Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей имени Героя Советского Союза В.В. Гусева города Рошаль
Городского округа Шатура»
(МБОУ «Лицей г. Рошаль»)
Учебно-исследовательская работа на тему
«Белое лакомство: моя правда»
Автор:
Бервинова Анисья Константиновна,
ученица 5 «Г» класса
МБОУ «Лицей г.Рошаль»
Руководитель:
Пискунова Александра Юрьевна,
учитель географии и биологии
МБОУ «Лицей г.Рошаль»,
Г.о.Шатура, 2023
Оглавление
Введение………………………………………………………...3
Основная часть
1.Методика исследований
1.1 История появления мороженого…………………………..4
1.2 Польза мороженого………………………………………...5
1.3 Вред мороженого …………………………………………..6
2.Результаты исследований и их обсуждение…………………7
Заключение……………………………………………………..10
Список использованной литературы…………………………11
Приложения…………………………………………………… .12
Введение
Актуальность учебно-исследовательской работы. Что же это за такой продукт питания, который с давних времен радует всех и является неотъемлемой частью нашей сегодняшней жизни, при упоминании о котором поднимается настроение, хочется не только улыбнуться, но и облизнуться, он является одним из любимых лакомств не только детей, но и взрослых?
Вы еще не догадались? Это, конечно же, мороженое! Оно является одним из самых любимых продуктов питания населения. Это объясняется не только высокими вкусовыми качествами, но и большой его пищевой и биологической ценностью.
В данной работе будет рассмотрен вопрос: Какое мороженое вкуснее? Что скрывается на упаковке и под упаковкой мороженого?
Я выбрала эту тему потому, что меня заинтересовало, что мы едим, все ли то, что вкусно – полезно?
Поэтому, цель работы – определить многообразие видов и состава мороженого, его воздействия на наш организм.
Гипотеза: Я предполагаю, что мороженое оказывает как положительное влияние на современного человека, так и вредное воздействие на его здоровье.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- собрать и изучить литературные и электронные источники по данной теме;
- определить воздействие мороженого на организм;
- провести исследование разнообразия марок и состава, мороженного; анкетирование среди сверстников по теме «Популярность и значение мороженого для организма человека»;
- подвести итоги работы, составить буклет «Как правильно выбрать мороженое» по безопасному использованию мороженого; представить презентацию по итогам исследования.
Объект исследования: мороженое различных видов и марок.
Предмет исследования: химический и ингредиентный состав мороженного.
Участники исследования: обучающиеся 4,5, 6 классов.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение, изучение СМИ (средств массовой информации)
- эмпирические (анкетирование, эксперимент).
Предполагаемые результаты: если дети будут больше знать о влиянии мороженого на здоровье человека, то знания помогут не только правильно использовать достижения науки, но и сохранить здоровье.
Основная часть
Методика исследований
1. 1 История появления мороженого
Мороженое - сладкий десертный продукт. Представляет собой взбитую (насыщенную воздухом) замороженную пастеризованную смесь молока, сливок или фруктово-ягодных продуктов с сахаром, стабилизаторами, вкусовыми и ароматическими веществами1.
С давних времён люди, страдая от жары, искали освежающие средства, а сладости любили во все времена. Сочетанием этих двух склонностей, очевидно, и было вызвано к жизни мороженое. «Предками» мороженого можно считать смешанные со снегом или льдом фруктовые соки, натуральные и подслащённые, которые были известны в глубокой древности. От китайцев это вкусное «средство от жары», вероятно, переняли арабы, индейцы и персы.
Рецепты мороженого были засекречены, и придворных кулинаров приводили к присяге о сохранении их в тайне. Разглашение тайны грозило смертной казнью. Тем не менее, искусство приготовления мороженого, хоть и медленно (во Франции, например, мороженое не было, известно и в XVI в.), проникло и в другие европейские дворы, а затем и в Россию.
В России, как и в других странах, мороженое появилось сначала в меню царского двора и знати и лишь впоследствии «демократизировалось». 16 ноября 1845 г. купцу Ивану Изеру был выдан патент № 307 на «машину для приготовления мороженого». Но ещё долго мороженое вырабатывали в кустарных условиях и в незначительных количествах.
Первые шаги в организации промышленного производства мороженого в России (тогда в СССР) относятся к началу тридцатых годов. В 1932 г. на Московском молочном комбинате и на Московском холодильнике № 2 были открыты первые цехи по производству мороженого. Их техническая оснащённость, несмотря на простое оборудование, всё же резко отличалась от существовавших в то время кустарных производств.
