СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие "Композиция современного танца"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном пособии представлен учебно-методический материал для дисциплины "Композиция и постановка современного танца", разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Пособие адресовано преподавателям и студентам учреждений среднего профессионального образования, педагогам дополнительного образования в учреждениях искусства и культуры, руководителям детских хореографических коллективов.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие "Композиция современного танца"»



Департамент внутренней и кадровой политики белгородской области

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










КОМПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА



учебно-методическое пособие для студентов







Составитель: Саломатиной С.А. преподаватель хореографических дисциплин









Старый Оскол, 2020




Методическое пособие подготовлено преподавателем хореографических дисциплин Саломатиной С. А.


Редакционная комиссия:

И.В. Основина, зам. директора по НМР.



Рецензент: Степанова Татьяна Ивановна,

к.п.н., старший преподаватель кафедры педагогики и физической культуры

СОФ НИУ «Бел ГУ»



Одобрено: ПЦК дизайна и хореографических дисциплин

Протокол № 3 от 14.12. 2020 г.

Председатель ПЦК: Саломатина С. А.





В данном пособии представлен учебно-методический материал для ОП. 07 Композиция и постановка современного танца, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС, составлены с учетом опыта преподавания по дисциплинам хореографического цикла.



Пособие адресовано преподавателям и студентам учреждений среднего профессионального образования, педагогам дополнительного образования в учреждениях искусства и культуры, руководителям детских хореографических коллективов.




Содержание


Введение

1.

Работа хореографа над современной композицией танца

2.

Образность мышления хореографа

3

Создание композиции современного танца

4.

Список литературы





Введение

На протяжении истории развития и трансформации хореографии каждый балетмейстер вёл творческие поиски собственного пластического языка, который становился средством передачи собственных переживаний и отношения к действительности. Долгое время таким средством являлся классический танец, теория которого заключается в визуальном изображении отсутствия гравитационного притяжения. Впоследствии в сценическом пространстве утвердились другие танцевальные направления, среди которых народно-сценический танец, историко-бытовой, бальный и другие. Каждое из этих направлений выполняло коммуникативную функцию, благодаря которой балетмейстер мог выразить с помощью движения тел исполнителей то, что невозможно передать словами.

Как средство неординарного выражения идеи и мысли в искусстве современный танец определяется неограниченной свободой движения. Его характеристиками являются: глубина мысли, естественность, свобода тела, пластичность. Танцевальные pas в современной хореографии в визуальной форме неуловимы. Смена их структуры настолько контрастна и динамична, что очертания тела превращаются либо в размытые кадры, либо в кубические построения.

Ядром современного танца является его индивидуализированная подача, благодаря которой автор как многогранный поисковик исследует различные зоны человеческого существования – пространственную, бытовую, духовную, эмоциональную. Такое исследование организуется в естественные эмоции и конкретные идеи, которые становятся источником движения тела, такая характеристика современной хореографии как «свобода» в широком смысле этого слова делает форму движения тела абстрактно-выразительной, что способствует смешанному чувству зрительского восприятия в процессах понимания и принятия увиденного.



1.Работа хореографа над современной композицией танца


Слово «композиция» (от латинского composition) означает сочинение, а также составление целого из частей, примирение. В этом же значении слово вошло в русский язык, как и во многие другие языки.

Хореография — искусство танца. В это понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет. Как и другие виды искусства, современная хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме.

Хореография родилась на заре человечества. Еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, танцы магического характера, ритуальные, воинственные.

Дошедшие до нас танцы прежних времен рассказывают о жизни, быте и нравах различных народов.

С изменением социального строя, условий жизни людей, менялись характер и тематика искусства, в том числе и в современной хореографии.

Сегодня композиционное построение современного танца, предпола­гает собой наличие замысла, (цели, идеи). По опреде­лению, композиция - конструкция для смысла. Она не может быть лишенной смысла, даже в том случае, если произведение представляет собой несюжетную декоративную или абстрактную, современную хореографию, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами - отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность. Они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, будучи приведены к гармоничес­ким отношениям, обладать эстетической ценнос­тью.

