СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-справочное пособие "Основы информационной культуры студента"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие призвано помочь студентам освоить основы информационной культуры для успешной реализации учебной и научно-исследовательской деятельности.

В учебно-справочном пособии раскрывается сущность информационной культуры, значение вузовских библиотек в учебном процессе и методика составления библиографического описания на источники информации, а также описывается классификация книжных изданий.

Отдельный раздел пособия посвящен структуре, порядку работы и информационным возможностям библиотеки Уральского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.  

Просмотр содержимого документа
«Учебно-справочное пособие "Основы информационной культуры студента"»


Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждения высшего образования

«Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»


Уральский филиал Финуниверситета







ОСНОВЫ

ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА


Учебно-справочное пособие










Челябинск

2023

ББК 78.07

УДК 011/016

О-75



С о с т а в и т е л ь:


Лазарев Арсений Иннокентьевич, библиотекарь I категории Уральского филиала Финуниверситета, член Совета директоров библиотек вузов Челябинской области.


Р е ц е н з е н т ы:


Жаркова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент.

Габайдулина Валентина Валерьевна, заведующий учебно-методическим кабинетом Уральского филиала Финуниверситета.


Основы информационной культуры студента: учебно-справочное пособие / Составитель А. И. Лазарев; Уральский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. – Челябинск, 2023. – 34 с. : табл.


Пособие призвано помочь студентам – будущим специалистам в сфере экономики и менеджмента, государственного и муниципального управления, бизнес-информатики, прикладной математики и информатики, рекламы и связей с общественностью освоить основы информационной культуры для успешной реализации учебной и научно-исследовательской деятельности.

В учебно-справочном пособии раскрывается сущность информационной культуры, значение вузовских библиотек в учебном процессе и методика составления библиографического описания на источники информации, а также описывается классификация книжных изданий.

Отдельный раздел пособия посвящен структуре, порядку работы и информационным возможностям библиотеки Уральского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.



ББК 78.07

УДК 011/016

О-75



© Уральский филиал Финуниверситета, 2023


© А. И. Лазарев, составитель, 2023

О Г Л А В Л Е Н И Е




Введение………………………………………………………….


4

I.


Сущность и значение информационной культуры в образовательной деятельности студента……………………….



5

II.

Функции и роль вузовских библиотек в формировании профессионального самообразования студента…….……...…..



7

III.

Библиотека Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ: услуги, фонды, ресурсы, права и обязанности читателей……...…………………………………...




10


IV.

Классификация печатных изданий……………………….…..…


20

V.

Методика составления списка литературы и библиографического описания на печатные и электронные источники………………………………………………………....



25



Список использованной литературы………………...……...….

33





























ВВЕДЕНИЕ



Учебно-справочное пособие предназначено для студентов образовательных программ среднего профессионального образования, бакалавриата и магистратуры, обучающихся по очной, очно-заочной и заочной формам обучения в Уральском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Цель данного издания – формирование общих основ информационной культуры у студентов.

Образовательными задачами пособия являются:

  1. Отразить значение вузовской библиотеки в учебной жизни и познавательной деятельности студента.

  2. Подробно раскрыть возможности библиотеки филиала для студентов в области информационных услуг, книжного фонда, электронных образовательных ресурсов, тематических выставок учебной литературы, справочно-поискового аппарата.

  3. Проинформировать студентов о структуре, режиме работы, а также о правах и обязанностях читателей и библиотеки.

  4. Сформировать знания о классификации книжных изданий, их отличительных особенностях и содержательных характеристиках.

  5. Наглядно показать методику составления списка литературы к учебным исследовательским работам и составления библиографического описания на основные виды книжных, периодических изданий и сетевых электронных ресурсов.

Составитель надеется на то, что учебно-справочное пособие поможет студентам получить необходимые знания и научиться составлять библиографическое описание книг и списки литературы, выполняя эту рутинную работу легко, с интересом и азартом!



  1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА


Слово «культура» в качестве исходного имеет латинское «cultura», что означает «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, культ».

Культура включает в себя сущностные силы человека, процесс их применения (труд, деятельность), предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи), отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.) [4, c. 8–9].

В процессе развития информационного общества требуется подготовка человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно овладеть и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда готовятся и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры относительно использования информации. Для определения этого факта был введен термин «информационная культура» [1, с. 27].

Существуют четыре основных подхода к определению информационной культуры:

1. Информационный: информационная культура – владение информационными технологиями и способность использовать их в образовательно-воспитательном процессе, совокупность устойчивых 8 9навыков эффективного применения информационных технологий и мотивации их использования в педагогической деятельности.

2. Технологический: информационная культура – техника работы с информацией как совокупность знаний, умений, навыков, владение технологиями поиска, переработки, осмысления, трансляции и передачи учащимся учебной и иной информации.

3. Коммуникационный: информационная культура – культура обмена информацией, выражения мыслей в различных формах.

4. Культурологический: информационная культура – социально обусловленный элемент общей культуры, включающий ценности, связанные с взаимодействием человека и информации, культуру мышления, видение мира, информационное мировоззрение, адекватное современному обществу, ориентацию в информационной среде [5, с. 4].

