СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательский проект «Активные формы и методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: поиск и реализация эффективных стратегий, методов и форм использования современных образовательных технологий, направленных на обновление содержания образования и повышение эффективности образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательский проект «Активные формы и методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»»



















Учебно-исследовательский проект



«Активные формы и методы обучения как способ повышения эффективности

образовательного процесса»












Содержание




Введение

Глава I Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения

1.1 Сущность активных методов обучения

1.2 Урок как форма реализации активных форм и методов обучения.

Глава II. Реализация активных методов в обучении младших школьников.

2.1 Характеристика основных активных методов обучения

2.2 Использование в начальной школе активных методов обучения

Глава III. Анализ и оценка результатов опытной работы.

Заключение

Список литературы

Приложение





















Введение

«Современному обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью…, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны её социально-экономическое процветание».

Сегодня всё более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования».

Важнейшим средством повышения качества образовательного процесса является его хорошее научно-методическое обеспечение. Работая над совершенствованием содержания образования и повышения его качества, я пришла к выводу, что эффективность деятельности зависит от многих факторов. Среди них важное место занимает умелое владение учителем современными образовательными технологиями.

Активное использование современных образовательных технологий осуществляется в следующих направлениях:

 совершенствование содержания образования;

 внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий;

использование активных методов обучения;

 использование здоровьесберегающих технологий

Новые времена ставят новые задачи. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.

Сегодня выпускники применяют в жизни только до 5% информации, полученной в школе. Необходимо обучение, идущее впереди развития и ведущее его за собой.

Очевидно, необходим новый способ обучения - АКТИВНЫЙ, который предполагает путь "от действия к знаниям" основан на переживании ученика, доверительном отношении учителя и ученика. На мой взгляд, решить эту проблему позволяет использование активных форм и методов обучения.

Актуальность данной проблемы подвела меня к выбору методической темы, над которой я работаю уже несколько лет «Активные формы и методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

Цель: поиск и реализация эффективных стратегий, методов и форм использования современных образовательных технологий, направленных на обновление содержания образования и повышение эффективности образовательного процесса.

В своей работе я решаю следующие задачи:

 формировать у учащихся ключевые компетенции;

 усилить работу по освоению технологий, направленных на повышение качественного образования школьников;

 совершенствовать формы и методы по организации работы с одаренными детьми

 активизировать работу по вовлечению учащихся в исследовательскую и проектную деятельность;

 применять на уроках здоровьесберегающие технологии

 воспитывать достойного гражданина своей страны.


Ведущая педагогическая идея

Главная идея опыта состоит в том, что введение в учебный процесс активных форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал.


I Теоретическая база опыта

В основе опыта лежат

  • Идеи личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, где в качестве основного приводится положение о том, что каждый ребёнок является носителем личностного ( субъектного ) опыта

  • Развивающее обучение

( Л. Выготский, В. Давыдов, Л. Занков, Д. Эльконин и др.)

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

Новизна опыта

Новизна данного опыта заключается в модернизации и адаптации активных форм организации учебного процесса.

Технология опыта

Раньше я в своей практике мало использовала технологию активного обучения, но сейчас пришла к выводу, что эти методы побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Теперь я иначе строю свои уроки.

Трёхфазовая структура урока:

1. Вызов.

2. Осмысление.

3. Рефлексия.

1.Урок начинаю с актуализации имеющихся знаний и пробуждения интереса к получению новой информации.

2. Затем знакомлю детей с новой информацией. Я не даю готовых знаний, а учащиеся самостоятельно овладевают знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

3. Следующий этап рефлексия, которая позволяет учащимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Этап рефлексии способствует развитию навыков критического мышления, рождению нового знания, становлению опыта и развитию личности.

Я использую активные формы и методы обучения на уроке:

- проблемные ситуации;

- обучение через деятельность;

- групповая и парная работа;

- деловые, дидактические игры;

- драматизация, театрализация;

- «Мозговой штурм»:

- дискуссия;

- метод проектов;

- методы удивления;

- прогнозирования;

- методы любования;

- метод интеллект-карт и т. д.




