СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученический исследовательский проект "Национальная толерантность учащихся нашей школы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект "Национальная толерантность учащихся нашей школы" рассматривает актуальные проблемы современной действительности: насколько подростки толерантны к представителям других национальностей и религий. Учащаяся провела большую исследовательскую работу, изучила фенотипические признаки учеников школы с помощью визуального осмотра, с помощью анкетирования изучила уровень толерантности,  и через дневник.ру фамилии учеников школы. Проект стал победителем региональноо форума исследователей "Грани творчества"

Просмотр содержимого документа
«Ученический исследовательский проект "Национальная толерантность учащихся нашей школы"»

Открытый форум исследователей «Грани творчества»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Мичуринска Тамбовской области

Педагогика, психология, социология

Теоретическая и прикладная социология










Национальная толерантность учащихся нашей школы








Автор: Подзорова Ирина Сергеевна,

учащаяся 10А класса

Руководитель: Шелковникова Светлана

Валерьевна, учитель истории и обществознания







Мичуринск-2019






Содержание


Введение……………………………………………………………………………3

Основная часть……………………………………………………………………..6

1.1. Фенотип………………………………………………………………………..6

1.2. Русские фамилии……………………………………………………………...8

1.3. Толерантность………………………………………………………………....9

1.4.Результаты социологического опроса………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….17

Информационные источники……………………………………………………19

Приложения………………………………………………………………………20



















Введение

Долгие годы День согласия и примирения 4 ноября в народе именовали «Днем скинхеда», ультраправые группировки почему-то привязали этот праздник к своей идеологии. В 2000-е годы в этот день по всей стране проходили «Русские марши», на которых коротко стриженные молодые парни выкрикивали лозунг: «Россия – для русских!» Резонансные истории с участием скинхедов регулярно попадали в различные СМИ особенно в 2000-е годы. Так, в 2004 году вся страна узнала историю с убийством таджикской девочки. В 2006 году межнациональный конфликт произошёл в карельском городе Кондопога. В 2010 году националисты организовали митинг на Манежной площади в Москве, который закончился столкновениями с полицией. Последний крупный погром произошел в московском районе Бирюлево в 2013 году. После этого ультраправые исчезли с улиц. С 2014 года резко начала падать численность «Русских маршей» [10]. 

Большую роль в этом сыграли, конечно, власти. Был запрещён целый ряд ультраправых организаций, проводились «профилактические беседы» со скинхедами. «Им популярно объясняли, что активной уличной политикой заниматься не стоит. А уголовные дела против лидеров националистов — Даниила Константинова, Дмитрия Дёмушкина, Александра Белова придавали убедительность этим разговорам», – считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов [10]. 

После 2014 года стало происходить меньше преступлений на почве ненависти, замечает доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. Она считает, что россияне больше не выражают бытовую ксенофобию через агрессию, скорее, через пренебрежение [10]. 

Эти факты, безусловно, радуют. Однако, так ли это на самом деле? Насколько толерантны к представителям других национальностей ученики нашей школы? Это мы и хотели узнать в ходе осуществления своего исследовательского проекта.


Актуальность.

В настоящее время очень остро стоит проблема формирования у подрастающего поколения толерантности, так как в условиях жизни в поликультурном пространстве современного мира люди сталкиваются с различными проблемами. Особенно остро стоит вопрос подростковой преступности, растет количество молодежных антиобщественных организаций, носящих экстремистский характер. В рамках реализации исследовательского проекта выясняется уровень толерантности учащихся нашей школы, что может помочь педагогам в воспитательной работе со школьниками.

Проблема исследования:

  • Насколько развиты фенотипические признаки русского народа у учащихся нашей школы?

  • Насколько толерантны ученики нашей школы к другим народам?

Гипотезы исследования:

  • Фенотипические признаки русского народа у учащихся нашей школы выражены слабо;

  • Толерантность учащихся нашей школы достаточно низкая.

Объект исследования: учащиеся МБОУ СОШ №19 города Мичуринска Тамбовской области.

