СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие для студентов "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ РАЗНОЙ ЖАНРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель автора данного пособия – оказание методической помощи студенту, начинающему руководителю хореографического коллектива. Содержание и структура занятия классического и народного танца сформирована и традиционна. А вот занятия бального и современного танца не имеют устоявшейся, проверенной временем формы проведения. Поэтому это пособие своевременно и актуально.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие для студентов "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ РАЗНОЙ ЖАНРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"»


министерство ОБРАЗОВАНИЯ белгородской области

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОГАПОУ СПК






ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ РАЗНОЙ ЖАНРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


учебно-методическое пособие для студентов











ЦМК Педагогика дополнительного образования

Составлено преподавателем хореографических дисциплин

Саломатиной С. А.







Старый Оскол, 2022г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение.....................................................................................................................

3

1.

Структура и содержание занятия в жанре классического танца.....................

4

2.

Структура и содержание занятия в жанре народного танца............................

7

3.

Структура и содержание занятия в жанре бального танца..............................

10

4.

Структура и содержание занятия в жанре современного танца......................

15

Заключение.................................................................................................................

18

Список литературы....................................................................................................

20























ВВЕДЕНИЕ

Хореографическое искусство является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности и в настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым, доступным для всех. Хореографическое образование и воспитание получают десятки тысяч детей в детских хореографических коллективах. Занятия в хореографическом коллективе доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус, так как дети испытывают постоянную потребность в движении. Через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку.

В основе педагогических требований к определению содержания, структуры занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия хореографией содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры. Работа хореографических коллективов разной жанровой направленности – классический, народный, бальный, современный – раскрывает и растит духовные силы исполнителя, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Занятия хореографией, проводимые с учетом жанровой направленности, располагают значительными резервами развития. Выявление и эффективное использование этих резервов – одна из главных задач педагога хореографии.

Проблема в том, что содержание и структура занятия классического и народного танца сформирована и традиционна. Сегодня педагоги-хореографы привносят новые элементы, совершенствуя образовательный процесс. А вот занятия бального и современного танца не имеют устоявшейся, проверенной временем формы проведения. Каждый руководитель и педагог ищет свои пути и методики обучения детей в этих коллективах. Поэтому наше исследование актуально.

1. Структура и содержание занятия в жанре классического танца

Участники коллектива классического танца изучают искусство классического танца. Занятия классического танца — это необыкновенно трудоемкая и сложная учебная работа, наполненная бесконечно повторяемой отработкой каждого пройденного и вновь изучаемого движения.

Основой хореографической подготовки детей коллектива классического танца является изучение движений классического танца, которые тренируют мышцы тела, укрепляют скелетную основу, формируя тем самым стройное прекрасное тело. Хореографические занятия в коллективе классического танца ставят перед собой воспитательно-образовательные задачи:

1. Развитие познавательных интересов.

2. Усвоение определенного объема знаний.

3. Правильное физическое развитие.

4. Развитие основных двигательных качеств.

5. Воспитание нравственных качеств.

6. Эстетическое развитие.

7. Формирование стремлений быть прекрасным в мыслях, делах, поступках.

Приобретая хореографические знания, умения и навыки дети формируют свое мировоззрение, воспитывают взгляды и черты характера в соответствии с развитием общества.

Учебно-тренировочная работа в коллективе классического танца является основным видом деятельности в приобретении хореографических знаний и навыков классического танца, в совершенствовании хореографического мастерства. Правильная организация учебного процесса позволит руководителю добиться хорошего качества исполнения движений классического танца. Весь учебно-тренировочный процесс на занятии должен быть построен так, чтобы последовательно, планомерно и систематично готовить исполнителей к выполнению поставленных перед ними художественных задач.

Главным в учебно-тренировочной деятельности коллектива классического танца является хореографическое занятие. Именно на занятиях осваивается новый танцевальный материал, выявляются творческие способности и творческая активность. Урок – необходимая форма работы в коллективе классического танца, на котором осваивается новый танцевальный материал, совершенствуется методика исполнения движений, вырабатывается техника исполнения движений, поддерживается общая физическая форма. Структура урока классического танца содержит 3 части:

  1. Экзерсис у станка.

