СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное интерактивное занятие "Экомир".

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая форма обучения всегда привлекает учащихся. Даже в старших классах. Урок "Экомир" можно проводить как 8 классах на уроках биологии, так и в 9-10 классах на уроках экологии и химии. Задания составлялись в преддверии проведения Олимпиады, поэтому каждый учитель может менять их, подстраивая под интересующую его тему. Во время проведения игры группы учащихся не только соревнуются и обобщают свои знания по биологии и химии, но и творчески составляют свои вопросы другим группам. Форма организации  игры- авторская разработка моей коллеги  Кульниной Любовь Александровны, учителя химии школы ВДЦ "Орленок", учителя высшей категории, заслуженного учителя Кубани.

Просмотр содержимого документа
«Учебное интерактивное занятие "Экомир".»

Мелякова Елена Ивановна, учитель химии и биологии школы

Кульнина Любовь Александровна, учитель химии школы. Заслуженный учитель Кубани


«Учебное интерактивное занятие «ЭКО-МИР».

(разработан и апробирован в средней общеобразовательной школе Всероссийского детского центра «Орлёнок» в 2012-2013 учебном году)

Федеральное государственное образовательное учреждение

«Всероссийский детский центр «Орлёнок»,

Туапсинский район

Контактные телефоны: 8(86167) 91-154, 91-553


«Есть такое твёрдое правило, — сказал мне позднее маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери


В соответствие с указом президента Российской Федерации В.В. Путина, 2013 год, объявлен годом охраны окружающей среды. Конечно, такой год нужен России, нужен всей планете.

Школа ВДЦ «Орлёнок» не осталась равнодушной к данной теме. Учителя методического объединения (далее МО) химии и биологии достаточно времени работают над методической темой «Экологизация курса химии и биологии», уделяют большое внимание, экологическому воспитанию подростков, объединяя школьную программу предметов и экологический компонент с предстоящими событиями 2014 года. Строительство олимпийских объектов в г. Сочи влияют на окружающую среду ведут к непосредственному разрушению экологического равновесия. В разработке предметной недели способствовало посещение учителя МО – «Экологического центра», «Музей Дарвина», «Музея экспериментариума» г. Москва, «Музея воды» г. Санкт-Петербург. К «копилке» учителей МО дополнились новые идеи разнообразными формами, приёмами, средствами преподавания предметов. Таким образом, при подготовке к делам и событиям предшествующим году охраны окружающей среды учителя химии и биологии разработали и реализовали тематическую предметную неделю «Олимпийцы среди нас». В рамках недели учащиеся 5-10 классов приняли участие в учебном занятие (игра) «Эко-мир», мини-проекте «А ты посадил своё дерево?», «Тропа здоровья» (игра по станциям для учащихся 8-х классов, этапы тропы - это практические испытания, позволяющие подросткам оценить резервы своего организма, получение знаний об основах здоровьесбережения), викторины «Олимпийцы среди животных», «Спорт. Молодость. Красота».

Учебное занятие (игра) «Эко-мир» гармонично объединяет понятия экология, химия, биология, здоровье и олимпиада. Рекомендуем не ограничиваться только школьными предметами, т.к. игру можно проводить как внешкольное мероприятие (отрядное дело). В основу разработанной интерактивной игры заложена форма «обучая себя – обучаю других». В отличие от традиционного урока, интерактивная форма обучения наиболее эффективна, т.к. предоставляет учащимся больше возможностей для общения, взаимодействия, взаимообучения. Участники игры активно работают в группах, активно обмениваются заданиями, отвечают на вопросы, присутствует соревновательный момент, повышается уровень знаний по экологии.

Следует отметить особенности учебного занятия:

  • возможность использования для учащихся средних и старших классов;

  • учащиеся самостоятельно узнают новую информацию;

  • транслируют современную информацию о собственном регионе;

  • возможность определения лидеров игры;

  • участники игры могут дополнять информацию, исходя из личного опыта;

  • участники могут подготовить вопрос учителю;

  • возможность дополнения или замена вопросов в карточках-заданиях;

  • участники могут предварительно подготовиться к игре, изучив информацию на стендах;

Далее представлено разработанное и апробированное учебное занятие.

