СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Учебный проект как механизм формирования опыта проектно- исследовательской деятельности обучающихся 8 классов»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

"В школе, в которой работают по методу проектов,  первое слово - за ребенком, последнее - за учителем" Коллингс

Просмотр содержимого документа
««Учебный проект как механизм формирования опыта проектно- исследовательской деятельности обучающихся 8 классов»»

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

«Первомайская средняя школа»




«Учебный проект как механизм формирования опыта проектно- исследовательской деятельности обучающихся 8 классов»
















Выполнила:

Баландина Валентина Петровна

учитель географии,

МАОУ «Первомайская СШ»

607760,Нижегородская область,

г.Первомайск, ул.Мочалина, д. 13




2018 г.

1.Актуальность и перспективность опыта

"В школе, в которой работают по методу проектов,
 первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"
Коллингс

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Проектная деятельность,наряду с оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность- это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Обучение географии наряду с передачей ученикам определенной суммы знаний и умений формирует навыки самостоятельного их добывания с помощью новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. В настоящее время конечный результат обучения это не столько сумма приобретенных знаний, сколько умение применять их на практике.
Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития. Её уникальное положение в современной системе образования, где она играет роль «мостика» между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные возможности.

Интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная география призвана обеспечить решение следующих задач:

  • востребованность результатов обучения в жизни;

  • личностную ориентацию и деятельностный характер обучения;

  • разгрузку содержания образования;

  • реализацию проектной деятельности в структуре индивидуальной образовательной траектории учащихся;

  • практическое освоение проектно-исследовательскими и коммуникативными методами;

  • формирование ключевых компетенций- готовности учащихся использовать усвоенный знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и т.п

Таким образом, осуществляется переход от информационной модели обучения к деятельной и личностно ориентированной моделям, от школы памяти к школе мышления и действия, который позволит сформировать новые подходы к пониманию значимости школьной географии.

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью учащихсяиспользуются следующие принципы организации:

  • доступности– занятие проектно-исследовательской деятельностьюпредполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и этозачастую вызывает трудности. Но понятие «трудности» имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что дляодного ученика сложно и непонятно, для другого просто и доступно;

  • естественности – тема исследования, за которую берѐтся ученик, не должнабыть надуманной учителем. Она должна быть интересной и реальновыполнимой.Естественность заключаетсявтом,чтоучениксможетисследовать тему самостоятельно, без постоянной помощи руководителя;

  • экспериментальности – в исследовательской деятельности человек познаѐт свойства веществ и явлений, экспериментирует с теми предметами, материалами, которые он изучает в качестве исследователя;

  • осмысленности – знания, полученные в ходе исследования (проекта), должны осознаваться и осмысливаться учеником. Цель, задачи, проблема, гипотеза исследованиядолжны быть сформулированыне взрослым, а быть своеобразным инсайтом ученика;

  • самостоятельности – ученик может выполнить свою исследовательскую(проектную) работу только в том случае, если она необходима ему, и основана на собственном опыте. Выбор собственнойпредметнойдеятельностив тойили иной области позволяют самостоятельно анализировать результаты, проводить рефлексию. Самостоятельная деятельность школьникапозволяет емувыйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, уровень сотрудничества в решении той или иной проблемы.

3.Теоретическая база

В ходе работы над темой были изучены следующие теоретические материалы.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Форма организациипроектной деятельности (проектов) обучающихсяв образовательном учреждении может быть представлена по следующим критериям:
видам (типам) проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой(ролевой), инновационный (предполагающий организационно- экономический механизм внедрения);
содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), униципальный,городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнѐрской сети, в том числе в Интернете);длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урокадо вертикального многолетнего проекта;
дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

Разработка проекта осуществляется в несколько этапов:

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации;

программа действий;

разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).


Наиболее востребованными являются следующие типы проектов:

Информационные проекты. Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении, еѐ структурированию, анализу и обобщению. Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, электронных страниц на сайте школы, каталогов с приложением карт, схем, фотографий.

Социальные проекты. Социальные проекты представляют собой целенаправленную социальную (общественную) практику относительно социальных проблем и явлений.

Участие в социальных проектах способствует формированию социального опыта, помогает осваивать правила общественного поведения. Социальный проект позволяет обучающимся решить проблемы ближайшего социума. При этом под ближайшим социумом для учащихся в начале обучения на основной ступени следует понимать собственно классный коллектив или коллектив параллели; для обучающихся основной ступени ближайший социум расширяется до пределов школы и выходит за ее пределы (микрорайон, ближайшее социальное окружение школы)..

Учебно-исследовательские проекты. Основным видом деятельности данного типа проектов является исследовательская деятельность. При этом изучение (поиск, наблюдение, систематизация) или решение обучающимися проблемы предполагает наличие основных этапов, а именно: выбор области исследования, объекта, предмета, определение проблемы, составление плана и графика работы, изучение информационных источников по проблеме, разработка гипотез, их оценка, постановка цели и задач, разработка и проведение экспериментов, сопоставление гипотезы с результатами экспериментов, оценка результатов, выводы и постановка новых проблем или задач. Учебно-исследовательские проекты могут быть предметными и межпредметными. Последние имеют особое значение, поскольку решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений.

