Внеклассное мероприятие
«Я- россииянин»
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие внутренних мотиваций поведения школьников.
Цели:
формирование у учащихся патриотизма и гражданственности;
популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна;
расширение исторических знаний и представлений детей;
развитие познавательной активности ребят
повышение правовой культуры будущих избирателей
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Развивающие:
Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.
Коррекционные:
Коррекционно-развивающие:
1. организация восприятия с опорой на сохранные анализаторы;
2. формирование навыков контроля и самоконтроля;
3. развитие монологической, диалогической речи и культуры общения;
4. коррекция и формирование предметных представлений
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.
Ход занятия
1. Вступительное слово.
- Добрый день, ребята Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Оно очень важное для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.
Тема нашего занятия «Я – россиянин».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
(Ответы детей.)
2. Беседа о ценностях человека.
Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим? А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным? Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.
Обобщение.
Ребята, а что же такое Родина?
Родина – это место рождения человека, его происхождения, родная страна
Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый сад, в саду – смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка-скромница И ромашковый бугор, А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор, | В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий, радостный гудок, …Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна. |
| |
Наша с вами Родина – это…… Россия.
Что вы можете рассказать о России
Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны? Ответы детей
Обобщение: Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.
- Ребята, какой праздник приближается?
Просмотр видео «День народного единства»
Назовите основные символы нашего государства .Слайды
Игра «Крестики нолики
Более подробно о символах государства мы с вами сегодня говорить не будем. Вы их более подробно рассматривали на уроках Мир истории , в беседах О самом важном. Каждый понедельник в школе мы поднимаете флаг и исполняете гимн
У каждой страны, ребята, есть кроме символов и главный город – столица.
-Что такое столица? ( Ответы)
Столица-главный город государства, где работает наше правительство
Назовите столицу России? (Москва)
- Как называется человек, который правит страной?
(президент)
- Кто является президентом нашей страны?
Задание «Собери герб из пазлов»
(В. В. Путин) (Слайд)
Беседа о Конституции
Послушайте легенду:
-Давным-давно, было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: воровать, убивать, оскорблять. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, убивать, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государстваНельзя. Что тут началось! Государство Можно пришло в упадок. Тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок и все были счастливы. Почему?
(Жители стали жить по законам)
- Как называется документ, где записаны законы государства?
( ответ детей- Конституция) (слайд)
А сейчас вам необходимо собрать рассыпанные буквы.
(ЯЦИУТИОКСТН) -конституция.
Конституция – это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.
Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Все права и обязанности граждан России записаны в конституции.
-Как вы понимаете слова « права», « обязанности»?
(Права- это то, что ты можешь делать, а можешь и не делать, обязанности- это то, что ты должен выполнять, независимо от своего желания.
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
-Вспомните, какие права имеют граждане нашей страны?
5. Физминутка. (слайд)
Жура – Жура – журавель, Облетал ты сто земель, Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. | Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» Он ответил, пролетая: «Лучше нет родного края!» |
Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка?
Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя.
Кто знает, какие права есть у детей?
Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве:
1. Право на жизнь. (слайд викторина по сказкам)
2. Право на имя, отчество и фамилию.
3. Право жить и воспитываться в семье.
4. Право на образование.
5. Право на медицинское обслуживание.
6. Право на защиту своих прав
7. Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.
8. Право на отдых и досуг
Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.
- Обязанности для школьников прописаны в правилах для учащихся - в Уставе школы. Назовите известные вам.
1. Прилежно учиться.
2.Выполнять требования учителя, дежурных .
3. Соблюдать технику безопасности
4.Придерживаться правил культурного поведения. Уважать права других. (плакат)
Применение Конституции к сказкам.
- А сейчас мы попробуем применить Конституцию к сказкам.
1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?
(Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)
2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
(Дед из сказки «Репка»).
3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени?
(«Золушка» Ш. Перро).
- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?
(Ответы детей).
- Какова ваша главная обязанность?
(Хорошо учиться).
Обобщение.
11. Принятие законов жизни класса.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей).
12. Рефлексия.
(Дети прикрепляют ладони на доску)
- А теперь давайте охарактеризуем нашу Родину. Придумайте слова начинающиеся на буквы слова РОССИЯ
Р- родная, решительная
О – одна, огромная.
С – сильная, славная.
С – смелая, свободная.
И – искусная, историческая.
Я – ясная, яркая.
(слайд)
- Ребята! Вам строить новую Россию, преумножать её славу и богатства. И тогда действительно будет идеальное государство. Я надеюсь, что вы вырастите достойными гражданами своей страны.
Приятно чувствовать себя уверенным человеком и быть гражданином идеального государства. Расправьте плечи, и с гордостью скажите: «Я- гражданин России!» (фото ребят)
13. Итог занятия.
- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?
(Высказывания детей).
Обобщение.
Спасибо, ребята за совместную работу!