к 1940 г. общая выработка выросла более чем в 270 раз и составила 82 000 тонн мороженого. Во время Великой Отечественной войны мороженого почти не выпускали. В 1980-е годы в нашей стране выпускалось уже свыше 400 тыс. т мороженого в год. В настоящее время ассортимент и объём производства мороженого значительно увеличился.
На земле существует более 700 видов мороженого2.
1.2 Польза мороженого
Мороженое полезно – это неоспоримый факт, который доказывали веками и продолжают подтверждать современные ученые. Мороженое имеет высокую пищевую и биологическую ценность, приятный вкус, нежную консистенцию («тает во рту»). Мороженое богато витаминами и минеральными веществами. В нём и полезные для глаз и кожи А, В, Д, Е и Р, и фосфор для костей и роста, магний, калий и железо. Мороженое производят из молока и сливок, которые содержат натуральные вещества, успокаивающие нервную систему и стимулирующие выработку организмом «гормона счастья» – серотонина. Он улучшает память, поднимает настроение и помогает нам справиться со стрессами. Недаром в момент непониманий на работе и депрессии, рука так и тянется приобрести себе сладкое утешение. Именно мороженое врачи называют сладким психологом – мороженое возвращает нас в безоблачное детство. А натуральный транквилизатор л-триптофан, содержащийся в сливках, успокаивает нервную систему. Оно благотворно действует на организм человека, повышает настроение. Взрослым мороженое даже рекомендуют как профилактическое средство от ангины. Оно благоприятно влияет на секреторную и моторную функции органов пищеварения, нередко применяется при желудочных кровотечениях и после операций желудочно-кишечного тракта, и даже уменьшает опасность заболевания раком пищеварительной системы.
Углеводные сорта: пломбир, плодово-ягодные – для тех, кто работает головой – студентов и школьников в период интенсивной нагрузки. Оно повышает иммунитет, повышает кровяное давление, укрепляет костную ткань, усиливает мозговую деятельность и уменьшает боли во время критических дней3.
1.3 Вред мороженого
Специалисты Института питания считают, что мороженое полезно далеко не всем. Прежде всего, из-за его высокой калорийности (в 100г продукта может содержаться до 500ккал) и содержания в нём сахара, мороженое не рекомендуется людям, страдающим лишним весом, а также больным сахарным диабетом. Тем, у кого повышен уровень холестерина, не следует, есть мороженое, приготовленное на животных жирах. Большинство диетологов не рекомендуют часто употреблять ароматизированные сорта мороженого: клубничное, лимонное и другие, так как в их состав входят искусственные добавки и фруктовые эссенции. Лучше всего отдавать предпочтение плодово-ягодным сортам мороженого. Молочное мороженое содержит меньше жира, чем остальные виды, и поэтому является менее калорийным. Однако легкоусвояемый сахар в достаточно больших количествах содержится в любом мороженом, и он способен быстро повышать уровень глюкозы в крови. Частое употребление мороженого может быть причиной головных болей. Это кажется невероятным, но, по данным медицинской статистики, около трети людей в мире, страдающих головными болями, испытывают её именно из-за пристрастия к мороженому. Поедание мороженого, особенно если при этом торопиться, слишком быстро снижает температуру тела, сужает сосуды, и к головному мозгу поступает меньше крови, что и становится причиной головной боли.
Что касается детей, то, прежде всего не следует разрешать им заменять мороженым полноценный приём пищи. Однако здесь мнения специалистов разделяются: одни советуют давать детям мороженое в качестве десерта, сразу после основной еды, объясняя это тем, что так оно не сможет перебить аппетит; другие же не рекомендуют этого делать, так как мороженое после еды затрудняет пищеварение.
Несколько слов о культуре употребления мороженого. Большинство людей привыкли, есть мороженое на ходу, купив его на улице. Таким образом, вместе с мороженым мы поедаем уличную пыль, грязь и выхлопы автомобилей – ведь мороженое впитывает всё это мгновенно. Если уж вы купили мороженое на улице, то хотя бы зайдите в парк или летнее кафе, а лучше всего есть мороженое дома4.
2. Результаты исследований и их обсуждение
А) Анкетирование
Изучив различную литературу по теме, я решила провести анкетирование по теме «Популярность и значение мороженого для организма человека».
В анкетировании приняло участие – 66 человек, из них:
А) учащиеся 4класса – 29 человек; Б) учащиеся 5 класса – 15 человек; В) учащиеся 6 класса – 22 человека. Вопросы анкеты представлены в Приложении 1.