Современные студенты должны хорошо ориентироваться как в подборе информации, отвечающей требованиям научности, достоверности, актуальности, так и владеть различными инновациями в сфере информационно-коммуникативных технологий, уметь грамотно применять их в практической деятельности, совершенствовать уже имеющиеся навыки по преобразованию информации.

Следовательно, информационная культура студента вуза как сформировавшейся личности является средством успешной профессиональной деятельности и залогом продуктивного карьерного роста в будущем [12, с. 111].















  1. ФУНКЦИИ И РОЛЬ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕК В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА



Современное общество справедливо называют информационным. Действительно, стремительно развивающиеся средства массовой информации разрушили мировые границы, объединив мир.

Мы живём в поворотный этап истории цивилизации, когда незримо возрастает значение информации. Умение оперативно находить информацию, оценивать её и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека. Если в прошлом легко можно было обойтись, только способностью читать, писать и считать, то ныне знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие общества.

Человек, получая высшее образование, овладевает различными знаниями и умениями, вырабатывает систему взглядов, получает профессиональные навыки, которые помогут ему в будущей деятельности.

Одна из задач будущего специалиста – научиться получать, обрабатывать и творчески использовать информацию для выработки оптимальных решений, т.е. владеть информационной культурой.

Наше время чаще всего называют веком информации. Понимание того, что уровень информационной культуры для современного человека является необходимым условием его успешной социальной адаптации и результативной профессиональной деятельности в любой сфере, становится постепенно прописной истиной [4, с. 4].

Говоря о значении библиотеки высшего учебного заведения, зададим вопрос: зачем современному студенту библиотека? Ведь в наш современный век можно найти множество источников информации во всемирной паутине.

Только будет ли эффективной такая информация для самого студента? Сможет ли он, развиваясь таким образом, обогащать свои знания в той или иной области? И нужна ли библиотека в таких случаях?

Для написания действительно серьезной научной или учебной работы посещение библиотеки крайне важно. В библиотеке можно найти авторские учебные пособия, вышедшие малым тиражом, редкие научные и справочные издания, узкоспециализированные исследования и прочие уникальные материалы, которые полностью отсутствуют в сетевых ресурсах.

Вузовская библиотека может быть полезна не только в учебных целях, но и для особо любознательных студентов, занимающихся самообразованием, а также для тех, кто желает изучить предмет сверх учебной программы, занимается самостоятельной научной или проектно-творческой работой или, к примеру, изучением иностранных языков.

Работники библиотек хорошо осведомлены об изданиях и материалах, хранящихся в книжном фонде, и могут оказать помощь в выборе информации и дать полезные рекомендации.

В библиотеках, в отличие от сети Интернет, собрана только проверенная информация. И даже если библиотека уступает всемирной паутине по скорости получения информации, она однозначно выигрывает в отношении качества [2].

Библиотеки является структурными подразделениями высших учебных заведений, обеспечивающие информационно-справочное сопровождение образовательного процесса и научных исследований.

Приоритетными задачами университетской библиотеки как социального института общества являются:

  • формирование информационной культуры личности студента и его интереса к книге как способу познавательной деятельности и профессионального саморазвития;

  • развитие у читателей потребности в профессиональной и научной информации;

  • информационно-библиотечное обслуживание студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза;

  • выдача во временное пользование произведений печати;

  • подбор и бронирование литературы по теме запросов читателей, выполнение письменных справок;

  • формирование, использование и обеспечение сохранности книжного фонда;

  • создание справочного аппарата по изданиям, хранящихся в фонде библиотеки, с целью оптимизации поиска литературных источников и оперативного выполнения информационных запросов читателей;

  • организация выставочной работы по экспонированию книг с целью многоаспектного раскрытия содержания фонда библиотеки;

  • освещение опыта работы библиотеки в профессиональной печати;

  • оказание консультативной помощи студентам по вопросам библиотечно-библиографических технологий;

  • предоставление помещения читальных залов для самостоятельной работы студентов с печатными и электронными источниками информации;

  • ведение комплексного учета результатов библиотечной деятельности и его отражение в отраслевой документации.

Таким образом, вузовские библиотеки по-прежнему несут важную миссию в образовательном процессе вуза.













  1. БИБЛИОТЕКА УРАЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ: УСЛУГИ, ФОНДЫ, РЕСУРСЫ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧИТАТЕЛЕЙ

Библиотека филиала – это научный центр, сердце образовательного учреждения, где сходятся интересы различных целевых групп университета. Она предоставляет свои сервисы, учитывая запросы каждой из них. Всё чаще вуз рассматривает библиотеку как подразделение, которое оказывает серьёзную поддержку и в образовательной деятельности, и в научно-исследовательской работе [13, с. 1–3].

Библиотека была основана в 1960 г., через два года после создания в Челябинске учебно-консультационного пункта Всесоюзного ордена «Знак Почета» заочного финансово-экономического института (ныне – Уральский филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации).