II. Реализация активных методов в обучении младших школьников.

Рассмотрим подробнее некоторые из них, которые я применяю в своей работе.

Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Как именно формировать у ребят универсальные учебные действия? Для формирования УУД у младших школьников я использую базовые образовательные технологии. проблемное обучение, проектная деятельность, информационные и коммуникационные технологии, уровневая дифференциация

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи.

На протяжении многих лет я строю свои уроки с использованием проблемных ситуаций. Проведя необходимые наблюдения и исследования, я убедилась в том, что, как правило, проблему решают и раскрывают классу сильные учащиеся, в то время как средние и слабые только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Таким образом, несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом дает повышение эффективности обучения, она не активизирует умственную деятельность большинства учащихся. Решение данной проблемы я увидела в применении системы карточек с разной степенью проблемности. Я выделяю четыре степени проблемности:

  • самый высокий;

  • высокий;

  • средний;

  • низкий.

По сути дела они представляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задания, я помогаю каждому ученику решить проблему, корректируя ход решения проблемы каждым учеником.

Такая организация работы отнимает немало времени, однако она рациональна:

- во-первых, все дети, используя помощь учителя, должны думать и писать, совершенствуя уровень творческого мышления;

- во-вторых, учитель имеет возможность выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности;

- в-третьих, подсказки учителя направляют мысль ученика, помогают овладеть мыслительными операциями: сравнением, анализом, синтезом, обобщением; при этом ученики, которые овладели мыслительными операциями, упражняются в них, а другие обучаются им постепенно;

Также достоинством такой организации проблемного урока является то, что нет изначального деления учащихся на «сильных», «средних» и «слабых» - задание всем одинаковое.

Мною создана система карточек с разной степенью проблемности: в печатном варианте и в виде слайдов.

Использование метода интеллект-карт.

Также одним из средств формирования УУД у младших школьников может стать использование метода интеллект-карт. В русскоязычном варианте встречается перевод термина Mind map как карта ума, карта сознания, карта памяти. Автором этого метода принято считать Тони Бьюзена, который в 70-х годах ХХ века задумался о том, как повысить эффективность мышления,

В чём суть этого метода? Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. При составлении интеллект-карт работают оба полушария мозга. Интеллект-карты могут помочь учащимся, так как в процессе их построения участвует большинство каналов восприятия. Для меня решения только этой задачи достаточно, чтобы отнестись к интеллект-картам со всей серьёзностью.

Технология метода

Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия. Здорово! С чего начать?

Мы, прежде всего, усвоили шаги построения интеллект-карт:

- готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;

- лист кладём горизонтально;

- в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1-2 ключевых слова);

- от центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами;

- каждую ветку подписываем 1-2 словами,

- на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их; устанавливаем связи между понятиями.

В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрирум их: рисунки, схемки, символы и т. д..

Преимущества карты перед текстовой формой изложения материала:

- выделена основная идея;

- выделены ключевые понятия;

- видны взаимосвязи между ключевыми понятиями;

- можно трансформировать и дополнять.






Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого интеллект-карты и были придуманы.

Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении нового материала, при проверке изученного материала, т. е. практически на всех этапах урока. Использование этого метода дает положительный результат и приносит удовлетворение от труда.

Современные подходы мною используются на уроках русского языка при работе со словарными словами.

1 Последовательность работы со словарными словами

В программу начальной школы включены более 400 слов, написание которых не поддается проверке, а требует элементарного запоминания. Как известно, запоминание непроверяемых написаний – процесс долгий, утомительный и скучный, так как усвоение правописания одного и того же слова требует постоянного и многократного повторения.

Как же сделать уроки русского языка в начальной школе не скучными, а увлекательными, такими, чтобы у детей была возможность проявить свою фантазию, творчество и испытать чувство победы над ошибками.

У меня сложилась своя последовательность работы со словарными словами, в которой я выделяю несколько этапов работы.

I этап – подготовительный.

Цель:

- раскрыть смысл, значение каждого слова;

- добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;

- развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи.

