Учебно - исследовательская и проектная деятельность как один из эффективных видов мотивации к успеху
Климентьева О.А., преподаватель истории
ГАПОУ СО «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой» г. Вольск
Основные задачи современного образования заключаются в развитии творческих способностей обучающихся, подготовке их к разнообразным формам деятельности, в выработке адекватного отношения к окружающему миру. Поэтому особая значимость сегодня придаётся организации научно-исследовательской деятельности, выступающей фактором саморазвития, самопознания и самоопределения, оказывающей существенное влияние на личностно-профессиональное становление будущего профессионала
Важным становится, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.
В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности студентов и становится значимой позиция тьютора, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу учащегося и способствовать развитию проектной и нучно - исследовательской деятельности студентов.
Технология тьюторского сопровождения включает в себя несколько основных этапов.
Определение познавательного интереса подростка.
Формулирование образовательного вопроса.
Постановка цели образовательной деятельности.
Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности – разработка “карты познавательного интереса”.
Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности - “создание портфолио”, “образовательный проект”.
Анализ итогов образовательной деятельности – “презентация портфолио или проекта”.
Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности учащимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки учащихся и тьюторов. Приступая к работе, учащийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.
Более десяти лет занимаюсь педагогическим сопровождением исследовательской, последнее время и проектной деятельности студентов. Работы учеников становились победителями и призёрами городского, областного, всероссийского и участниками заочного - международного уровня.
Научная работа студентов – неотъемлемая часть учебного процесса, в ней должен участвовать каждый студент колледжа. Организация её важна особенно на первом курсе, так как уже здесь формируется стереотип деятельности студента, который будет характерен для него в течение всего процесса обучения, а возможно, и в практической деятельности.
Научная работа студентов – это сложная творческая, многогранная и критическая деятельность по осмыслению и углублению изучаемого материала, выработке на этой основе новых знаний, умений, навыков. Её эффективность требует творческих усилий. Процесс научной работы должен быть организован и управляем.
Организуя научную работу студентов, побуждаю первокурсника к первому научному поиску, делаю упор на развитие ранее полученных знаний, направляю их внимание в нужное русло, помогаю студенту организовать самого себя.
Научная работа должна учитывать интерес студента к науке, к теории, обеспечивая самостоятельность мышления. Студенты учатся объективно оценивать, анализировать сложные исторические процессы. Предпочтение отдаю наиболее актуальным темам, темам научно-исследовательского и краеведческого характера.
Темы работ подготавливает преподаватель дисциплины. Они распределяются обычно в начале учебного года или семестра. Студент может предложить и свою тему реферата. Сразу же после выбора темы рекомендую приступить к работе над ней, не откладывая её на последние дни перед выступлением.
Начать работу целесообразно с выяснения круга источников и литературы, необходимых для раскрытия темы. В этом большую помощь студентам оказывает не только преподаватель дисциплины, а также библиотекарь колледжа.
Историографические обзоры тем рефератов, авторский анализ исторической литературы, научных статей помогают формированию навыков работы с документами, монографиями, статьями. Такая работа способствует развитию творческого подхода и самообразованию. Критериями её оценки является правильное обоснование выбранной темы, умение осмыслить широкий круг источников и литературы, логически стройно изложить вопросы, сформулировать выводы, оформить научный аппарат. Важно также умение чётко и доходчиво изложить написанное в устной форме.
В помощь студентам мною разработаны Методические рекомендации по научно-исследовательской и проектной деятельности студентов, где изложена организация научной работы студентов, ее структура, представлена тематика студенческих работ, рекомендована литература, необходимая для написания научно исследовательской работы. В список литературы включены документы, источники, монографии, учебные пособия, статьи из периодической печати. К каждой теме даются методические указания, которые помогут студентам в научном освещении вопросов темы.
Проектные работы студентов заслушиваются на семинарах или на студенческих научных конференциях. Качественно выполненные проекты рекомендуются ЦМК общеобразовательных дисциплин для участия в конкурсах студенческих научных и проектных работ на всех уровнях. За научно – исследовательскую и проектную работу ставится зачет, который учитывается при сдаче экзамена.
Таким образом, практика работы над проектно – исследовательской деятельностью показала, что в ней нет неуспевающих учащихся. Успех, интерес, радость, возможность проявить себя, в независимости от успеваемости – результат данного вида обучения.
Применение проектной технологии дает возможность научиться самостоятельно, добывать и применять полученные знания, быстро адаптироваться в новой ситуации, самостоятельно и ответственно принимать решения, работать в коллективе.
Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у студентов основных ключевых компетентностей.