Основателем библиотеки была Лидия Николаевна Пьянкова, которая по крупицам собирала книжный фонд и руководила библиотекой на протяжении 22 лет. Позже работала методистом учебной части.

Первоначально библиотека занимала всего два книжных шкафа и находилась в одном кабинете с заведующим учебно-консультационным пунктом, секретарем-машинисткой и методистом. С 1960 по 1977 г. неоднократно переезжала вместе с филиалом на разные учебные площадки.

В 1977 г. филиалу было выделено двухэтажное здание практически в самом центре города, в Калининском районе, на улице Работниц, 58, где он располагается и ныне.

На протяжении 63 лет библиотека филиала обеспечивает информацией и научной литературой преподавателей, студентов и сотрудников.

Сегодня библиотека умело сочетает традиции вузовского библиотечного дела с современными методами работы и гуманистическим подходом при организации информационного обслуживания.

Объем фонда библиотеки превышает 15 тыс. экземпляров учебной, учебно-методической, научной литературы и периодических изданий в области экономики, финансов, управления и гуманитарных наук.

В структуру библиотеки входят абонемент и читальный зал.

Абонемент – подразделение библиотеки, обеспечивающее учебный процесс литературой и периодикой и оказывающее услугу временной выдачи печатных изданий на дом. Именно здесь сосредоточен весь основной книжный и журнальный фонд библиотеки.

Читальный зал имеет статус методического кабинета и помещения  для самостоятельной работы обучающихся с электронными ресурсами и имеет в своем арсенале 31 посадочное место и 9 персональных компьютеров с доступом в сеть Интернет. Часть журнального фонда прошлых лет библиотеки хранится в читальном зале.

Работа студента в читальном зале – это хорошая возможность подготовиться к сессии, выполнить практические задания по учебным дисциплинам, написать реферат, контрольную, курсовую или выпускную квалификационную работу, ознакомиться с книжными выставками и поработать с учебниками.



Библиотека работает по следующему графику:

День недели

Часы работы

Перерыв

Понедельник

9:00 – 18:00

12:45 – 13:30

Вторник

9:00 – 18:00

12:45 – 13:30

Среда

9:00 – 18:00

12:45 – 13:30

Четверг

9:00 – 18:00

12:45 – 13:30

Пятница

9:00 – 16:45

12:45 – 13:30

Суббота

Выходной

Воскресенье

Выходной

Последняя пятница месяца – санитарный день


В предпраздничные дни рабочий день библиотеки сокращается на один час. В дни государственных праздников библиотека не работает.

В библиотеке ведется справочно-поисковой аппарат, представленный в форме системы библиотечных каталогов.

Алфавитный каталог включает в себя карточки с библиографическим описанием книг по их авторам и названиям.

Систематический каталог содержит карточки с библиографическим описанием изданий по отраслям знаний, а именно – по библиотечно-библиографической классификации (ББК).

Алфавитно-предметный указатель содержит карточки с ключевыми словами по наиболее распространенным информационным запросам. На карточках с темами запросов указаны шифры хранения книг на полках книгохранения.

Картотека учета периодических изданий содержит регистрационные карточки, содержание справочные сведения о всех имеющихся в фонде библиотеки научных журналах.

Без библиотечных каталогов очень трудно осуществлять поиск изданий в фонде библиотеки, особенно по узкопрофессиональным сложным запросам. Именно каталоги помогают уточнить наличие издания в библиотечном фонде.

Литература из фонда библиотеки выдается в срок на один учебный год. До конца учебного года вся литература, имеющаяся на руках у читателя, подлежит возврату в полной сохранности.

Библиотечно-информационный комплекс Московского кампуса Финансового университета при Правительстве России ежегодно проводит подписку на лицензионные электронно-библиотечные системы, электронные библиотеки и базы данных. Подписка распространяется на все региональные филиалы Финансового университета при Правительстве РФ.

Электронно-библиотечная система (ЭБС) – это коллекция электронных версий книг, журналов и статей, сгруппированных по тематическим и целевым признакам. В ЭБС реализована система поиска и отбора документов с удобной навигацией, созданием закладок, формированием виртуальных «книжных полок», сервисом постраничного копирования, а также другими сервисами, способствующими успешной научной и учебной деятельности.

Студентам доступны следующие электронные образовательные ресурсы:

– Электронная библиотека Финансового университета при Правительстве РФ;

– Электронная библиотека «Гребенникon»;

– ЭБС «Юрайт»;

– ЭБС «Лань»;

– ЭБС «BOOK.ru»;

– ЭБС «Znanium»;

– Базы данных литературы на иностранных языках.

Пользование электронным ресурсами возможно в режиме 24/7 как в здании филиала, так и из любого компьютера, планшета и электронного устройства за пределами вуза.

У библиотеки имеются свыше 10 разделов на официальном сайте Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, в которых можно найти не только подробнейшую информацию о её деятельности, но также полезные для учебы наглядные материалы в форме презентаций и буклетов.