В этом случае гармония форм, цветовых от­ношений, борьба противоположных начал сама становится смыслом современной хореографии. В ней может преобладать или образно-сю­жетное начало или структурное начало, выра­женное в формальных отношениях элементов композиции. Но композиция, будучи понятием организующим, органически соединяет в себе оба эти начала,- и закономерности ее построение подчинены закону гармонического единства содержания и формы.

Характерным композиционным построением современного танца является то, что оно всегда развивается в определенных границах. Эти границы определя­ются не только пространственными ограничения­ми такими как: форма, размер и формат, про­странство стен или ограничение во времени, в танце и музыке. Смысл границ, рамок в том, что­бы отделить мир реальный от мира изображае­мого. Внешние границы, с одной стороны, связа­ны с окружающим пространством, с другой - с внутренней структурой произведения, с органи­зацией элементов внутри композиции, которая диктует определенный тип ее современной направленности. Компо­зиция может быть замкнутой, вписывающейся в определенную форму и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продол­жение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внут­ренними связями между ее элементами. Эти ком­позиционные узлы и нити держат ее изнутри в пространственно-временных границах.

Начинается создание основ современной композиции с ознакомления с литературными, иконографическими, музыкальными и хореографическими материалами. В воображении постановщика представляется масса вариантов постановки: его начало, развитие и то нужное, образное, красивое, что должно войти в сочинение. Необходимо методически правильно выбрать основу современной хореографии, определить ее общую направленность, распределение постановки композиции по рисунку и их соединение.

Иногда все танцевальные движения, повороты, позы, жесты исполнителей, чередуясь, являются постановщику, настолько быстро, что мозг не успевает фиксировать и запоминать всё увиденное в мыслительной памяти. Тогда приходится восстанавливать композицию с помощью мышечной памяти или снова ее сочинять.

В процессе постановки танца, мыслительная память постановщика своеобразно вырисовывает образ, где в сопровождении с музыкой возникают, сначала, смутные пластические и цветовые этюды, а впоследствии более чётко проявляется, со всеми его событиями и образами, композиция современного танца в целом. Когда создаётся танец, воображению хореографа представляется, прежде всего, логическое развитие характеров героев в обусловленных сюжетом действиях и поступках. А так же и декоративное оформление, цвета и форма костюмов, необходимая бутафория и реквизит, сценическое освещение.

Происходит эта работа, в то время как звучит музыка в исполнении концертмейстера или фонограммы. Лучше всего работать с концертмейстером, опытным музыкантом, так как с ним можно посоветоваться, проанализировать музыкальную форму композиторского сочинения, попросить иногда по-иному интерпретировать музыку, так, как она слышится хореографу, не отходя от авторского замысла хореографа, изменить темп и характер музыки.

В рабочем пространстве хореографа обязательно должно присутствовать зеркало, с помощью которого проверяются движения, позы, мимика, найденные в процессе сочинения любой хореографии.

Сочинитель может уделять внимание построению как отдельного движения, жеста, позе, так и целым комбинациям. Он исполняет все партии не зависимо от пола исполнителя и количества исполнителей в целом. Наблюдая за собой в зеркале, определяется, насколько найденная, задуманная постановщикам, внутренняя форма находит верное, убедительное выражение в форме внешней – в сочинённом танце или мизансцене.

Затем начинается процесс по наложению хореографом придуманного материала на исполнителя, группу, ансамбль и образно, эмоционально-насыщенно демонстрируется замысел танца. Сочинитель передаёт свою веру и увлечённость исполнителям.

Во время репетиций, участники будущего танца должны быть максимально собраны, повторяя пройденный новый материал, чтобы закрепить его в памяти, увидеть целиком и логично связать с последующим. И так шаг за шагом создаётся новый танец.

Сохранение первоначальной формы и выразительности современного танца зависит не только от основных исполнителей, но и тех, кто находится в менее визуально-активном положении относительно рисунка хореографической постановки.

Композиционное построение современного танца – одно из самых сложных и интересных задач, в сфере различных типов постановки хореографии, уже потому, что как всякое рождение, этапы замысла, создания и воссоздания современной постановки, всегда сохраняет притягательную силу искусства.

Художественно-творческое мышление хореографа, является специфическим внешним проявлением единой психологической функции личности, являющееся основный его качеством, при создании композиции современного танца. Оно выражается в процессе создания и передачи художественно-образного содержания хореографического произведения.

