СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект «Использование табличного процессора MS Excel для создания тестов»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек всегда стремился облегчить свою деятельность, изобретая всё новые и новые орудия труда, совершенствуя технологии. Появление ЭВМ дало начало новому этапу развития человеческого общества – информационному. С тех пор компьютер потерпел серьёзные изменения: стал персональным, появились новые средства для работы с текстовой, графической и звуковой информацией. И сейчас область компьютерных технологий стремительно развивается, постоянно появляются новинки. Однако в рамках уже существующих и давно используемых возможностей компьютера имеется огромное количество секретов. Microsoft Excel – одна из самых загадочных и интересных программ в пакете MS Office. Интересна она многочисленными средствами автоматизации работы, оформления документов и богатыми вычислительными возможностями. Загадочность её состоит в том, что большинство пользователей применяют лишь малую толику того, что может дать им Excel. Это тем более удивительно, что спектр возможностей программы практически безграничен: от создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до решения сложных вычислительных задач и моделирования различных процессов.

Я, как учитель информатики, на уроках информатики очень часто использую тесты. И недавно передо мной встал вопрос: «А почему бы мне не  создавать тесты с помощью табличного процессора  MS Excel для себя и своих коллег? Или же почему бы не провести для них маленькие мастер классы, чтобы научить их самих это делать?». Так появилась проблема моего учебного проекта: я хочу создавать тесты в программе Excel и хочу научить этому своих коллег. Исходя из проблемы, определилась тема учебного проекта «Использование табличного процессора MS Excel для создания тестов».

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект «Использование табличного процессора MS Excel для создания тестов»»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КБР


Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Центр непрерывного повышения профессионального мастерства

педагогических работников»





Лаборатория развития естественнонаучного и технологического образования







Учебный проект



«Использование табличного процессора

MS Excel для создания тестов»









Автор: Бугова З.А.

Руководитель: Насипов А.Ж.









Введение.

Человек всегда стремился облегчить свою деятельность, изобретая всё новые и новые орудия труда, совершенствуя технологии. Появление ЭВМ дало начало новому этапу развития человеческого общества – информационному. С тех пор компьютер потерпел серьёзные изменения: стал персональным, появились новые средства для работы с текстовой, графической и звуковой информацией. И сейчас область компьютерных технологий стремительно развивается, постоянно появляются новинки. Однако в рамках уже существующих и давно используемых возможностей компьютера имеется огромное количество секретов. Microsoft Excel – одна из самых загадочных и интересных программ в пакете MS Office. Интересна она многочисленными средствами автоматизации работы, оформления документов и богатыми вычислительными возможностями. Загадочность её состоит в том, что большинство пользователей применяют лишь малую толику того, что может дать им Excel. Это тем более удивительно, что спектр возможностей программы практически безграничен: от создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до решения сложных вычислительных задач и моделирования различных процессов.

Я, как учитель информатики, на уроках информатики очень часто использую тесты. И недавно передо мной встал вопрос: «А почему бы мне не создавать тесты с помощью табличного процессора MS Excel для себя и своих коллег? Или же почему бы не провести для них маленькие мастер классы, чтобы научить их самих это делать?». Так появилась проблема моего учебного проекта: я хочу создавать тесты в программе Excel и хочу научить этому своих коллег. Исходя из проблемы, определилась тема учебного проекта «Использование табличного процессора MS Excel для создания тестов».

Актуальность проекта: Поскольку значение тестовых технологий в образовательном процессе неуклонно растёт, то составленными тестами могут пользоваться как ученики при подготовке к экзаменам, так и учителя информатики на своих уроках и во внеклассной работе. Кроме того, освоив технологию создания тестов, их можно делать по разным предметам.

Цель проекта: Выяснить возможности редактора MS Excel для создания тестов и создать проектный продукт – итоговый тест для проверки знаний обучающихся.

