях.

Задачи:

Образовательные:

- Повторить понятия: «добродетель».

- Познакомить учащихся с понятиями: «добродетель ума», «добродетель характера».

- Познакомить учащихся с философом Аристотелем, Гельвецием.

- Познакомить учащихся с политиком Цицероном

Развивающие:

- Формировать умение делать выводы по теме.

- Развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы, посредством беседы.

Воспитательные:

- Воспитывать культуру речи у учащихся посредством беседы.

- Воспитывать у учащихся познавательный интерес к курсу ОРКСЭ.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- Демонстрируют знание значений понятий «добродетель ума», «добродетель характера».

- Называют философа и мыслителя Аристотеля, Гельвеция.

- Называют политика и философа Цицерона

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- Умеют делать выводы по теме.

- Умеют ориентироваться на страницах учебника.

- Осуществляют самостоятельный поиск необходимой учебной информации.

Регулятивные:

- Умеют определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

- Оценивают результаты собственной деятельности.

- Умеют принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.

Коммуникативные:

- Умеют слушать и понимать речь других.

- Умеют доносить свою точку зрения до других.

- Умеют слушать и слышать речь учителя и друг друга.

Личностные:

- Демонстрируют познавательный интерес к курсу ОРКСЭ.

- Демонстрирую бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма: беседа.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: ТСО, компьютер, проектор, презентация, учебник «Основы светской этики»,

План урока (45 мин.):

1. Организационный этап – 10:05 – 10:07

2. Вступительная часть – 10:07 – 10:12

3. Основная часть – 10:12 – 10:45

4. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности – 10:45 – 10:50















Ход урока:


Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, средства, формы работы

Организационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут – Кристина Вадимовна. Сегодня урок основы светской этики проведу у вас я. Давайте проверим все ли у вас готово к нашему уроку. На ваших партах должны лежать: учебник, пенал, тетрадь. Всё лишнее уберите в рюкзак.

- Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Форма: фронтальная

Методы: словесные

Средства: речь учителя

Вступительная часть

Определить степень усвоения изученного.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- Я вижу, что вы готовы к уроку. Верю, что вы сегодня узнаете много нового и интересного, будете активно работать на уроке.

-Послушайте песню, и подумайте, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

- О чём говорится в песне?

-Что значит, по-вашему, добрый человек? 

Кто такой добродетель и порок?



- Ребята, давайте подумаем, чем отличается понятие добродетель от понятия добро?

Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

Добродетель – это отдельное положительное качество человека.

Добродеятель это человек который не только делает добро, но и думает как его сделать правильно.

- Какие слова, называются антонимами?


- Подберите пары антонимов к слову ДОБРОДЕТЕЛЬ.

- А, теперь давайте попробуем подобрать к слову «добродетель» синонимы.

Как вы думаете, что такое идеал?

Идеал — наилучший образец чего-нибудь. То, к достижению чего надо стремиться.



- Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги, разделенные пополам.  

  Задание. В парах распределите слова на две группы: честность, щедрость, порядочность, лень, злость, наглость, жадность, трудолюбие, хитрость, лживость, скромность, доброта. 

Работа в паре.    

- Прочитайте слова 1 группы? 2 группы?

- Почему вы так распределили слова?  

-  Возьмите карандаши или фломастеры и закрасьте  записанные вами качества определенными  цветами.

-Почему вы выбрали именно такие цвета.




Садятся



Внимательно слушают песню о доброте

Мы будем говорить о доброте

-Добро – это то, что человек совершает, то есть совершение какого-то хорошего поступка


-Добродетель – это тот, кто делает добро.








Слова, противоположные по значению

Порок, злодеяние

О добре



- Идеал, совершенствование


- Это когда у тебя нет никаких минусов, ты делаешь добрые поступки.


Выполняют задание в парах,




Делят слова на две группы



Закрашивают отрицательные качества человека темным цветом, а положительные светлым цветом





Форма: фронтальная

Методы: словесные (беседа, рассказ)
Средства: речь учителя

Коммуникативные:

- Умеют слушать и понимать речь других.

- Умеют доносить свою точку зрения до других.

- Умеют слушать и слышать речь учителя и друг друга.

Основная часть

Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действия

Существует много добродетелей. Древнегреческий философ Аристотель предложил свое деление и понимание добродетели. Он считал, что добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом.


- Ребята, а кто же такое Аристотель?

Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик про Аристотеля. https://youtu.be/z7PzHrgPt6w

Кто же такой Аристотель?


Что создал Аристотель?


Когда Аристотель читал свои лекции?


Совершенно верно!


Говоря  о добродетели, древние философы имели в виду прежде всего лучшие качества характера человека. В значение слова «добродетель» они вкладывали понятие «совершенство», «идеал» - то, к достижению чего человеку следует стремиться.

Найдите значение слова идеал   в словаре  С.И.Ожегова и на странице  145 учебника.  

  Ребята, сейчас я предлагаю открыть тетрадь, записать число и тему урока: «Учения Аристотеля о добродетелях»

Давайте запишем это определение «ИДЕАЛ» в тетрадь.     


Аристотель среди человеческих добродетелей выделял: добродетели ума (мудрость, сообразительность, рассудительность), добродетели характер.


Как вы понимаете, кто же такие добродетели ума/характера?



Я предлагаю открыть учебник на странице 33 и прочитать, кто же такие добродетели ума и характера.

Один начинает читать остальные следят.


- Какие группы добродетели ума выделил Аристотель?


Добродетель ума развиваются в человеке благодаря обучению; то есть в человеке есть такие качества ума, которые заставляют его делать доброе дело.

А какие группы ума выделил Аристотель? таковы мудрость, сообразительность, рассудительность.