Учебное занятие «ЭКО МИР»

Форма проведения занятия: интерактивная познавательная игра (работа в малых группах).

Возрастной и количественный состав: учащиеся 8-10 классов (12-16 лет). Количество участников соответствует количеству детей в классе или в отряде.

Место учебного занятия в школьной программе. Проведение данного занятия возможно на уроках биологии при изучении разделов «Человек и его здоровье» (8 класс), «Биосфера, её структура и функции», «Биосфера и человек»(9-10 класс); при изучении тем «Углерод и оксиды углерода», «Теория электролитической диссоциации» на уроках химии для учащихся 9-10 классов.

Место учебного занятия в отрядных делах в лагере: проведение занятия в виде игры, коллективно-творческого дела в целях повышения экологического образования подростков и повышения экологической грамотности.

Место проведения:

а) отрядное место в детском лагере;

б) кабинеты биологии и химии.

Продолжительность: 40-60 минут.

Оборудование:

  • столы, оборудованные для работы 5-6 групп;

  • конверты по количеству групп с карточками для работы в группах;

  • правила игры «Эко мир»;

  • экологическая символика для оформления аудитории;

  • медали для награждения группы победителей;

  • школьная доска (флип-чарт) для фиксации результатов работы в группах.

Оформление доски:

  • тема учебного занятия (игры);

  • таблица с указанием названий групп, этапов игры и подсчётом баллов.


Таблица 1. Названия этапов и заданий игры.

Этап

Группа

«Greenpeace»

«3 R»

«SPA»

«Экодом»

«Эко Сочи»

«Олимпиада в Сочи»

1.«Собери пары»







2. «Найди ответ»







3.«Выбери вопрос другой команде»







4.«Придумай свой вопрос»







5.«Вопрос учителю»







Итого (баллы)








Ход учебного занятия (игры).

  1. Вводная часть (актуальность темы) 3-5 минут.

  2. Оглашение правил проводимого занятия (игры) - 1-2 минуты.

  3. Работа в группах по карточкам (см. Приложение 1)

3.1. I этап «Собери пары».

Из карточек в конверте с вопросами и ответами группе необходимо составить логические пары. Таким образом, составляются четыре пары, дополнительно пара с одним непарным вопросом и одним непарным ответом. За правильно составленные четыре пары группа получает 4 балла (заполняем таблицу на доске). Эмблемы на конверте групп [5, 6, 7, 8].

3.2. II этап «Найди ответ».

Группе необходимо обсудить непарный вопрос и подобрать к нему ответ. По мере готовности группы оглашают вопрос и сами на неготвечают. В случае, если группа неверно отвечает на вопрос или не знает ответ, тогда право ответить предоставляется другой группе, у которой уже есть готовый непарный ответ среди комплекта карточек. Группа, правильно ответившая на вопрос, получает 1 балл.

3.3. III этап «Выбери вопрос другой группе».

Участникам необходимо выбрать наиболее интересный вопрос из четырёх составленных пар и задать вопрос другой группе. 1 балл зарабатывает та группа, участники которой ответят на вопрос. Если ни одна группа не отвечает на вопрос, то 1 балл присваивается группе, задавшей вопрос.

    1. IV этап «Придумай свой вопрос».

Участники группы придумывают свой вопрос из области «экологии» и задают его другим группам. Получает 1 балл та группа, которая верно ответит на вопрос. В случае если все группы отвечают неверно, тогда балл зарабатывает группа, задававшая вопрос.

  1. Подведение итогов. Подсчёт общего количества баллов и выявление группы победителя. При этом каждому участнику группы - победителя выставляется отметка в журнал. Кроме того, отметки в журнал выставляются и самым активным участникам других групп - 5 минут.

  1. Комплект карточек для группы «Greenpeace».

Берегитесь крупных городов!

Подальше от автомобильных дорог!