4.Результативность опыта

На современном этапе  перед учителем стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий  с традиционными.  Для реализации этого использую технологии: личностно-ориентированного обучения,  коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии.

В своей работе активно использую   такое направление технологии как проектно-исследовательская деятельность. Проекты практикуются  как на уроках, так и во внеурочное время.

Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности на уроках позволяет повысить качество знаний учащихся по предмету.

Результаты внеурочной проектно-исследовательской деятельности моих учеников отражены в следующей таблице:

Название

ФИ обучающегося

Уровень

Результативность

Учебно-исследовательская работа

Секция: «Биоиндикация и урбоэкология»

Тема: «Влияние загрязненности воздуха на эпифитные лишайники г. Первомайска»

Ратникова Виктория

П олотавская Алена

Районный

Грамота за 1 место

Муниципальный конкурс «Дети. Творчество. Родина»

Пуштринов Даниил

Районный

Грамота

Областной конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»

Полотовская Алене

Областной

Грамота







Особые природные объекты: специфика отношения и почитания
«Памятник природы - урочище «Графинские пропасти»»

А льканова Вероника

Областной

Сертификат участника

Областной конкурс исследовательских и проектных работ «Дворянское гнездо»

Пуштринов Даниил

Областной

призер


Возможность тиражирования опыта

Обобщение и распространение опыта происходит:

  • На заседаниях  ШМО учителей;

  • На педагогических советах;

  • На открытых уроках ;

  • В публикациях и на школьном сайте.


Хочу поделиться опытом работы с проектно-исследовательской деятельностью.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.

При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации).

О бщеучебные компетенции нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает, что ученик способен самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.

У ченики овладевают умениями воссоздавать образы людей, анализировать исторические факты, сравнивать события и явления, находить объективные связи между фактами.

Мой опыт подсказывает, что самый надежный способ развития общеучебных компетенций - это система познавательных задач и заданий.

О рганизация самостоятельной работы учащихся с различными источниками географической информации на уроках позволяет формировать учебно- познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета географии, применение на уроках различных видов деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценка.

Одним из приемов работы на уроках географии в 8 классе является работа по созданию проектов.

В ходе изучения нового материала учащиеся учатся выражать свои мысли , стимулировать поисковую деятельность через создание проектно-исследовательских работ. Также они создают презентации к своим проектам и делятся знаниями с одноклассниками. С помощью учебных проектов на одном из уроков в 8 классе были рассмотрены основные районы Восточной Сибири.


Разработка урока на тему: «Природные районы Восточной Сибири»

Цель урока: формирование знаний о природе Восточной Сибири, особенностях её равнинных территорий.

Задачи урока:

Образовательные: выявить факторы, влияющие на компоненты природы этого крупного района.

Развивающие: развивать умение самостоятельно работать с различными источниками географических знаний, создавать образ территории, развивать речь, географическое мышление, способности к самостоятельному решению учебных задач, коммуникативные качества.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе России и её богатствам.

Методы: (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с видами природы Восточной Сибири, атлас для 8 класса, контурные карты.


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Введение в тему урока.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение крупных природных районов страны и будем исследовать одну из самых суровых территорий не только России, но и всего мира- Восточную Сибирь. Ваша задача- подписывать на контурной карте изучаемые географические объекты и отмечать в своём «путевом дневнике» новые понятия и удивительные факты. Будьте внимательны, наше исследование начинается. Восточная Сибирь раскинулась от реки Енисей и подножий гор Южной Сибири до хребтов тихоокеанского водораздела. Его общая площадь составляет 7,2 млн. км2,что сравнимо с целой территорией материка Австралия. Наибольшая часть региона занята Среднесибирским плоскогорьем, к северу от него расположена полоса низменностей, на юге- горы.

Для Восточной Сибири характерен очень суровый климат. Особенно ярко это проявляется на территории Якутии(Республика Саха) , которая по площади сравнима с крупнейшим государством Южной Азии- Индией. Не случайно среди местных жителей бытует присказка: «Сто километров- не расстояние, 40 градусов- не мороз».

П очему именно Енисей считают своеобразным рубежом Восточной Сибири? К востоку от этой реки изменяется рельеф, климат, водный режим рек и озёр, флора и фауна. Так, за Енисеем господствует не темнохвойная, а светлохвойная, лиственничная тайга. Дело в том, что для ветров, пересекающих Западную Сибирь, Енисейский кряж является горным барьером, который перехватывает значительную часть их влаги. На наветренной части кряжа выпадает более 700 мм осадков в год. В этих условиях лучше себя чувствует темнохвойная тайга. На подветренных (восточных) склонах выпадает значительно меньше небесной влаги, поэтому здесь распространена более суховыносливая светлохвойная тайга.

Д алее на восток среднегодовая норма осадков ещё меньше, и в отдельных районах она такая же, как в полупустыне и даже в пустыне. Но при этом растительность в Восточной Сибири значительно пышнее. Это одна из удивительных особенностей этого региона. А вот снега здесь выпадает мало, ведь большинство из скудных осадков приходится на лето. Обычно снег скапливается в ложбинах, а вот возвышенные районы по несколько месяцев могут стоять слегка припорошенные. Образуются участки необычной малоснежной Сибири.

