Вступительная часть | Определить степень усвоения изученного. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | - Я вижу, что вы готовы к уроку. Верю, что вы сегодня узнаете много нового и интересного, будете активно работать на уроке. -Послушайте песню, и подумайте, о чём мы с вами будем говорить на уроке? - О чём говорится в песне? -Что значит, по-вашему, добрый человек? Кто такой добродетель и порок? - Ребята, давайте подумаем, чем отличается понятие добродетель от понятия добро? Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. Добродетель – это отдельное положительное качество человека. Добродеятель это человек который не только делает добро, но и думает как его сделать правильно. - Какие слова, называются антонимами? - Подберите пары антонимов к слову ДОБРОДЕТЕЛЬ. - А, теперь давайте попробуем подобрать к слову «добродетель» синонимы. Как вы думаете, что такое идеал? Идеал — наилучший образец чего-нибудь. То, к достижению чего надо стремиться. - Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги, разделенные пополам. Задание. В парах распределите слова на две группы: честность, щедрость, порядочность, лень, злость, наглость, жадность, трудолюбие, хитрость, лживость, скромность, доброта. Работа в паре. - Прочитайте слова 1 группы? 2 группы? - Почему вы так распределили слова? - Возьмите карандаши или фломастеры и закрасьте записанные вами качества определенными цветами. -Почему вы выбрали именно такие цвета. | Садятся Внимательно слушают песню о доброте Мы будем говорить о доброте -Добро – это то, что человек совершает, то есть совершение какого-то хорошего поступка -Добродетель – это тот, кто делает добро. Слова, противоположные по значению Порок, злодеяние О добре - Идеал, совершенствование - Это когда у тебя нет никаких минусов, ты делаешь добрые поступки. Выполняют задание в парах, Делят слова на две группы Закрашивают отрицательные качества человека темным цветом, а положительные светлым цветом | Форма: фронтальная Методы: словесные (беседа, рассказ) Средства: речь учителя Коммуникативные: - Умеют слушать и понимать речь других. - Умеют доносить свою точку зрения до других. - Умеют слушать и слышать речь учителя и друг друга. |
Основная часть | Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действия | Существует много добродетелей. Древнегреческий философ Аристотель предложил свое деление и понимание добродетели. Он считал, что добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом. - Ребята, а кто же такое Аристотель? Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик про Аристотеля. https://youtu.be/z7PzHrgPt6w Кто же такой Аристотель? Что создал Аристотель? Когда Аристотель читал свои лекции? Совершенно верно! Говоря о добродетели, древние философы имели в виду прежде всего лучшие качества характера человека. В значение слова «добродетель» они вкладывали понятие «совершенство», «идеал» - то, к достижению чего человеку следует стремиться. Найдите значение слова идеал в словаре С.И.Ожегова и на странице 145 учебника. Ребята, сейчас я предлагаю открыть тетрадь, записать число и тему урока: «Учения Аристотеля о добродетелях» Давайте запишем это определение «ИДЕАЛ» в тетрадь. Аристотель среди человеческих добродетелей выделял: добродетели ума (мудрость, сообразительность, рассудительность), добродетели характер. Как вы понимаете, кто же такие добродетели ума/характера? Я предлагаю открыть учебник на странице 33 и прочитать, кто же такие добродетели ума и характера. Один начинает читать остальные следят. - Какие группы добродетели ума выделил Аристотель? Добродетель ума развиваются в человеке благодаря обучению; то есть в человеке есть такие качества ума, которые заставляют его делать доброе дело. А какие группы ума выделил Аристотель? таковы мудрость, сообразительность, рассудительность. Какие группы добродетелей характера выделил Аристотель? Добродетель характера рождается из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Ребята, а как вы думаете добродетели характера рождаются или все они приобретаются? - Как вы думаете, благодаря чему или кому приобретаются добродетели? - Ребята, а какую самую главную добродетель считает Аристотель? - Как вы думаете, почему? Справедливость –это общая добродетель, это закон, это знание, для кого нужно делать это хорошее и для кого не нужно. На какие же две группы Аристотель разделил добродетели? Давайте запишем это в виде схемы. Посередине запишем «добродетели», поставим две стрелочки, под первой стрелочкой запишем «ума», под второй «характера» Ребята, сейчас я вам предлагаю немного поработать в парах с учебником. На 34 странице у вас приведены высказывания известных философов: Циццерона и Гельвеция. Посмотрите на доску, представлены высказывания: 1. Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»); 2. Обоснование своей мысли («… Так как…»); 3. Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»); 4. Обобщение, выводы («Итак…, Таким образом…»). После прочтения цитат вы в парах будете отвечать на данные вопросы, как бы доказывая вашу точку зрению. Для того, чтобы вам было немного легче высказать свою мысль, в скобках представлены ключевые слова, с которых вы можете начинать. Мнение своих одноклассников нужно слушать тихо, не перебивать, каждый сможет высказаться. - А теперь давайте обсудим, что бы вы посоветовали человеку, который искренне хочет стать добродетельным. -Продолжите высказывание «Чтобы быть добродетельным, надо…» Звучит песня «Иди мой, друг, всегда, иди дорогою добра …» - О философе Гельвеции прочитайте, пожалуйста, на стр.34-35. -Кем был Гельвеций? - Какова главная добродетель по учению Гельвеция? - Как общество может судить о добродетелях, по мнению Гельвеция? А кто же такой Циццерон, кто знает? Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик про Циццерона (включить до 3-23) -Кто же такой Циццерон? -Кем был избран Циццерон в 63 году до н.э? Ребята, вы знаете кто такой консул? Консул — это официальный представитель, направляемый государством в определенный район на территории иностранного государства для выполнения там порученных ему государством обязанностей в отношении граждан своей страны, проживающих за границей. - Ребята, на доске вы видите таблицу, ваша задача к словам в первой колонке подобрать антонимы из второй колонки и записать у себя в тетрадях, потом мы с вами вместе проверим. | | добро | неблагодарность | благодарность | лень | щедрость | ложь | правда | зло | трудолюбие | порок | добродетель | неблагодарность | | жадность | | | - Какую колонку вы отнесете к понятию добродетель, а какую к понятию порок? -Почему вы так считаете? Совершенно верно! – Ребята, а с чем у вас ассоциируется добро, тепло, которое оно даёт? (Солнышко.) – Давайте нарисуем солнышко, на личиках которого запишем все ваши добродетельные качества. - А теперь давайте обсудим, что бы вы посоветовали человеку, который искренне хочет стать добродетельным. -Продолжите высказывание «Чтобы быть добродетельным, надо…» | Слушают учителя Философ Смотрят видео про философа Древнегреческий философ -Школу, лицей - Во время прогулки по саду Слушают учителя Ищут определение Записывают тему урока Записывают определение в тетрадь Слушают учителя Добродетели, которые думают в правильном направлении, делают хорошие поступки. Читают Мудрость, сообразительность, рассудительность Великодушие, правдивость, мужество, умеренность, щедрость, честолюбие, ровность, любезность, дружелюбие, справедливость. Приобретаются Учат взрослые, учителя, общество, в ходе просмотра мультфильмов/кинофильмов, в ходе чтения художественной Справедливость Потому что человек поступает честно по отношению ко всем. Ума и характера Записывают схему Выполняют задание Учащиеся подпевают Чтобы быть добродетельным надо помогать окружающим тебя людям Подпевают песню Читает вслух один ученик - Философ -Оратор, адвокат, писать, политический деятель -Консулом Озвучивают мнение Слушают учителя Добро-зло Благодарность-неблагодарность Щедрость-жадность Правда-ложь Трудолюбие-Лень Добродетель-порок 1 колонка: добродетель 2 колонка: порок - Потому что в первой колонке- это хорошие поступки, дела, а во второй колонке те поступки, качества, которые человек не должен совершать Солнышко | |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности | Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели. | - От существительного добродетель образуйте однокоренное прилагательное (добродетельный). - Какого человека можно назвать добродетельным?(Добродетельный человек – высоконравственный, проявляющий добродетель). - Как вы думаете, добродетельность-это постоянное качество человека? Действительно, добродетель не наследуется, не приобретается раз и навсегда, и порой в жизни бывают очень резкие превращения. Хорошо, если порочный человек в результате большой работы над собой превратится в добродетельного, но иногда, к сожалению, бывают и обратные превращения. -Ребята, сегодня на уроке мы поговорили о многом, чтобы я была спокойна, что вам был урок полезен давайте продолжим предложения. Добродетель ума – это … Добродетель характера – это … Мне понравилось… Мне не хватило на уроке… - Спасибо всем за урок. Все были активны, все отвечали на поставленные вопросы. | Образовывают прилагательное Человек, делающий добро Слушают учителя Слушают учителя Подводят итоги урока | Форма: фронтальная Методы: словесные (беседа) Средства: речь учителя Регулятивные: - Оценивают результаты собственной деятельности. |