При сжигании 1000 л бензина в атмосферу выделяется 200 кг угарного газа (СО). В составе табачного дыма есть СО, который отравляет как курящего так и некурящего. В чём вред СО для здоровья человека?

Наступает острая кислородная недостаточность, так как СО быстрее чем О2 связывается с гемоглобином и разносится кровью по всему организму.

Признаки отравления: головокружение, нарушение зрения, слабость в ногах, потеря сознания. Концентрация СО в воздухе 0,4 % считается смертельной. Смертельный исход наступает при связывании 60-70% гемоглобина крови с угарным газом (СО).



Когда проводится Международный День Климата?

(Всемирная акция «Очистим природу от мусора»).




Ежегодно 15 мая.



Назовите день рождения международной экологической организации «Greenpeace»

(«Зелёный мир»).




15 сентября 1971 года.







Назовите животные и растения, являющиеся биоиндикаторами (живыми показателями) чистоты окружающей среды.

Водоёмы: моллюски (перловицы, беззубки); личинки подёнок, веснянок живут только в чистых водоёмах. Личинки стрекоз, комаров живут в загрязнённых водоёмах.

Лес: муравьи (рыжие) не живут в загрязнённой окружающей среде. Белые грибы и подберёзовики в лесу говорят о благоприятных условиях окружающей среды.

Воздух: лишайники не живут в условиях загрязнённого воздуха. Почва: большое количество дождевых червей говорит об отсутствии химического загрязнения почвы, и солей кальция в почве. Большое количество наземных моллюсков признак избытка кальция в почве. Приведите свои примеры.

«Непарный вопрос».

Этот газ скапливается в помещениях где много народа, поэтому, в школе, на переменах, проветривают кабинеты и рекомендуют морские прогулки, т.к. газ легко растворяется в воде. Назовите формулу этого газа.

«Непарный ответ».

Для хранения мусора Московской области понадобилось бы более 3-х территорий ВДЦ «Орлёнок». Так как территория ВДЦ «Орлёнок» составляет 244 га.

  1. Комплект карточек для группы правило «3 R».

    В северной части Тихого океана есть область, которую называют Большим Тихоокеанским мусорным пятном (Восточный мусорный континент). Под действием океанских течений в верхних водных слоях скопилось большое количество отходов из Азии и Америки (более 100 млн. тонн). Длина от берега Калифорнии до Японии 1000 км. Из каких бытовых отходов состоит это мусорное пятно?


    Пластик не подвергается биоразложению.

    Под действием света он лишь распадается на мелкие кусочки. Полиэтиленовые пакеты в воде разлагаются 10-20 лет, а нейлоновые изделия 30-40 лет. Полистирол будет разлагаться 1000 лет. Изделия из пластика основной мусор современности.

    Повторное использование или вторичная переработка отходов производства или мусора таких материалов как стекло, бумага, алюминий, железо, ткани, пластмассы называется утилизация отходов, или рециклинг (анг.- recycle). Символом данного производства стал лист - «лента Мёбиуса», открытый немецким математиком в 1825 году. Найди знак рециклинга. Reduce - сокращать. Recycle – перерабатывать.

    R euse – повторно использовать.







    Назовите три пути утилизации мусора.




    Организация полигонов – свалок.

    Сжигание мусорных отходов.

    Вторичная переработка отходов.




    Что является основным мусором

    в современных свалках?



    Пластик – основной мусор.

    Семья из 4-х человек в России каждый год выбрасывает более 150 кг различных пластиковых упаковок и изделий из него. В среднем на каждого человека приходится только 360 штук полиэтиленовых пакетов.


    «Непарный вопрос».

    Этот фотоэлектрический преобразователь (ФЭП) используется в д/л «Солнечный» для преобразования солнечной энергии в тепло. Солнечные батареи нагревают воду. Каков принцип работы этого теплообменника?


    «Непарный ответ».



    CO2 - углекислый газ.

    (в составе воздуха около 0,03% CO2)

  2. Комплект карточек для группы «SPA».

