СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие по профилактике нарушений письменной речи у учащихся 1-2 классов с ТНР и ЗПР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно -методическое пособие содержит  дидактический материал,который можно использовать в работе по профилактике нарушений письменной речи в начальной школе. Задания направлены на развитие предпосылок письменной речия,которые составляют базис письма и чтения.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие по профилактике нарушений письменной речи у учащихся 1-2 классов с ТНР и ЗПР»




Учебно-развивающее пособие

по профилактике нарушений письменной речи

у учащихся 1-2 классов с ТНР и ЗПР.





































Учитель-логопед Жигулина Т.М.





Занятие 1.

Ориентировки в пространстве и формирование схемы тела:

  1. Покажи правую руку

  2. Покажи левое ушко

  3. Дотронься левой рукой до правого ушка.

  4. Работа с зеркальным изображением.





1.Покажи .где у мальчика правая рука и где левая рука?

2.Покажи, где у мальчика левая и правая нога?

2. Раскрась стрелочки повернутые направо – синим цветом, налево –желтым, вниз – красным, вверх - зеленым цветом.







Занятие 2

Временные представления Сутки. Неделя.


  1. Расскажи, что когда ты делаешь?

  2. Составь связный рассказ про режим дня.





















2.Упражнение на развитие зрительно-предметного восприятия, осложнённое заданием на развитие памяти. Дорисуй недостающие детали.












Занятие 3.

Временные представления. Времена года. Месяцы.

1.Какое время года нарисовал художник?

2.Назови сезоны по порядку.











2. Раскрась стрижей, которые летят вправо, синим карандашом, а тех, которые летят влево - зелёным карандашом.



Занятие 4

Возраст и роли в семье. Определение последовательности в пространстве.



II Звукобуквенный анализ (18ч):

  1. Знакомство с органами речи. Речь письменная и устная

  2. Дифференциация основных речевых единиц

  3. Речь-предложение. Предложение-слово

  4. Звуковой анализ слов. Гласные звуки и пройденные в классе буквы («а», «о», «у», «и», «ы») в начале слова.

  5. Звуковой анализ слов. Гласные звуки и пройденные в классе буквы («а», «о», «у», «и», «ы») в конце слова.

  6. Звуковой анализ слов. Гласные звуки и буквы в середине, в конце слова.

  7. Ударение в слове.

  8. Согласные звуки и буквы в начале слова

  9. Согласные звуки и буквы в конце слова

  10. Звуковой анализ односложных слов

  11. Слог. Деление слов на слоги.

  12. Согласные твердые и мягкие согласные звуки












Занятие 5.

Речь письменная и устная. Знакомство с органами речи

  1. Раскрась картинки, которые относятся у устной речи – желтым цветом, которые к письменной речи - синим цветом.




















































Занятие 6

Речь-предложение. Предложение-слово


Предложения состоят из слов.

Каждое слово в предложении обозначим линией. Первое слово — начало

предложения — обозначим | . В конце поставим точку.

Составь предложение по схемам.

Послушай (прочитай) предложение. Начерти схему предложении.


Гном пилит бревно.

_______________________________________________

_______________________________________________

Р аскрась животных, которые смотрят направо – жёлтым цветом, налево – зелёным цветом. Составь предложение по картинке с любым животным.










Занятие 7

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и пройдённые в классе буквы

(«а», «о», «у», «и», «ы») в начале слова.



  1. Соедини картинку с буквой, так чтобы первый звук названия картинки соответствовал букве.

А

О

У

И

Ы











  1. Придумай предложение с любой из данных картинок. Начерти схему предложения. Выдели гласные (в начале слова).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 . Дорисуй чего не хватает.











Занятие 8

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и пройдённые в классе буквы

(«а», «о», «у», «и», «ы») в начале слова.


1.Произнеси слово. Определи в названии, каких картинок первый звук гласный. Закрась соответствующую клетку.



















2.Составь предложение с любой из данных картинок. Начерти схему предложения.

__________________________________________________________________

  1. Скопируй цветок

  1. Найди и обведи красным цветом все буквы «А»

Занятие 9

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и буквы в середине, в конце слова.

  1. Начерти звуковую схему слова. Впиши гласные буквы в соответствующие клетки.





















  2. Составь предложение с любым названием данных картинок, начерти схему, впиши гласные буквы.

__________________________________________________________________________________________________________________________



3 .



























Занятие 10

Звуковой анализ слов. Гласные звуки и буквы в середине, в конце слова.

1.Начерти звуковую схему слова. Впиши гласные буквы в соответствующие клетки.





















