Тема: «Убранство русской избы»
Цель:
Образовательная:
Изучение языка декоративно-прикладного искусства, знакомство с сюжетно – декоративной композицией.
Знакомство с архитектурными особенностями русской избы,
Знакомство с деревянным зодчеством
Развивающая:
Развитие кругозора по деревянному зодчеству,
Интерес и познание прекрасного,
Наблюдение и воспроизведение увиденного,
Воспитывающая:
Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования и использования инновационных технологий.
Методы: словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками)
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.
Интеграция: изобразительное искусство и краеведение, мировая художественная культура.
Оборудование: ИКТ, презентация; наглядно-деманстрационный материал.
Ход урока:
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний.(технология постановки проблемной ситуации)
Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно вошло в русское народное искусство.
Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы
интерьера, но и саму избу. Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В. Федотов
Ребята, в чём заключается основная мысль стихотворения?
Что вы представили, когда услышали это стихотворение?
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
МОЛОДЦЫ, тема сегодняшнего урока «Убранство русской избы»
Цель урока:
Российская Федерация – самая огромная страна в мире. На ее территории есть и регионы и с жарким климатом и такие, где 9 месяцев в году лежит снег. Есть территории, где раскинулись бескрайние поля и безлесые степи, а есть такие, где простираются непроходимые леса или тайга, или стоят высокие горы. В нашей стране живёт множество народов с различной культурой, но больше всего – русских.
В степях, где нет высоких толстых деревьев, люди строили своё жильё из плетёного тальника (веточек ивы) и глины, перемешанной с соломой и опилками. Зато на русском севере, где много высоких стройных сосен дома строили (рубили) из бревен, называя такие дома – изба или сруб.
Русская изба является одним из символов нашей страны, традиционным видом жилья, имеющим свои особенности.
? - Что такое изба?
Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён). Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью.
В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней.
В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени». Основной частью жилого дома была изба — отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы.
Клеть представляла собой небольшое холодное помещение, использовавшееся в основном для хозяйственных целей.
Сени – это по сути неотапливаемая прихожая, отделяющая жилое помещение от улицы.
Жилище крестьянина Древней Руси отличалось разумным устройством, а утварь была простой и скромной. Ничего лишнего, ненужного. Всё было приспособлено для труда и отдыха.
С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.
? Что значило построить дом?
Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В устроении жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.
Дома строили разнообразные.
Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей. Называется он так потому, что в нем все помещения, жилые и хозяйственные, спланированы в один длинный вытянутый прямоугольный сруб, перекрытый двускатной кровлей. Обширные сени разделяют такую избу на две неравные части. Меньшая часть – жилая, выходит на главный фасад, а большую часть занимает крытый хозяйственный двор, уходящий на задворки.
Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г», поэтому и носит название «глаголь». Чаще всего такие дома перекрываются разноскатной с общим коньком крышей, над жильем симметричной, а над сенями и хозяйственной частью асимметричной. Здесь хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым.
Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей, причем вершина ее проходит не над серединой всего здания, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один – короткий и крутой, а другой – длинный и пологий.
Люди издавна вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Тщательно и со смыслом выбиралось место под постройку избы, Столь же тщательно выбиралось и время постройки дома.
Места добрые и недобрые.
Выбор деревьев для строительства.
«Без Троицы дом не строится».
? - Зачем людям дом?
Кров – это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома.
Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (погреб) – с подземным миром.
Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.
? - Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы?
- Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?
Дерево – постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.
Мягкий, ароматный, тёплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу – резьбе по дереву.
Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий.
Каждый мастер выполнял то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым,
показав природную красоту дерева и усилив её.
Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь силы добра и света и защититься от злых духов.
На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень.
? - Вспомните, что символизировал образ коня?
Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.
Крестьянская изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев.
Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины.
Конёк и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее.
В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.
В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли.
? - Какой смысл они несут?
Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные».
Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром.
Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долблёной, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон.
Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли от злых сил, были "оберегами". Одним из важных элементов украшения избы были наличники.
! Вслушайтесь в это слово: "наличник" – "находящийся на лице". (технология смыслового понятия).
Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок.
Орнамент - язык тысячелетий , поэтому выбор узоров избы не случаен.
Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.
Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца.
! - Внимательно рассмотри изображения животных и птиц, которыми украшалась верхняя часть наличников.
Образы животных порой едва угадываются: настолько обобщённо, декоративно они решены. Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали украшений, следовали традиционным образам и формам. Так сохранились народные традиции.
Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли сферу, землю и водную стихию.
Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.
Закрепление.
? ! 1. Зачем люди украшают свои жилища?
2. О чём может рассказать декор избы?
3. Постарайся рассмотреть крестьянскую избу, отдельные детали её оформления
с точки зрения конструктивной, декоративной и изобразительной
деятельности.
4. Найди изображения крестьянских жилищ разных народов. Что между ними
общего и в чем разница?
Практическая работа.(технология креативного мышления)
Материалы и инструменты: бумага, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, ножницы, клей.
Задание:
Изобразить украшение наличника.
Зрительный ряд: презентация, опорные карточки с изображением элементов декора.
Музыкальный ряд: народная музыка.
Анализ работ. Рефлексия.
Оценка за работу.
Домашнее задание.