Предмет исследования: фенотипические признаки учащихся школы и уровень их толерантности.

Цель работы: выявить фенотипические признаки русского народа у учеников нашей школы и определить уровень их толерантности.

Задачи исследования:

  • изучить национальный фенотип русского народа;

  • провести социологическое исследование (визуальный осмотр) на предмет принадлежности учащихся нашей школы к нации русские;

  • через электронный журнал «Дневник.ру» изучить фамилии учащихся нашей школы;

  • выявить уровень толерантности учащихся с помощью социологического опроса (форма анкетирование).

Методы исследования:

    • поисково-исследовательский;

    • статистический;

    • обзор библиографии;

    • анкетирование;

    • визуальный осмотр.

Сроки проведения исследования: декабрь 2018 – январь 2019 года

Практическая значимость проекта заключается в воспитании толерантности у молодежи. Знакомство учащихся школы с результатами исследования через школьную газету «Вирус», выступления автора проекта на классных часах позволят довести до молодёжи важность толерантного отношения к другим народам, проживающим постоянно или временно на территории России.























Основная часть

1.1. Фенотип

Фенотип — это совокупность генетических признаков, адаптированных под те или иные условия окружающей среды, в которых постоянно проживает человек. На основе данного понятия строится определение нации как популяции, члены которой имеют общие внешние фенотипические признаки, по которым их можно идентифицировать. Каждая нация характеризуется своей частотой аллелей (дискретных альтернативных генетических признаков), которая отличает её от других. Практически любой генетический признак, встречающийся у одного народа, встречается и у соседнего, но с иной частотой.

Генетико-биологические изменения в человеческих сообществах вычисляются ныне на основе математических формул с высокой точностью. Анализ генетических частот маркеров показывает, что человеческие расы и этносы отличаются друг от друга на 30-40%. Точные методы генетики показали, что русские в расовом отношении монолитны.

Расшифровка русского генома была выполнена на базе Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», по инициативе члена-корреспондента РАН, директора НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука.

«Мы не обнаружили в геноме русских заметных татарских привнесений, что опровергает теории о разрушительном влиянии монгольского ига, — подчеркивает руководитель геномного направления в НИЦ «Курчатовский институт», академик Константин Скрябин. Сибиряки генетически идентичны староверам, у них один русский геном. Отличий между геномами русских и украинцев нет никаких — один геном. С поляками у нас отличия мизерные» [9].  Также академик Константин Скрябин, считает, что «за пять-шесть лет будет составлена генетическая карта всех народов мира – это решительный шаг к пониманию восприимчивости любого этноса к лекарствам, болезням и продуктам» [9]. 

Ученые привели в единый масштаб фотографии типичных представителей русских областей, совмещая их по зрачкам глаз. Естественно фотопортреты получились размытыми. Но результат для многих стал открытием. Аналогичность обликов типичных представителей русских областей была такой, что давала возможность представить обобщенный облик русских людей типичных областей [Приложение №1].  Исследования, проведенные учеными с применением разных научных методов, позволили составить обобщенный портрет среднего русского человека. Для русского свойственно отсутствие эпикантуса – складки у внутреннего глаза, которая прикрывает слезный бугорок. В список характерных черт вошли средний рост, коренастое телосложение, широкие грудная клетка и плечи, массивный скелет и развитая мускулатура.

У русского человека правильный овал лица, преимущественно светлые оттенки глаз и волос, не слишком густые брови и щетина, умеренная ширина лица. Согласно вычислениям антрополога Дерябина [7], светлые глаза (серые, серо-голубые, голубые и синие) у русских встречаются в 45%, в Западной Европе светлоглазых только 35%. Темные, черные волосы у русских встречаются в 5%, у населения зарубежной Европы – в 45%. Не подтверждается и расхожее мнение о «курносости» русских. В типичной внешности преобладает горизонтальный профиль и переносица средней высоты, при этом лоб с небольшим наклоном и не слишком широкий, надбровье развито слабо. Русским свойственен нос с прямым профилем (он выявлен в 75% случаев). Курносый нос встречается только у 7% русских. 