Рассмотрим некоторые из этих разделов:

  • О библиотеке: http://www.fa.ru/fil/chelyabinsk/org/dep/biblio/Pages

Раздел расскажет о структуре, графике работы, правилах пользования библиотекой.

  • Электронно-библиотечные системы

http://www.fa.ru/fil/chelyabinsk/org/dep/biblio/Pages

Познакомит с перечнем лицензионных образовательных ресурсов, доступных всем студентам университета.

  • Выставочная работа:

http://www.fa.ru/fil/chelyabinsk/org/dep/biblio/Pages

Здесь можно посмотреть галерею интересных книжных выставок.

  • Материалы для студентов

http://www.fa.ru/fil/chelyabinsk/org/dep/biblio/Pages – самый интересный раздел библиотеки, в котором опубликованы:

• иллюстрированная презентация о библиотеке филиала;

• презентация на тему «Как составить список литературы?»;

• буклет и другие материалы библиотеки.


​Библиотека располагает большим выставочным пространством на абонементе и в читальном зале. Выставочная работа относится к важным направлениям деятельности любой вузовской библиотеки.

Книжные выставки наглядно демонстрируют литературу, которой обладает библиотечный фонд. В этом процессе происходит раскрытие фонда библиотеки по его структурному содержанию.

Выставки – это возможность заинтересовать студентов и преподавателей новинками литературы и солидными изданиями средствами наглядной работы.

В выставочных витринах можно увидеть интересные научные книги, справочные издания и учебники по профилю экономики, управления, психологии, другим социально-гуманитарных наукам, а также отраслевые периодические издания.

В библиотеке действуют постоянные выставки:

  • «Через книгу в мир профессий»;

  • «Научные труды преподавателей филиала»;

  • «Страницы истории Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ».

В читальном зале действует постоянная выставка выпускных квалификационных работ и отчетов о практике «В помощь дипломнику», имеющих образцовое оформление.

Дипломные работы с выставки выдаются студентам по запросу для работы в читальном зале. Все книги с других библиотечных выставок свободно выдаются на дом.

Также оперативно организуются другие выставки к знаменательным датам и по актуальным темам для будущих специалистов экономической, управленческой и гуманитарной отрасли.


Библиотека оказывает следующие виды бесплатных

библиотечно-информационных услуг для читателей [8]:


Наименование библиотечной услуги

1.

Выдача литературы по информационным запросам пользователей

2.

Выдача периодических изданий по информационным запросам пользователей

3.

Выполнение библиографических справок по запросам на электронные материалы и печатные издания:

– устно, при личном обращении в библиотеку;

– письменно, через систему корпоративной электронной почты

4.

Информирование пользователей о новых поступлениях литературы в фонд библиотеки:

– устно, при личном обращении в библиотеку;

– письменно, через систему корпоративной электронной почты

5.

Предоставление помещения (читального зала) с автоматизированными

рабочими местами (персональными компьютерами) для самостоятельной работы обучающихся

6.

Предоставление посадочных мест для работы с книжными и периодическими изданиями в читальном зале

7.

Организация выставочной работы по экспонированию книжных изданий из числа фондового хранения и выдача книг с выставок по запросам пользователей

8.

Предоставление доступа в сети Интернет:

– к поисковыми системам и общедоступным сетевым ресурсам для учебной и научно-исследовательской деятельности студентов

– к лицензионным образовательным ресурсам в условиях доступа к информационно-образовательному порталу Финансового университета при Правительстве РФ

9.

Предоставление информации о составе библиотечного фонда через систему справочно-поискового аппарата

10.

Бронирование книжных и периодических изданий по запросу пользователя

11.

Оказание консультационной помощи обучающимся по правилам и методике составления списков литературы и источников информации:

– устно, при личном обращении в библиотеку;

– письменно, через систему корпоративной электронной почты.

12.

Проведение экскурсий по библиотеке для обучающихся и абитуриентов

(по предварительному согласованию)

13.

Проведение обзоров литературы, имеющейся в составе фонда библиотеки, по запросам преподавателей (по предварительному согласованию)



Для успешной и оперативной работы библиотеки по информационному обслуживанию и взаимодействию с читателями определен порядок прав и обязанностей сторон, который закреплен в локальных нормативных актах:

– Правилах пользования библиотекой;

– Положении о библиотеке.

При записи в библиотеку студент ставит свою подпись на титульном листе читательского формуляра в подтверждение знания и обязанности соблюдения правил библиотеки.



Библиотека обязана:

  • обеспечивать права пользователей, установленные настоящими правилами пользования библиотекой;

  • формировать библиотечный фонд, осуществлять учет, хранение и использование документов в соответствии с положением о библиотеке, установленными стандартами и требованиями законодательства;

  • популяризировать свои фонды и предоставляемые услуги, развивать и поощрять интерес к книгам и чтению;

  • информировать обо всех видах предоставляемых услуг; обеспечить возможность пользоваться библиотечным фондом в читальном зале;

  • изучать, анализировать и наиболее полно выполнять запросы на литературу и информацию; качественно удовлетворять информационные потребности пользователей;

  • совершенствовать методику и практику библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;

  • соблюдать при обслуживании читателей вежливость, нормы профессиональной этики и культуры делового общения;

  • сказывать помощь в поиске необходимой информации, проводя устные и письменные консультации, предоставляя в пользование каталоги, печатные и электронные ресурсы, организуя книжные выставки, библиографические обзоры и другие формы информирования;

  • создавать и поддерживать комфортные условия для работы в читальном зале [11].


