СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект: Разработка урока географии в 5-м классе "От плоской Земли к земному шару."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект: Разработка урока географии в 5-м классе "От плоской Земли к земному шару."»

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ: РАЗРАБОТКА УРОКА


Класс, дата, предмет: 5-б класс 21.09.2023 г. География.

Учитель: Езимов Владимир Викторович

Тема урока: От плоской Земли к земному шару: представления о Земле в древности.

Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: Путешествие в прошлое, проблемный урок.

Цели урока: изучить первые представления о строении Вселенной. Познакомить с гипотезами о форме и месте Земли во Вселенной.

Задачи урока:

  1. Обучающие: дать понятие, что такое Вселенная; познакомить с представлениями о Вселенной древних народов и древнегреческих ученых, определить значение этих знаний в жизни человека.

  2. Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы; работать в паре/группе с учебником, Интернет-ресурсами; способствовать формированию географической культуры.

  3. Воспитательные: формировать культуру общения при работе в парах/группе; воспитывать наблюдательность,

интерес к науке.

Планируемые результаты:

  • Предметные - научатся объяснять представления о Вселенной; получат возможность сформулировать понятие «Вселенная»; познакомятся с представлениями древних людей о Вселенной и форме Земли.

  • Метапредметные:

- познавательные: определять основную и второстепенную информацию;

- регулятивные: оценивать достигнутый результат (самооценка);

- коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умеют слушать и

слышать друг друга.

  • Личностные – формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе совместной учебной деятельности.


Методы работы: объяснительно-иллюстративный; поисково-исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах/группах, коллективная, индивидуальная; выступление учащихся с заранее подготовленным материалом (опережающие задания).

Оборудование: атласы, компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды презентаций, рабочие тетради к учебнику Е.М. Домогацких, В.Л. Введенского, А.А. Плешакова; плакат «Звёздное небо».


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

- Я рад вновь видеть вас. Доброго утра вам и успехов в предстоящей работе, ребята! Давайте настроимся на работу и начнём урок. 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку: наличие всех необходимых принадлежностей.

2.Этап проверки домашнего задания и создания ситуации успеха. Постановка цели и задач урока.



- На сегодняшний урок несколько учеников класса заранее получили творческое домашнее задание: подготовить 1-2 слайда презентации о представлении древними людьми нашей планеты Земля.




- Как вы думаете, о чём должен быть наш сегодняшний разговор на уроке, его тема, и какова цель нашей совместной работы?

















После просмотра слайдов предлагает ученикам ответить на вопрос: А такие ли сейчас у нас представления о планете Земля? Слушает ответы с места.

Комментирует вопрос, который ученики предложили оформить как тему урока, и уточняет цель: как Земля из плоской превратилась в шар.



Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. 4 слона стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, около околоземное пространство.

Мир в представлении древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Греки говорили о Земле как о слегка выпуклом диске, напоминающем щит воина. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь ежедневно из вод Океана на востоке и погружаясь в них на западе.

Ученики слушают выступающих, рассматривают представленные на доске слайды и отвечают на вопросы учителя:

- Наша земля – это планета Солнечной системы, у неё есть спутник – Луна. Она круглая и вертится, поэтому сменяются времена года.

- Мы в 4 классе уже знали, что глобус – это макет Земли, а он круглый!

- Тема нашего урока и будет вопрос о том, как раньше представляли люди нашу Землю и как изменились эти представления в течение очень многих лет, даже веков.

3. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

Обобщает ответы обучающихся:

-Действительно, вы говорите правильно, дети, но не совсем точно. Если земля вращается вокруг своей оси, то меняется время суток, а если движется вокруг Солнца, меняются времена года. Мы вместе с вами совершим ещё одно путешествие. Вы готовы ещё побывать в прошлом и узнать, как развивались знания о Земле, услышать гипотезы, то есть предположения о том, какая она наша Земля?

Ученики заинтересованы тем, как вдруг или не вдруг было установлено, что Земля – это шар, как именно появилась под Солнцем новая планета Земля, какие процессы происходили в далёкие времена: ведь древние люди долгое время не могли ответить на эти вопросы.

4.Этап усвоения новых знаний

1.Предлагает ученикам разделиться на три группы, прочитать в учебнике материал о Пифагоре (1 гр.), Аристотеле (2 гр.), который сумел собрать много доказательств о шарообразности Земли, и Эрастофене (3 гр.), который первым и с большой точностью замерил окружность Земли (стр. 17-18).

2.Демонстрирует на интерактивной доске портреты Пифагора и Аристотеля:

VI в. до н.э. Пифагор признал Землю шаром.


IV в. до н.э. Аристотель доказал, что Земля – это шар.