«Sanitas Per Aquam» - «Здоровье через воду»/




К какому водному

раствору по элементному составу близка кровь животных и человека?



Химический состав воды Черного моря идентичен по минеральному составу

и солености (17-18%) плазме крови человека и животных.




Причиной этого природного явления считается промышленное загрязнение воздуха оксидами азота, серы, углерода, из -за чего уменьшается объём солнечного света, достигающего поверхности нашей планеты. Как называется это явление?






Глобальное потепление.




Назовите дату проведения Всемирного Дня водных ресурсов.

(День Воды).





Ежегодно 22 марта.



Среднестатистический африканец, живущий близ южной границы Сахары, использует в день столько воды, сколько любой цивилизованный житель России вовремя…

Для чего израсходует такое количество воды россияне?





Вовремя чистки зубов в течение 2-х минут, не выключая воду.


«Непарный вопрос».

В Московской области полигоном для хранения мусора занято 830 га земли. Сколько площадей ВДЦ «Орлёнок» потребовалось бы для этой мусорной

свалки?



«Непарный ответ».


Министры экологии

(отрасль охраны природы).



  1. Комплект карточек для группы «Экодом».



Что означает выражение

«зеленая химия»?

Науки химия и экология

друзья или враги?

Получение известных уже веществ, путём минимального количества отходов, максимально безвредных, легко утилизируемых. Все процессы проходят не при жутких условиях, а при большом количестве биохимических процессов, происходящих в теле человека при температуре 36,6 С. происходит при взаимодействии достижений химии и экологии.




Назовите раздел экологии, который изучает бытовые отходы и проблемы их утилизации и переработки.




Гарбология или Мусорология.


Энергия быстро текущих рек и водопадов называется энергией «белого угля». За 1 секунду они могут дать энергию, как при сжигании 200 т. Нефти. Россия обладает 1/6 запаса «белого угля» в мире. Что такое «синий уголь»?


Синий уголь энергия морских приливов. В приливах участвуют большие массы воды (разница между уровнями воды более 15 м). По величине энергии «синий уголь» во много раз превышает «белый уголь». Построить электростанции сложно и дорого.






Назовите наиболее опасные

для здоровья человека современные строительные материалы

(на примере вашей квартиры, дома)

Пенопласт (теплоизолятор) при горении выделяет ядовитый фосген; линолеум - загрязнение воздуха бензолом и этилбензолом. Мебель из ДСП (древесно-стружечные плиты) опасна формальдегидными смолами, являющимися канцерогенами (веществами, вызывающими рак). Лаки, краски, эмали выделяют ядовитые вещества ксилол и толуол, содержат хром, кадмий, мышьяк. Силикатный кирпич и фосфогипс источники радона, инертного радиоактивного газа, провоцирующего развитие рака лёгких. Виниловые обои выделяют стирол, вызывающий раздражение дыхательных путей, головную боль, тошноту. Приведите свои примеры.

«Непарный вопрос».

В 2002 г. министры стран Большой 8-ки провели встречу в канадском г. Бэнфе. Перемещались на автобусах, работающих на газе, пили органический кофе, экономили воду и электричество. Какие министры встречались в Канаде?

«Непарный ответ».

Солнечный коллектор (солнечные батареи) – это плоская панель с каналами для жидкости. Солнце нагревает воду в каналах, горячая вода поступает в бак, а потом это тепло идёт на нагрев воды в системе водоснабжения и отопления.

  1. Комплект карточек для группы «Эко Сочи».



    В национальном заповеднике г. Сочи растения выделяют химические вещества, способные убивать болезнетворные микроорганизмы. Как их называют?




    Фитонциды.



    В источниках минеральных термальных вод Мацесты (г. Сочи) преобладают ионы. Какой газ придаёт неприятный резкий запах?




    Na+, CL-


    H2S



    Для подготовки олимпиады в г. Сочи существует система наблюдений, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды. Как она называется?





    Экологический мониторинг.



    Какие экологические обязательства предусмотрены заявочной книгой в преддверии подготовки к олимпиаде

    «Сочи- 2014»?