К онтинентальность климата, усиливающаяся к востоку и в глубь материка, сочетается с холодом нагорий и плоскогорий . Но самые низкие температуры наблюдаются в котловинах, где застаивается морозный воздух. В таких случаях на склонах, до определённой высоты, температура не понижается, а наоборот- увеличивается. Это явление называется инверсией и представляет собой ещё одну особенность Восточной Сибири.

Н игде в мире нет столь мощной и обширной вечной мерзлоты- это самая мерзлотная часть Сибири. Больше полугода (а на севере и до 9-10 месяцев) длится сезон морозной зимы, которая сковывает почву. Оттаивает земля лишь на считанные недели краткого лета.

Не менее существенны изменения за Енисеем на фауне. Эта могучая река является рубежом распространения ряда животных. Так, куница, горный козёл к востоку от Енисея и его притока Ангары не встречаются. Некоторые птицы, например дупель, распространены только на западных берегах реки, а азиатский бекас и тихоокеанский стриж- только на восточных.

П одведём итог словами известного русского натуралиста и путешественника, академика Петербугской АН Гмелина И.Г(1709-1755 гг.) ,который писал: «Я не чувствовал, что нахожусь в Азии, до тех пор, пока не достиг реки Енисей. Я не видел ни одного животного, растения или камня, который нельзя встретить в Европе или по крайней мере в низовьях Волги. Даже почвы казались мне европейскими. Однако к востоку, югу и северу от Енисея земля была совершенно иной, как будто бы в неё влились с вежие силы».

3.Изучение нового материала.

Представитель первой группы.

-Выступление с проектом «Северо- Сибирская низменность»(с показом на настенной карте, а школьники отмечают на контурной карте).

Представитель второй группы.

- Выступление с проектом «Центрально-Якутскаянизменность»( с показом на настенной карте, а школьники отмечают на контурной карте). Демонстрируются слайды и иллюстрации.







Представитель третей группы.

- Выступает с проектом о «Среднесибирском плоскогорье»( с показом на настенной карте, а школьники отмечают на контурной карте). Демонстрирует презентацию к проектной работе.

Учитель. Наиболее приподнятые участки плоскогорья располагаются на северо-западе, где раскинулись массивы плато Плутона. С точки зрения геологии, оно представляет собой напластования базальтовых лав и туфов, которыми перекрыты палеозойские известняки и сланцы. В склоны плато врезались глубокие каньоны. Их покрытые лесами днища окружены скалистыми кручами и водопадами. На возвышениях междуречий расположены плоские тундровые плато с безжизненными каменными «морями». По окраинам плато, в низовьях крутосклонных долин, расположены озёра. Их котловины углубленны ледниками, поэтому озёра не только длинные и узкие, но и очень глубокие- дно иногда лежи ниже уровня моря. Так, глубина расположенного в районе верхнего течения реки Пясины озера Лама составляет 63 м, длина-139 км, в то время как максимальная ширина всего около 8 км. В 1988 г. Почти два миллиона гектаров плато вошли в состав Путоранского заповедника, где особенно тщательно охраняют снежного барана.

В западной части массива расположена испещренная озёрами Норильская возвышенность (показывает на настенной карте, школьники отмечают на контурной карте). Она представляет собой участок древней долины Енисея, откуда его водный поток ушёл из-за понятия плато Путорана. Недра возвышенности исключительно богаты запасами руд цветных металлов, в первую очередь меди и никеля. Месторождения этих полезных ископаемых образовались в результате застывания магмы в земной коре.

Представитель четвёртой группы.

- Выступление с исследовательской работой о хозяйственной деятельности в суровых условиях региона и связанных с нею экологических проблемах.


В конце урока учитель напоминает восьмиклассникам новые понятия и удивительные факты, которые надо было занести в «путевой дневник». Ученики обмениваются листами «путевого дневника» и оценивают друг друга ( взаимоконтроль). С учащимися обсуждаются определения понятий и объяснения фактам.

4.Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание.

Проекты данного урока рассчитаны на углубление знаний по географии, которые расширяют кругозор обучающихся. Также большое внимание уделяю проектно-исследовательским работам во внеурочное время. Ниже будет приведен пример результата работы ученицы 8 класса.



Администрация городского округа город Первомайск

Нижегородской области


Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа №2






Учебно-исследовательская работа

Тема: «Влияние загрязненности воздуха на эпифитные лишайники г. Первомайска»



Работу выполнила:

Ратникова Виктория

Полотовская Алена

9 «В» класс

15 лет

МАОУ Первомайской СОШ №2

Руководитель:

Баландина Валентина Петровна

учитель географии,

МАОУ Первомайской СОШ №2

607760,Нижегородская область,

г.Первомайск, ул.Мочалина, д. 13

Тел. раб. 88313923189







2020

Содержание



1.Введение. Актуальность выбранной темы исследований для г.Первомайска



3-4

2.Основы экологических знаний.

4

3.Экологические факторы

4-5

4.Лишайники - особые организмы.

5-6

5.Лихеноиндикация – выбранный метод исследования городской среды.

6

6.Теоретические основы метода.

6

7.Определение видов лишайников.

7-11

8.Определение численности видов лишайников.

11-12

9.Определение площади покрытия деревьев лишайниками.