  1. Впиши пропущенные буквы.

К_т, к_т, м_к, р_к, д_м

  1. Отгадай ребус: Составь предложение с каждым из этих слов.

3

2

1

н

о

с























Занятие 11

Ударение в слове.

  1. Р ассмотри картинки. Начерти звуковые схемы слов. Поставь ударение









  1. Поставить ударение, выделить гласные буквы.

Волк, лиса, котик, кактус

Придумай предложение с одним из этих слов, начерти схему

_____________________________________________________________







Занятие 12

Ударение в слове.

  1. Нарисуй недостающую картинку. Составь предложение с каждой картинкой.























  1. П одбери картинки, соответствующие схемам.










Занятие 13

Согласные звуки и буквы в начале слова.

Раскрась предметы, названия которых начинаются с твёрдого согласного, синим цветом, а те, названия которых начинаются с мягкого согласного, зелёным цветом. Составь предложение с каждой картинкой.






































Занятие 14

Согласные звуки и буквы в конце слова.

  1. Раскрась предметы, названия которых оканчиваются на один и тот же звук, одним цветом. Составь предложение с каждой картинкой.

  1. Прочитай.











Занятие 15 Звуковой анализ односложных слов.

  1. Нарисуй звуковые «костюмчики» к словам, названий картинок.







  1. Придумай предложения с названием каждой картинки.



  1. По первым звукам названий картинок составь слово.























Занятие 16. Звуковой анализ односложных слов.

  1. Нарисуй звуковые «костюмчики» к словам, названий картинок.






  2. Подбери слово-признак, чтобы ответить на вопрос,: какой? какая?


  1. По первым звукам названий картинок составь слово.




Составь предложение, начерти его схему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вставь гласные буквы:

Л_к- л_к, б_нт – б_нт











Занятие 17 Слог. Деление на слоги.

1.Соотнеси картинки и схемы.



















2. Составь слово из первых звуков, названий картинок. Запиши его в цвете.



______________________________

3. Составь предложение. Начерти схему предложения.

_____________________________________________________________________________

4 . Нарисуй картинку, в названии которой два слога.












Занятие 18 Слог. Деление на слоги.

  1. Н азови картинки. Сколько слогов в каждом слове? Соедини с подходящими схемами.























  1. Найди и раскрась картинки, в названии которых одинаковое количество слогов одним цветом

  2. Составь слово из слогов, названий картинок. Запиши его в цвете. Составь предложение.


___________________________

1 слог

2 слог

3 слог




Занятие 19

Слог. Деление на слоги.

  1. Запиши цифрой, сколько слогов в слове.








2 Составь слово из 1слогов, названий картинок. Запиши его в цвете. Придумай предложение.



___________________________




3. Нарисуй картинку, в названии которой три слога.


















Занятие 20 Слог. Деление на слоги.

1. Соедини картинки , названия которых начинаются с одного слога.

П одбери слово- признак, так чтобы ответить на вопрос, какая? какой? Составь предложение с любой из данных картинок.

















  1. Соедини слоги так, чтобы получились слова.

Занятие 21 Твердые и мягкие согласные звуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определить, каким согласным является первый звук – твердым или мягким. Раскрасить квадрат соответственно синим или  зеленым цветом.


  2. Найди подходящие буквы каждому слову. Придумай предложение с любым из этих слов. Начерти схему предложения.




____________________________________________________________________________________________________________________________________





Занятие 22 Твердые и мягкие согласные звуки.

  1. Определить, каким согласным является последний звук – твердым или мягким. Раскрасить рисунок соответственно синим или  зеленым цветом.

Какие предметы лишние? Почему?

  1. Подбери слово-признак, чтобы ответить на вопрос: какой? какая? Придумай предложение с любой из данных картинок. Начерти схему предложения.

__________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Четко читай. Сначала прямые слоги, затем обратные.

Назови слоги с мягким согласным звуком.




III Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных (8 ч):

  1. Звуки [б ] [б '], буква Б

  2. Звуки [п] [п '], буква П

  3. Звуки [т] [т '], буква Т

  4. Звуки [д ] [д '], буква Д

  5. Звуки [к ] [ к '], буква К

  6. Звуки [с ] [ с '], буква С

  7. Звук и буква Ш

  8. Звук и буква Ж






















  1. От данной точке 4 клеточки вверх, 5-вправо, 1- вниз, 4- влево, 1-вниз, 4-вправо, 2 – вниз, 5 –влево.
