Кожа преимущественно светлая или даже белая, что отчасти объясняется малым количеством солнечных лучей [8]. 

Фундаментальными исследованиями доказано: любая раса в процессе эволюционного отбора очищается от редких чужеродных генов. Например, Ганнибал, арап Петра Великого, внес мужскую ДНК Y-хромосому в первое поколение. В следующих поколениях в роду Пушкиных не было ни одного пересечения с набором Y-хромосом африканской расы. Поэтому уже у Александра Пушкина были не типичные для африканской расы голубые глаза. В последующих поколениях Пушкиных очищение от африканских генов произошло полностью. Так распорядился закон природы [4]. 



1.2. Русские фамилии

Ученые из лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического центра Российской академии медицинских наук дополнили свои молекулярно-генетические исследования анализом частотного распределения русских фамилий в стране. Сравнение географии фамилий с географией генетических ДНК-маркеров показало практически полное их совпадение [6]. 

Разные народы и культуры часто имеют разные, свойственные только им окончания фамилий. Приведем список национальностей по алфавиту и окончания фамилий, присущие этим народам:

Белорусы: -ич -ов -ук -ик -ски -ка

Грузины: -швили, -дзе, -ури, -иа, -уа, -а, -ава -ли, -си, -ни

Мордва: -ын, -ин

Немцы: -ман, -ер

Поляки: -ски -цки -дзки

Русские: -ев, -ов, -ских

Сербы: -ич

Татары: -ин, -ишин

Украинцы: -ко, -ук (-юк), -ун, -ний (-ный), -чай, -ий, а

Безусловно, русские фамилии хранят в себе определенный смысл. Тайна русских фамилий заключается в том, что в основе их образования лежат имена, прозвища, профессии, географические названия. Все русские фамилии подчиняются по своей структуре определенным правилам. Каждая русская фамилия состоит из корня (иногда их в русских фамилиях два, например, русская фамилия Белоусов), как обязательной составляющей, а также суффикса и окончания. Обычно корень русской фамилии имеет определённое лексическое значение, исходящее из источника фамилии. Приставки в русских фамилиях используются очень редко. Например, они существуют в таких русских фамилиях, как Бессонов, Безногов. Суффиксы же содержатся в большинстве русских фамилий. Большая часть русских фамилий использует всего два суффикса: "-ов", "-ев". А теперь перейдем к тому, в чём отличие этих суффиксов, и в каких случаях русские фамилии получали каждый из этих суффиксов.

Установлено, что суффикс "-ов" в русской фамилии добавляется к её основе, т.е. к имени, прозвищу, если эта основа в русской фамилии заканчивается на твёрдую согласную. Например, Михаил - Михайлов, Мороз – Морозов, Ермак – Ермаков и т.д. Если же основа русской фамилии заканчивается на мягкую согласную, то к ней добавляется суффикс "-ев". Например: Заяц - Зайцев, Лебедь - Лебедев, Василий - Васильев и т.д.

Иногда же в русских фамилиях имеют место быть суффиксы и окончания "-ын", "-ский", "-цкий", "-ской", "-цкой". Например, Пшеницын, Синицын, Покровский, Боровой, Трубецкой и т.д. Чуть реже в русских фамилиях используются суффиксы: "-их", "-ых". Это, например, русские фамилии Ильиных, Вострых, Лукиных, Толстых. Также существуют и иные суффиксы, которые иногда употребляются при возникновении русских фамилий [5]. 



1.3. Толерантность

Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского «толерантность» означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них.

Толерантность - это:

  • сотрудничество, дух партнерства;

  • отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;

  • терпимость к чужим мнениям;

  • признание своего равенства с другими.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

  • расположенность к другим людям;

  • снисходительность;

  • терпение;

  • чувство юмора;

  • чуткость;

  • доверие;

  • альтруизм;

  • терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.д.);

  • умение владеть собой;

  • доброжелательность;

  • умение не осуждать других;

  • гуманизм;

  • умение слушать собеседника;

  • любознательность;

  • способность к сопереживанию.

