СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" у тебя есть выбор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" у тебя есть выбор"»


У ТЕБЯ ЕСТЬ ВЫБОР

(Эвристическая беседа)


Давай задумаемся – а для чего человек выбирает направление образования и профиль обучения? Для того, чтобы обрести профессию. Профессия ему нужна не сама по себе. Она нужна человеку не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, чтобы быть нужным обществу и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, в котором отражается уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Не человек существует ради своей профессии, а профессию человек осваивает ради самого себя, ради того, чтобы состояться, обрести свою самость. Точно так же и образование человек приобретает не ради образования как такового, а ради своей собственной образованности, уникальности. Кем лучше быть, счастливым дворником или же несчастным топменеджером? Конечно же, ты сможешь возразить, что топменеджеры, как правило, живут более сытно и содержательно, чем дворники, и будешь, конечно же, прав. Но они так живут именно потому, что смогли сориентироваться в окружающем мире, сделать свой собственный выбор и преодолеть множество подводных камней. Мы же хотим показать тебе, что ты и именно ты имеешь ПРАВО НА СОБСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ и на свой собственный путь в жизни. Но для этого тебе придется преодолеть немало ограничений и рисков, с ним связанных.

Вполне возможно, что это твое право в какой-то момент начнут ограничивать твои ближайшие помощники – родители, друзья и учителя. Именно от них ты сможешь услышать пугающую фразу: «Ты этого никогда не достигнешь...» С чего ты взял, что ты не способен на большее, нежели твои сверстники и старшие товарищи? Стоит ли им так безоговорочно верить? Это тоже придется решать тебе...

Вот какую старинную притчу приводит доктор медицины из Германии Н. Пезешкиан в своей книге «Восточные истории и психотерапия»: «Один фокусник показывал свое искусство султану и его придворным. Все зрители были в восторге. Сам султан был вне себя от восхищения: «Боже мой, какое чудо, какой гений!». Его же визирь сказал: «Ваше величество, ведь не боги горшки обжигают. Искусство фокусника – результат его прилежания и неустанных упражнений». Султан нахмурился. Слова визиря отравили ему удовольствие от восхищения искусством фокусника. «Ах ты неблагодарный, как ты смеешь утверждать, что такого искусства можно достигнуть упражнением? Раз я сказал: либо есть у тебя талант, либо у тебя его нет, значит, так оно и есть». С презрением взглянув на своего визиря, он гневно воскликнул: «У тебя его, по крайней мере, нет, ступай в темницу. Там ты сможешь подумать о моих словах. Но чтобы рядом с тобой был тебе подобный, то компанию с тобой разделит теленок».

С первого же дня своего заточения визирь стал упражняться: он поднимал теленка и носил его по ступенькам тюремной башни. Проходили месяцы, теленок превратился в могучего быка, а силы визиря возрастали с каждым днем благодаря упражнениям. В один прекрасный день султан вспомнил о своем узнике. Он велел привести визиря к себе. При виде его султан изумился: «Боже мой! Что за чудо, что за гений!» Визирь, несший на вытянутых руках быка, ответил теми же словами, что и раньше: «Ваше величество, не боги горшки обжигают. Это животное ты дал мне из милости. Моя сила – это результат моего прилежания и упражнений».

Султану хотелось видеть в фокуснике человека, наделенного особыми, выдающимися и для него не достижимыми способностями. Он видел только результат, не понимая, что за ним стоит упорный труд.

Визирь в данной притче стремился доказать султану, что искусство, мастерство, успешность для него – результат усердия и упражнений. Он утверждает, что можно достичь очень и очень многого, вопрос лишь в том, достаточно ли у человека времени и желания для достижения поставленной цели.

Для чего мы обратили твое внимание на эту притчу? Даже если ты видишь, что какой-то важный для тебя идеал совершенно недосягаем, то порадуйся, во-первых, что этот идеал у тебя есть. А во-вторых, постарайся найти те противоречия, которые препятствуют достижению этой цели. И постарайся перестать их бояться... и научись их преодолевать.

Мы специально наполнили весь наш последующий разговор массой противоречий. Это сделано намеренно. В знакомых тебе ситуациях ответа на уроке, написания контрольной работы, когда ты опасаешься сделать ошибку и получить низкую оценку, школа часто невольно учит тебя бояться противоречий, избегать ситуаций, в которых они возникают. А в жизни для человека очень важно ценить не только свое знание, но и свое незнание. И не просто ценить, но и любить его.

Однажды в Древней Греции между учителем и учеником состоялся такой диалог. Ученик спросил своего педагога: «Скажи мне, учитель, почему ты всегда говоришь, что почти ничего не знаешь, в то время как мне самому кажется, что я уже знаю почти все, а ты знаешь гораздо больше меня?» В ответ учитель нарисовал на песке большой круг и маленький и ответил: «Вот посмотри: внутри маленького круга лежит то, что знаешь ты. Внутри большого – то, что знаю я. Но и граница моего круга гораздо протяженнее границы твоего круга, а именно на ней мы и ощущаем собственное незнание».

