СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное занятие «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества» по музыке в 5 классе по программе Е.Д Критской, Г.П. Сергеевой

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа № 4 как пример, для курсов "Реализация требования обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя

Просмотр содержимого документа
«Учебное занятие «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества» по музыке в 5 классе по программе Е.Д Критской, Г.П. Сергеевой»

Коваленко Елена Витальевна гр 462

Практическая работа №4

Учебное занятие «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества» по музыке в 5 классе по программе Е.Д Критской, Г.П. Сергеевой

  1. Цель учебного занятия.

углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; народных истоках профессиональной музыки.



Задачи:

Образовательная:

• познакомиться с темой взаимодействия народного творчества с творчеством композиторов; сформировать понятия жанров используемых в творчествах композиторов;

Воспитательная:

• почувствовать гордость за свою родину, российский народ и историю России, осознать свою национальную принадлежность; продемонстрировать знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

Развивающая:

• развить интерес к современной интерпретации классической музыки;

• приобрести навыки коллективной работы;

• совершенствовать умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения результатов в учебной работе;

• тренировать умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

• продемонстрировать умение слышать и слушать своих одноклассников.



  1. Планируемые результаты обучения.

Предметные умения:

1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.

2. Определять особенности русской народной музыкальной культуры.

3. Уметь использовать понятия: интерпретация, обработка, трактовка.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные

Регулятивные УУД: осуществлять регулятивные действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.

Познавательные УУД: строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей; осваивать ознакомительное, поисковое чтение;

Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, используя новые понятия; уметь задавать вопросы.

3. Краткое учебное содержание.

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу.

- Планирование путей достижения намеченной цели.

- Осуществление учебных действий по плану.

- Подведение итога занятия, рефлексия (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников).

4)    Виды организации учебной деятельности.

·        индивидуальная работа;

·        парная работа;

·        групповая работа по решению практических задач;

·        коллективная работа;

·        совместная деятельность.

Деятельность учителя:

·        направляющая;

·        организующая;

·        мотивирующая к изучению нового материла;

·        корректирующая.


5)    Учебные задания для разных этапов учебного занятия.

1 этап – Мотивационный Музыкальное приветствие.

Ребята наш урок мы начнем с новой песни. Послушайте и ответьте на следующие вопросы.

- О чем эта песня?

- Как с помощью средств музыкальных выразительности, композитор выразил образ созданный автором текста?

Просмотр видеофрагмента.

- Правильно, плавная, напевная, минорная песня в современных ритмах очень хорошо подходит к образу прощания с золотой осенью, созданным автором слов.

– Как вы думаете продолжительность жизни песни?

- Она у всех песен одинаковая? От чего она зависит?

- Назовите мне названия песен, которые прожили долгую жизнь? (Народные песни).

- В каком виде (жанре) они дошли до нас?

-Это будет вокальная или инструментальная музыка?

- Ребята тема нашего урока так и называется “Живительный родник творчества”.

2 этап - Осмысления новой информации

-Как вы понимаете смысл этого выражения?

- К песне, как роднику творчества, новых идей и вдохновений обращались композиторы разных поколений, давая ей вторую жизнь. - Всем хорошо знакома с самого детства русская народная песня “Во поле береза стояла”. Но мало кто из вас знает, что эта песня записана Н.А. Львовым (известным зодчим, литератором, художником, переводчиком) собирателем русских песен, нашим земляком. Услышал и записал эту песню А.Н. Львов в Торжковком районе Тверской губернии. Давайте вспомним ее.

Благодаря великому русскому композитору… она известна и любима во всем мире.

- Как прозвучала русская народная песня в симфонии П.И. Чайковского? - Мелодия песни прозвучала один раз?

- Она звучала все время одинаково?

- Какова музыкальная форма?

- Какой смысл придала эта песня произведению П.И. Чайковского?

- Это была интерпретация или обработка русской народной песни?

Просмотр видеофрагмента. (“Песня Сольвейг” Э.Грига в инструментальном исполнении).

Просмотр видеофрагмента. (“Песня Сольвейг” Э. Грига джазовая обработка, в исполнении оркестра Луи Амстронга).

Работа в группах.

Обсудить и ответить на вопросы

Что вы можете сказать о прозвучавшей музыке? Она была одинаковая или разная?

- Чем отличались эти два произведения друг от друга? - Какие появились новые черты?

- Что вам понравилось больше? Почему?

- Это была интерпретация или обработка музыки? - Чем отличается обработка от интерпретации?

- Молодцы ребята. Вы правильно поняли, что прозвучало одно произведение в инструментальных обработках: первое оригинал, а второе джазовая интерпретация (новое видение) “Песни Сольвейг” из музыки к драме Ибсена “Пер Гюнт” норвежского композитора Эдварда Грига. Джаз - этот жанр музыки появился в начале 20 века в Америке. В основе этого жанра лежит импровизация.

3 этап - Включение в систему знаний и повторение

Работа с учебником

Посмотрите на репродукцию картины Константина Васильева “Ожидание”. О чем она?

- Можно ли сказать, что это тоже интерпретация “Песни Сольвейг” Э.Грига, но только выраженная не звуками, а цветом? Почему?

- Правильно, интерпретация одного и того же образа может быть в разных видах искусства.

- О каких видах искусства у нас сегодня на уроке шла речь?

- Какой жанр музыки лежал в основе урока?

- Какой смысл заложен в теме нашего урока “Живительный родник творчества”?

- Многие великие композиторы дали вторую жизнь вокальным произведениям, где в основе лежит литература, этим увековечив их.

4 этап - Рефлексия

Давайте откроем тетради и вспомним имена композиторов и термины, которые сегодня звучали на уроке.

- Настало время подвести итог урока.

- С каким настроением вы уйдете с урока?

- Все ли вам было понятно на уроке? Есть ли какие вопросы?

Давайте проанализируем работу на уроке и поставим объективную оценку за работу на уроке самим себе, учителю и самому уроку.

6)    Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.

Кроссворд «Живительный родник творчества»

  1. Песня, так же как и танец или марш – это музыкальный………

  2. Музыка, которая исполняется музыкальными инструментами без голоса.

  3. «Перевод» музыкального произведения на более современный, понятный язык.

  4. Героиня симфонической сюиты « Пер Гюнт»

  5. Композитор, в симфонии которого главной темой является русская народная песня «Во поле берёза стояла»

  6. Норвежский композитор, автор сюиты «Пер Гюнт»

  7. Музыкальный жанр, возникший в США в начале 20 века.

  8. Музыка для голосового исполнения

  9. Музыка, пришедшая к нам сквозь века, авторов которой мы не знаем.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

ж

а

н

р

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

и

н

т

е

р

п

р

е

т

а

ц

и

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

й

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

8

в

о

к

а

л

ь

н

а

я

 

 

 

 

 

 

м

 

6

 

 

 

 

о

 

 

 

а

 

 

4

с

о

л

ь

в

е

й

г

 

 

 

 

в

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

р

 

 

 

 

с

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

и

 

 

 

 

к

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

г

 

 

 

 

и

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

й

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

д

ж

а

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!