12-13

10.Результаты исследований и их анализ.

13-14

11. Выводы на основе полевых исследований.

14-15

12. Результаты работы, практическое значение.

15-16

13. Приложения.

16-24

14.Список литературы и используемой информации.

25

15.Рецензия.

26

















  1. Введение.

Актуальность выбранной темы исследований для г.Первомайска.

Поменялась функция данного островка природы. Человек, как существо не только биологическое, но и социальное, обладает исключительной экологической выносливостью. Он может жить и в пустыне, и на Крайнем Севере, и даже в космосе. В экстремальных условиях (в зоне физиологического угнетения, стресса, а порой и в безжизненной зоне) человек сам создает себе необходимые условия. Но возможности такого рода не безграничны. Нужный микроклимат более или менее научились воспроизводить, благодаря одежде, жилищу. Искусственно поддерживать чистоту воздуха на автомобильных трассах можно только сохраняя и высаживая зеленые насаждения. В связи с тем, что многократно увеличился автомобильный поток, проходящий через центр города и развитие промышленности, нагрузка на обитателей этой экосистемы изменилась. На какой стадии развития или упадка находится данный биогеоценоз?

Актуальность выбранной темы обусловлена географическим расположением нашего города ,влиянием крупного завода ОАО «Транспневматика» и рядом расположенной городской свалки на чистоту воздуха, Показатели заболеваемости дыхательной системы у детей и взрослых всегда были на высоком уровне. В настоящее время многие горожане связывают это с неблагоприятным экологическим показателем в городе.

Цель исследования: дать оценку экологического  состояния воздуха на территории г.Первомайска с учётом физического состояния талломов лишайников и степени их заселения  субстрата.

Задачи:

1.      Пополнить свой багаж знаний о лишайниках как симбиотических организмах, используя различные источники информации: специальную литературу, возможности интернета и другие технические средства.       

  1. Тщательно обследовать разные виды древесной и кустарниковой растительности с целью установления  видового состава лишайников и степени их заселения     древесного субстрата.

  2. На основе полученных данных внести свои предложения направленные на улучшение экологии города.

2. Основы экологических знаний.

В начале исследования я определила, какие экологические факторы оказывают влияние на городскую экосистему. Так же попыталась найти наиболее уязвимое место в исследуемом биогеоценозе, на которое воздействие факторов максимально и ответная реакция организмов проявляется наиболее интенсивно.

3.Экологические факторы.

Экологическими факторами называют любые влияющие на организмы свойства или компоненты внешней среды, действие которых поддается измерению. Факторы делят на абиотические и биотические. К абиотическим - относят физико-химические факторы: свет, температуру, влажность, силу ветра или течения, состав солей в растворе и их концентрацию, давление, радиоактивное излучение, электромагнитные поля и загрязнение воздуха. Влияние разных форм человеческой деятельности на живую природу относят к антро­погенным факторам (производство, транспорт и другое).

«По характеру изменчивости абиотические факторы могут быть: 1) регулярно-периодическими; 2) нерегулярными; 3) направленными на протяжении определенных, иногда длительных отрезков времени». В нашем случае, фактор действует на протяжении длительного периода времени, по нарастающей.

«Экологические факторы влияют на организмы как: 1) ограничители, т.е. определяя невозможность существования организмов в определенных условиях; 2) раздражители, вызывающие соответствующие приспособительные изменения биохимических и физиологических реакций; 3) модификаторы, влияющие на мор­фологию и анатомию; 4) сигналы, подготавливающие к наступающим изменениям других факторов среды». В ходе своей работы мы попытались определить, к какой группе факторов относится загрязнение воздуха транспортом, на разных участках г. Первомайска.

Живые существа отвечают на изменение действия экологических факторов адаптивными реакциями. Адаптациями называют любые изменения в строении и функционировании организмов, которые повышают их шансы на выживание. Адаптации возникают и развиваются в ходе эволюции видов и обеспечивают жизнь их представителей в определенных пределах изменения среды. Нам интересно выявить, какие виды лишайников приспособились к неблагоприятным условиям жизни.

4.Лишайники - особые организмы.

Лишайники - это симбиотические организмы, образованные в результате сожительства особых видов грибов и некоторых родов зеленых водорослей или цианобактерий. Гриб получает от водоросли углеводы и вместе с тем снабжает водоросль водой, минеральными солями, обеспечивает ей защиту от высыхания. Лишайники могут выживать в условиях среды, неблагоприятных для любой другой формы жизни, и распространены чрезвычайно широко в природе, по всему миру: от пустынь до Арктики. Значит, лишайники – уникальный эволюционный материал, очень «пластичен» для адаптаций. Обычное дело для них, пребывание в обезвоженном состоянии, когда влажность их составляет от 2 до 10 % сухой массы. При высыхании фотосинтез прекращается; погрузившись в такой «анабиоз», некоторые виды могут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагревание и жесткие холода. Влажный лишайник разрушается ярким светом и экстремальными температурами, не влияющими на него в сухом виде. Смачиваясь дождем, лишайники очень быстро поглощают воду (в 3- 35 раз больше собственной массы), оживая. Фотосинтез идет наиболее интенсивно при влажности 65-90% предельной влагоемкости.