Толерантность определяется, как умение без вражды относиться к чужому мнению, к чужому образу жизни, к другой национальной культуре, к иного рода религиозным взглядам, языку, чувствам, мнениям, верованиям, умение слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от собственного.

Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Проблемы формирования толерантного поведения, профилактики различных видов экстремизма и противодействия им являются одними из актуальных в современном многонациональном российском обществе. Наиболее актуален процесс формирования толерантных представлений в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.



1.4. Результаты социологического опроса

Характеристика места проведения исследования

МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска возникла в 1970 году как  «Средняя общеобразовательная школа № 82 на станции Кочетовка Юго-Восточной железной дороги». В 2004 году была передана руководством ОАО «РЖД» в муниципальную собственность г. Мичуринска под №14 , а в 2009 году слита со школой №10 и переименована в МБОУ СОШ №19. В 2016 году в оперативное управление МБОУ СОШ № 19 передано здание бывшей  школы ЧОУ СОШ № 38 ОАО «РЖД». В Уставе школы закреплено право функционирования образовательного учреждения по трём корпусам. Таким образом, наша школа сейчас является единственным общеобразовательным учреждением микрорайона Кочетовка, ориентированным  на разностороннее развитие школьников, способных к активному интеллектуальному творческому труду, готовых к непрерывному самообразованию, саморазвитию и самоопределению.  В школе учатся талантливые дети, они достигают больших успехов в спорте, особенно в волейболе и лёгкой атлетике. Вот уже 30 лет традицией нашей школы является проведение конкурса бальных танцев. Это яркий, костюмированный, музыкальный, фееричный праздник, в котором участвует каждый классный коллектив школы с 1 по 11 класс. В настоящее время в школе обучаются 1288 учеников. Их обучением руководят 85 высококвалифицированных педагогов.

Характеристика респондентов

В нашем социологическом опросе, касающемся выявления уровня толерантности, приняли участие 337 учеников нашей школы из всех 3 корпусов. Среди них 132 старшеклассника (учащиеся 9-11 классов в возрасте 15-18 лет), 205 учеников среднего звена (учащиеся 5-8 классов, в возрасте 10-14 лет). В визуальном осмотре, направленном на выявление фенотипических признаков, приняли участие 422 ученика нашей школы (включая выше перечисленных, еще 85 учеников начальных классов (1-4 класс, в возрасте 7-9 лет)).


Вид опроса

Социологический опрос был проведён в форме анкетирования. Анкетирование –  метод получения первичной социальной информации с помощью инструмента – анкеты (вопросника). Анкетирование было индивидуальным, проводилось по месту учёбы (в школьных классах), по способу распространения – раздаточным (ученики заполняли бланки с вопросами, предполагавшими варианты ответов и возможность выбора своего варианта ответа (однако, им никто не воспользовался)).

Респондентам было предложено ответить на 7 представленных ниже вопросов.

  1. В ваш класс приходит девочка, которая носит хиджаб. Каково будет твое отношение к ней?

  2. В вашем подъезде стали снимать квартиру гастарбайтеры из Среднеазиатских республик. Какова будет твоя реакция?

  3. В вашем классе появился ученик из малоимущей семьи. Твое отношение к нему?

  4. Имеет ли для тебя значение при общении с человеком его национальность?

  5. После долгого общения с новым знакомым, ты узнаешь, что его родители имеют судимость. Твои дальнейшие действия?

  6. Твоим попутчиком в купе оказывается представитель другой веры, который настойчиво призывает присоединиться к нему. Твое отношение к данной ситуации?

  7. Учитель поручил тебе работу совместно с твоим одноклассником, с которым у тебя был давний конфликт. Как ты поступишь?



Анализ ответов на 1-й вопрос показал, что большинство из обеих возрастных групп старшего и среднего школьного возраста (69% и 87% соответственно) с терпимостью относятся к людям разных национальностей. Остальные 31% и 13% не стали бы общаться с человеком, который отличается от других (например, носит хиджаб). Распределение ответов на первый вопрос показано в приложении №2.