В основе авторской концепции профессиональной подготовки хореографа лежит идея о творчестве как основе художественного осмысления бытия в форме хореографического искусства. В настоящее время, когда изменилась эстетика хореографического искусства, возникла необходимость в формировании современного типа художественно-творческого мышления в процессе профессионального обучения.

Необходимость изменений вытекает из главного противоречия действующей модели хореографического образования, в которой профессиональная подготовка основывается на доминировании рационально-логического типа художественного мышления, действующего в классической хореографии. Оно формируется на основе теоретического интеллектуального мышления, характеризующегося тем, что материалом, который используется для создания хореографического произведения, являются драматические образы, созданные вне связи с движением, а также кодифицированный набор танцевальной лексики, которым владеет хореограф.

В классическом танце творчество хореографа носит вторичный характер, поскольку отталкивается от внешних идей, которые дают музыка, драматургия и зафиксированный язык движений. Таким образом, творческая задача сводится к тому, чтобы хореограф в результате манипулирования этими художественными средствами смог создать пластически-образное решение хореографического произведения.

Главное отличие хореографии современного танца состоит в том, чтобы воспитать творческую личность, мыслящую движениями, думающую своим телом и способную создать определенные художественные образы только с помощью движений и их композиции. Таким образом, на современном этапе развития хореографии, способ рационального интеллектуального мышления становится не эффективным. Сейчас хореограф должен овладеть аффективным и парадоксальным наглядно-образным мышлением, которое способно управлять индивидуальными способностями, эмоциями посредством превращения движений, выражающих эти эмоции и действия в пластический образ.

На первое место все исследователи ставят усмотрение проблемы или трудности, то есть осознание некоего «поля напряжения», которое заставляет искать пути решения проблемы. Проблемная ситуация есть начало процесса мышления. Во многом современная хореография базируется именно на поиске новых способов художественного выражения, на экспериментах, которые открывают новые пути художественного воплощения.

Второй этап творческого процесса, по мнению многих исследователей, носит бессознательный характер; созревание, инкубация некой идеи, замысла. Затем, когда для решения проблемной ситуации выдвигается определенная задача, и начинается ее формулирование и решение, процесс мышления становится преимущественно сознательным. Если сознание занято решением другой задачи, то дело продолжения решения той задачи, от которой сознание отошло, остается в компетенции подсознательно. В творчестве хореографа этот этап называется «замысел». Выражение идеи предполагает вербализацию интуитивного решения, однако в творчестве хореографа современного танца мы не можем вербализировать некие ощущения, некие проблески новой идеи, поэтому более рационально ввести новый термин «творческое видение», которое может выражаться в неких внутренних картинах, образах, музыкальных или движенческих интонациях.

Третий этап – переход бессознательного в сознательное, поисковая фаза, желание воплотить задуманное с помощью определенных художественных средств. Переход подсознательных результатов в сознание воспринимается субъектом как озарение, которое больше применимо к научному творчеству или вдохновению в искусстве. Эта фаза в хореографии носит бессознательный характер. Хореограф с помощью импровизации и поиска движений пытается выразить в зримой форме свои внутренние ощущения. Это тот самый мучительный этап в работе, потому что средства и способы реального выражения часто не совпадают с внутренними ощущениями и образами.

Четвертый этап – эксперимент, конструирование, создание идеальной модели — носит сознательный характер. Процесс поиска движений, способов их соединения закончился, начинается поиск структурной рамки, формы, соединения с другими компонентами сценического действия. Многое на этом этапе изменяется, если хореограф начинает работать с исполнителями, которые предлагают собственное решение и трансформируют найденное хореографом в реальную видимость танца.

Пятый этап — критический анализ всех форм решений, контроль созданного произведения искусства. Обычно этот этап связан с некой презентацией зрителю, и достаточно часто в зависимости от мнения зрителей и критиков созданное произведение требует каких-либо изменений.

В процессе творческого поиска интегрируются все познавательные процессы: восприятие, память, воображение и мышление, - и каждый из этих компонентов требует специального развития в процессе профессионального образования.