Все вещества (минеральные и органические) проникают в слоевище лишайников через поверхность, поэтому самыми чувствительными к воздействию загрязнителей являются лишайники кустистых видов, имеющие наибольшую поверхность соприкосновения с окружающей средой. Далее идут листоватые виды, и наиболее устойчивыми являются накипные лишайники, слоевище которых зачастую погружено в субстрат или имеет вид слабой корочки. Среди разнообразия видов, наиболее чувствительными к изменению содержания в воздухе химических веществ являются эпифиты, обитающие на коре деревьев и кустарников. Вредные примеси проникают в слоевища лишайников из атмосферы вместе с осадками и пылью. Более того, осадки насыщаются загрязняющими веществами, проходя через кроны деревьев и стекая по стволам и ветвям.

5.Лихеноиндикация – выбранный метод исследования городской среды

Лихеноиндикация- это часть более широкого понятия «биоиндикация»- определение степени загрязнения окружающей среды с помощью живых организмов, биоиндикаторов (в данном случае, лишайников). Выбор лишайников в качестве биоиндикаторов обусловлен тем, что они не слишком чувствительны и не слишком устойчивы к загрязнению; у них достаточно продолжительный жизненный цикл; они широко распространены по планете, каждый вид приурочен к определенному местообитанию. Они реагируют на загрязнение иначе, чем высшие растения. Долговременное воздействие низких концентраций загрязняющих веществ вызывает у лишайников такие повреждения, которые не исчезают вплоть до гибели их слоевищ. Это, видимо, связано с тем, что лишайники возобновляют свои клетки очень медленно, в то время как у высших растений поврежденные ткани заменяются новыми достаточно быстро.

6.Теоретические основы метода.

«Известны три метода лихеноиндикации:

Первый метод позволяет изучать изменения, которые происходят в строении и жизненных функциях лишайников под воздействием загрязнения.

Второй метод базируется на описании видов лишайников, обитающих в районах с различной степенью загрязнения атмосферы.

Третий метод включает методы изучения целых лишайниковых сообществ в загрязненных районах и составление специальных карт».

В своей работе я использовала второй метод с элементами первого: определяем по определителю и описываем виды лишайников, встречающихся на выбранной территории Первомайска в разных частях города.,

Я изучала и сравнивала лишайники используя приборы кабинета биологии школы № 2 определяла виды и состояния лишайников.

7. Определение видов лишайников.

Для определения видов лишайников была проведена подготовительная работа: фотографирование их на дереве, соскобом части таллома и помещением его в пакет .Детально рассматривая фотографии на мониторе компьютера, сравнивая их с изображениями и описанием в определителе лишайников.

Можно отметить морфологические отличия лишайников, взятых с разных площадок. Экземпляры из окрестности свалки и завода отличались, какой то «недоразвитостью», размером таллома, в сравнении с аналогичными видами из других улиц города. Видимо, это своеобразная адаптация к неблагоприятному воздействию окружающей среды.

Найденные виды лишайников на площадках:

Фисцияаиполия — Physciaaipolia(Е h. rh.) Hampe (см. Приложение )

Таллом в виде крупных розеток до 10 см в диам., сверху беловато- или голубовато-серых, снизу темных, с коричневыми ризоидами. Лопасти вильчато разветвленные на концах, сближенные. Диск красновато-коричневый, обычно покрыт густым сизым налетом, слегка вогнутый, окружен толстым светлым краем. На коре лиственных деревьев, особенно часто на осине. [с.150, 1]

Фисциящетинистая — Physciahisplda(S с h г е b.) Fгеge

(Ph. tenellaDC.)(см. Приложение)

Таллом в виде небольших, 1—2 см в диам., мелко лопастные розеток, которые часто сливаются в более крупные талломы.

Лопасти узкие, мелкие, короткие, 3—4 мм дл.и 0,5 мм шир., на концах со шлемовидными расширениями до 1,5 мм шир., под которыми располагаются соредии; обычно эти концы приподнимаются. По краям: лопастей развиваются длинные (до 1 мм), беловатые иди коричневатые реснички. Верхняя сторона таллома пепельно-серая, коричневато- или зеленовато-серая; нижняя — почти белая, без ризоидов. На коре деревьев, особенно лиственных.

Фисция сизая— Physciacaesia(H о ffm.) Hampe(см. приложение)

Таллом в виде листовидных розеток, 2—3 см в диам., сверху коричневато-сероватый, снизу светлый, с рассеянными черными ризоидами, которые могут развиваться в виде оторочки по краям лопастей. Лопасти вильчато разветвленные, выпуклые и только на концах плоские, плотно прижатые одна к другой. На концах боковых отростков лопастей и в центре таллома развиваются крупные головчатые свинцово- или беловато-серые сорали. На коре лиственных пород и почве. Фисцияприпудренная — Physciapulverulenta (S с h г е b.) Hampe (см. Приложение )

Таллом в виде крупных правильных розеток, сверху от оливковой до темно-коричневой окраски, часто с сильным сизоватым налетом, отчего кажется пепельно-серым, снизу темный, с густыми темно-серыми или черными ризоидами. Апотеции почти всегда развиваются, многочисленные, чаще в центре таллома. Диск черно-коричневый, часто покрытый сизоватым налетом; край апотеции более светлый. Полиморфный вид, формы его различаются по ширине и расположению лопастей, а также интенсивности развития сизоватого налета. На коре деревьев. Фисция звездчатая — Physciastellaris (L.) N у l. (см. Приложение )

Таллом в виде плотно приросших к субстрату розеток, сверху беловатых или сизовато-серых, снизу светлых, с густыми серыми ризоидами. Лопасти узкие, вытянутые, на концах округло-выемчатые. Апотеции почти всегда развиваются, с темно-коричневым диском, иногда покрытым беловатым налетом. На коре лиственных деревьев, особенно часто на тополе, осине. Очень распространенный вид.