Читатели библиотеки имеют право:

  • пользоваться библиотечным фондом и услугами библиотеки в соответствии со своими интересами;

  • получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие способы информирования;

  • получать консультационную помощь в выборе источников информации;

  • бесплатно получать основные виды информационно-библиотечных услуг;

  • обращаться с предложениями, замечаниями и жалобами к работнику библиотеки – лично или через каналы служебной электронной почты;

  • использовать в читальных залах личные технические устройства, вносить в читальные залы книги и материалы, необходимые для учебной и научной работы [11].



Читатели обязаны:

  • соблюдать режим работы библиотеки;

  • соблюдать этические нормы поведения при общении и взаимодействии с работником библиотеки;

  • компенсировать ущерб, причиненный библиотеке: заменять утерянную или испорченную библиотечную книгу равноценным изданием на выбор библиотеки;

  • нести ответственность за оставленные без присмотра личные вещи и документы из фондов библиотеки;

  • при выбытии из университета вернуть в библиотеку литературу и подписать обходной лист;

  • своевременно сдавать всю имеющуюся на руках литературу;

  • бережно относиться к фонду, имуществу и оборудованию библиотеки;

  • оставлять в гардеробе верхнюю одежду;

  • соблюдать гигиену работы с книгами, полученными во временное пользование из фонда библиотеки [11].



Читателям запрещается:

  • Портить и небрежно пользоваться произведениями печати и другими документами из фонда библиотеки:

– пачкать страницы книги загрязняющими веществами;

– наносить физические повреждения цельности книжного переплета;

– деформировать книжный блок издания жидкостями;

– наносить надписи на обложку, корешок, обрез и форзац книги;

– делать пометки на страницах книг;

– вырывать листы из книги;

– чрезмерно перегибать книги в корешке, загибать страницы;

– брать журналы и другие произведения печати на открытых просмотрах литературы без записи у библиотекаря;

– нарушать расстановку книг, журналов, газет в фондах открытого доступа.

  • Использовать чужой читательский билет.

  • Выносить без разрешения книги из библиотеки.

  • Употреблять продукты питания и напитки в читальном зале.

  • Проводить фото-, аудио-, видеосъемку, развешивать объявления без согласования с руководством библиотеки.

  • Менять настройки при работе на компьютерах библиотеки, устанавливать программное обеспечение, пользоваться веб-сайтами и блогами экстремистского и откровенного содержания, играть в компьютерные игры.

  • Нарушать этические нормы поведения в помещениях библиотеки:

– оскорблять работников библиотеки;

– вести себя агрессивно и вызывающе;

– создавать помехи процессу библиотечного обслуживания, громко разговаривать и нарушать режим тишины в читальном зале;

  • Пользователям библиотеки запрещается воспроизведение произведений, являющихся объектами авторского права, в любой материальной форме (ксерокопирование, фотографирование, звукозапись, видеозапись, запись на электронном носителе) [11].





IV. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ


Типологизация и классификация изданий разрабатывается в рамках книговедения – комплексной науки о книге и книжном деле, изучающей процессы создания, распространения и использования произведений письменности и печати в обществе [3, с. 339].

Издание – основной вид опубликованного, печатного, полиграфического документа. Это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Издания могут классифицироваться по определенным их признакам: содержанию, материальной конструкции, периодичности, знаковой природой фиксации информации и т.п.

Типологическое многообразие изданий базируется на совокупности признаков, главными из которых является целевое и читательское назначение, а также характер информации, содержащейся в них. Это служит основанием для всесторонней характеристики изданий, позволяет осуществить их внутривидовую классификацию, определить разновидности и типологическое разнообразие [9, с. 43]

Рассмотрим наиболее встречающиеся виды изданий.

Периодические издания выходят через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными.

Например: газета «Аргументы и факты», журнал «Финансист».

Учебное издание – издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

Например: «Обществознание, 10–11 классы», «Педагогика и психология для технических специальностей».

Научное издание содержит результаты теоретических или экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.

Например: «Повышение мотивации учебной деятельности студентов педвузов», «Роль социальных институтов в детерминации поведения личности».

Научно-популярное издание содержит сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Например: «Бухгалтерский учет за 10 дней», «Занимательная математика», «Беседы об архивах».

Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

Например: «Справочник учителя начальных классов», «Словарь психологических терминов», «Большая российская энциклопедия».

Официальное издание публикуется от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций, содержащее материалы нормативного или директивного характера (закон, указ).

Например: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Производственно-практическое издание содержит сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей общественной практики, рассчитанное на специалистов различной квалификации.

