СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно- исследовательская работа « Шахматы - спорт или искусство?»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно- исследовательская работа « Шахматы - спорт или искусство?»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОДРОЩИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ








Учебно- исследовательская работа


« Шахматы - спорт или искусство?»




















Выполнил:

обучающийся 6 класса

Серяков Даниил

Руководитель:

учитель физической культуры Нестерова Т.В.




2023 год


Оглавление



Введение…………………………………………………………….…..стр. 2.

Глава I

1.1 Социологический опрос…………………………………...…….…стр. 4.

Глава II

2.1 Немного из истории шахмат.…………............................................стр. 4.

2.2 Шахматы - это искусство?. ………………………………………...стр. 5.

2.3 Шахматы - это спорт? ……….………………………….………….стр. 7.

3. Заключение……..……………………………………….……………стр. 8.

4. Список литературы…………………………………………………..стр.10.

5.Приложения………………………………………………………….. стр.11.





.



























«Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство,  а по трудности овладения игрой – это наука».

Тигран Петросян (девятый чемпион мира)

Введение

Шахматы интересовали меня всегда. Будучи совсем маленьким, я часто играл с ними: просто переставлял шахматы по доске, воображая себе невероятные бои белых против чёрных. Прошло время и мне очень захотелось научиться играть в шахматы.

В шахматы я играю больше трех лет, а научил меня расставлять фигуры дедушка, потом играл дома с родителями и братом. Дедушка всегда говорил, что шахматы - это искусство. Я согласен с ним, что шахматы - это искусство. Но разговаривая с моими одноклассниками, я услышал и другое мнение: они уверены что игра в шахматы-это спорт. Мне захотелось узнать, что же на самом деле игра в шахматы - искусство или спорт, и я решил изучить шахматы, узнать их историю. Итак, что же такое шахматы?

1.Актуальность проблемы

Заключается в том, что во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых.

Многие упорно не считают шахматы видом спорта, так как спорт ассоциируется с физическими нагрузками, силой и ловкостью. Но спорт это не только игра мускулов, это, прежде всего состязание, противоборство, соперничество. Поэтому многие шахматисты относят их к спорту. Как и в искусстве, играя шахматную партию, получаешь удовольствие, наблюдая за игрой какого-нибудь выдающегося профессионала, но большинство же любителей шахмат считают занятие шахматами увлекательной игрой.   Вот и меня заинтересовал этот вопрос, казалось бы, простой, однако найти ответ на него не так просто « Шахматы - спорт или искусство?» Попробуем разобраться.

Предмет исследования: шахматы.

Объект исследования: обучающиеся нашей школы, умеющие и не

умеющие играть в шахматы.

В работе я выдвинул следующую гипотезу, что игра в шахматы это искусство.

Цель моего исследования: определить, игра в шахматы - это искусство или спорт.

Исходя из цели, я определил следующие задачи:

  • Изучить литературу по проблеме исследования, в том числе информации в сети Интернет по истории шахмат, биографии известных шахматистов.

  • Выявить понятие и признаки искусства;

  • Определить понятие и признаки спорта;

  • Соотнести данные признаки с чертами характерными для шахмат

  • Провести социологический опрос.

  • Оформить результаты исследования в виде презентации, брошюры «Шахматы – это интересно»

  • Защитить работу

Вид проекта: долгосрочный.

В исследовании я использовал метод опроса и анкетирования, метод зрительного восприятия информации (работа с познавательной литературой, с компьютером, наблюдение), метод передачи информации с помощью практической деятельности (Приложение 1 фото.7), а также приемы: ознакомление, сопоставления, доказательства, обобщения информации, практическая работа по изготовлению буклета.

Для работы были использованы различные источники и Интернет – ресурсы.

Практическое значение: результаты исследования могут быть использованы при проведении классных часов и внеурочных мероприятий, на занятиях по физической подготовке. (Приложение 4 буклет)




ГЛАВА 1

Социологический опрос

Перед началом исследования я решил узнать отношение одноклассников к игре в шахматы. Мною было проведено анкетирование среди 5-9 классов и учителей нашей школы.