Ксанторияпостенная (стенная золотнянка) — Xanthoriaparietina (L.) Belt. (см. Приложение )

Таллом свыше 3 см в диам., в виде правильных оранжево-желтых розеток, состоящих из крупных, широких, округлых по краю лопастей. На концах лопасти выемчато-изрезанные. В центре таллома многочисленные апотеции, диск которых обычно окрашен ярче таллома. Эпифит, обитающий на коре деревьев.

Калоплакаоранжевая — Сaloplacaaurantiaca(Lightf.) Th. Fг. (PlacodiutnaurantiumVain.)(см. Приложение)

Таллом накипный, в виде желтой, лимонно-желтой или реже беловатой корочки, гладкой или чаще мелкобугорчатой. На коре деревьев.

Гаспарриния обманчивая — Gasparriniadecipiens(А rn.) Sydow[Caloplacadecipiensrn.)Getta.](см. Приложение)

Таллом в виде матовых лимонно- или оранжево-желтых листовидных розеток, плотно приросших к субстрату, в центре морщинистый или бугорчатый, иногда сплошь покрытый соредиями, по периферии с радиально расположенными лопастями; лопасти узкие, выпуклые, прилегающие друг к другу, извилистые по краю и местами покрытые золотисто-желтыми соредиями. Таллом плотно прирастает к субстрату. На древесине.

Пармелиякозлиная — Parmeliacaperata (L.) А с h. (см. Приложение)

Таллом листоватый, чаще неправильно - розетковидный, до 20 см в диам., в центре плотно прикрепленный к субстрату, по периферии со слегка приподнимающимися лопастями. Лопасти обычно тесно сомкнутые, налегающие друг на друга, с закругленными концами, до 15 мм шир. Верхняя поверхность в зависимости от условий освещения желтовато-зеленоватая (в светлых местах) или серовато-зеленоватая (в тени). Очень полиморфный вид, форма таллома изменяется в зависимости от субстрата. На гладком субстрате таллом более прижатый, распростертый, гладкий, лопасти более крупные, на шероховатом — морщинисто-складчатый. На различных субстратах, но чаще на стволах преимущественно лиственных пород. Широко распространена по всей лесной полосе.

Пармелия бороздчатая — ParmeliasulcataTayl. (P. saxatilisvar. sulcataLinds.)(см. Приложение )

Таллом неправильно - розетковидный, 5 —15 см в диам. Лопасти 3—4 мм шир. и 5—20 мм дл., выемчатые, тесно собранные или немного расходящиеся, на концах тупые. Верхняя сторона таллома голубовато - или зеленовато-серая, сетчато-морщинистая, с соредиями; нижняя — черная, густо покрыта до концов лопастей чер­ными, простыми или ветвящимися ризинами. Очень полиморфный вид. На стволах и ветвях лиственных пород, обычно, на хорошо освещенных местах.

Пармелия скальная — Parmeliasaxatilis (L.) А с h. (см. Приложение)

Таллом листоватый, розетковидный, до 15—20 см в диам., относительно слабо прикрепленный к субстрату. Лопасти до 4—5 см дл.и 3—5 мм шир., на концах тупые и как бы вырезанные. Верхняя сторона таллома сероватая или серовато-коричневая, сетчато-морщинистая. Нижняя сторона черная, с густыми черными ризинами, доходящими до краев лопастей. На стволах древесных пород. Один из самых распространенных лишайников.

Анаптихиякрасивая — Anaptychiaspeciosa (WuIf.) Mass. (см. Приложение)

Таллом листоватый, в виде пепельно- или беловато-серых розеток, плотно приросших к субстрату, до 10 см в диам. Лопасти длинные, перисторазветвленные, с расширенными и приподнимающимися вверх концами, на которых с нижней стороны образуются белые головчатые сорали или соредии в виде беловатого порошистого налета. По краям лопастей могут развиваться беловатые реснички. На коре деревьев.

Нефрома сглаженная — Nephromalaevigatum А с h. (см. Приложение)

Таллом в виде листовидных, выемчато-лопастных по краю пластинок, сверху светло- или серо-коричневый, гладкий, снизу морщинистый, голый. На коре деревьев.

Пармелиопсис бледнеющий —Parmeliopsispallescens(H о ffm.) Hillm. (см.Приложение)

Таллом в виде розеток неправильной формы до 8 см в диам., из извилистых лопастей, плотно прикреплен к субстрату. Верхняя сторона беловато-сероватая, в центре более темная, густо покрытая зерновидными или палочковидными изидиями, иногда собранными в центре в подушкообразные скопления. Нижняя сторона светло-коричневая или беловатая, с немногочисленными длинными ризоидами. На коре деревьев, особенно, часто на сосне и березе.