Например: «Сборник должностных инструкций работников образования».

Нормативное производственно-практическое издание – официальное издание, содержащее нормы, правила и требования в разных сферах производственной деятельности.

Например, «Правила торговли непродовольственными товарами».

Литературно-художественное издание – опубликованное произведение художественной литературы.

Например: М. Ю. Лермонтов «Мцыри», Агата Кристи «Убийство в “Восточном экспрессе”».

Массово-политическое издание – издание общественно-политической тематики, агитационно-пропагандистского характера и предназначенное широким кругам читателей.

Например: «ГКЧП против Горбачева», «100 знаменитых политиков», «Кто правит современной Россией?»

Духовно-просветительное издание – издание религиозного содержания, разъясняющее постулаты мировоззрения, основанного на вере в существование высших божественных сил.

Например: «Азбука православной веры», «Большая книга старинных гаданий».

Информационное издание включает в себя систематизированные сведения о документах, либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках.

Например: «100 лучших фильмов о любви», «Указатель произведений Дарьи Донцовой за 2010 г.».

Рекламное издание содержит изложенные в привлекающей внимание форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них.

Например: «Каталог товаров для офиса – 2017», «Французская косметика для современного мужчины».

Издание для досуга – издание, содержащее общедоступные сведения по организации быта, разнообразным формам любительского творчества, различным видам увлечений.

Например, «Кройка и шитье от А до Я», «Секреты домашнего хозяйства», «Шахматы для начинающих» [6, с. 67].

Находясь в вузовской среде студенту полезно знать также и виды учебных и научных изданий, который он использует в своей учебной деятельности при подготовке рефератов, контрольных работ и при написании курсовой и выпускной квалификационной работы.

Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие – учебное издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов программы.

Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания. Отличительной особенностью пособия является то, что оно содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения.

Хрестоматия – сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них.

Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного теоретического материала. Данное издание нацелено на формирование и закрепление умений и практических навыков.

Курс лекций – тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом, который можно рассматривать как дополнение к учебнику.

Монография – научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам (коллективная монография). В ней обязательно отражены история вопроса, современное состояние проблемы, перспективы развития отрасли или решения поставленных исследователем задач.

Материалы конференции – непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции.

Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени [8].



















V. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

И БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ НА ПЕЧАТНЫЕ

И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ


Библиографическое описание – это сокращенные справочные сведения об издании или электронном ресурсе, приведённые по определённым правилам в списке литературы с целью их идентификации.

Список литературы – это перечень библиографических описаний всех источников, которые использовались в тексте контрольной, курсовой или выпускной квалификационной работы.

Синонимы термина:

– Библиографический список

– Библиография

– Список использованной литературы и ресурсов

Цель подготовки списка литературы – показать те ресурсы, которые были использованы при подготовке работы.

Библиографическое описание печатных и электронных ресурсов регламентируется ГОСТ Р 7.0.108-2022 «Библиографические ссылки на электронные документы, размещенные в информационно-телекоммуникационных сетях. Общие требования к составлению и оформлению».

Список литературы является обязательной частью курсовой и выпускной квалификационной работы. В список включаются библиографические сведения о использованных при подготовке работы источниках.

Все источники в списке литературы должны быть пронумерованы по порядку.

Расстановка списка литературы осуществляется по алфавиту:

  • Авторов

  • Заглавий

Расстановка производится по слогам первых слов в названии материалов [7, с. 2–3]

Например:

  1. Авдеева, И. И. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / И. И. Авдеева. – Москва: Алмаз, 2019. – 205 с.

  2. Аверин, Ю. А. Общая педагогика: практикум / Ю. А. Аверин. – Курган: Новь, 2021. – 389 с. – (Вузовский учебник).

  3. Банковское дело: учебник / А.И. Гречко, Б. И. Янов, Л. Д. Петерина; под редакцией К. Ф. Мануйлова. – Новосибирск, 2020. – 572 с.

  4. Володин, М. Р. Формирование коммуникативной компетентности студентов экономических вузов во внеучебной деятельности: автореферат дисс. … канд. пед. наук / Володин Максим Робертович; Ярославский государственный университет. – Ярославль, 2015. – 19 с.



СХЕМА

библиографического описания

КНИЖНОГО ИЗДАНИЯ

(описание составляется в последовательности

номера по порядку в первой графе таблицы ниже):


п/п

Элемент описания

Что означает элемент в описании источника?

Пример элемента описания

1.

Заголовок

  • Фамилия и инициалы автора или первого из авторов, если их два.


  • После фамилии автора, перед инициалами ставится запятая.


  • Если авторов у книги три и более, то никто из авторов не указывается и описание начинается сразу с названия книги.

Например:

Иванкова, М. Н.

2.

Заглавие

Название книги, указанное на титульном листе


Например:

Иванкова, М. Н. Психология и педагогика высшей школы

3.

Сведения, относящиеся к заглавию

  • Раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа.