План создания проектного продукта:

  1. Исследовать информационные источники по теме;

  2. Разработать вопросы для тестов;

  3. Ознакомиться с технологией составления компьютерных тестов с выбором варианта ответов;

  4. Создать тест в программе MS Excel;

  5. Проанализировать полученные результаты.

Гипотеза: Создание компьютерного теста – это увлекательное занятие, которое может освоить каждый, имеющий представление о MS Excel.

Содержательная часть

Роль тестового контроля в современном образовании

Тест – система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности учащихся.

Тесты, как система контроля в современном образовании, используются уже давно. На сегодняшний день существует множество вариантов тестов, разработанных по различным предметам, как в электронном виде, так и выпускаемых в специальных сборниках. Доступность таких систем упрощает возможность использования тестов в системе контроля знаний. В современном образовании тесты играют ведущую роль, так как именно тестовая технология используется в современных ЕГЭ и ОГЭ.

Система проверки и обработки результатов тестовых заданий – это система установления количества правильных ответов, выявление ошибок учащихся и определения их оценки. Данная система будет зависеть от системы предъявления заданий. При предъявлении заданий в электронном виде, как правило, происходит автоматическая обработка, что позволяет учащимся быстро узнать собственную оценку и увидеть свои ошибки. В этом и проявляется преимущество компьютерных тестов.

По данным опросов, установлено, что использование компьютерных тестов для проверки качества знаний предпочитают 96% опрошенных учащихся, при чём 4% побаиваются электронных тестов, считая, что компьютер более беспристрастен и строг, и 100% педагогов, но не всегда у них имеется возможность найти соответствующий по содержанию тест, а если он есть, то отсутствует необходимая программа.

Сейчас, в век информационных технологий, в век цифровизации, существует достаточно много программ, отвечающих за создание тестов. Есть программы, в которых уже есть готовые шаблоны.

Рис.1. Программа для создания тестов MyTest

Рис.2. Создание онлайн тестов в конструкторе E-Publish.

Можно создать тесты, используя языки программирования.

Но для создания тестов этими способами, требуются либо дополнительное программное обеспечение, которое не всегда имеется в нашем распоряжении, либо дополнительные знания и навыки, которые мы ещё не получили. В редакторе MS Excel можно использовать встроенные возможности функций и элементы программирования макросов для создания тестовых программ. Так как я учитель информатики и занимаюсь с программой MS Excel – я решила, что буду создавать тесты именно в этой программе, и буду учить коллег, если им будет это интересно, чтобы они в дальнейшем использовали созданные собственные тесты на своих уроках.

Самым главным достоинством электронных тестов, разработанных в MS Excel, является то, что результаты теста обрабатываются автоматически.

Технология составления компьютерных тестов средствами MS Excel

При создании компьютерных тестов можно выделить следующие этапы:

  1. Продумывание способа оформления вопросов.

  2. Составление вопросов.

  3. Выбор способа ввода ответа и оформление ответа.

  4. Выбор способа оценивания и подведения итогов.

  5. Защита теста от изменения.

1этап.

Для оформления вопросов можно создать фон страницы.

Для оформления фона используются следующие операции:

- заливка ячеек;

- объединение ячеек;

- вставка подложки.

На вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы нажмите кнопку подложка. Выберите рисунок, который вы хотите использовать для фона листа, и нажмите кнопку Вставить. Выделенный рисунок повторяется, чтобы заполнить лист, Чтобы улучшить удобочитаемость, вы можете скрыть линии сетки и применить к ячейкам, содержащим данные, сплошную заливку цветом.(меню вид/сетка)

2 этап:

При составлении вопросов для тестов мы обратились за помощью к нашему учителю информатики Ирине Ивановне. С ней мы определились с направлением и содержанием наших тестов. В качестве тематики мы выбрали итоговые тесты по курсам 5-9 классов. Для определения содержания Ирина Ивановна познакомила нас с тематическим планом на каждый учебный год.

В процессе изучения информационных источников, мы познакомились с правилами составления тестовых заданий. Вот они.