Всего в анкетировании приняло участие 20 человек: среди них приняли участие

14 мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет, 6 девочек в возрасте от 10 – 15 лети 7 учителей в возрасте от 45 до 60 лет (Приложения 1 фото 1, 2,3,4,5)

Подведя итоги анкетирования, я узнал, что мнение ребят разделилось: 15человек ответили, что игра в шахматы это спорт и только 5 человек, что шахматы - это искусство. (Приложения 2. Диаграмма1) Опрос учителей нашей школы показал 100% результат, что шахматы - это искусство игры. (Приложение 2 Диаграмма 2).

ГЛАВА 2

2.1. Немного из истории шахмат.

В самом начале исследования мы обратились к толкованию слова шахматы.

Из Википедии мы узнали, что ша́хматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит буквально: "шах умер", а адекватно - передает смысл игры: "Смерть королю!

По одной из версий, шахматы зародились в Индии в VI веке. Их изобретателем стал известный в то время индийский математик. Тогда игра называлась чатуранга, в нее одновременно могли играть четыре человека. Было четыре армии: черные, зеленые, желтые и красные. Ходы делались по очереди, но возможные ходы определялись с помощью бросания игральных костей. Игра велась до полного уничтожения армий.i

Свое творение изобретатель представил на суд всемогущего индийского раджи. Шахматы очень впечатлили правителя и стали популярны сначала в Индии, а потом уже и во всем мире.

Из Индии они проникли в страны Ближнего Востока. Потом в Испанию и Сицилию, затем в Италию, Францию, Англию, Скандинавские страны, потом появились на Руси.

Первое упоминание о шахматах на Руси относится ко второй половине XIII века. Раскопки в Новгороде показывают, что в шахматы играли бояре и холопы, купцы, ремесленники и даже служители культа.

Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнеров.

Увлекалась шахматами и Екатерина II. Граф А.С.Строганов устроил для (Екатерины II и шведского короля Густава IV партию живых шахмат. Вместо шахматных фигур были люди).( Приложения 3. фото 1)

В XIX и XX веках продолжает распространяться игра в шахматы.

2.2. Шахматы - это искусство?

Напомню: шахматы - это искусство! Утверждал мой дедушка. А, что же такое искусство?

Искусство - это форма человеческой деятельности. Художественное творчество, проявляющееся в различных его видах - живописи, архитектуре, литературе, музыке.

Когда человек знакомится с шедеврами искусства, например, Иван Айвазовский, «Девятый вал»( Приложения 3. фото 2.) или Бетховен (Beethoven) – «Лунная соната» и восхищается их красотой, то испытывает светлые чувства от встречи с прекрасным. Подобные ощущения вызывает игра в шахматы. И.С.Тургенев, любуясь игрой одного из корифеев шахмат, воскликнул: "Он не играет, он точно узоры рисует, совершенный Рафаэль!" (Приложения 3. фото 3.) Сравнив шахматную партию с живописью.

Можно посмотреть на шахматную партию как на своеобразный спектакль, в котором шахматист является постановщиком спектакля, а шахматные фигуры - артистами на шахматной сцене. Каждая партия - в миниатюре жизнь человека. При этом имеются в виду не только действия фигур на шахматной доске, но и весь характер шахматного сражения. Можно с полным основанием утверждать, что шахматы - и как процесс творчества, и как сражение на шахматной доске - заключает в себе исключительное зрелище. отличие от всех других видов искусства, где зрители знакомятся с уже готовым произведением, в шахматах многие из них имеют возможность наблюдать за самим процессом творчества. А ведь творчество является главной составляющей искусства.

А по своей структуре игру в шахматы можно сравнить с таким видом, как музыка.

Начинается шахматная партия с дебюта. Миттельшпиль - середина игры. А затем наступает эндшпиль - заключительная стадия игры.

Сонатная форма тоже состоит из трёх частей: экспозиции, разработки, репризы.

В шахматах есть такое понятие как шахматная композиция.

Также композиция есть музыкальная, живописная.

В живописи мы составляем композиционный центр (Приложения 3 фото 4), это главные предметы, вокруг которых выписывается вся картина, в шахматах композиционный центр - это король, вокруг которого происходит вся игра.