  2. Экзерсис на середине зала.

  3. Allegro.

Экзерсис у станка имеет определенные цели и задачи:

  1. Развитие природных хореографических данных.

  2. Развитие хореографических качеств и способностей.

  3. Разогрев мышц корпуса, ног, рук, укрепление суставов и сухожилий.

  4. Изучение и освоение методики исполнения основных движений классического танца.

Экзерсис у станка состоит из определенных, постоянно повторяющихся упражнений, которые имеют свои цели и задачи:

1. Demi и grand рliе – развивает и укрепляет коленный и голеностопный суставы, вырабатывает эластичность мышц ног.

2. Вattement tendu - разогревает мышцы ног, развивает подвижность и выворотность стопы.

3. Вattement tendu jete – развивает силу мышц ног.

4. Rond de jambe par terre – укрепляет тазобедренный сустав, развивает его выворотность.

5. Вattement fondu – развивает силу и выворотность ног, эластичность мышц, укрепляет суставы ног.

6. Вattement frappe - отрабатывает быстрое и точное сгибание и разгибание ноги, выворотность колена, силу удара.

7. Adajio - развивает величину шага, хореографические и танцевальные качества, выразительность исполнения движений, входящих в эту группу.

8. Rond de jambe en l’air – отрабатывает технику исполнения, развивает силу и выворотность коленного сустава.

9. Grand battement jete – развивает силу ног, отрабатывает величину растяжки шага.

Экзерсис на середине зала имеет определенные цели и задачи:

  1. Развитие координации при исполнении движений.

  2. Развитие хореографических качеств исполнительского мастерства.

  3. Умение ориентироваться в пространстве зала.

  4. Развитие выразительности исполнения движений и актёрского мастерства.

Экзерсис на середине зала включает в себя упражнения экзерсиса у станка, которые исполняются на середине зала. В отличие от движений у станка, движения на середине зала исполняются без опоры, формируя устойчивость, в комбинациях используется работа двух ног одновременно, формируя координацию движений, отрабатывается умение ориентироваться в пространстве зала и выразительность исполнения движений классического танца.

Allegro – часть урока классического танца в которой изучается методика и отрабатывается техника исполнения прыжков. В allegro развиваются элементы прыжка и отрабатываются различные формы, приемы и темпы исполнения прыжков. Техника прыжка имеет свои исполнительские приемы. Один из таких приемов называется элевацией, которая позволяет исполнителю прыгать высоко, легко и точно; устойчиво выдерживать пластический и музыкальный строй движения. Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка является demi рliе, при помощи которого осуществляется толчок, взлет и его завершение. Заканчивать прыжок следует в мягкое, легкое и эластичное demi рliе, принимая тяжесть тела с кончика пальцев на пятки, которые должны плотно, но бесшумно примкнуть к полу.

Во время взлета необходимо правильно вести себя в воздухе: мышцы корпуса и ног напряжены, точно и выворотно выполняется рисунок прыжка, подъемная сила прыжка должна быть направлена высоко вверх перпендикулярно полу.

Прыжки классического танца делятся на 4 группы:

Рисунок прыжков различает 5 схем:

  1. Малые,

  2. Средние,

  3. Большие,

  4. Очень большие.


    • Прыжки с двух ног на две ноги,

    • Прыжки с двух ног на одну ногу,

    • Прыжки с одной ноги на две ноги,

    • Прыжки с одной ноги на ту же ногу,

    • Прыжки с одной ноги на другую ногу.


2. Структура и содержание занятия в жанре народного танца

Цель работы коллектива народного танца заключается в познании природы народного танца, в освоении методики и техники его исполнения. Основой хореографической подготовки детей является изучение танцевальных движений, которые тренируют мышцы тела, укрепляют скелетную основу, формируя тем самым стройное прекрасное тело. Хореографические занятия в коллективе народного танца ставят перед собой воспитательно-образовательные задачи:

  1. Развитие познавательных интересов.

  2. Усвоение определенного объема знаний.

  3. Правильное физическое развитие.

  4. Развитие основных двигательных качеств (сила, ловкость, выносливость, координация).