8. Определение численности видов лишайников.

Таблица № 1

Встречаемость видов лишайников по участкам города.

Центральная промышленная часть города.

Зелёная зона ул.Коммунистическая

Микрорайон МАОУ ПСОШ №2

1. Фисцияаиполия — Physciaaipolia

1. Фисцияаиполия — Physciaaipolia

1. Фисцияаиполия — Physciaaipolia

2.Ксанторияпостенная (стенная золотнянка) — Xanthoriaparietina

2. Ксанторияпостенная (стенная золотнянка) — Xanthoriaparietina

2. Ксанторияпостенная (стенная золотнянка) — Xanthoriaparietina

3. Пармелия козлиная — Parmeliacaperata

3. Пармелия козлиная — Parmeliacaperata

3. Анаптихиякрасивая — Anaptychiaspeciosa

4. Пармелия бороздчатая — Parmeliasulcata

4. Пармелия бороздчатая —

Parmeliasulcata

4. Пармелия скальная — Parmeliasaxatilis


5. Пармелиопсис бледнеющий —

Parmeliopsispallescens

5. Гаспарриния обманчивая —

Gasparriniadecipiens


6. Нефрома сглаженная — Nephromalaevigatum

6.Калоплакаоранжевая — Сaloplacaaurantiaca


7. Анаптихиякрасивая —

Anaptychiaspeciosa

7. Фисция звездчатая — Physciastellaris


8. Пармелия скальная — Parmeliasaxatilis

8. Фисция сизая— Physciacaesia


9. Гаспарриния обманчивая —

Gasparriniadecipiens

9. Фисция припудренная —

Physciapulverulenta


10. Калоплакаоранжевая —

Сaloplacaaurantiaca

10. Фисция щетинистая — Physciahisplda


11. Фисция звездчатая — Physcia

stellaris



12. Фисция припудренная —

Physciapulverulenta



13. Фисция сизая— Physciacaesia



14. Фисция щетинистая — Physciahisplda




9. Определение площади покрытия деревьев лишайниками.

Для того, чтобы определить процент заселения (покрытия) ствола дерева лишайниками, мы провели на каждом исследуемом дереве по четыре учета с помощью сетки: два - у основания ствола, с разных сторон, и два на высоте 1,4 – 1,6 м. Для проведения учетов использовали квадрат – сетку, размером 10 * 10 см, приготовив ее самостоятельно, расчертив полиэтиленовую пленку ручкой на квадраты со стороной 1 см. Накладывая сетку на ствол дерева, подсчитывали площадь, занятую лишайниками. Сначала, считали количество малых квадратов, полностью покрывающих заросшие участки (А). Затем провели учет малых квадратов, частично занятых лишайниками (В). Процент заселения (покрытия) ствола дерева лишайниками определяли по формуле: [6]

В виду малой встречаемости лишайников на исследуемой площадке центра города проводился один учет, вместо четырех. Значения АиВфоновой площадки средние из четырех учетов.



Таблица № 2

Площадь покрытия деревьев разными видами лишайников по участкам (в процентах).

Центральная промышленная часть города

Зеленая зона ул.Коммунистической

Название вида

А/В

%

Название вида

А/В

%

1. Фисцияаиполия — Physciaaipolia

А-2

В-4

1,0

1. Фисцияаиполия — Physciaaipolia

А-12

В-16

5,0

2. Ксанторияпостенная (стенная золотнянка) — Xanthoriaparietina

А-1

В-0

0,25

2. Ксанторияпостенная (стенная золотнянка) — Xanthoriaparietina

А-40

В-24

13,0

3. Пармелия козлиная — Parmeliacaperata

А-2

В-4

1,0

3. Пармелия козлиная — Parmeliacaperata

А-4

В-8

2,0

4. Пармелия бороздчатая — Parmeliasulcata

А-8

В-16

4,0

4. Пармелия бороздчатая — Parmeliasulcata

А-35

В-10

10,0




5. Пармелиопсис бледнеющий — Parmeliopsispallescens

А-10

В-12

4,0




6. Нефрома сглаженная — Nephromalaevigatum

А-3

В-14

2,5




7. Анаптихиякрасивая — Anaptychiaspeciosa

А-2

В-4

1,0




8. Пармелия скальная — Parmeliasaxatilis

А-2

В-4

1,0




9. Гаспарриния обманчивая — Gasparriniadecipiens

А-10

В-16

4,5




10. Калоплакаоранжевая — Сaloplacaaurantiaca

А-45

В-22

14,0




11. Фисция звездчатая — Physciastellaris

А-10

В-20

5,0




12. Фисция припудренная — Physciapulverulenta

А-2

В-4

1,0




13. Фисция сизая— Physciacaesia

А-4

В-0

1,0




14. Фисция щетинистая — Physciahisplda

А-2

В-4

1,0



10.Результаты исследований и их анализ.

Численность эпифитных лишайников: В промышленной части города на деревьях, относительно удаленных от проезжей части встречаются лишайники толерантные к воздушному загрязнению, их количество – всего 4 вида. На площадке зеленой зоны и школы встречаются большее количество лишайников, включающих в себя как (в центре) менее «требовательные» формы, так и более «требовательные» к чистоте воздушной среды. Их количество равно 14.