На второй вопрос 53% старшеклассников и 60% учеников среднего звена ответили, что нормально относятся к людям других национальностей, остальные 47% и 40% против соседей - гастарбайтеров. Ответы представлены в приложении №3.

На третий вопрос ответы распределились следующим образом: 78% учеников 9-11 классов высказались, что им неважно, как одет их одноклассник, другой точки зрения (бедные вызывают отвращение) придерживаются соответственно 22% опрошенных. Ученики 5-8 классов соответственно ответили на этот вопрос в следующих процентных данных (92% и 8%). Распределение ответов можно увидеть в приложении №4.

Достаточно просто было проанализировать ответы на четвёртый вопрос. 85 и 83% учащихся старшего и среднего звена ответили, что для них не имеет значение национальность человека, с которым они общаются. Ответ на этот вопрос представлен в приложении №5.

На пятый вопрос ответы распределились следующим образом: для 85% старшеклассников и 76% учащихся среднего звена не имеет значение социальное положение родителей, остальные 15% и 24% порвут отношения с таким человеком, когда узнают, что его родители были судимы (см. приложение №6).

По шестому вопросу 65% старшеклассников и 60% учеников среднего звена выслушали бы своего попутчика, но остались бы при своём мнении, соответственно 33% и 40% вообще не стали бы слушать, и только 2% старшеклассников (у среднего звена этот показатель – 0%) подумали бы о смене веры. Распределение ответов на этот вопрос в приложении №7.

Интересными оказались ответы на седьмой вопрос. Ученики старших классов в количестве 33% отказались бы от совместной работы с одноклассником, с которым у них недавно была ссора. А вот ученики более младшего возраста в этом вопросе более толерантны. Только 15% опрошенных не согласились бы на сотрудничество. Соответственно в старшей группе согласны на сотрудничество, но только по делу 50%, а наладят отношения только 17%, у учеников 5-8 классов по этим пунктам 33% и 52% (см. приложение №8).

Анализ результатов опроса показывает, что уровень национальной толерантности учащихся нашей школы достаточно высок: его средний показатель составляет 76% (см. приложение №9).

Вторая часть нашего исследования была проведена в ходе визуального осмотра учащихся, пока они выполняли анкетирование по уровню толерантности. Кроме выше перечисленных учащихся были осмотрены с целью определения фенотипических признаков ученики начальной школы (85 человек). Нас интересовали следующие данные: цвет и разрез глаз, цвет волос и степень курчавости, форма носа.

При визуальном осмотре было выяснено, что 54% общего количества учащихся имеют средний разрез глаз. Обладателями больших глаз являются 41% респондентов, а узких – всего 5%. Кроме того, 39% респондентов имеют карие глаза, 28% - голубые, 17% - серые и 16% - зеленые.

Анализ результатов исследования наглядно показывает, что большая часть опрошенных имеет светло-русый и темно-русый цвет волос – 64%. Черные же волосы имеют 9% учеников, рыжие и светлые - 5%, а темные - всего 17%. Интересно, что 56% респондентов имеют прямые волосы, 27% - волнистые и 17% - кудрявые.

Результаты визуального осмотра показывают, что 72% опрошенных обладают прямым носом. Нос с горбинкой имеют всего 28% учеников нашей школы. Результаты осмотра можно увидеть в приложении №10а-г.

Фамилии учеников мы проанализировали по электронному журналу Дневнику.ру. Нами было просмотрено порядка 500 фамилий учащихся нашей школы. Выяснилось, что 84% учеников обладают истинно русскими фамилиями, 5% имеют фамилии польского происхождения. 7% респондентов носят украинские фамилии. Остальные 4% учащихся нашей школы имеют фамилии иного происхождения. Диаграммы можно увидеть в приложение №10д.

Таким образом, благодаря анализу фамилий и визуальному осмотру выяснилось, что фенотипические признаки русского народа у обучающихся нашей школы выражены слабо. Всего 32% респондентов имеют истинно русский фенотип.




