  5. Воспитание нравственных качеств (смелость, ответственность, решительность, коллективизм, доброта).

  6. Эстетическое развитие.

  7. Формирование стремлений быть прекрасным в мыслях, делах, поступках.

Творческая деятельность хореографического коллектива народного танца строиться руководителем на основе решения следующих задач:

  1. Развитие творческих способностей детей, участников коллектива.

  2. Формирование и освоение исполнительских навыков и умений в области народного танца.

  3. Изучение, сохранение и развитие исполнительских традиций русского народного танца.

  4. Освоение манеры и технических приёмов исполнения танцев разных народов.

Главным в учебно-тренировочной деятельности коллектива народного танца является хореографическое занятие. Именно на занятиях осваивается новый танцевальный материал, выявляются творческие способности и творческая активность. Урок – необходимая форма работы в коллективе народного танца, на котором осваивается новый танцевальный материал, совершенствуется методика исполнения движений, вырабатывается техника исполнения движений, поддерживается общая физическая форма. Структура занятия народного танца содержит 3 части:

  1. Экзерсис у станка.

  2. Техника исполнения движений русского танца.

  3. Этюдная и постановочная работа на середине зала.

Экзерсис у станка имеет определенные цели и задачи:

  1. Развитие хореографических качеств и способностей.

  2. Разогрев мышц корпуса, ног, рук, укрепление суставов и сухожилий.

  3. Изучение и освоение методики исполнения основных движений народного танца.

  4. Совершенствование техники исполнения движений.

В системе преподавания народного танца, упражнения экзерсиса у станка решают следующие задачи:

  1. Развитие всего организма, в частности его двигательного аппарата. Упражнения содействуют развитию подвижности в суставах, укреплению и эластичности связок, развивает определенные группы мышц.

  2. Развитие технической стороны народного танца, силы, гибкости, мягкости и точность движений.

  3. Подготовка учащихся к восприятию движений народных танцев на середине зала.

  4. Развитие выразительности исполнения движений, танцевальности, координации, привитие ощущения характерных особенностей народного танца.

Экзерсис у станка состоит из постоянно повторяющихся упражнений:

  1. Приседания.

  2. Скольжение стопой.

  3. Малые броски.

  4. Круги носком и каблуком.

  5. Верёвочка.

  6. Каблучное.

  7. Дробь.

  8. Адажио.

  9. Большие броски.

Техника исполнения движений русского танца. Эта часть занятия посвящена изучению движений русского танца. Основные задачи:

  1. Изучение методики исполнения движений русского танца.

  2. Отработка техники исполнения движений русского танца.

  3. Выявление характера и манеры исполнения движений русского танца.

Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации, сочиненные из различных элементов, нужно только на середине зала, такие как веревочки, моталочки, дроби, присядки, хлопушки, вращения, трюки. Исполнение, как отдельных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполнителю полное раскрепощение, свободу передвижения, даёт возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения. При изучении основных движений русского танца необходимо требовать от учащихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений. Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчеркнуть характер, настроение, манеру и выразительность движения. В процессе изучения основных элементов русского танца необходимо обращать большое внимание на развитие индивидуальных способностей и выявление творческой индивидуальности.

Этюдная и постановочная работа на середине зала. Эта часть занятия включает в себя знакомство и изучение хореографической лексики танцев разных народов. Основные задачи:

  • усвоение разнообразного хореографического материала народного танца;

  • знакомство с традиционным построением изучаемых народных танцев;

  • вживание в образ и манеру будущего танца через апробацию хореографической лексики в исполнении танцевальных комбинаций с использованием рисунка танца;

  • развитие основных двигательных качеств (сила, ловкость, выносливость, координация движений, быстрота реакции);

  • воспитание любви и уважительного отношения к культурным и танцевальным традициям разных народов.

На середине зала отрабатываются отдельные движения, комбинации и небольшие фрагменты из танцев. Добивается педагог четкости исполнения, грамотности, выразительности и техничности, очень важно ухватить характер той или иной народности. Этюдно-постановочная работа,  в процессе которой происходит знакомство с танцевальной культурой различных народностей, формируется интерес к народной хореографии, воспитывается танцевальная культура, этика общения. Проучиваются основные элементы и движения танцев, представляются учебные и развёрнутые этюды. Осваивается техника владения движений с аксессуарами и атрибутами, танцевальная выразительность и актёрское мастерство.