Провожу следующую работу:

1. Составляю перечень словарных слов для каждого класса;

2. Группирую слова по написанию ( на а, о, и, е, я, и др.) ;

3. Подбираю для каждого слова картинку;

4. Составляю из слов-картинок сюжетную картинку (по типу пазлов);

5. Придумываем с ребятами название этому сюжету (композиции);

6. Готовлю плакат с напечатанными словами, где буквы выделены.

7. Готовим словарики.

II этап – ознакомительный.

На этом этапе знакомлю детей со словом или группой слов. Работу провожу следующим образом:

1. Рассматривание сюжетной картинки (по частям, 2- 6 и более слов, в зависимости от уровня подготовленности детей)

2. Проговаривание слов с детьми хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков.

3. Чтение напечатанных слов, помещенных на плакате орфографически и орфоэпически; установление разницы в произношении и написании.

4. Нахождение на картинке предмет, выраженный этим словом.

Обратить внимание на связь слов (предметов), на то, что является главным.

5. Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме запомнить.

6. Подбор однокоренных слов, составление словосочетаний.

III этап – тренировочно - закрепительный.

Цель: правильность и осознанность написания слова.

На этом этапе приходится использовать многократное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения.

Существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями. Приведу некоторые из них: списывание, диктанты (зрительные. с комментированием, выборочные, картинные, по памяти, творческие), ребусы и т. д.

IV этап – учетно-контрольный.

Цель: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе.

Для проверки результативности моих приемов пишу диктанты на словарные слова до работы с ними и после.

Для меня очень важно знать степень усвоения изучаемого материала каждым учеником. При проверке тетрадей веду учет пробелов, фиксирую их в особой тетради. Анализируя допущенные ошибки в словах, определяю степень усвоения навыков письма слов, включаю их снова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты.

V этап – итогово – аналитический, в результате которого вывожу траекторию продвижения по усвоению и написанию слов с непроверяемыми написаниями.


2. Система приемов в работе со словарными словами

Наиболее эффективный вид работы с сюжетной картинкой.

Составив сюжетную картинку, ребенок по памяти может воспроизвести ее части и вспомнить отдельные слова-картинки, из которых она составлена, а также трудную букву в этих словах. По мере изучения слов увеличивается и размер сюжетной картинки.

Я стараюсь, чтобы каждой картинкой было охвачено как можно больше слов. Количество слов устанавливается учителем с учетом уровня подготовленности детей. К каждой картинке имеется плакат с описанием содержания картинки и списки слов. Сюжетная картинка на данную букву висит на стенде в классе до окончания работы с ней, а затем переносится в личный словарик учащегося.

Я думаю, что нет необходимости придерживаться в работе над словами с непроверяемыми написаниями того количества и только тех слов, которые намечены программой в каждом классе. Такой подход будет только препятствовать составлению композиции и, следовательно, развитию речи младших школьников.

В моей методической копилке составлены сюжетные картинки на каждую букву для каждого класса.

Эта работа дает потрясающий результат, так как многие дети, обладая хорошей зрительной памятью, без труда вспоминают и картинки, и словарные слова.

Приведу пример такой работы.

На лесной полянке.

Ночь. На небе светит месяц. Лягушка высунула язык. Она охотится. Заяц испугался. Бродит заблудившийся ягненок. В траве растет земляника.



Я

месяц

земляника

ягненок

лягушка

язык

заяц



По сюжетной картинке, опираясь на зрительную память, дети запоминают расположение предметов и определенное количество слов. По этой картинке я наметила 6 слов, и дети успешно их запомнили. Рядом с картинкой висит плакат со словами. Имеется описание картинки, предназначенное для учителя.

Учащиеся знакомятся со словами, находят на картинке предмет, выраженный этим словом. Если сюжетная картинка большая, работа идет по частям (по типу пазлов) При назывании предметов дети четко произносят в словах выделенную букву. Затем слова записываются в словарик, составляются словосочетания, предложения и в конечном результате текст, которому дается название.

Экспериментально доказана эффективность использования современных подходов в повышении орфографической грамотности младших школьников.