Занятие 23 Звуки [б] [б.], буква

  1. Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах. «Надень звуковые костюмчики». Сколько слогов в словах - названиях картинок?





П ридумай предложение. Начерти схему предложения.___________________

Нарисуй картинку в назании, которой есть твердый «дежурный» звук

Нарисуй картинку в назании, которой есть мягкий «дежурный» звук










З анятие 24 Звуки [п] [п.], буква П


  1. От данной точке 4 клеточки вверх, 5-вправо, 4- вниз, 1- влево, 3 –вверх, 3-влево, 3-вниз, 1-влево.























  1. Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах. «Надень звуковые костюмчики». Сколько слогов в словах - названиях картинок?





Придумай предложение. Начерти схему предложения._______________________________

Нарисуй картинку в назании, которой есть твердый «дежурный» звук

Нарисуй картинку в назании, которой есть мягкий «дежурный» звук



Занятие 25 Звуки [т] [т '], буква Т


От данной точке 3 клеточки вверх, 2-влево,1-вверх, 5- вправо, 1-вниз, 2-влево, 3-вниз, 1-влево.
























2.Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах. «Надень звуковые костюмчики». Сколько слогов в словах - названиях картинок?







3.Придумай предложение к данной схеме.








4.Найди и обведи букву Т





Нарисуй картинку в назании, которой есть твердый «дежурный» звук


Нарисуй картинку в назании, которой есть мягкий «дежурный» звук


























Занятие 26. Звуки [д ] [д '], буква Д



От данной точке 1 клеточки вверх, 1-вправо, 3- вверх, 3- вправо, 3 –вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-влево, 1 вверх, 3–влево, 1 вниз, соединяй с первой точкой.

























.2.Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах. «Надень звуковые костюмчики»






.

  1. Придумай предложение с данной картинкой. Начерти схему предложения.



4.Найди и обведи букву Д












Нарисуй картинку в назании, которой есть твердый «дежурный» звук

Нарисуй картинку в назании, которой есть мягкий «дежурный» звук




















Занятие 27 Звуки [к ] [ к '], буква К




2.От данной точке 4 вверх, 1- вправо, 2- вниз, 2 наискосок вверх вправо, 1 вправо, 2 наискосок влево вниз, 2 наискосок вправо вниз, 1 влево, 2 наискосок влево вверх, 2 вниз, 1-влево.

























  1. Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

«Надень звуковые костюмчики»








  1. Прочитай. Выдели гласные буквы. Начерти схему предложения.

Катя стирает платок.


5 Найди и обведи букву К




Нарисуй картинку в назании, которой есть твердый «дежурный» звук

Нарисуй картинку в назании, которой есть мягкий «дежурный» звук






























Занятие 28 Звуки [с ] [ с '], буква С





От данной точке 4 клеточки вверх, 5-вправо, 1- вниз, 4-влево , 2 -вниз, 4-вправо,

1 – вниз, 5 –влево.
























  1. Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

«Надень звуковые костюмчики»







3 Прочитай. Начерти схему предложения.


Дети слепили снежный ком.


_____________________________________________


  1. Найди и обведи букву С




Нарисуй картинку в назании, которой есть твердый «дежурный» звук

Нарисуй картинку в назании, которой есть мягкий «дежурный» звук

























Занятие 29 Звук и буква Ш


От данной точке 4 клеточки вверх, 1-вправо, 3- вниз, 1- вправо, 3 –вверх,

1-вправо, 3-вниз, 1-вправо, 4 – вниз, 5 –влево.
























2 Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

«Надень звуковые костюмчики»






  1. Прочитай. Начерти схему предложения.

У малыша тёплая шуба.

_________________________



4 Найди и обведи букву Ш


  1. Нарисуй картинку в назании, которой есть «дежурный» звук

























Занятие 30 Звук и буква Ж





От данной точки 2 клеточки вниз, 1-вправо, 3- вниз, 1- вправо,

2 – наискосок вниз вправо, 1-вправо, 2-наискосок вверх влево,

2 наискосок вверх вправо, 1влево, 2 наискосок вниз влево, 2вверх,

1 влево, 2 вниз, 2 наискосок вверх влево, 1 влево, 2 наискосок вниз вправо,

2 наискосок вниз влево, 1- вправо, 2 наискосок вверх вправо.


























2 Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в словах.

«Надень звуковые костюмчики»








3 Прочитай. Начерти схему предложения.

Лыжник едет по лыжне.

________________________






  1. Н айди и обведи букву Ж



  1. Нарисуй картинку в назании, которой есть «дежурный» звук






























12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!