Создание художественного произведения — это постоянная работа мышления, направленная на отбор тех или иных компонентов замысла и его реализации. Перед внутренним взглядом хореографа проходит бесчисленное количество возможных вариантов, путей развития, логических последовательностей, из которых надлежит безошибочно избрать ту единственную их комбинацию или связь, которая и явится подлинным произведением искусства.

Основное отличие современного танца от классической хореографии заключается в том, что основой творчества хореографа служит не кодифицированный язык движений, как это существует в классическом балете и других зафиксированных танцевальных системах, а свободное оперирование кинестетической информацией, которая зависит только от внутренних ощущений хореографа. В современном танце исчезает проблема выбора выразительных средств, то есть этап теоретического осмысления будущего произведения искусства, создаваемого под влиянием определенных внешних раздражителей (музыки, либретто). Хореограф современного танца переводит непосредственно в движение свои мысли, чувства и идеи, не ограниченный никакими рамками и условностями.

Мышление хореографа невозможно без его сопряженности с двигательной (телесно-чувственной) активностью творческой личности, иначе говоря, природой хореографического мышления является сенсомоторная работа человеческого тела. Единицей мышления хореографа является движение, или па, но сущность творческого видения хореографа заключается в переводе этого движения в символ или художественный образ.

Таким образом, в творчестве хореографа важное место занимает не только познавательная способность, не только осознание и переживание информации внешнего мира, но и способность обобщенного, символического отражения этой информации через хореографический образ. Для композиционной постановки современного танца необходимо выделить те качества личности, которые являются наиболее важными для профессиональной деятельности хореографа:

  • психологические природные возможности: развитая фантазия и воображение, образность мышления, способность к сочинению и композиции, способность к пластическому самовыражению;

  • психофизиологические особенности: анатомические возможности, чувство ритма, метроритмическая координация, музыкальность;

  • признаки творческого мышления: креативность, самобытность, нетривиальность, аффективность и парадоксальность, художественная рефлексия и суггестия, эмпатия, эмоциональная образность, творческая интуиция, творческая активность и индивидуальность;

  • полученные в процессе обучения профессиональные знания в области сущности движения и его возможностей, законов биомеханики и психомоторики, связей музыки и танца, законов композиции движения и пространства, законов хореографической логики развития произведения, законов художественной целостности;

  • приобретенные в процессе обучения умения и навыки: танцевальной импровизации, работы с движением и его формами, владение разнообразными способами соединения движений, ощущение стиля и жанра, понимания сути сценического времени и динамики сценического пространства» владение законами режиссуры.


2.Образность мышления хореографа


Особенностью хореографического образа является его объемность в пространстве, и в связи с этим важным фактором творческого мышления хореографа является пространственное воображение, которое активизирует образное мышление. Важнейшими характеристиками этого типа воображения являются пространственные операции и манипуляции с объемными объектами, перевертывание и вращение объектов, оперирование пространственными соотношениями их частей, операция мысленного конструирования объемной фигуры из определенных элементов.

Визуальное мышление хореографа опирается на искусство орнамента как принципа гармонии и выразительности фигур и узоров, игры линий, соотношения пространственных и временных ритмов движения. И наоборот, наличие динамики искусного орнаментального рисунка в танце подчеркивает текучесть, пластичность визуального ряда в процессе умственной деятельности автора композиции, создает иллюзию того, что художник зафиксировал момент, когда движение оборвалось, чтобы через мгновение начаться снова.

Безусловно, для хореографа самым важным профессиональным качеством является творческое воображение и ассоциативное мышление, которые позволяют создавать образы, основную семантическую единицу вида художественного творчества. Становления и развитие хореографической образности является одной из важных зад воспитания хореографа.

Хореографический образ в состоянии передать всю полноту возможных форм переживания художника: настроение, эмоцию и чувства, страхи. Хореографический образ выражается в кинестетическом материале (движение, жест, поза, мимика). Художественный образ играет очень важную роль в поиске хореографического воплощения.