В качестве экспериментальных классов были выбраны:

Итог:

* В экспериментальной группе на хорошо и отлично написали 80,6% учащихся.

* В контрольной группе на хорошо и отлично написали 59,3% учащихся.

Исходя из всего вышесказанного показатель орфографического усвоения «словарных» слов в экспериментальных группах значительно выше, чем в контрольных. Разница составила - 21,3%. Эти цифры практически доказывают эффективность работы над словарными словами с применением современных методов и приемов.

Одним из методов образования детей является обучать и воспитывать, играя. Проблема использования игры в процессе обучения очень привлекает меня, так как разные формы игровой деятельности психологически формируют положительную учебную мотивацию, удовлетворяют потребности школьника в новизне материала и упражнений, создают более стойкие зрительные и слуховые образы, поддерживают интерес и активность учащихся.

Игра делает процесс обучения более легким, занимательным.

Я применяю следующие игровые формы:

· Ролевые

· Дидактические

· Имитационные

· Организационно-деятельностные

Приведу несколько примеров игр, которые использую на своих уроках: игра «Ручеёк», творческая игра « Школа разведки», игра «Карусель». Также мною разработаны следующие игры: «Найди свое место», «Почтальон», «Иду в гости», творческая игра и др.

С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко мною используются.

Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех. Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха -- необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Развитие коммуникативных навыков - вот с чего я начинаю обучение своих учеников. Я учу детей общаться, доверять и понимать друг друга, сопереживать. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Считаю, что важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, не уверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь мне помогает работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение».

На своих уроках я использую все формы учебной работы учащихся.

· Коллективные

· Групповые

· Индивидуальные

· Фронтальные

· Бригадные

Групповая работа, парная оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любят мои ученики создавать коллективную сказку с продолжением, сказку-путаницу, сочинять считалки, аннотации к любимым произведениям. Я хвалю их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Я заметила на практике, что многие проблемы можно решить, подружив ребят с образом. «Звуковички – человечки» – при изучении звуков на уроках обучении грамоте. В изучении математики неоценимую помощь оказывают «девочка Точка» и ее подружки, «малыш Треугольник» и его старшие братья. Мир однообразных чисел оживает перед ребенком, раскрывается смысл числа и счета еще до полного его осознания. Одновременно у детей развивается речь и появляется интерес к учебе.

На уроках литературы присутствуют образы-фигурки героев, изготовленные детьми различными способами. Ученики дают им советы, ведут с ними диалоги, утешают и поздравляют их. Очень часто на уроки приходят сказочные герои.

В работе с художественным текстом важная роль отводится прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумывать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку истории. Неожиданные концовки или ответы рождают у детей улыбку. С помощью таких заданий у ребят формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, умение оценить шутку.

Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления. Ребенок 7-9 лет активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу. Мои ученики сами «открывают» новые для себя знания, являются исследователями окружающего мира.

На уроке «Окружающий мир» они открывают, что обитатели Земли могут жить только в своей определенной сфере: рыбы в воде, черви в земле, птицы в воздухе. А как ребята удивлялись, когда сами по таблице «Склонение существительных» определили - какие существительные относятся к 3 склонению, какие принимают падежные окончания, чем отличаются от существительных 1 склонения.

Метод «любования» - это эмоциональная форма усвоения нового. Я использую его на уроках русского языка, чтения, ИЗО, «Мир вокруг нас». Под музыку мы любуемся с ребятами маргаритками, первыми весенними садовыми цветами. Какие они прелестные! С какого звука начинается их название? Какая буква первая в этом слове? Какое самое дорогое слово для каждого человека начинается с этой буквы? Конечно же, мама! А еще мир, море … Я стараюсь как можно чаще использовать в работе этот метод.

Использование в процессе обучения компьютерных технологий способствует: эффективному усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно-развивающим; позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения; предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.

Преимущество компьютерных технологий позволяет использовать материал на различных этапах урока многократно, приостановить в нужный момент, детализировано изучить объекты и их части, воспринимать материал на слуховом и эмоциональном уровне.