  • Иногда не указываются, когда нет таких сведений на титульном листе

Например:

Иванкова, М. Н. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие

4.

Сведения об ответственности

  • Содержат информацию об авторах, составителях, редакторах и об организациях, от имени которых опубликован документ.

  • Указывается за косой чертой

  • Между автором, редакторами и организацией ставится точка с запятой ;

Например:

Иванкова, М. Н. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / М. Н. Иванкова; под редакцией В. П. Беспалько; Уральский гуманитарный институт

5.

Сведения об издании

  • Указывают на повторность, переработку, дополнения издания.

  • Разделяется знаком тире

Например:

Иванкова, М. Н. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / М. Н. Иванкова; под редакцией В. П. Беспалько; Уральский гуманитарный институт. – 3-е издание, переработанное и дополненное. –

6.

Место издания

Название города, в котором издана книга.

После города ставится двоеточие :

Например:

Иванкова, М. Н. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / М. Н. Иванкова; под редакцией В. П. Беспалько; Уральский гуманитарный институт. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва:

7.

Издательство

  • Издательство, опубликовавшее книгу


  • Иногда издательство в книге не указывается: набираем только город, далее – запятая и год издания: Челябинск, 2020.

Например:

Иванкова, М. Н. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / М. Н. Иванкова; под редакцией В. П. Беспалько; Уральский гуманитарный институт. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт,

8.

Год издания

Год издания книги обычно указывается на титульном листе.

Например:

Иванкова, М. Н. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / М. Н. Иванкова; под редакцией В. П. Беспалько; Уральский гуманитарный институт. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2021. –

Если год издания не указан, обозначаем:

Санкт-Петербург, б.г.

Аббревиатура «б.г.» означает «без года»

9.

Объем книги

Сведения о количестве страниц

Например:

Иванкова, М. Н. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / М. Н. Иванкова; под редакцией В. П. Беспалько; Уральский гуманитарный институт. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2021. – 358 с.

10.

Серия книги

Не у всех книг есть серия.

Если её нет, то ничего не указываем

Например:

Иванкова, М. Н. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / М. Н. Иванкова; под редакцией В. П. Беспалько; Уральский гуманитарный институт. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2021. – 358 с. – (Учебники XXI века).


Результат описания книги:


Иванкова, М. Н. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / М. Н. Иванкова; под редакцией В. П. Беспалько; Уральский гуманитарный институт. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2021. – 358 с. (Учебники XXI века).



СХЕМА

библиографического описания

ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ

(статьи из газеты, журнала)


п/п

Элемент описания

Что означает элемент в описании источника?

Пример элемента описания

1.

Заголовок

  • Фамилия и инициалы автора или первого из авторов, если их два.


  • После фамилии автора, перед инициалами ставится запятая.


  • Если авторов у книги три и более, то никто из авторов не указывается и описание начинается сразу с названия книги.

Например:

Сергеев, Н. С.

2.

Заглавие

Название статьи в журнале или в газете

Например:

Сергеев, Н. С. Опыт реализации проектной деятельности в системе обучения финансовой грамотности преподавателей вузов

3.

Сведения

об авторах

За одиной косой чертой снова указывается автор(ы).

Сначала инициалы, затем фамилия(и)

Например:

Сергеев, Н. С. Опыт реализации проектной деятельности в системе обучения финансовой грамотности преподавателей вузов / Н. С. Сергеев, Р. С. Морозова

4.

Источник публикации

За двумя косыми чертами указывается название периодического издания

Например:

Сергеев, Н. С. Опыт реализации проектной деятельности в системе обучения финансовой грамотности преподавателей вузов / Н. С. Сергеев, Р. С. Морозова // Вестник образования

5.

Год и номер выпуска журнала/газеты

Обычно напечатаны на обложке журнала или на первой полосе газеты

Например:

Сергеев, Н. С. Опыт реализации проектной деятельности в системе обучения финансовой грамотности преподавателей вузов / Н. С. Сергеев, Р. С. Морозова // Вестник образования. – 2022. – № 10

6.

Страница(ы)

на которых опубликована статья

Например:

Сергеев, Н. С. Опыт реализации проектной деятельности в системе обучения финансовой грамотности преподавателей вузов / Н. С. Сергеев, Р. С. Морозова // Вестник образования. – 2022. – № 10. – С. 21–26.


Результат описания статьи из периодического издания:


Сергеев, Н. С. Опыт реализации проектной деятельности в системе обучения финансовой грамотности преподавателей вузов / Н. С. Сергеев, Р. С. Морозова // Вестник образования. – 2022. – № 10. – С. 21–26.







СХЕМА

библиографического описания

ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА

(материал с сайта)



п/п

Элемент описания

Что означает элемент в описании источника?

Пример элемента описания

1.

Заголовок

Указывается автор, если он обозначен на сайте

Например:

Ростовская, Е. Г.

2.

Заглавие

Название текстового материала

Например:

Ростовская, Е. Г. Опыт изучения педагогического конфликта как фактора становления смысложизненных ориентаций педагога СПО

3.