Площадь покрытия деревьев разными видами лишайников по участкам (в процентах): Сравнивая полученные данные таблицы № 2, пришла к выводу, что произрастающие на разных площадках лишайники находятся в разных условиях и это существенно влияет на площадь покрытия (распространения) их на деревьях. Так максимальное значение этого показателя в центре достигает 4 %; а минимальное – 0,25 %. В Зеленой зоне значения этого показателя можно разделить на три группы: максимальную-14 %, 13 %, 10 %;среднюю -5 %, 4,5 %, 4 %; минимальную -2,5 %, 2 %, 1 %. Максимальные и минимальные величины этого показателя разных участков отличаются в 3,5 – 4 раза, что позволяет утверждать о более комфортных условиях Зеленой зоны ул. Коммунистическая.

11.Выводы на основе полевых исследований.

Вывод о степени доверия к методу, чувствительности биоиндикаторов – эпифитных лишайников: Кустистые формы лишайников самые не приспособленные к загрязнению воздуха и гибнут сразу, если изменился воздушный фон. Мы не обнаружили их ни на одной площадке. Более устойчивыми считаются к загрязнению воздуха накипные и листоватые формы. Сравнив наличие их в Зеленой зоне и центральной части города, мы обнаружили, что листоватых форм в центре города ничтожно мало ,накипные формы представлены однородно, на отдельных деревьях. Лишайники находились на противоположной к проезжей части стороне деревьев. В Зеленой зоне ул. Коммунистическая наоборот, листоватые формы преобладали над накипными, и площадь покрытия на каждом дереве была гораздо выше, со всех сторон.

По отношению к загрязнению воздуха, виды лишайников, можно разделить на три категории: 1) самые чувствительные, исчезающие при первых симптомах загрязнения; 2) среднечувствительные, приходящие на смену погибшим чувствительным видам, с которыми они не могли конкурировать, пока воздух был чистым; 3) самые выносливые, устойчивые к загрязнению .В связи с тем, что наблюдения проводились в городской среде, выявленные в ходе работы виды лишайников, можно разделить на две группы: среднечувствительные (ул.Коммунистическая и школа№2и самые выносливые (центр города и район городской свалки).

12.Результаты работы, практическое значение.

Считаем, что поставленная в начале работы цель достигнута: Выявлен не высокий уровень загрязнения воздуха , в центре города Первомайска , в районе городской свалки. Об этом свидетельствует, низкая активность лишайников – биологических индикаторов, в данном случае, показателей экологического состояния. А в районе школы№2 и в других частях города наблюдается высокая активность лишайников .Данное исследование показало ,что экологическое состояние воздуха в городе хорошее.



В ходе работы решены все задачи:

  • Была изучена биологическая и экологическая литература, позволяющая расширить знания, даваемые школьным учебником.

  • Методическую помощь в освоении метода лихеноиндикации оказали соответствующие сайты интернета.

  • Были найдены, сфотографированы, и определены по справочнику – определителю эпифитные лишайники в городской среде, на трех площадках.

  • Были произведены подсчеты численности лишайников на деревьях.

  • Своими руками была сделана рамка для определения площади покрытия деревьев лишайниками, с последующей работой этой рамкой по определению площади покрытия. Полученные данные были использованы для расчетов по формуле

  • Сделала анализ полученных данных. На основе аналитических данных сделаны четкие выводы, подтверждающие первоначальное предположение об экологическом благополучии биогеоценоза Первомайска.

  • В работе изложен научный теоретический материал по интересующей меня теме, раскрыто практическое значение некоторых лишайников, роль лишайников в природе, установлено экологическое состояние  воздушной среды на территории Первомайска методом лихеноиндикации. Изучены жизненные формы лишайников, их биология.

13. Приложение.

Фисцияаиполия Ксантория постенная

Пармелия козлиная Пармелия бороздчатая

Пармелиопсисбледнеющий Нефрома сглаженная

Анаптихия красивая Пармелия скальная

Гаспарриния обманчивая Калоплака оранжевая

Фисция звездчатая Фисция сизая



Фисция щетинистая



Карта города Первомайск






5.Заключение. Педагогические итоги.

Опыт показал, что работа над проектом дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества, художественных задатков, позволяет им самовыражаться, получить моральное удовлетворение.

При выборе проекта важно учитывать индивидуальные возможности и потребности учащихся и зону их ближайшего развития.

Таким образом: использование проектно-исследовательского метода в урочное и внеурочное время позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Проектная  деятельность в начальной школе выводит ученика за границы урока, учебника, представляет проблему объемно, с позицией разных дисциплин, развивает творческое мышление, пробуждает интерес к изучению приемов и методов поиска оригинальных решений в любой области человеческой деятельности.

6.Список используемой литературы

1. Е.А Жижина «Поурочные разработки по географии. Природа России 8 класс» - М: Просвещение, 2002 год .

2. А.Г Стадник «Современный урок географии» - М: Просвещение, 2001 год.

3. http://nsportal.ru

4.https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fgimnasium12.ucoz.ru%2Fdoc%2Fproekti_rekomend.doc&name=proekti_rekomend.doc&lang=ru&c=56c5f8ebd517



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!