3. Структура и содержание занятия в жанре бального танца

Работа педагога в Танцевально-спортивном клубе сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Занятия бальными танцами в ТСК формируют у детей грациозность движений, соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, дают значительную физическую нагрузку, способствующую формированию мышечного корсета, вырабатывают собранность, трудолюбие, элегантность. Эти качества имеют большое значение в системе воспитания ребенка и формирования гармонично развитой личности.

Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между детьми, предполагают джентльменское отношение мальчиков к девочкам, обоюдное уважение партнеров, что в дальнейшем должно помочь им в личной и общественной жизни.

Основная цель работы ТСК – раскрытие творческого потенциала учащихся на основе приобретенных знаний, умений, навыков в области бального танца. Задачи:

  • овладение основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять танцевальные композиции;

  • формирование умений осознанно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации;

  • формирование умений различать ритмическую сторону музыки и согласовывать свои движения с ее звучанием;

  • развитие способности самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять свои вариации;

  • организация постановочной и концертной деятельности учащихся;

  • формирование культуры общения между учащимися, создание дружеской среды, создание условий для общения;

  • развитие навыков самостоятельной и коллективной работы;

  • развитие мотивации на творческую деятельность;

  • развитие выносливости, координации движений, поддержка и укрепление сердечно сосудистой и нервной систем.

Обучение происходит поэтапно: от простого бального элемента до сложного движения и вариации. В ТСК участники изучают танцы двух программ:

  1. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА (LATIN) включает в себя 5 танцев: Самба, Румба, Ча-ча-ча Джайв, Пассодобль.

  2. ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОГРАММА (STANDART) включает в себя 5 танцев: Медленный вальс, Венский вальс, квикстеп, Медленный фокстрот, Танго.

Занятие включает в себя теоретическое и практическое направление, а именно:

а) знакомство с техникой, ритмической раскладкой выполнения движения, его физиологическими особенностями, с показом не только педагога, но и подходящих видеоматериалов;

б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях, под музыку, переходя от медленного темпа к быстрому.

Занятие включает в себя общую разминку на середине зала, изучение основных элементов бальных танцев, вариации бальных танцев в парах.

1.Общая разминка. Глубокая последовательная разминка особенно важна на первых этапах занятий бальными танцами, когда тело исполнителя еще непривычно к данной не совсем обычной координации и нагрузке. В процессе занятий, а также при выполнении разминочного комплекса идет детальная отработка отдельных движений, шагов, элементов координации, принципов движения. Происходит также развитие отдельных групп мышц, так как не часто встречается достаточно развитая в области движения хорошо подготовленная и изначально хорошо координированная группа вновь набранных учеников. В процессе разминки происходит физическое осмысление тех или иных принципов движения в европейских и латиноамериканских танцах.

Составление комплекса упражнений, преследующего конкретные цели: разогрев перед тренировочным процессом, приобретение равновесия, вращение, работа рук, – все это во власти подготовленного педагога классического танца. Это понимание делает крайне необходимым занятия по определенной программе всех перспективных танцоров основами классической хореографии. А также разминку можно построить на основе элементов и движений, общеукрепляющих организм. Это общие физкультурные движения для развития физической силы отдельных рабочих узлов организма: мышцы рук, ног, отдельно стопы, позвоночного столба. Движения для постановки дыхания, упражнения на выносливость. Разминка проводится преподавателем под ритмичную танцевальную музыку, благодаря чему у ребенка развивается чувство ритма, музыкальный слух и координация.

2.Изучение основных элементов бальных танцев. На этом этапе преподаватель показывает определенные танцевальные фигуры, объясняет направление и последовательность шагов, рассказывает про работу тела, рук, ног и головы. После того, как вся группа справилась с новой фигурой (или вариацией из фигур), она исполняется с музыкой. Исполнение под музыку возможно с разной скоростью – как через такт, так и в полный темп, чтобы ученики сумели не потерять приобретенные навыки из-за музыкальной скорости музыки. Таким образом, музыкальная адаптация шагов к ритму танца происходит постепенно.

