Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Приоритетная задача современной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной жизненной позиции.
Проектный метод обучения-
это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата с обязательной презентацией этих результатов.
Проектная
деятельность
Исследовательская деятельность
ЦЕЛЬ - уяснение сущности явления, открытие новых закономерностей
ЦЕЛЬ – реализация проектного замысла
Выдвижение ГИПОТЕЗ ,
их экспериментальная и теоретическая проверка
всегда
Исследование, и соответственно,
ГИПОТЕЗА может быть не всегда
ИССЛЕДОВАНИЕ – процесс выработки новых знаний, истинное творчество
ПРОЕКТ – это замысел, план, творчество по плану
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результата проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную и модельную проверку выдвинутых предположений
• определение темы и названия проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели;
• обсуждение возможных вариантов исследования, сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей;
• выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• подготовка и защита презентации;
• анализ результатов и оценка качества выполнения проекта
- формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы;
- постановка цели и конкретных задач исследования;
- определение объекта и предмета исследования;
- выбор метода (методики) проведения исследования;
- описание процесса исследования;
- обсуждение результатов исследования;
- формулирование выводов и оценка полученных результатов
Этапы проектной деятельности:
Этапы научного исследования:
- Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Деятельность педагога и учащихся
на разных этапах проведения проекта
1-й этап- погружение в проект
Учащиеся
Осуществляют:
1.Личностное присвоение
проблемы
2.Вживание в ситуацию
3.Принятие, уточнение и
конкретизация цели и задач
Учитель
Знакомит с замыслом проекта.
Формулирует:
1.Проблему проекта
2.Сюжетную ситуацию
3.Цель и задачи
Мотивирует учащихся.
2-й этап- организация деятельности
Учитель
Организует деятельность,
предлагает:
1.Организовать группы
2. Распределить амплуа( роли, задания)
в группах
3.Спланировать работу по решению
задач проекта
4.Возможные формы презентации
результатов
Учащиеся
Осуществляют:
1. Разбивку на группы
2.Распределение ролей в группе
3.Планирование работы
4.Выбор формы и способа
презентации предполагаемых
результатов
3-й этап- осуществление деятельности
Учитель
Не участвует, но наблюдает,
косвенно руководит детьми:
1.Консультирует учащихся
по необходимости
2.Ненавязчиво контролирует
3.Даёт новые задания,
если у учащихся возникает
в этом необходимость
4.Репетирует с учениками
предстоящую презентацию
результатов
Учащиеся
Работают активно
и самостоятельно:
1.Каждый в соответствии
со своим амплуа и сообща
2.Консультируется
по необходимости
3. «Добывают» недостающие
знания
4.Подготавливают
презентацию результатов
4-й этап- презентация
Учитель
Учащиеся
Принимает отчёт
1. Обобщает полученные
результаты
2.Подводит итоги обучения
3.Оценивает умения:
общаться, слушать,
обосновывать своё мнение,
толерантность и др.
4. Акцентирует внимание
на воспитательном моменте:
умении работать в группе
на общий результат и пр.
Демонстрируют:
1.Понимание проблемы ,
цели и задач
2.Умение планировать
и осуществлять работу
3.Найденный способ
решения проблемы
4. Рефлексию деятельности
и результата
5. Дают взаимооценку
деятельности
и её результативности
Информационные умения
- самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- структурировать информацию;
- сохранять информацию
Презентационные умения
- выступать перед аудиторией;
- отвечать на незапланированные вопросы;
- использовать различные средства наглядности;
- демонстрировать артистические возможности
ВИДЫ ПРОЕКТОВ
ПО СПОСОБУ ВЫПОЛНЕНИЯ:
ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ:
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ ;
- РОЛЕВОЙ ;
- ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ;
- ТВОРЧЕСКИЙ ;
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
- МИНИ-ПРОЕКТ;
- КРАТКОСРОЧНЫЙ;
- НЕДЕЛЬНЫЙ;
- ГОДИЧНЫЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ : СБОР ИНФОРМАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ЕЕ АНАЛИЗА, ОБОБЩЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРИИ
ЦЕЛЬ : СБОР ИНФОРМАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ЕЕ АНАЛИЗА, ОБОБЩЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРИИ
РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ : анализ факторов влияющих на демографическую ситуацию
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ : СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ : СВОБОДНОЕ И НЕТРАДИЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ЦЕЛЬ : НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ВЫДВИЖЕНИЕМ ГИПОТЕЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Итоги проектной и учебно-исследовательской деятельности
- предметные результаты,
- интеллектуальное, личностное развитие школьников,
- рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере,
- формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать,
- уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие методы и приёмы, как перебор логических возможностей, моделирование;
- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами.
Учебный проект для учителя – это средство развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу, поиску нужной информации, исследованию, освоению и использованию технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!