Какие группы добродетелей характера выделил Аристотель?

Добродетель характера рождается из при­вычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера.


Ребята, а как вы думаете добродетели характера рождаются или все они приобретаются?


- Как вы думаете, благодаря чему или кому приобретаются добродетели?


- Ребята, а какую самую главную добродетель считает Аристотель?


- Как вы думаете, почему?


Справедливость –это общая добродетель, это закон, это знание, для кого нужно делать это хорошее и для кого не нужно.



На какие же две группы Аристотель разделил добродетели?


Давайте запишем это в виде схемы. Посередине запишем «добродетели», поставим две стрелочки, под первой стрелочкой запишем «ума», под второй «характера»


Ребята, сейчас я вам предлагаю немного поработать в парах с учебником. На 34 странице у вас приведены высказывания известных философов: Циццерона и Гельвеция. Посмотрите на доску, представлены высказывания:

1. Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»);
2. Обоснование своей мысли («… Так как…»);
3. Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»);
4. Обобщение, выводы («Итак…, Таким образом…»).
После прочтения цитат вы в парах будете отвечать на данные вопросы, как бы доказывая вашу точку зрению. Для того, чтобы вам было немного легче высказать свою мысль, в скобках представлены ключевые слова, с которых вы можете начинать. Мнение своих одноклассников нужно слушать тихо, не перебивать, каждый сможет высказаться.


- А теперь давайте обсудим, что бы вы посоветовали человеку, который искренне хочет стать добродетельным.

-Продолжите  высказывание  «Чтобы быть добродетельным,   надо…»


 Звучит песня «Иди мой, друг, всегда, иди дорогою добра …»


- О философе Гельвеции прочитайте, пожалуйста,  на стр.34-35.

 -Кем был Гельвеций?

- Какова главная добродетель по учению Гельвеция?

- Как общество может судить о добродетелях, по мнению Гельвеция?

 

А кто же такой Циццерон, кто знает?


Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик про Циццерона (включить до 3-23)


-Кто же такой Циццерон?


-Кем был избран Циццерон в 63 году до н.э?

Ребята, вы знаете кто такой консул?


Консул — это официальный представитель, направляемый государством в определенный район на территории иностранного государства для выполнения там порученных ему государством обязанностей в отношении граждан своей страны, проживающих за границей.

- Ребята, на доске вы видите таблицу, ваша задача к словам в первой колонке подобрать антонимы из второй колонки и записать у себя в тетрадях, потом мы с вами вместе проверим.




добро

неблагодарность

благодарность

лень

щедрость

ложь

правда

зло

трудолюбие

порок

добродетель

неблагодарность


жадность




- Какую колонку вы отнесете к понятию добродетель, а какую к понятию порок?



-Почему вы так считаете?

Совершенно верно!


– Ребята, а с чем у вас ассоциируется добро, тепло, которое оно даёт? (Солнышко.)
– Давайте нарисуем солнышко, на личиках которого запишем все ваши добродетельные качества.


- А теперь давайте обсудим, что бы вы посоветовали человеку, который искренне хочет стать добродетельным.

-Продолжите  высказывание  «Чтобы быть добродетельным,   надо…»



Слушают учителя


Философ

Смотрят видео про философа




Древнегреческий философ


-Школу, лицей


- Во время прогулки по саду




Слушают учителя




Ищут определение



Записывают тему урока



Записывают определение в тетрадь


Слушают учителя



Добродетели, которые думают в правильном направлении, делают хорошие поступки.



Читают



Мудрость, сообразительность, рассудительность




Великодушие, правдивость, мужество, умеренность, щедрость, честолюбие, ровность, любезность, дружелюбие, справедливость.



Приобретаются




Учат взрослые, учителя, общество, в ходе просмотра мультфильмов/кинофильмов, в ходе чтения художественной


Справедливость



Потому что человек поступает честно по отношению ко всем.







Ума и характера



Записывают схему






Выполняют задание















Учащиеся подпевают



Чтобы быть добродетельным надо помогать окружающим тебя людям


Подпевают песню



Читает вслух один ученик

- Философ


-Оратор, адвокат, писать, политический деятель


-Консулом



Озвучивают мнение








Слушают учителя











Добро-зло

Благодарность-неблагодарность

Щедрость-жадность

Правда-ложь

Трудолюбие-Лень

Добродетель-порок




1 колонка: добродетель

2 колонка: порок



- Потому что в первой колонке- это хорошие поступки, дела, а во второй колонке те поступки, качества, которые человек не должен совершать



Солнышко



Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели.

- От существительного добродетель образуйте однокоренное прилагательное (добродетельный).

- Какого человека можно назвать добродетельным?(Добродетельный человек – высоконравственный, проявляющий добродетель).                                                

 - Как вы думаете,  добродетельность-это постоянное качество человека? Действительно, добродетель  не наследуется, не приобретается раз и навсегда, и порой в  жизни бывают очень резкие превращения.  Хорошо, если порочный человек в результате большой работы  над собой превратится  в добродетельного,  но иногда, к сожалению, бывают и обратные превращения.




-Ребята, сегодня на уроке мы поговорили о многом, чтобы я была спокойна, что вам был урок полезен давайте продолжим предложения.

Добродетель ума – это …

Добродетель характера – это …

Мне понравилось…

Мне не хватило на уроке…

- Спасибо всем за урок. Все были активны, все отвечали на поставленные вопросы.

Образовывают прилагательное





Человек, делающий добро








Слушают учителя





Слушают учителя



Подводят итоги урока

Форма: фронтальная

Методы: словесные (беседа)

Средства: речь учителя

Регулятивные:

- Оценивают результаты собственной деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!