Ощущение незнания, понимание своего незнания, отсутствие страха перед противоречиями в своих представлениях о чем-либо – твой главный мотив к познанию внешнего мира и самого себя. Вот и предмет нашего разговора весь соткан из таких противоречий и из нашего совместного с тобой незнания. «Если вы хотите, чтобы Бог рассмеялся, расскажите ему о своих планах на жизнь», – говорил Вуди Аллен, американский сценарист и актер. У нас речь идет о твоем будущем, а мы почти ничего не знаем о тебе. Речь идет о твоем образовании и о профессиональном становлении. А мы можем только предполагать, каким будет рынок образовательных услуг, рынок труда, да и само общество через несколько лет. Мы можем только руководствоваться самыми общими прогнозами и сегодняшними наблюдениями, которыми и хотим с тобой поделиться.

Для нас важно (а для тебя еще важнее), чтобы ты был способен добывать новую, актуальную для тебя информацию самостоятельно, анализировать ее, вырабатывать свое отношение к ней и на этой основе создавать свое собственное «Я-знание», его еще иногда называют личностным знанием. А поскольку оно касается твоей будущей образовательной и трудовой деятельности, то еще важнее, чтобы ты приобрел смелость для самостоятельного, независимого построения своей собственной биографии. И в то же время нам обязательно хотелось бы тебя обнадежить: преодоление трудностей рождает настоящих оптимистов, а трамплином к успеху часто служат непреодолимые на первый взгляд кризисы.

Упражнение

Ниже приведены высказывания различных известных людей о праве выбора, об ответственности за выбор, о рисках принятия решения, о ценности самостоятельного осмысленного труда, об оптимизме и пессимизме в ситуации жизненного выбора.

Проанализируй эти высказывания, постарайся выработать свою точку зрения (согласен с автором, не согласен с автором, автор просто пошутил и т. д.). Аргументируй ее.


Федор Достоевский

Русский писатель

О жизни

Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется


Кеттеринг Чарлз

Американский

изобретатель

О будущем

Я интересуюсь своим будущим потому, что собираюсь провести там всю свою остальную жизнь


Джон Голсуорси

Английский писатель

О будущем

Если Вы не думаете о будущем, то у Вас его и не будет


Саша Гитри

Французский актер

и драматург

Об опыте

Источник нашей мудрости – наш опыт.

Источник нашего опыта – наша глупость


Лоренс Питер

Канадский педагог

Об опыте

Что может быть мучительнее, чем учиться на собственном опыте? Только одно – не учиться на собственном опыте




Жорж Фейдо

Французский писатель

О лени и упорстве

Если ты ленив и упорен, ты непременно чего-нибудь добьешься




Нарасимха Рао

Индийский политик

О принятии решения

Принять решение легче, если у вас нет выбора




Антон Чехов

Русский писатель

О труде

Без труда не может быть чистой и радостной жизни




Виссарион Белинский

Русский писатель

О труде

Труд облагораживает человека


Творческое задание

Проанализируй старый американский анекдот о том, как сложно сделать свой выбор, может быть, как раз он может навести тебя на размышления о том, что такое выбор...

«У менеджера крупной американской корпорации случился сердечный приступ, и врач посоветовал ему отдохнуть.

Менеджер уехал на ферму и через пару дней ему стало так скучно, что он попросил фермера найти ему какую-нибудь работу. Фермер предложил ему убрать навоз в коровнике. Фермер был уверен, что горожанин, просидевший всю свою жизнь в офисе, не управится с такой работой и за неделю. Но, к его изумлению, менеджер вычистил коровник меньше чем за день. На следующий день фермер дал менеджеру более сложное задание – отрубить головы пятистам цыплятам. Фермер не сомневался, что эта работа окажется менеджеру не по силам. Но к концу дня все было сделано. На следующее утро, когда почти вся работа на ферме была уже сделана, фермер попросил менеджера рассортировать мешок картошки на два ящика – мелкую положить в один, а крупную –в другой. В конце дня фермер увидел, что менеджер по-прежнему сидит перед полным мешком, а ящики пусты. Тогда фермер поинтересовался у менеджера: – Как могло случиться, что ты выполнил такую сложную работу в первые два дня, а сейчас не можешь сделать сущий пустяк?

Менеджер ответил ему:

– Послушай, я всю свою жизнь отрубал головы и занимался самой черной работой, а ты сейчас требуешь, чтобы я принимал решения...»


Приступая к разговору о предстоящем выборе направления образования, мы, прежде всего, обратимся к проблемам современного общества, но не ради исследования самого общества, а для того, чтобы понять, как изменяются в нем образовательная и профессиональная деятельность человека, какими будут твое образование и твоя профессия в этих новых условиях.