Немецкий художник Уго Досси увлеченно исследует закономерности шахматной игры. На выставке в Третьяковской галереи можно увидеть произведения, сделанные им по мотивам знаменитых партий, в том числе и игр нынешнего чемпиона мира Владимира Крамника. Художник изобразил ходы В. Крамника в шахматной партии. ii(Приложения 3 фото 5,а.б),

Игра в шахматы способствовала развитию и других форм искусства: скульптуры, архитектуры, ювелирного дела. Шахматы делали из разных материалов. В России особым мастерством отличались резчики слоновой кости из села Холмогоры. iii(Приложения 3 фото 6),

Особого внимания заслуживают российские фарфоровые шахматы. Мировую известность получил набор «Красные и белые» созданный художниками Натальей и Еленой Данько на фарфоровом заводе в Петрограде. (Приложения 3 фото 7,а.б),

Шахматные фигурки, символизирующие красных, изображены в костюмах с доминированием красного цвета. Король красных держит в руке молот, он является олицетворением рабочего-молотобойца. На голове королевы красных – венок, в руках она держит сноп пшеницы. Это символическое изображение свободной крестьянки. Офицер красных – красноармеец, он олицетворяет Красную армию.

Иными предстают фигурки, представляющие «белых». Они одеты в изысканные костюмы, в которых преобладают белый, черный и золотой цвета. Это персонажи прошлого, символы уходящего мира.

Интересны шахматы-изобретения сконструированные инженером Михаилом Клевцовым для игры в состоянии невесомости. В них каждая фигурка прикреплена к доске пружинкой и может быть продвинута на любое место по прорезям на доске. (Приложения 3 фото 8),

Уникальная партия длилась шесть часов, обмениваться информацией игроки могли только, когда корабль пролетал над нашей территорией. Закончился матч вничью, за это время корабль сделал 4 витка вокруг Земли, а космонавты – 35 ходов iv

Классикой шахматного мира можно назвать шахматы Стаутона.

Они были разработаны художником Натаниэлем Куком. v(Приложения 3 фото 9),

Над изготовлением шахматных фигур работают и современные художники. Художник Александр Джелмэн создал шахматы покрытые золотом и серебром.

Джеффри Паркер изготовил шахматы из серебра и золота.

Художница Софи Матисс (правнучка легендарного французского художника Анри Матисса) создала шахматы в стиле работ своего прадеда. (Приложения 3 фото 10).vi

Есть бриллиантовые шахматы, а ещё из золота и платины, хрустальные, шахматные фигуры не произведения искусства?

2.3. Шахматы - это спорт?

Нo мои одноклассники уверены, что шахматы - это спорт. Рассмотрим более подробно это предположение.

Спорт- это физические упражнения для развития и укрепления организма.

Шахматы - это состязание умов, интеллектов, это упорное и напряженное противоборство двух соперников. Игру в шахматы считают гимнастикой ума неслучайно. Она - эффективное упражнение умственного развития.

Шахматы относят к индивидуальным игровым видам спорта.

Как и в любых видах спорта в шахматах принята система разрядов.

Для выполнения нормы разрядов нужно играть в турнирах, набирать определённое количество очков для следующего разряда.

А.Карпов считал, что шахматы, - это спорт. Но он также говорил, что шахматы это не командный вид спорта, шахматы, - спортивное единоборство, их можно сравнить только с такими видами спорта как бокс, теннис, фехтование.

Сравним игру в шахматы и игру теннис.

Теннис похож на шахматы по обмену ударами - ходами. Роль помощников при подготовке матча мала - все делает сам спортсмен.

Теннисист тренирует подачу, удары - в теннисе, шахматист - продумывает и делает ход - в шахматах. При подготовке к игре тренер может дать дельный совет. Но решает судьбу матча не он, а сам спортсмен.vii

Шахматные состязания, шахматная партия - это спорт, организованный вид спорта с порядком званий, развитой системой регулярных турниров, национальными и международными лигами, шахматными конгрессами.

3. Заключение.

Завершив исследование, я сделал вывод, что шахматная игра - это творчество, многоуровневое, разноплановое, оно способно быть искусством.

Значит, мой дедушка был абсолютно прав, утверждая это. Но я хотел бы уточнить, шахматы - это интеллектуальное искусство. Красота в шахматах способна поражать душу так же, как и малиновый закат, как россыпь серебра в ладошке травинки, как пульсирующий родничок - исток великой матушки Волги... viiiШахматы - своеобразная и замечательная модель, которая помогает формировать чувство прекрасного.

В своём исследовании я сравнил игру в шахматы с занятием спортом и обнаружил общие черты. Игра в шахматы воспитывает и развивает волю к победе, быстроту мысли, уважение к противнику и умения прогнозировать действия. Следовательно, мои одноклассники, утверждая, что игра в шахматы - спорт были правы

Теперь можно сделать вывод: игра в шахматы сочетает в себе элементы спорта и искусства.