После данного этапа начинается следующий – технический разбор фигур и их отработка. Данный этап может продолжаться несколько занятий, пока качество исполнения элементов не достигнет нужного уровня. Элементы танца целесообразно разучивать в линиях или колоннах. По мере усвоения материала они исполняются с продвижениями в разных направлениях: вперед, в сторону, в повороте, направо и налево, по кругу, по одному и парами. Здесь важно постепенно добиваться координации ног, рук, корпуса и головы. На каждом занятии нужно отдавать предпочтения элементам того танца, который предусмотрен программой данного урока. Повторяя на последующих уроках выученный танцевальный материал, желательно разнообразить сочетания движений, чтобы тренировать сообразительность и быстроту реакции восприятия у детей.

3.Вариации бальных танцев в парах. Результатом деятельности руководителя в танцевально-спортивном клубе является участие детей в танцевальных турнирах, а так же различных праздниках, что способствует их творческой самореализации и полному раскрытию танцевальных способностей. На основе разученных фигур тренером-преподавателем составляются различные танцевальные композиции, которые танцоры могут исполнять на танцевальных турнирах и на концертных выступлениях. Как хореограф-постановщик он должен владеть технологией создания различных форм танца присущих бальной хореографии: индивидуальной вариации для отдельной пары, композиции формейшн, композиции секвей. Критерии сочинения состоят из пяти компонентов: движение под музыку, позиция, баланс, координация, качество движения, партнёрство, хореография и презентация.

Руководителю необходимо в сочинении вариаций использовать такие танцевальные фигуры или элементы, в которых пара будет наиболее выгодно выглядеть на паркете. Правильное сочетание фигур играет важную роль, гармонично связанных друг с другом и грамотно построенных относительно танцевального пространства в соответствии с правилами танцевальной федерации. Создание сочетаний фигур, расположение их в пространстве, добавление трюковых фигур, сложных технических сочетаний, разрешенных правилами, и наложение их на ритмические рисунки – это основные этапы работы руководителя. Так как именно он своим профессиональным взглядом способен наиболее точно оценить соотношение партнеров в паре для более выгодного представления исполнителей на танцевальной площадке.

Специфика работы над сочинением вариации заключается в четкой последовательности этапов. Постановочная работа над индивидуальной вариацией для бальной пары делится на два этапа. Первый этап - создание хореографии танца, второй - формирование художественного образа пары. На основе разученных танцевальных фигур тренером-преподавателем составляются различные танцевальные композиции, которые танцоры могут исполнять на танцевальных турнирах и на концертных выступлениях.



4. Структура и содержание занятия в жанре современного танца

Современный танец является более прогрессивным видом пластики и несет в себе более глубокий потенциал с точки зрения развития психофизиологических и эстетических возможностей человеческого тела, как средства художественной и духовной выразительности.

Основой хореографической подготовки детей коллектива современного танца является изучение движений современного танца, которые тренируют мышцы тела, укрепляют скелетную основу, формируя тем самым стройное прекрасное тело. Главным в учебно-тренировочной деятельности коллектива современного танца является хореографическое занятие. Именно на занятиях осваивается новый танцевальный материал, выявляются творческие способности и творческая активность. Занятие – необходимая форма работы в коллективе современного танца, на котором осваивается новый танцевальный материал, совершенствуется методика исполнения движений, вырабатывается техника исполнения движений, поддерживается общая физическая форма. Структура занятия современного танца содержит 6 частей:

  1. Разогрев.

  2. Изоляция и полицентрия.

  3. Упражнения для позвоночника.

  4. Уровни. Партер.

  5. Кросс (шаги, прыжки, вращения).

  6. Комбинация и импровизация.