Существуют еще два профессионально необходимых качества хореографа для постановки композиций современного танца: комбинаторные (композиционные способности) и способности режиссера. Композиционные способности тесно связаны с пространственным воображением и заключаются в свободе оперировать элементами, составляющими язык танца (движения, позы, расположение исполнителя в пространстве, рисунок танца, ракурсы, мимика). В хореографическом произведении смысл происходящего выражается с помощью определенного зрительного воплощения, которое всегда носит ассоциативно-метафорический характер. В связи с этим особенность мышления хореографа состоит в том, чтобы интерпретировать впечатления от определенных жизненных ситуаций посредством условного языка, с помощью условной метафоры. Современная хореография по своей природе метафорична и условна, в ней трудно найти смысл и прямое отображение событий, прямое отражение чувств и эмоций, поэтому на сегодняшнем этапе развития особую важность приобретает развитие у хореографов социативно-метафорического мышления.

Хореографы современного танца должны иметь непосредственно исполнительский опыт и должны быть знакомы с ощущениями непосредственного переживания танца. Фокус восприятия каждого хореографа может меняться неоднократно во время творческого процесса, восприятие может быть кинетическим, слуховым, визуальным или комбинацией всех этих перцепционных каналов. Хореограф должен использовать не только различные каналы чувственного восприятия, но различные уровни осознанности восприятия в качестве отправной точки в выработке метода и стратегии работы. Хореографы нуждаются во внутренней рефлексии и опытном переживании в качестве стимулов к творчеству. Эти стимулы могут использоваться как исходные пункты или как источник вдохновения в творческом процессе.

Творческий процесс создания хореографического произведения состоит из нескольких этапов, главные из которых — появление замысла, выражающего идею будущего произведения, обусловленную потребностью в творческой деятельности, и дальнейшее ее воплощение в обобщенном художественном образе, конкретизации отдельных фрагментов.

Композиция танца включает в себя законы построения различных элементов, которые, будучи во взаимосвязи и во взаимовлиянии, образуют неделимое и определенное произведение искусства. Для того чтобы построить целостное произведение, хореограф должен знать природу элементов, которые составляют это произведение. Искусство танца включает в себя множество составляющих: не только сам танец и движение, но и музыку, свет, сценическое пространство, дизайн и другие компоненты. Хореограф должен изучить элементы, составляющие произведение, на основе уже созданных спектаклей различных стилей и жанров, он должен знать не только движения или па, но и способы их соединения, законы композиции.

В современном танце хореограф может излагать свой замысел на ассоциативном, образном уровне, передавая настроения, характер, видение будущего произведения. Идея, замысел хореографа возникают под влиянием определенных стимулов. Стимулами танца можно назвать некий толчок для работы ума, творческой активности, фантазии хореографа. Стимул является начальным импульсом, и он во многом определяет отбор выразительных средств и способы их композиции. Очень часто стимул становится аккомпанементом к танцу, особенно если им является музыка.

Музыка своим композиционным строением предлагает структуру драматургической композиции танца. Мелодическая сторона влияет на выбор танцевальных рисунков, метро-ритмический - на выбор танцевальных движений. Интонационная, темброво-фоническая картина музыкального произведения дает возможность выявить и подчеркнуть особенности поведения танцующих персонажей, их характеры.

В современной хореографии понятие «музыкальная драматургия» отсутствует, музыка служит фоном либо развивается параллельно с танцем, не сливаясь с ним. Возможно, что хореографа привлекают структура музыки, ее идея, эмоциональное состояние, и он пытается это выразить через танец. Возникшая форма не следует музыкальному образцу, и танец может существовать в отрыве от музыки либо исполняться под другую музыку.

Таким образом, определив стимул танца, хореограф должен найти адекватный ему язык, лексику, с помощью которой он будет создавать свое произведение. Каждый хореограф в силу своего профессионального образования и приоритетов не может в равной степени хорошо знать все танцевальные стили. Кто-то лучше владеет языком классического танца кто-то – народного танца, отбор языка движений или лексики будет проще ходить на основе того стиля, который является приоритетным в творчестве хореографа. Однако это не значит, что в своей работе он не может использовать движения, характерные для других стилей.

Определяя форму будущего произведения, хореограф должен помнить, что в классической хореографии эти формы зависели либо от количества исполнителей, либо от музыкального сопровождения, аккомпанемента к танцу. И тот, и другой вариант очень редко используется современной хореографией.


3.Создание композиции современного танца


Определяем различные этапы художественно-творческого мышления хореографа в процессе создания замысла.