С результатами исследования я ознакомил своих одноклассников на классном часе, мои выводы заинтересовали ребят и некоторые из них изъявили желание приобщиться к искусству игры в шахматы. Для них я составил памятку как для начинающих игроков.


i https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы

https://exmus-spb.ru/2023/03/18/шахматы-красные-и-белые-данько/

iihttp://museum.ru/N24720

iii https://russianarts.online/shaxmaty-kost-xolmogory-1920-e-gg-vmdpni/

iv https://dzen.ru/a/XTvLL93-9gCtE1fG

v https://en.wikipedia.org/wiki/Staunton_chess_set

vi https://rus.offwhiteblog.com/sophie-matisse-chess-sets

vii http://uroki-shahmat.ru/statii/shahmatyi-kak-tennis.html

viii https://poisk-ru.ru/s30280t24.html




















Список литературы

Интернет -ресурсы:


  1. Шахматы  https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы

  2. Шахматы “Красные И Белые” Натальи Данько Из Русского Музея https://exmus-spb.ru/2023/03/18/шахматы-красные-и-белые-данько/
  3. Знакомство с Уго Досси, с его шахматами и снами http://museum.ru/N24720

  4. Шахматы, кость. Холмогоры, 1920-е гг. ВМДПНИ  https://russianarts.online/shaxmaty-kost-xolmogory-1920-e-gg-vmdpni/

  5. Космические шахматы  https://dzen.ru/a/XTvLL93-9gCtE1fG

  6. Шахматный набор Стаунтона  https://en.wikipedia.org/wiki/Staunton_chess_set

  7. Шахматные наборы Софи Матисс  https://rus.offwhiteblog.com/sophie-matisse-chess-sets

  8. Шахматы как тенни  http://uroki-shahmat.ru/statii/shahmatyi-kak-tennis.html

  9. Шахматы – интеллектуальное искусство  https://poisk-ru.ru/s30280t24.html





















Приложение 1
























Фото 1. Социологический опрос обучающейся 8-9 кл

Фото 2. Социологический опрос обучающейся 7 кл

Фото 3. Социологический опрос обучающейся 5 кл

Фото 4. Анкетирование учителя математики.

Фото 5. Социологический опрос учителей










Приложение 2






















Результаты анкетирования. Заинтересованность к игре в шахматы



Диаграмма1: Результаты анкетирования обучающихся

Из диаграммы видно, что большинство ребят слышали об игре в шахматы (один обучающийся не слышал).

«Интересная ли это игра?» половина класса ответила - да, вторая половина –нет.

На вопрос: «Умеют ли играть в шахматы?», девять человек ответили - да, а остальные одиннадцать человек – нет.

Из одинадцати учеников, которые не могут играть в шахматы, только три человека не заинтересованы в игре.

Ну и на последний вопрос анкеты, а для меня очень интересный: «Шахматы это спорт или искусство?», 15 учеников ответили – да и только 5 человек, что шахматы - это искусство.



Диаграмма2: Результаты анкетирования учителей

Из диаграммы видно, что все 7 учителей слышали об игре в шахматы «Интересная ли это игра?» все ответила – да.

На вопрос: «Умеют ли играть в шахматы?», четыре человек ответили - да, а остальные три человека – нет.

Из трех опрашиваемых, которые не могут играть в шахматы, все хотели бы научиться играть.

Ну и на последний вопрос анкеты, а для меня очень интересный: «Шахматы это спорт или искусство?», семь учителей ответили – да , что шахматы - это искусство.
















Приложение 3
























фото 1. Живых шахматы

фото 2. Иван Айвазовский, «Девятый вал»

фото 3. Самая известная картина Рафаэля «Донна Велата»


фото 4. Композиционный центр в живописи

а б

фото 5. Художник Уго Досси (ходы В. Крамника в шахматной партии)

фото 6. Шахматы, кость. Холмогоры

фото 10. Художница Софи Матисс

а б

фото 7. Шахматы «Красные и белые» созданные художниками Натальей и Еленой Данько


фото 8. Шахматы-изобретения сконструированные инженером Михаилом Клевцовым для игры в состоянии невесомости.

фото 9. Шахматы Стаутона, разработаны художником Натаниэлем Куком





Приложение 4










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!