Заключение

В ходе осуществления проекта были решены все поставленные задачи: проведен социологический опрос в форме анкетирования, проанализированы его данные, проведён визуальный осмотр учащихся нашей школы, проанализированы фамилии учеников школы по электронному журналу Дневнику.ру.

Поставленная в начале исследования гипотеза подтвердилась только наполовину:

    • результаты проведенного социологического исследования в виде визуального осмотра и анализа фамилий доказали первую часть нашей гипотезы - фенотипические признаки русского народа у учащихся нашей школы выражены слабо;

    • анализ результатов анкетирования продемонстрировал несостоятельность второй части поставленной гипотезы. На самом деле уровень национальной толерантности обучающихся нашей школы оказался выше 50%.

Нами разработаны правила толерантного отношения к людям. Вот некоторые из них:

  • относись к окружающим с уважением;

  • старайся понять то, о чем говорят другие;

  • отстаивай свое мнение тактично;

  • никогда не думай, что твоё мнение важнее мнения другого человека;

  • не навязывай своё мнение другим;

  • стремись учитывать интересы других;

  • уважай права другого человека;

  • уважай человеческое достоинство;

  • принимай другого таким, каков он есть;

  • не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных;

  • никогда не думай, что твоя религия превосходит другую;

  • помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия;

  • умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации;

  • помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным.

В таком большом государстве, как Россия, самое опасное — это межэтнические конфликты — они могут вести к катастрофе, к гибели, а не к возрождению россиян, как народа. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый первый шаг в этом направлении.

































Информационные источники

  1. Балановская Е.В., Балановский О.П. Русский генофонд на Русской равнине. - М.: Луч, 2007.

  2. Бунак В. В. Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным. - М: Наука, 1965.

  3. Тегако Л. Антропология: Уч.пособие. – М.: Новое знание, 2004.

  4. URL: http://www.genofond.ru/velesova-sloboda.org›antrop/raciology-02.html (дата обращения: 4.01.2019).

  5. URL:http://www.gumilev-center.ru/lico-russkojj-nacionalnosti/(дата обращения: 5.01.2019).

  6. URL:http://www.hintfox.com/article/osobennosti-obrazovanija-familij-na-rysi.html(дата обращения: 6.01.2019).

  7. URL:http://www.mirprognozov.ru/prognosis/society/geneticheskaya-karta-russkih/(дата обращения: 5.01.2019).

  8. URL:https://pikabu.ru/story/issledovanie_antropologiya_russkikh_kak_vyiglyadit_i_gde_zhivet_russkiy_narod_4253639(дата обращения: 10.01.2019).

  9. URL: http://russian7.ru/post/genom-russkogo-naroda-samye-shokiruyushh/(дата обращения: 12.01.2019).

  10. URL:http://sakhaday.ru/news/kuda-ischezli-skinhedy-s-ulits-rossijskih-gorodov/(дата обращения: 4.01.2019).







Приложение №1

























Обобщенный облик русских людей

























Приложение №2

В ваш класс приходит девочка, которая носит хиджаб.

Каково будет твое отношение к ней?















Приложение №3

В вашем подъезде стали снимать квартиру гастарбайтеры из среднеазиатских республик. Какова будет твоя реакция?











Приложение №4

В вашем классе появился ученик из малоимущей семьи.

Твое отношение к нему?


Старшеклассники

Среднее звено











Приложение №5

Имеет ли для тебя значение при общении с человеком его национальность?




Старшеклассники

Среднее звено









Приложение №6

После долгого общения с новым знакомым, ты узнаешь, что его родители имеют судимость. Твои дальнейшие действия?






Приложение №7

Твоим попутчиком в купе оказывается представитель другой веры, который настойчиво призывает присоединиться к нему. Твое отношение к данной ситуации?


Старшеклассники

Среднее звено









Приложение №8

Учитель поручил тебе работу совместно с твоим одноклассником, с которым у тебя был давний конфликт. Как ты поступишь?



Старшеклассники

Среднее звено











Приложение №9



Приложение№10а













Приложение№10б





Приложение№10в







Приложение №10г

Приложение 10д





Приложение№10е



31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!