СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

У леса на опушке

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка для 6-8 классов на тему "Лес и его значение"

Просмотр содержимого документа
«У леса на опушке»

Внеклассное мероприятие «У леса на опушке»


Цель: Обобщить знания о животных и явлениях природы.

Задачи:

1. Образовательные:

1.1. Уточнить и обобщить знание детей о лесе как взаимосвязанной экосистеме (знание представителей флоры и фауны природы родного края).

1.2. Формирование оценочных и прогностических типов экологических умений.

1.3. Формирование навыков совместной поисково-познавательной деятельности детей.

2. Развивающие:

2.1. Развивать творческое мышление, познавательный интерес к окружающему миру.

2.2. Развивать связную речь, активизировать словарь детей.

2.3. Развивать внимание, память, творческую активность.

3. Воспитательные:

3.1. Поощрять желание использовать накопленный опыт экологических знаний практической деятельности.

3.2. Воспитывать умение работать в команде, взаимовыручке, дружеские взаимоотношения среди детей.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: урок закрепления и обобщения.

Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель:

«Здравствуйте, ребята!

-Настроение ваше как?

-Вот так!

-Все такого мнения?

-Все без исключения.

-Может вы уже устали?

-Мы с собой таких не брали.

-Может сядем, отдохнём?

-Лучше мы играть начнём!

Чтобы определить тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Сёму – хворостинкой (лес)

II. Определение темы и цели урока

Тему урока мы с вами определили, давайте вместе сформулируем цель нашего занятия, используя слова формировать, развивать, воспитывать.

Знакомо ли вам слово лес? Что вы знаете о лесе?

- Какие деревья растут в наших лесах?

- Зачем люди ходят в лес?

- Как надо относиться к лесным обитателям?

- Почему нельзя в лесу шуметь?

- Сок, какого дерева очень полезен людям?

III. Постановка проблемного вопроса

- Какую пользу приносит лес людям?

И так, багаж знаний мы пополнили, значит, можно отправляться в путь.

IV. Закрепление изученного материала

«Ну что, готовы отправиться в путешествие? Только не за грибами, не за ягодами, а за чудесами».

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперёд,

А затем наоборот.

Как листочки покружиться,

Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес!

Ну-ка, дружно все присели

Друг на друга поглядели

И похлопали в ладоши:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп

Что у зайцев на макушке?

Пляшут весело там ушки

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок

Но вот мы и попали в лес,

Учитель:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты ведь знаешь - мы свои!

А перед тем, как нам зайти в лес, давайте повторим правила поведения в лесу: (ответы детей)

  1. Не разоряй птичьи гнезда.

  2. Не разоряйте муравейники.

  3. Не забирай из леса домой диких животных.

  4. Не обижай лесных насекомых.

  5. Не рвите полевые цветы.

  6. Не рвите редкие цветы.

  7. Не ловите бабочек и стрекоз.

  8. Не шумите в лесу.

  9. Не разжигайте костры.

  10. Не оставляйте мусор в лесу.

  11. Не бейте стекло в лесу.

  12. Не вырезайте надписи на деревьях.

  13. Не портите несъедобные грибы.

  14. Не вырывайте кустарники и грибы с корнем.

  15. Не обижайте змей.

  16. Не убивай лягушек.

  17. Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны.

Обобщение правил учителем

Лесные правила.
      Если в лес пришёл гулять,
      Свежим воздухом дышать,
      Бегай, прыгай и играй,
      Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки - не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость.
Здесь хозяин- дуб и лось.

Вот мы и повторили правила поведения в лесу.

Хозяин леса:

Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас в своих владениях. Я приготовил для вас много заданий и я надеюсь, что вы покажете свои знания о лесе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными. У нас будет 2 команды: команда «Зайчат» и «Белочек». Каждой команде я буду задавать вопросы, и за каждый правильный ответ вы будете получать цветок. Кто больше наберет цветов, та команда и победит. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу…

-Итак, начнем нашу игру:

1 остановка - «Царство растений»

«Мы с вами оказались в царстве растений. Посмотрите, как много растений вокруг. Царство растений делится на три государства: деревья, кустарники, травы. Я вам загадаю загадки, а вы мне будете называть государства.

  1. Много рук, а нога одна. (Дерево)

  2. Весной веселит, летом холодит.

Осенью питает, зимой согревает. (Лес)

  1. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Кустарник)

  2. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава).

И ещё парочку вопросиков для вас.

5.У какого  растения есть ствол? (У дерева)

6.Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)

7.На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)

8.А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)

9.На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)

10.Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки?  (Цветок)

11.Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)

12. Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

Деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Давайте их расколдуем, поможем им вспомнить их названия. Вопросы задаются каждой команде.

Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем (Ель)

Стоит Алена
Платок зеленый
Тонкий стан
Белый сарафан. (Береза)


Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Елка)


Он качает пышной кроной,

Шелестит листвой зелёной.