III-II вв. до н.э. Эратосфен Киренский произвёл первые измерения размеров Земли, составил одну из первых карт мира

Прочитав текст статьи учебника, выделяют в нём главную информацию, смотрят на экране портреты древних учёных, обращая внимание на время жизни мыслителей древности.

Решают проблемные задачи:



«Почему в определенный момент истории, человек начал сомневаться в том, что Земля плоская?»



«Как можно доказать, что Земля имеет форму шара?»

Представители групп выступают с короткими сообщениями для класса.


5.Физкультми-нутка.

- А теперь – физкультминутка!

Выполняют упражнения, смотрят на таблицу «Восьмёрка» для снятия напряжения с глаз.

6.Этап закрепления знаний

1.Словарная работа: миф, гипотеза, Вселенная, планета, глобус, модель Земли, шарообразность – уточнение и формулировки терминов.

2.На экране интерактивной доски демонстрирую тени от хоккейной шайбы (вначале круглая тень, затем прямоугольная), затем – тень от теннисного мяча. Ученики видят, что как бы мячик учитель ни вертел, тень остаётся всегда круглой.

Делают выводы:

-Человеку потребовалось очень много времени, чтобы понять: Земля круглая, она имеет форму шара.

-Пифагор как математик считал, что шар – это самая правильная и самая красивая фигура, поэтому он утверждал, что земля шар. Он не считал нужным доказывать очевидное – красоту Земли!

-Первым доказал шарообразность Земли Аристотель.

-Эрастофен первым измерил окружность Земли с большой точностью: разница составила только 385 км! (Эрастофен – 39 690 км, современные измерения – 40 075 км).

7.Рефлексия.

- Итак, ребята, сегодня вы хорошо потрудились и сделали большой шаг к новым знаниям.

Прошу возвратиться к цели и задачам сегодняшнего урока:

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

- Как вы сами оцените свою работу на уроке? Отметьте, пожалуйста, свою активность, догадливость, новые знания на оценочной шкале.

После самооценки называет учеников и их отметки за урок.

Дети проговаривают цели и задачи анализируют успешность достижения каждой цели.




Чертят в тетради знакомую по начальной школе оценочную шкалу (на 10 клеточек), отмечают середину и делают на шкале риску: ДО середины шкалы – оценка «удовлетворительно», ПОСЛЕ середины полоски – «хорошо», В КОНЦЕ линеечки «отлично».

Сверяют собственную оценку с отметкой учителя.

8.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

1.Вселенная полна загадок и тайн. А вопрос, как образовалась планета Земля, так и оставался без ответа ещё долгие годы. Этот вопрос будет домашним заданием для тех, кому интересно об этом узнать. Дерзайте, ребята! Обратитесь к Интернету, возьмите в библиотеке энциклопедию и подготовьте сообщение/презентацию на 6-8 слайдов.

2. Изучить параграф 3 по учебнику и ответить на вопросы на стр.19: «Проверим знания», «Более сложные вопросы» или «от теории к практике» (письменно по выбору учащихся). Показывает обучающимся на интерактивной доске запись домашнего задания в электронном журнале, сделанную предварительно.

Смотрят на названные страницы, предварительно определяются с домашним заданием, задают вопросы. Читают на доске задание на дом, записанное учителем в электронном журнале.



Список использованной литературы


  1. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методические рекомендации к учебнику к учебнику Домогацких Е.М., Введенского Э.Л., Плешакова А.А. География. Введение в географию. М.: ООО Русское слово-учебник М.: Русское слово 2013 г.

  2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. 5 класс. Учебник. Русское слово. Инновационная школа. ФГОС. М.: Русское слово 2022 г.

  3. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е.М., Введенского Э.Л., Плешакова А.А. География. Введение в географию. М.: Русское слово 2022 г.

  4. Дополнительная литература: электронный учебник : https://rosuchebnik.ru/material/zemlya-sredi-drugih-planet-solnechnoy-sistemy-geografiya-5-klass/

  5. Интернет ресурсы: видео «9 представлений о Земле древними народами», фотография планеты Земля: https://yandex.ru/images/search?&img_url=https%3A//ds02.infourok.ru/uploads/ex/08f7/0008bb86-fbe203a3/img2.jpg&cbir_id=985011/2CpR5tv0bqYVYA2X-MIvBw&cbird=5&rpt=imagelike) .

  6. Интернет ресурсы. Демонстрация фото: https://yandex.ru/images/search?&img_url=https%3A//ds02.infourok.ru/uploads/ex/08f7/0008bb86-fbe203a3/img2.jpg&cbir_id=985011/2CpR5tv0bqYVYA2X-MIvBw&cbird=5&rpt=imagelike

  7. Интернет ресурсы. Загадки: http://загадки.su/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8 %D0%BF%D1%80%D0%BE-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8E/


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!