Уроки, которые я провожу, с использованием электронных изданий вызывают, большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер помогает мне выполнять сразу несколько функций:

- информационную – служит источником информации;

- коммуникативную – является средством общения;

- развивающую - развивает мыслительную деятельность;

- образовательную – источник знаний;

- контролирующую – самоконтроль знаний.

Для проведения теоретических занятий по ознакомлении с явлениями окружающего мира, выполнения разноуровневых тестовых заданий, программированного тестового контроля знаний русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира в компьютерном классе я ис­пользую различные медиаматериалы:

  • Начальная школа. Кирилл и Мефодий.

  • Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;

  • Интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека»;

  • Природа и человек. (Естествознание для начальной школы).

  • «Уроки хорошего поведения» Обучающая программа и т. д..

Использование мультимедиа ресурсов позволяет мне включить в учебный курс одновременно видео и звуковое сопровождение, а также фотографии, рисунки, картины, схемы, текст. Большое количество источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и воспринимается учащимися с интересом.

Я широко использую такие формы представления материала как мультимедийные презентации. На школьном уроке целью презентации может быть: актуализация знаний, сопровождение объяснения учителем нового материала, первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний.

Данная форма позволяет мне представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия материала, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Важный творческий элемент обучения – привлечение учащихся 3-4 классов к созданию собственных презентаций к уроку.

Сложность классического традиционного урока – трудность учета индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (гендерные различия, индивидуализация темпа усвоения материала, типологических особенностей личности ученика), а применение ИКТ на уроках позволяет мне применить индивидуальное программирование, организовать внутриклассную групповую дифференциацию, проводить экспресс диагностику усвоения материала и в зависимости от ее результатов соответствующую коррекцию.

Нельзя не сказать о значении Интернет для самообразования учителя. Я в своей работе использую материалы следующих образовательных ресурсов:

  • http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

  • http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

  • http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.

  • http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

  • Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/

  • Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ и другие.

Образовательные ресурсы Интернет я рекомендую использовать учащимися при самостоятельных занятиях.

Чрезвычайно актуальным является поворот педагогической практики к исследовательским, поисковым моделям обучения, когда учащийся поставлен в ситуацию получения знаний (приобретение умений и навыков) в процессе активного познания.

Из года в год возрастает интерес у учащихся к исследовательской деятельности. Мои ученики становятся победителями и участниками научных конференций разного уровня: окружного, областного, всероссийского и международного.

Исследовательская деятельность проводится мною не только на уроках, но и при работе над исследовательскими работами, над проектами учащихся. Такая деятельность помогает ученикам самостоятельно добывать знания, используя и печатные источники, и электронные носители информации, и Интернет.

Технология интегрированного обучения также используется на моих уроках. Специфика обучения в начальной школе предоставляет возможность интеграции практически любых школьных предметов. Так, уроки русского языка проводятся на основе актуализации знаний детей по окружающему миру и литературному чтению.



III Анализ и оценка результатов опытной работы.

Преимущество всех применяемых мной методов современных образовательных технологий очевидны. Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы: применение современных образовательных технологий помогает мне:

  • полнее реализовывать компетентностно-ориентированный подход к обучению;

  • осуществлять личностно-ориентированный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

  • сохранить и укрепить здоровье учащихся;

  • полнее мобилизовать внутренние ресурсы учащихся;

  • помогает создать высокий уровень познавательной мотивации учащихся;

  • воспитать достойного гражданина нашей Родины.

Наглядным подтверждением тому является:

    1. 100% успеваемость.

    2. Высокий процент качества знаний обучающихся, который имеет тенденцию к возрастанию.

    3. Участие и победы детей в конкурсах, олимпиадах окружного, областного и всероссийского уровней.

Я считаю, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Считаю, что именно такой подход позволяет использовать уроки в начальной школе в качестве средства, формирующего универсальные учебные действия учащихся.

































Список литературы


1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. 3.

3. Гузеев В.В. Образовательная технология - М., 4.

4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960

5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.

6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.

7. Шлаков С.А. Игры учащихся. -М., 2004.

8. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983

9. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!