Первый этап – выбор стимула, который дает толчок творческому процессу.

Второй этап – выбор стиля танца и, следовательно, языка движений, которым будет оперировать хореограф.

Третий этап – выбор типа танца – сюжетный или бессюжетный.

Четвертый этап – выбор жанра: трагедия, комедия или драма. Этот этап необходим только при создании сюжетного танца. В «чистом» танце драматургия отсутствует.

Пятый этап (для сюжетного танца) – создание программы или либретто, в котором есть развитие сюжета и описание действующих лиц.

Шестой этап – выбор формы танца в зависимости от музыкальной формы, которая служит основой хореографии, либо выбор своей музыкальной структуры произведения.

Хореограф работает с движением тела и расположением танцовщика в пространстве, поэтому он должен знать все возможности движения. Каждое тело – уникально, каждый исполнитель имеет свои технические возможности, в зависимости от природных данных, типа нервной организации, способности к восприятию.

Создавая танец, хореограф должен учитывать индивидуальность исполнителя и возможности движенческого языка, с помощью которого он будет создавать свое произведение. Поэтому на начальном этапе своего профессионального обучения хореограф должен создать тот язык движений, с которым он в дальнейшем будет работать. Самобытность хореографа выражается в индивидуальной интерпретации языка движений, в его умении конструировать и создавать собственный мир, то есть многообразие альтернативных видений спектакля. Своеобразие личности хореографа-творца отражается на формировании манеры и относительно устойчивых характеристиках индивидуального движенческого стиля.

Композиционное построение современной хореографии не может ограничиваться лишь территорией хореографического творчества, но должно выходить за ее пределы, помогая осознать различные отношения в хореографической практике и процессе, при создании танца. Самым распространенным методом в постановке хореографического произведения является структурный анализ. Основное внимание уделяется анализу только конечного хореографического творчества, но не затрагиваются вопросы, связанные с процессом создания хореографического произведения и его восприятия:

  1. Рассмотреть хореографическое произведение как информацию на определенную тему.

  2. Провести системное исследование работы и выработать аналитический подход.

  3. Оценить танец как произведение искусства без привнесения субъективной личностной оценки.

Вследствие этого, современный танец должен быть построен таким образом, чтобы стала ясна идея или стимул, который послужил толчком к его созданию.

Таким образом, композиционное построение современного танца в своей основе имеет визуальное восприятие человека. Все движения должны быть гармоничны и подчиняться закону логики. При этом все действия должны демонстрировать состояние души исполнителя, идею, роль, которую на момент исполнения композиции, демонстрирует танцовщик. Именно по причине попытки достичь большего олицетворения идеи, современному танцу свойственно частая смена фигур. Хореография должна полностью соответствовать музыке. Современный танец может исполняться не под ритм, но всегда под музыку. Подъем в музыке соответствует «подъему» в хореографии и наоборот. Все должно быть музыкально, гармонично и логично.


Список литературы


  1. Герасимова, И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии./И.А. Герасимова// СПб.: 2015.- 50-63с.

  2. Карла, Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой./Л. Карла// М.: 2017.- 238с.

  3. Куракина, С. Н.Феномен танца./С.Н. Куракина//-Ростов-на-Дону.:2014.- 70с.

  4. Никитин, В.Н. Пластикодрама./В.Н. Никитин// М.: Когито-центр, 2011.- 56с.

  5. Никитин, В.Н. Психология телесного сознания./В.Н. Никитин// М.: Алтейа, 2016.- 488с.

  6. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя /Н. Роджерс//М.:2015.- 164-168с.

  7. Фельденкрайз, М. Искусcтво движения. Уроки мастера./М. Фельденкрайз// М.: ЭКСМО, 2013.- 148с.

  8. Фомин, А.С. Танец: понятие, структура, функции./А.С. Фомина// М.: Книга, 2017.- 32 с.

Электронный ресурс

  1. Все о современной хореографии URL: http://www.jazz-modern. ru/index-10. html.

  2. Современный танец. Контактный партнеринг URL: http://www.shantambala. com/ctati/ci_principles.

  3. Современные танцы. URL: http: //welovedance. ru/site/styles/sovremennye-tantsy



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!