Результаты проведённого анкетирования свидетельствуют о том, что:
98,5% опрошенных заявили о том, что мороженое им нравится, потому что: вкусно, утоляет голод, мягкое, лакомство, легко охлаждает в жаркий день. 1 человек (обучающийся 4 класса) ответил, что мороженое ему не нравится, так как не вкусное и оно вредное. Самые популярные марки мороженого: «Чистая линия», «Лёд фруктовый», «Эскимо», «Пломбир 48 копеек», «Золотой стандарт». Большинство детей не знают состав мороженого и его пользы. Большинство детей едят мороженое летом и весной. Данные по вопросам анкеты показаны в Приложении 2.
Б) Анализ исследования маркировки упаковок различных марок мороженого.
Для исследования состава были взяты образцы мороженого: «Юбилейное» - ванильный в вафельном стаканчике, «Пломбир» в вафлях, «Пломбир Вологодский», «Настоящий пломбир «Русский холод».
Провела анализ состава мороженого, используя упаковки мороженого. Результат занесла в таблицу. (Приложение 3)
Анализ состава мороженого позволил сделать вывод:
Во всех исследуемых образцах упаковок указан производитель, масса, содержание белков, жиров, углеводов, энергетическая ценность, состав, сроки и условия хранения. Наибольшее содержание: жира в мороженом «Пломбир Вологодский» и «Пломбир «Русский холод» ( 14,0 гр. в 100гр.), они же самые калорийные (230-240 ккал.в 100гр.); белка больше в мороженом ванильный в вафельном стаканчике «Юбилейное» (4,0 гр. в 100гр.); углеводов в мороженом «Пломбир» в вафлях (27,0 гр. в 100гр.).
Хранить мороженое можно от 12 до 18 месяцев в зависимости от температуры. В данных образцах присутствуют пищевые добавки, но они не являются вредными (Приложение 4).
Из таблицы видно, что состав всех четырех видов мороженого разный. На мой взгляд самое натуральное мороженое «Пломбир Вологодский» - эко продукт.
В) Исследование вкуса мороженого.
Цель: определить качественный состав образцов мороженного.
По результатам приведённой в таблице (Приложение 5), можно сделать вывод о соответствии маркировки состава мороженого на этикетке и проведённого исследования.
Г) Исследование состава мороженого - химический эксперимент5.
Исходя из ответов анкеты и исследования маркировки упаковок мороженого, я решила провести химический эксперимент.
Цель: провести химические опыты, подтверждающие качественный состав мороженого.
Для исследования были взяты пробы исследуемых мороженого.
Опыт № 1. Обнаружение белка.
В пробирку наливаю 1 мл растаявшего мороженого и добавляю 5-7 мл дистиллированной воды, закрываю его пробкой и встряхиваю. К 1 мл полученной смеси приливаю 1 мл раствора NaOH и несколько капель 10%- ного раствора CuSO4. Содержимое пробирки встряхиваю. Появляется ярко-фиолетовое окрашивание в каждом образце мороженого. Это окрашивание показывает наличие белка в мороженом.
Опыт № 2. Обнаружение углеводов.
В приготовленные образцы мороженного наливаю раствор Йода. Появляется тёмно фиолетовое окрашивание. Это говорит о наличии углеводов в мороженном.
Опыт №3 Обнаружение водородного показателя (p-H) среды.
В пробирку наливаю 1 мл растаявшего мороженого и добавляю 5-7 мл дистиллированной воды, закрываю его пробкой и встряхиваю. Затем по немного добавляю лакмус. Раствор окрашивается в фиолетовый цвет. Это говорит о нейтральной среде мороженого.
Результаты химического эксперимента.
Химический эксперимент наглядно показал, что в состав мороженого входят белки (опыт № 1) - появление ярко-фиолетового окрашивания связанно с взаимодействием пептидных связей белковых молекул со свежеосажденным Cu(OH)2. Опыт № 2 – появление тёмно-фиолетового окрашивания связано с наличием углеводов. Опыт №3 – фиолетовый раствор показал, что среда нейтральная. (Приложение 6)
Заключение
Результаты анкетирования показали, что мороженое всем ученикам нравится, особенно мороженое в стаканчиках. Считают вкусным полезным продуктом, которым можно лакомиться в любое время года. В магазинах посёлка огромный ассортимент различных видов мороженого. На всех исследуемых упаковках можно найти необходимую информацию: производитель, масса, состав, сроки и условия хранения. Химический эксперимент доказал, что в состав мороженного входят белки, углеводы. Вредно ли мороженое для здоровья или полезно, однозначно сказать нельзя. Скорее всего, верным будет известное утверждение, которое касается практически любого продукта питания – во всём нужна мера. И мороженое тоже может быть, как относительно полезным, так и вредным
Выбирая лакомство, не следует соблазняться недорогим молочным или сливочным мороженным с фруктовыми добавками - обычно они не натуральны. Мороженое помогает бороться со стрессом. Вещества, которые входят в его состав, влияют на выработку серотонина - «гормона счастья». Этот гормон поднимает жизненный тонус, улучшает настроение.