Требования к составлению тестовых заданий:

  1. Вопрос должен содержать одну законченную мысль;

  2. Недопустимо двусмыслие или неточность формулировки;

  3. Быть по теме контроля;

  4. Быть кратким;

  5. Быть независимым от других заданий теста;

  6. Иметь простую структуру текста задания.

3 этап:

Программа MS Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда учащемуся предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный).

Мы решили создать тесты с выбором ответа. При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление в ячейке, где будет выбранный ответ, выполняется следующая последовательность действий:

1).Выбирается команда меню «ДАННЫЕ»

2).В меню выбирается команда «ПРОВЕРКА ДАННЫХ»

3).Выбирается закладка «ПАРАМЕТРЫ»

4).В диалоговом окне выбирается тип данных – «СПИСОК»

5).В окне «ИСТОЧНИК» перечисляются варианты ответов через точку с запятой без пробелов(см. рисунок).

Рис.3. Проверка вводимых значений.

Результатом выполнения операций будет список с выборочными ответами, из которых учащийся должен будет выбрать один ответ.

Рис.4. Выпадающий список выбора ответа.

4 этап:

Для подведения итогов тестирования можно предусмотреть специальный лист Результаты, в котором будут подведены итоги ответов.

Размещаем таблицу, во втором столбце которой будут отображаться выбранные ответы на вопросы теста. Для этого нужно вставить формулу:

=’Лист 1’!$H$18

(где ‘Лист 1’ – это ярлык 1 листа с вопросом №1, разделяет !, затем абсолютный адрес ячейки, в которой был выбран ответ $H$18).

В 3 столбце таблицы размещаем результат ответа. Для этой цели можно использовать логическую функцию «ЕСЛИ»


Рис.5. Проверка результатов. Встроенная логическая функция «ЕСЛИ».


Для общего подведения итогов и подсчёта набранных баллов можно использовать функцию «СЧЁТЕСЛИ».

Рис.7. Оценивание ответа. Выбор диапазона для подведения итогов.

5 этап:

Чтобы тестируемый не смог нарушить структуру теста, нужно защитить лист Excel от изменений.

Для ячеек, в которые учащийся будет вводить данные снимите защиту.

Для этого:

+Выделите нужные ячейки;

+Выполните команду меню Формат – Ячейки;

+На вкладке Защита снимите флажок Защищаемая ячейка;

+Затем защитите лист. Для этого: выполните команду Рецензирование – Защита – Защитить лист. При желании установите пароль.

Рис.8. Защита ячеек.

Рис.9. Защита листа паролем.


Для того, чтобы учащийся не смог перескакивать через вопрос с помощью ярлычков, нужно их скрыть. Для этого в Меню файл/ Параметры/ Дополнительно/ В группе показать параметры для следующей книги/ Снять галочку отображать ярлыки

Тест готов к работе!

Заключение.

В настоящее время возрос интерес к тестовому контролю знаний с применением компьютерных технологий. Использование в качестве средства контроля электронных тестов приобретает сегодня большое значение. Тест отвечает целям любого вида контроля – предварительного, текущего, тематического, итогового.

Выводы.

Тест – это интересно! Но ещё интереснее – придумать и создать его самой.

Чтобы создать тест, нужно выполнить стандартизированные и поэтапные последовательные действия средствами MS Excel, создание его вызывает познавательный интерес.

Создать электронный тест средствами MS Excel может любой человек, который знаком с принципами работы в этом редакторе.

Электронный тест, как одна из форм контроля знаний, представляет интерес не только для преподавателей информатики, но и для преподавателей других учебных дисциплин, поэтому надеюсь, что эта работа будет полезна и для них.


Список, использованной литературы:

  1. Челышкова М.В. Теория и практика конструирования педагогических тестов.

  2. Угринович Н.Д. и др. «Практикум по информатике и информационным технологиям». Учебное пособие.

  3. Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование – одна из форм диагностики и проверки успешности обучения. Педагогическая информатика, №3, 2005


13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!