СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект в условиях школы пенитенциарной системы.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В вечерних школах при исправительных колониях обучаются далеко не дети. Это учащиеся с явно выраженным негативным опытом обучения,  с ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности, с чрезвычайно низким уровнем обученности по всем предметам, в том числе по математике. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект в условиях школы пенитенциарной системы.»

Вечерняя общеобразовательная школа была и остаётся важной составной частью образования нашей страны. В вечерних школах при исправительных колониях обучаются далеко не дети. Учащиеся данных школ имеют большой перерыв в учебной деятельности. Багаж знаний, который ученики-осужденные получили в школьные годы, давно исчез. Это учащиеся с явно выраженным негативным опытом обучения, с ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности, с чрезвычайно низким уровнем обученности по всем предметам, в том числе по математике. Так же следует отметить отсутствие навыков самостоятельной работы у большинства поступающих, ведь именно те знания являются прочными, которые человек добывает самостоятельно в результате своей деятельности.

Поэтому перед коллективом стоит непростая задача: выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и причины их нежелания учиться, ликвидировать эти пробелы, подтянуть обучающихся до уровня среднего ученика, убедить их поверить в свои силы, повысить учебную мотивацию. Научить учеников учиться.

В настоящее время мы наблюдаем, стремительные  изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств. Формирование этих качеств  возлагается на образование. Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной личности, предусматривается достижение учебных и воспитательных задач:

развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

формирование аналитического и критического мышления учащихся;

выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

воспитание целеустремлённости системности в учебной деятельности;

помощь в профессиональной ориентации;

самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

 Именно проектно-исследовательская деятельность даёт новые возможности для решения этих задач. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.

Проекты позволяют формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты. Этот метод способствует формированию у учащихся следующих умений: составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.

Предмет «Математика» вызывает вместе с интересом и затруднения у школьников.

Но мне всё же удаётся помочь обучающимся поверить в свои силы, повысить учебную мотивацию через вовлечение их в учебно–исследовательскую деятельность как на уроке, так во внеурочное время.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: в том числе, метапредметным, а именно: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Проект (в переводе с латинского языка)– это «брошенный вперёд», «бросающийся в глаза».

Работа над проектом – это способ формирования УУД: поисковых, исследовательских, менеджерских, работы в сотрудничестве, коммуникативных, рефлексивных, презентационных.

Для себя я выбрала определение Проекта – как 5 «П».: проблема - проектирование – поиск информации – продукт – презентация и дальше – папка. Папка, содержащая все материалы, наработанные в ходе выполнения проекта.

Определяя тему проекта для учеников, я обращаю внимание НА ТО, что она должна быть интересной, выполнимой, способной увлечь, оригинальной, не затяжной, доступной, сочетать желания и возможности, выполняться, пока не угас интерес. Главное в работе над проектом – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Но наиболее ценный результат – внутренний, это знания и умения, полученные обучающимися, приобщение их к умственному труду, эстетике, самореализации.


Я реализую следующие виды проектов:


по количеству участников:

-индивидуальные

-групповые


Тема: Площадь. Единицы измерения площади. 

  1. В течение года в среднем каждому 6-класснику необходимо для уроков математики 1 учебник, 1 задачник, 1 тетрадь – тренажёр, 1 тетрадь –экзаменатор, издательства «Сферы» 10 тетрадей по 18л.

Проектное задание:

Вычислим, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы обеспечить учащихся 6 кл. данными принадлежностями.


  1. Найти площадь кабинета, чтобы определить сколько кв.м линолеума потребуется, чтобы застелить пол.


по продолжительности:

-краткосрочные проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы.

-среднесрочные (выполняются в течение нескольких недель)

-долгосрочные проекты пока не выполняли, но в будущем планируем.


по характеру познавательной деятельности:

-исследовательские

Положительные и отрицательные числа в нашей жизни.

Ремонт квартиры.

Как люди считали в старину.

-творческие

Геометрические сказки.

Оригами и математика.

Развертка 

-информационные:

Математика на клетчатой бумаге.

Математика в жизни человека 


в зависимости от учебных дисциплин:

монопредметные

межпредметные


Тема «Площадь параллелограмма» 6 класс. Начертите в тетради квадрат, прямоугольник, параллелограмм. Запишите под каждой фигурой формулу для вычисления её площади.

-теоретические задания на поиск, обобщение, анализ информации

-на исследование теоретических сведений

Исследовательский метод применим на всех этапах обучения путём включения элемента поиска в задание.