Дело в том, что эти проблемы касаются абсолютно всех людей, выходящих за пределы своего дома и тем более старшей школы. Во-первых, потому что в образовании не должно быть провинции! Если ты живешь в провинции, то она для тебя – центр вселенной, ведь в ней живешь именно ты и именно в ней получаешь свое образование. К тому же в условиях изменений, происходящих в обществе, понятие отдаленной провинции вообще сильно меняется. Телекоммуникации приближают любую провинцию к столицам и всему миру. А говоря о профессиональном успехе, нельзя не отметить, что именно из отдаленных краев и областей нашей страны вышли наиболее удачливые, талантливые и настойчивые в достижении цели профессионалы.

И еще одно очень важное замечание. Общество, в котором мы живем, это, прежде всего сообщество, совместная общность «делателей» чего-то полезного. И ты скоро станешь одним из таких «делателей», участником общего производительного труда. И для нас важно донести до тебя мысль, что именно творческий, честный, созидательный труд выступает как главная основа жизни здорового общества. В последние годы нам часто приходится слышать, что основа такой жизни – рынок. Но мы считаем, что основа – это все-таки труд. А рынок (в том числе и рынок труда и образовательных услуг, о котором мы будем говорить чуть позже) – только форма обмена нашими ценностями, хотя и затрагивающая ежедневно каждого из нас.

Но сначала необходимо обсудить с одноклассниками и учителями несколько важных вопросов...

Вопросы, которые ты обычно привык видеть в конце учебного параграфа, предназначены для контроля твоих знаний, проверки усвоения материала. Но мы не ставит перед собой задачу «научить» правильному выбору. Поэтому и вопросы предназначены не для проверки, а для твоего самостоятельного поиска именно твоей версии ответа, правильного только для тебя и именно в данный момент твоей жизни. Ты можешь не стараться отвечать на все вопросы, а выбрать только те, которые значимы и представляют для тебя интерес.


Вопросы для размышления

  • Важно или не важно, значимо или не значимо для меня то, что я сейчас прочитал? Может быть, мой выбор полностью зависит от родителей и учителей, а все разговоры о моей свободе и моем праве, выражаясь молодежным жаргоном, – просто «грузиловка»?

  • Шутил или говорил серьезно французский писатель Альбер Камю, который утверждал, что «школа готовит нас к жизни в мире, который уже не существует»?

  • Знаю ли я, какие пути продолжения образования есть у меня и моих товарищей? Какие профессиональные училища, профессиональные лицеи, техникумы, колледжи, высшие учебные заведения есть в окрестностях или районе (области) моей школы?

  • Я не готовлюсь делать выбор, я его уже делаю... Это действительно так или впереди у меня еще достаточно времени?

  • В чем сможет мне помочь школа при совершении выбора направления продолжения образования, а в чем не сможет?

  • Есть ли у меня цели, которые я смогу сформулировать прямо сейчас, сам, без посторонней помощи?

  • Стоит ли мне безоговорочно принимать точку зрения взрослых или имеет смысл выработать свою собственную позицию в отношении своей ближайшей жизненной перспективы?

  • Верить ли мне тому, что говорят мне взрослые о моем профессиональном будущем? Может быть, они опираются на устаревшие к нынешнему моменту представления, основываясь на своем профессиональном опыте?

  • По мнению ученых, в нашей стране 42 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или вуза, а в целом 80 % населения работают не по специальности, указанной в дипломе. Ты считаешь такую ситуацию катастрофической для страны или, наоборот, естественной? Чем она объясняется, по твоему мнению?

  • Поразмышляй над смыслом следующих цитат.

Первая цитата – из выступления ректора Государственного университета – Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова.

«Человек закончил инженерный вуз, он точно знает, что не будет инженером, он ищет себе место секретаря, младшего менеджера, что-то, связанное с сервисом. Через год-полтора он идет получать второе высшее. Это значит, что он во время учебы в первом вузе выбрал профессию, по которой он потом, за деньги, стал получать второе высшее образование. Так зачем же он учился в первом?»

Известны ли тебе случаи, когда человек, уже обучаясь в вузе, полностью меняет направление своей профессиональной деятельности? Как ты расцениваешь это событие – как неудачу или как правильное жизненное решение?

При знакомстве со второй цитатой тебе придется согласиться или не согласиться с мнением журналиста Екатерины Даниловой, которая следующим образом отвечает на вопрос о том, почему так много людей работают не по той специальности, которая указана у них в дипломе:

«Это не только в России происходит. Примерно две трети из людей, чью карьеру можно считать состоявшейся, стартовали в другую сторону. Во всем мире основные доходы, получаемые учебными заведениями, идут от тех, кто желает получить второе и даже третье образование. Эти люди уже твердо знают, чего хотят, и готовы платить деньги за то, чтобы достичь высот профессионализма».

Если Ярослав Кузьминов и Екатерина Данилова правы, то для чего необходимо уже сейчас стараться «правильно» выбрать направление образования? Как ты думаешь, возможно ли это?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!