Итогом работы стал буклет «Как правильно выбрать мороженое», с которым я ознакомила учащихся 4,6,7 классов (Приложение 7)
Работая над проектом, я научилась работать с научно-популярной литературой, использовать информацию Интернета.
Всё вышеотмеченное, я считаю, имеет немалую ценность для меня и моей семьи, а значит, и актуальность изучения этой темы. Считаю, что поставленная мной цель выполнена, тема проекта раскрыта.
В будущем я планирую продолжить данную работу, так как считаю, что мороженое мною еще не до конца исследовано. Я хочу предложить изготовить мороженое на уроках технологии, а также, посетить фабрику по изготовлению мороженого.
Список использованной литературы
Интернет ресурсы
1. https://pressa.tv/interesnoe/84945-kratkaya-istoriya-morozhenogo.html
2.https://vsedeserti.ru/enciklopediya/istoriya-morozhenogo/
3.https://hij.ru/read/108/
4.https://polzavred-edi.ru/morozhenoe-polza-i-vred-dlja-zdorovja/
Научная литература
5.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М:ООО «ИТИ Новые технологии», 2003
6.Сладкова Ю. «Всё о мороженом». Москва.-2002
7. Энциклопедия для детей. Химия. т.17, Москва, Аванта, 2004.
8.Яковишин Л.А. Химические опыты с мороженым.// Химия в школе. – 2006 - №7, с.69//
9.365 научных экспериментов. Hinkler Books Pty Ltd 2010 www.hinklerbooks.com
Приложения
Приложение 1
Анкета
«Популярность и значение мороженого для организма человека»
Цель: выявление уровня знаний учащихся о мороженом.
1)Нравится ли вам мороженое? Почему?
2)Как часто вы употребляйте мороженое:
А) один раз в день; Б) один раз в неделю; В) один раз в месяц
3) Какие марки мороженого вам нравятся?
4) Знайте ли вы состав мороженого?
5)По вашему мнению, этот продукт:
А) Вредный; Б) Полезный; В) Не знаю
6) В какое время года вы съедаете больше мороженого
А) Весна – Лето; Б) Осень – Зима; В) Безразлично
Фото 1
Приложение 2
Результаты исследования Анкеты
«Популярность и значение мороженого для организма человека»
1.Нравится ли вам мороженое? Почему? Таблица 1
Показатели | 4 класс | 5 класс | 6 класс |
да | 28 | 15 | 22 |
нет | 1 | | |
Почему? Вкусное Не вкусное Сладкое охлаждает | 18 1 5 12 | 10 3 9 | 15 4 13 |
2.Как часто Вы употребляете мороженое? Таблица 2
Показатели | 4 класс | 5 класс | 6 класс |
Один раз в день | 8 | 5 | 8 |
Один раз в неделю | 10 | 5 | 11 |
Один раз в месяц | 11 | 5 | 3 |
3.Какие марки мороженого Вам нравятся? Таблица 3
4 класс | 5 класс | 6 класс |
Чистая линия - 9 человек Пломбир – 3 человека Малиновое – 3 человека Эскимо – 1 человек Не знают марок – 13 человек | Магнат – 5 человек Фишка – 4 человека Чистая линия – 2 человека Пломбир – 2 человека Фруктовый лёд – 2 человека | Чистая линия – 11 человек Золотой стандарт – 5 человек 48 копеек – 6 человек |
4.Знаете ли Вы состав мороженого? Таблица 4
Показатели | 4 класс | 5 класс | 6 класс |
да | 7 | 7 | 7 |
нет | 22 | 8 | 15 |
5.По вашему мнению, этот продукт? Таблица 5
Показатели | 4 класс | 5 класс | 6 класс |
вредный | 10 | 4 | 3 |
полезный | 3 | 3 | 7 |
не знаю | 16 | 8 | 12 |
6.В какое время года Вы съедаете больше мороженого? Таблица 6
Показатели | 4 класс | 5 класс | 6 класс |
Весна-лето | 23 | 11 | 14 |
Осень-зима | 1 | 0 | 0 |
Безразлично | 5 | 4 | 8 |
Диаграмма 1. Как часто Вы употребляете мороженое?
Диаграмма 2. Знаете ли Вы состав мороженого?
Диаграмма 3. В какое время года Вы съедаете больше мороженого?
Приложение 3
Анализ исследования маркировки упаковок различных марок мороженого.