1.Разогрев. Задача этого части занятия - привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы. В модерн-джаз танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине и в партере. По функциональным задачам можно выделить три группы упражнений. Первая группа - это упражнения стрэтч-характера, то есть растяжение. Вторая группа упражнений связана с наклонами и поворотами торса. Они помогают разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его отделы. Третья группа упражнений связана с разогревом ног. В этом разделе урока основная задача привести в «рабочее» состояние все мышцы тела. Разогрев проводится на середине класса, и в партере. Он различается по динамике исполнения, возможно сочетание упражнений выполняемых в быстром темпе с упражнениями в медленном темпе. Педагогу необходимо последовательно разогреть стопы и ахиллесово сухожилие, коленный и тазобедренный суставы,

позвоночник.

2.Изоляция и полицентрия. Эта часть занятия более насыщена упражнениями, происходит глубокая работа с мышцами различных частей тела. Изоляции подвергаются все центры от головы до ног. Первоначально все движения изучаются в «чистом» виде, далее идет соединение одного центра в простейших комбинациях: крест, квадрат, круг, полукруг, следующий этап соединения в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. Основная задача педагога во время изучения движений изолированных центров следить за тем, чтобы движения действительно были изолированными, чтобы во время движения одного центра не двигался другой. 

Полицентрия - это основополагающий принцип танцевальной техники. Для того чтобы перевести его в реальную видимость танца, существует технический прием, который называется изоляцией и подразумевает, что каждая часть тела, центр, двигается независимо от другой части. Однако изоляция - это основной технический прием, с которого начинается обучение.

3.Упражнения для позвоночника. Если техника изоляции заимствована из джазового танца, то движение тела целиком, без изоляции отдельных центров - своеобразие танца модерн. Основой этой техники служит позвоночник, поэтому главная задача педагога развить у учащихся подвижность во всех его отделах.

4. Уровни. Партер. Модерн-джаз танец достаточно широко использует движения исполнителя на полу (в партере). Уровнем называется расположение тела относительно пола. Основные уровни: стоя, сидя на корточках, стоя на коленях, сидя и лежа. Задачи уровней во время урока многообразны. Смена уровня, быстрый переход из одного уровня в другой - дополнительный тренаж на координацию. Современный танец, использует сценическое пространство не только по вертикали, но и по горизонтали, движения на полу – существенная часть хореографии – это и разогрев, stretch («растяжка»), изоляция (во время движение одного центра, другие центры не двигаются) и упражнения свингового характера.

5. Кросс. Передвижение в пространстве (различные шаги, бег, повороты, прыжки, вращения). Этот раздел занятия развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру и стиль модерн-джаз танца. Цель данного раздела развить такие качества как танцевальность, ощущение стиля, координацию. Кросс это самая импровизационная часть урока, каждый педагог задает те шаги, вращения и прыжки, какие считает необходимыми. В зависимости от задач урока, кросс может быть в различных манерах и стилях современно танца, например, с использованием шагов примитива, то есть с использованием элементов африканского и латиноамериканского танца. Возможны кроссовые комбинации с элементами, заимствованными из танца модерн, то есть с использованием падений, перекатов на полу. При всех видах кросса желательно
выдерживать один стиль и манеру движения.

6. Комбинация и импровизация. Последним, завершающим разделом занятия являются комбинации. Здесь все зависит от фантазии педагога, его балетмейстерских способностей. Они могут быть на различные виды шагов, движения изолированных центров, вращений, в партере. Главное требование комбинаций - ее танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлений и ракурсов, чередование сильных и слабых движений, то есть использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителей.

Упражнения на импровизацию - технику релаксации и осознания своего тела, тонкое чувствование внутренних сигналов, импульсов движения, чувство партнера, пространства, времени как элементов рождающих композицию. Часто используют для техники раскрытия потенциальных возможностей пространства, нахождения новых движений, которые могут быть воспроизведены в дальнейшем в репертуар коллектива. Импровизация и хореография - равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаковые значимые роли. Задания на импровизацию дают возможность ученикам свободно и раскованно двигаться, в силу своих физических и эмоциональных возможностей, проявить себя не только в учебном процессе, но и в создании репертуара коллектива. Она требует высокого мастерства, постоянного совершенствования, универсальности знаний, способностей к структурному мышлению, владению системой приемов и хореографической школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое занятие в детском хореографическом коллективе направлено на изучение методики исполнения движений, которую желательно объяснять образно. Педагогу следует внимательно следить за востребованностью изучаемого материала, и если заметно, что новый материал усваивается плохо, то следует обратить внимание на плотность занятия, сложность материала, форму подачи материала.