Например, составить ребус, содержащий ключевые слова урока или изученное понятие, составить кроссворд по свойствам изученного объекта, по основным понятиям и т.д.), внеклассные мероприятия, конференции, и т.д.


Учащиеся с желанием принимают участие, выполняют проектные работы в различных номинациях, защищают свои работы.

Большой интерес вызвали проекты по следующим темам: «Треугольники в нашей жизни» и «Симметрия окружающего мира».


Проект «Треугольники в нашей жизни»

Новизна В учебнике геометрии изучаются теоретические основы темы « Треугольники» и очень мало внимания уделено практическому применению треугольников в окружающем нас мире.

Цель: Выяснить, где, помимо геометрии, встречаются треугольники и какую они играют роль в нашей жизни.

Задачи:

1.Поиск и сбор информации о том, где можно встретить треугольник в повседневной жизни и его значимости для человека.

2.Расширить кругозор и заинтересовать учащихся предметом.

3.Создать продукт исследовательской работы, который можно будет применять, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

Гипотеза: Я предполагаю, что в результате этой работы, я найду много фактов об использовании треугольников в повседневной жизни и в окружающем нас мире.

Методы исследования: сбор научных фактов, изучение дополнительного материала, наблюдение.

Предмет исследования: геометрическая фигура – ТРЕУГОЛЬНИК

Вывод: В ходе работы я выяснил, что треугольник очень популярная геометрическая фигура и пользовалась спросом с древних времён. Как я убедился на примерах, треугольники окружают нас повсюду: и в быту, и живой природе, многие окружающие предметы имеют форму треугольника или напоминают его. И чаще всего имеют вид равнобедренного треугольника.

Продукт работы – картина, которую учащийся выполнил из маленьких вырезанных треугольников, наклеенных на ватман.

Данную работу можно применять на уроках геометрии при повторении или обобщении темы « Треугольники», в качестве дополнительного материала, в рамках проводимой предметной недели, для выступления в параллельном классе или для внеклассного мероприятия по математике.


Проект «Симметрия окружающего мира»

Новизна В учебнике геометрии изучаются теоретические основы темы «Симметрия» и очень мало внимания уделено практическому применению симметрии в окружающем нас мире.

Исходя из темы проекта, была поставлена цель работы; определился круг задач.

Цель: Выяснить, где, помимо геометрии, можно встретить симметрию и какую она играют роль в нашей жизни и окружающем нас мире.

Задачи:

1.Поиск и сбор информации о том, где можно встретить симметрию в живой и неживой природе, повседневной жизни людей и её значимости для человека.

2. провести опрос среди учащихся и взрослых по вопросам, связанным с темой «Симметрия»

3.Получить наглядное представление о проявлении симметрии в природе, различных областях науки и человеческой деятельности.

4.Создать продукты исследовательской работы (презентация, буклет, рисунки, подборка заданий для уроков), которые можно будет применять как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

5.Расширить кругозор и заинтересовать учащихся предметом.

Предмет исследования: симметрия как  одна из математических основ законов красоты, взаимосвязи науки математики с окружающими нас живыми и неживыми объектами.

Вывод: В ходе работы мы выяснили, что симметрия очень популярная в окружающей действительности и пользовалась спросом с древних времён. Как мы убедились на приведённых примерах, симметрия окружают нас повсюду: в быту, в живой и неживой природе, архитектуре, искусстве.

Продукт исследовательской работы – презентация «Симметрия окружающего мира», буклет, рисунки «Симметрия моими глазами», стихотворение «Симметрия», результаты опроса, подборка заданий для уроков.

Данную работу можно применять на уроках геометрии при изучении или повторении темы «Симметрия», в качестве дополнительного материала, в рамках проводимой предметной недели, для выступления в параллельном классе или для внеклассного мероприятия по математике.


Для учащихся такого рода деятельность имеет большое значение.

- Повышает самооценку учащихся, вселяет уверенность в своих силах, приобщает к творчеству, развивает их как личность.

- Повышает учебную мотивацию, формирует культуру общения

- Позволяет повысить успеваемость, устранение пробелов за счёт обобщения, повторения, закрепления материала, организации его применения

- Повышает самостоятельность, инициативу, познавательную активность, учебный материал усваивается легко, обеспечивается наглядность.

И, конечно же, продукты выполненных работ! Здесь учащиеся проявляют смекалку, инициативу, воображение, творчество. Обязательным продуктом является презентация.

И, что самое главное, для меня как учителя математики, это то, что учащиеся видят применение математических объектов, явлений в повседневной жизни, понимают роль математики в окружающей нас действительности.

Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у учеников основных ключевых компетенций. А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!