    • расширение национального парка

    • создание орнитологического парка

    • создание системы обращения с отходами

    • охрана атмосферного воздуха

    • охрана водных объектов

    • распространение экознаний

    • восстановление популяции переднеазиатского леопарда.

    «Непарный вопрос».



    Олимпийская борьба может вызвать слёзы радости или слёзы поражений. Укажите, какая среда их будет определять?

    «Непарный ответ».

    - строительство новых очистных сооружений;

    - новые системы очистки и переработки отходов;

    - строительство мусоросжигающих заводов;

    -строительство новых садов и парков;

    Следует учитывать, что нельзя создавать полигоны для хранения отходов в курортной зоне т.к. часто происходят разливы рек и возможен выброс в море. До 2013 года утилизировано 817 тыс. тонн строительного мусора.

  2. Комплект карточек для группы «Олимпиада в Сочи».



Трасса, соединяющая «Орлёнок» и г. Сочи называется Федеральная автодорога М-27. Назовите наиболее проблемные ситуации на ней.


  • оползневые участки (ведётся ремонт),

  • загруженность автотранспортом (необходимость строительства транспортных развязок, тоннелей),

  • опасность движения по серпантину (необходимость расширения дорог, строительства мостов через горные реки).



Какие требования доступности для людей с ограниченными возможностями учитываются при проектировании строящихся Олимпийских объектов?


Доступность:

- общественных объектов

- гостиниц

- транспорта

- подъёмников (лифтов)

- объектов питания

- объектов сан. Гигиены.




Как называется аэропорт и транспортная развязка в г.Сочи?





«Адлер» или «Адлерское кольцо».




Какие сферы деятельности человека увеличивают количество парникового газа CO2?




Энерго-теплоснабжение, транспорт, изменения в землепользовании.





Эко проблемы

Олимпийского Сочи





Нейтральная.



Рекомендации по проведению подобного учебного занятия.

  1. Правила игры:

  • Время работы одного этапа не более 6-7 минут.

  • Команде предоставляется возможность заработать дополнительные балы, в том случае, если вопрос команды-соперников затрудняется ответить, таким образом заработать 1 балл.

  • По итогам каждого этапа игры учителю необходимо заполнять таблицу с результатом.

  • При проведении мероприятия вне школы, победители группы награждаются медалями с эмблемой «Эко мир».

  1. Эффективность.

Следует отметить высокую эффективность проведённого учебного занятия. Данный урок предполагает возможное использование данной формы урока при изучении других тем и учебных предметов.

  1. Возможные сложности.

  • следует руководствоваться чётким распределением времени, так как есть вероятность нехватки времени (в случае продолжительности занятия 40 минут).

  • вероятность неполных ответов участников групп. Рекомендуется выставлять дробные баллы (например, 0.5 балла)

  1. Дополнительный этап.

При достаточном времени возможно проведение этапа «Вопрос учителю», который предполагает от каждой группы вопрос учителю из области «экологии». Если учитель не отвечает на вопрос, 1 балл зарабатывает команда, задавшая вопрос. Время проведения этапа 6-7 минут.

  1. Закрепление полученного результата.

Предложить учащимся приготовить домашнее задание. Варианты домашнего задания:

  • составить пары «вопрос - ответ» экологического характера по биологии;

  • составить пары «вопрос - ответ» экологического характера по химии.

Список литературы.

  1. «Современные проблемы утилизации мусора», Д.М. Жилин, МГУ им. М.В. Ломоносова.

  2. «Экология и жизнь» научно-популярный и образовательный журнал, 3(124) 2012 год.

  3. «Огонёк», №18-19, 2008 год.

  4. http://ecologisochi.ru/

  5. http://svit24.net/images/stories/articles/2012/World/05-2012/4/greenpeace3.jpg

  6. http://reefsnz.files.wordpress.com/2012/06/reuse-paper-800x800.jpg

  7. http://ru.123rf.com/photo_3339455_green-symbol-for-recycling-on-the-white-background.html

  8. http://moneyinlife.ru/_bl/0/73745994.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!