Структура каждого занятия зависит от его жанровой направленности. Занятие классического танца состоит из 3 частей: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro. Основные задачи занятия:

  1. Развитие природных хореографических данных и хореографических качеств исполнительского мастерства.

  2. Разогрев мышц корпуса, ног, рук, укрепление суставов и сухожилий.

  3. Развитие координации при исполнении движений, умения ориентироваться в пространстве зала.

  4. Изучение и освоение методики исполнения основных движений классического танца.

  5. Развитие выразительности исполнения движений и актёрского мастерства.

Занятие народного танца состоит из 3 частей: экзерсис у станка, техника исполнения движений русского танца, этюдная и постановочная работа на середине зала. Основные задачи занятия:

  1. Развитие творческих способностей детей, участников коллектива.

  2. Формирование и освоение исполнительских навыков и умений в области народного танца.

  3. Изучение, сохранение и развитие исполнительских традиций русского народного танца.

  4. Освоение манеры и технических приёмов исполнения танцев разных народов.

Занятие современного танца состоит из 6 частей: разогрев, изоляция, упражнения для позвоночника, уровни, кросс, комбинации и импровизация. Основные задачи занятия:

  1. Формировать интерес к современным танцам.

  2. Овладеть базовыми движениями современного танца.

  3. Освоить различные современные танцевальные направления.

Занятие бального танца состоит из 3 частей: общая разминка на середине зала, изучение основных элементов бальных танцев, вариации бальных танцев в парах. Основные задачи занятия:

  1. Овладение основными практическими знаниями, умениями и исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять бальные композиции.

  2. Формирование умений осознанно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации.

  3. Формирование умений различать ритмическую сторону музыки и согласовывать свои движения с ее звучанием.

Независимо от используемых форм и видов занятий в детском хореографическом коллективе, работа должна строиться так, чтобы каждый ребенок развивался как личность, приобретая танцевальные умения и навыки. Использование различных форм и видов занятий помогает руководителю грамотно распределять физическую нагрузку на занятии, учитывать индивидуальные особенности детей, создавать условия для творческого раскрепощения и самореализации ученика в коллективе.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бочаров, А.Г. Основы народного танца.: Учеб. пособие для студентов /А. Г. Бочаров, А.Д. Ширяев, А. Е. Лопухов Ф.К. - М.: Академия

  2. Ваганова, А.Я. Основы классического танца./А.Я. Ваганова. - М.

  3. Головкина, С.Н. Уроки классического танца в старших классах /С.Н. Головкина. - М.

  4. Гусев, Г.Н. Методика преподавания народного танца.: Учеб. пособие для студентов / Г.Н. Гусев. - М.

  5. Климов, А.А. Основы русского народного танца. Учебник для студентов хореографических отделений институтов культуры, институтов и хореографических училищ /А. А. Климов. - М.: Искусство

  6. Никитин, В.Н. Пластикодрама./В.Н. Никитин. – М.: Когнито-центр

  7. Никитин, В.Н. Психология телесного сознания. /В.Н. Никитин. – М.: Алтейа

  8. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие/Л.Е. Пуляева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина

  9. Тарасов, Н. Классический танец./ Н. Тарасов. - М.

Электронный ресурс

  1. Современные танцы. URL: http: //welovedance. ru/site/styles/sovremennye-tantsy.

  2. Непомнящих, В. В. Русская школа народно-сценического танца, возвращение к истокам. URL: https://moluch.ru/archive/124/34304/.

  3. Прусская, А. О классическом танце. URL: http://webdancer. ru /article/11.

  4. Коротаева, Е.К. Методика преподавания народно-сценического танца. Экзерсис у станка и на середине./ Е.К. Коротаева // Техника folk: - URL: http://dancehelp.ru/catalog/710metodika_prepodavaniya_narodno_stsenicheskogo_tantsa_ekzersis_u_stanka_i_na seredine/.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!