Источник электронного ресурса

После двух косых черт набираем название сайта

Например:

Ростовская, Е. Г. Опыт изучения педагогического конфликта как фактора становления смысложизненных ориентаций педагога СПО // Инфоурок: образовательный портал.

4.

Ссылка на источник

Далее указываем: «Режим доступа», ставим двоеточие : и копируем прямую ссылку

Например:

Ростовская, Е. Г. Опыт изучения педагогического конфликта как фактора становления смысложизненных ориентаций педагога СПО // Инфоурок: образовательный портал. – Режим доступа: https://infourok.ru/opyt-izucheniya-pedagogicheskogo-konflikta-kak-faktora-stanovleniya-smyslozhiznennyh-orientacij-pedagoga-spo-6406970.html

5.

Дата обращения к ресурсу

Например:

Ростовская, Е. Г. Опыт изучения педагогического конфликта как фактора становления смысложизненных ориентаций педагога СПО // Инфоурок: образовательный портал. – Режим доступа: https://infourok.ru/opyt-izucheniya-pedagogicheskogo-konflikta-kak-faktora-stanovleniya-smyslozhiznennyh-orientacij-pedagoga-spo-6406970.html (Дата обращения: 22.12.2022)

Результат описания электронного ресурса:



Ростовская, Е. Г. Опыт изучения педагогического конфликта как фактора становления смысложизненных ориентаций педагога СПО // Инфоурок: образовательный портал. – Режим доступа: https://infourok.ru/opyt-izucheniya-pedagogicheskogo-konflikta-kak-faktora-stanovleniya-smyslozhiznennyh-orientacij-pedagoga-spo-6406970.html (Дата обращения: 22.12.2022)







































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бабошин, А. К. Значение информационной культуры в информационном обществе / А. К. Бабошин // Гаудеамус. – 2010. – Т. 2. – № 16. – С. 27–28.

  2. Библиотека в жизни студента: научный доклад // Национальная библиотека им. И. Г. Папаскир республики Абхазия: официальный сайт. –URL: http://nl-ra.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=375:biblioteka-v-zhizni-studenta&Itemid=661&lang=ru

  3. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 12 / Главный редактор А. М. Прохоров. – Москва: Советская энциклопедия, 1973. – С. 339.

  4. Володина, В. П. Информационно-библиографическая культура: материалы к практическим занятиям / В. П. Володина; Тюменский государственный нефтегазовый университет, научная библиотека. – Тюмень, 2006. – 34 с.

  5. Голубева, О. Л. Информационная культура: учебное пособие / О. Л. Голубева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2017. – 117 с. – (Классическое университетское образование).

4. Жаркова, Т. И. Культура бизнес-общения: монография / Т. И. Жаркова, В. С. Елагина. – Челябинск: Образование, 2008. – 195 с.

6. Кушнаренко, Н. Н. Документоведение: учебник для вузов / Н. Н. Кушнаренко. – 7-е издание, стереотипное. – Киев: Знание, 2006. – 459 с. – (Высшее образование XXI века).

7. Методические рекомендации по правилам составления библиографических описаний на печатные и электронные материалы: для студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата и магистратуры по очной, очно-заочной и заочной формам / Составитель А. И. Лазарев; Уральский филиала Финуниверситета. – Челябинск, 2020. – 10 с.

8. Основные виды учебных и научных изданий, их краткая характеристика: лекция // Научная библиотека Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова. – URL: https://www.1spbgmu.ru/obrazovanie/biblioteka

9. Палеха, Ю. И. Общее документоведение: учебное пособие / Ю. И. Палеха, Н. А. Лемиш. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Киев: Лира-К, 2009. – 443 с.

10. Перечень основных видов библиотечно-информационных и библиографических услуг, предоставляемых библиотекой Уральского филиала Финуниверситета: утверждено директором филиала 23.08.2021 г. // Уральский филиал Финансового университета при Правительстве РФ: официальный сайт. – URL: http://www.fa.ru/fil/chelyabinsk/student/Documents

11. Правила пользования библиотекой Уральского филиала Финансового университета: утверждено директором филиала 17.03.2021 г., принято на заседаниях ученого совета (протокол от 16.03.2021 № 30) и студенческого совета (протокол от 15.03.2021 № 15) // Уральский филиал Финансового университета при Правительстве РФ: официальный сайт. – URL: http://www.fa.ru/fil/chelyabinsk/student/Documents

12. Соловкина, И. В. Информационная культура студента вуза как средство успешной профессиональной деятельности в будущем / И. В. Соловкина, А. А. Темербекова // Мир науки, культуры и образования. – 2021. – № 3. – С. 109–111.

13. Юшина, Н. Научное достояние / Надежда Юшина // Технополис. – 2018. – № 20. – 18 окт. – С. 1–3.


























Учебное издание


ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА


Составитель

Лазарев Арсений Иннокентьевич


Макет подготовлен библиотекой Уральского филиала

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации


454084, г. Челябинск, ул. Работниц, 58





25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!