Фото 2 | Фото 3 |
Цель: определение ингредиентов и их количество, входящее в состав мороженого.
Оборудование: упаковки от мороженого.
Таблица 7
Марка | «Юбилейное» - Ванильный | «Пломбир» в вафлях | «Пломбир Вологодский» | «Русский холод» - настоящий пломбир |
№ | 1 | 2 | 3 | 4 |
Производитель | ООО «Лагуна-Койл» Московская область, г. Люберцы | ООО «Богородский хладокомбинат» Московская область, г. Ногинск | ООО «ТД Айсберри» г. Москва | ООО «Лагуна-Койл» Московская область, г. Люберцы |
Масса | 70 г. | 80 г. | 100 г. | 120 г. |
Содержание в 100 граммах: Жира Белка Углеводов | 7,5г 4г 24г | 10,5г 3,0г 27,0г | 14,0г 3,6г 23,0г | 14,0г 3,5г 24г |
Энергетическая ценность в 100 граммах | 180 ккал. | 210 ккал. | 230 ккал. | 240 ккал. |
Срок, условия хранения | Не выше -180С, 18 месяцев | Не выше-180С, 12 месяцев | Не выше -180С, 12 месяцев | Не выше-180С, 18 месяцев |
Состав | Вода питьевая, сахар, молоко цельное, заменитель молочного жира (пальмовое, подсолнечное, соевое, рапсовое фракции), комплексная пищевая добавка | Вода питьевая, масло сливочное, молоко цельное сгущённое с сахаром, пищевая добавка | Молоко коровье цельное, молоко сгущённое цельное с сахаром, сахар, вода питьевая, масло сливочное. Пищевая добавка | Молоко коровье цельное, молоко сгущённое цельное с сахаром, сахар, вода питьевая, масло сливочное. Пищевая добавка |
Цена | 35 рублей | 66 рублей | 78 рублей | 126 рублей |
Приложение 4
Таблица вредных пищевых добавок
Очень опасные: Е123, Е510, Е513Е, Е527.
Опасные: Е102, Е110, Е120, Е124, Е127, Е129, Е155, Е180, Е201, Е220, Е222,Е223, Е224, Е228, Е233, Е242, Е400, Е401, Е402, Е403, Е404, Е405,E501, E502, E503, E620, E636, E637.
Канцерогенные: E131, E142, E153, E210, E212, E213, E214, E215, E216, E219,E230, E240, E249, E280, E281, E282, E283, E310, E954.
Расстройство желудка: E338, E339, E340, E341, E343, E450, E461, E462, E463, E465, E466.
Кожные заболевания: E151, E160, E231, E232, E239, E311, E312, E320, E907, E951, E1105.
Расстройство кишечника: E154, E626, E627, E628, E629, E630, E631, E632, E633, E634, E635.
Давление: Е154, Е250, Е252.
Опасные для детей: E270.
Запрещённые: E103, E105, E111, E121, E123, E125, E126, E130, E152, E211, E952.
Пищевые добавки в исследуемых образцах мороженого
каррагинан (Е 407)
камедь рожкового дерева (Е 410)
гуаровая камедь (Е 412)
моно- и диглицериды жирных кислот (Е 471)
в качестве ароматизатора- ванилин
эмульгатора- лецитин
Приложение 5
«Белое лакомство: моя правда»
Цель: определить качественный состав образцов мороженного.
Фото 4 | Фото 5 |
Фото 6 | Фото 7 |
Таблица 8
Свойства | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 |
Цвет | Белый | Белый | Светло бежевый | Белый |
Вкус жира | мало | много | много | Много |
Вкус молока | присутствует | присутствует | присутствует | Присутствует |
Вкус масла | Не ощущается | ощущается | ощущается | Ощущается |
Вкус сахара | много | мало | много | мало |
Приложение 6
Исследование состава мороженого - химический эксперимент
Цель: провести химические опыты, подтверждающие качественный состав мороженого.
Опыт № 1. Обнаружение белка. Фото 8,9
Опыт № 2. Обнаружение углеводов
Фото 10
Опыт №3 Обнаружение водородного показателя (p-H) среды.
Фото 11
Приложение 7
«Как правильно выбрать мороженое»
Рисунок 1
1 https://pressa.tv/interesnoe/84945-kratkaya-istoriya-morozhenogo.html
2 https://vsedeserti.ru/enciklopediya/istoriya-morozhenogo/
3 https://hij.ru/read/108/
4 Сладкова Ю. «Всё о мороженом». Москва.-2002
5 Яковишин Л.А. Химические опыты с мороженым.// Химия в школе. – 2006 - №7, с.69//
14