Погляди, среди ветвей,

Сколько спеет желудей. (Дуб)

-А вы знаете, ребята, какую пользу приносят человеку деревья?» (ответы детей).

«Правильно, они очищают воздух; дарят нам тень и прохладу в жаркий день; из древесины можно изготавливать – мебель, посуду, бумагу; из древесины строят дома; дрова используют как топливо для обогрева домов в холодное время года.


Игра «С какого дерева листочек?»

-А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру. Соединить дерево и лист.

Каждый вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы цветок.

Учитель: Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Отправляемся дальше.


2 остановка в нашем путешествии – «Царство грибов»

Хозяин леса: Многие из вас, ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный - в нём растут загадки, а это ещё интереснее.

Какие же загадки «растут» в нашем лесу:

Учитель. «Вы наверно, поняли, что на этой полянке растут грибы. А какие вы узнаете, если отгадаете загадки лесных жителей. (отгадка сопровождается показом картинок)

Ой, какой грибок хороший,

Ярко-красненький, в горошек!

Будет супчик ароматным

И на вкус таким приятным…

Только слышен дружный хор:

- Нет! Ведь это - … (мухомор).


Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растёт сосновом.

Рады бабушка и дед:

- Будет праздничный обед!

Ой, схватили белки вмиг

Этот крепкий … (боровик).


Скромный, тоненький и бледный…

Только гриб, представьте, вредный.

Попадёт грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту бледную … (поганку).


Что за ребятки в пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?         

Очень дружные ребята,

У пенька живут... (опята).

Хозяин леса:

-Все ли грибы можно есть?

-Почему?

-На какие две группы можно разделить грибы

-Скажи, какие правила сбора грибов ты знаешь

-Какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов можно приготовить суп, нажарить их с картошкой, засолить на зиму)

Грибы являются пищей для многих животных: если исчезнет один вид, то могут погибнуть и все остальные, поэтому нужно бережно относиться к природе. Нельзя уничтожать даже ядовитые грибы, например мухоморы, так как животные могут съесть и ядовитые для людей грибы и не отравиться.

Игра «Найди грибок»

Лесные жители собрали в корзинку грибы, сколько грибов они собрали, назови их.… Какая команда вперед справится с заданием… Получение цветков.

Учитель. «Молодцы! Туристы, готовы двигаться дальше? Тогда вперёд!»

Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды вам предстоит ответить.

Учитель показывает карточки, дети отгадывают…

Бусы красные висят, Красна, сладка, душиста

Из кустов на нас глядят. Растёт низко, к земле близко.

Очень любят бусы эти (земляника)

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Хозяин леса: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, отправляемся дальше.


3 остановка - « Царство птиц »

Учитель: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение.

Хозяин леса:

Мои помощники приготовили для вас задание. Вам предстоит не только угадать о ком речь, но вы пополнить свои знания об этом лесном обитателе.

Загадки

Кто стучит в лесу с утра?
 Отвечай-ка детвора,
 То: "Тук-тук", то: «Так, так, так!"
 Строит дом другим чудак,
 В красной шапочке приятель,
 Кто же он?- Конечно … (Дятел)

Рассказ о дятле.

Один из голосов, который мы слышим в лесу – голос дятла. Но правильнее сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». Целыми днями он стучит по стволу дерева – работает в своей «кузнице». Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной – и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну – летит за другой. В народе дятла называют «лесным доктором», т. к. он уничтожает насекомых-вредителей.


Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. Верещунья белобока,
А зовут её ...

Рассказ о сороке.

Сорока строит гнездо из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи высоко над землей в кроне деревьев. Лакомиться сорока насекомыми, гусеницами, мелкими животными.

Вопросы викторины:

— Какие бывают птицы? ( Перелётные и зимующие).

— Что значит – перелётные? Назовите их. (Ответы детей)

— Что значит – зимующие? Назовите их. (Ответы детей)

— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)

Учитель: -Давайте сыграем в игру. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня.

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

Аисты стрижи,

Галки и чижи!»

4 остановка - «Царство зверей»

-Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:

Быстрый, маленький зверек. По деревьям скок да скок. (Белка)

Рассказ о белке.

Белка строит гнездо из веток на елке и спит там, в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом, как одеялом.

Осенью белочка запасает орехи, желуди и сушит много грибов на ветках.

Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка обрастает пушистым голубоватым мехом. Белка – очень подвижный и ловкий зверек. Когда она прыгает, с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост, и он – как парашют – поддерживает ее в воздухе, помогает ей сохранять равновесие.

Желтая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всей кур пересчитала

И с собой унесла…(Лиса).

Учитель: Какая лиса? Опишите по картинке внешность и расскажите о ее повадках. (Ответы: рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, осторожная…)

Рассказ о лисе.

У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза.

Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.

Чего только не едят лисы! Белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца; птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек и насекомых. Следовательно, лиса – хищное животное.

Очень красив у лисы хвост. Лиса без хвоста пропадет. Погонятся за ней собаки и быстро ее поймают, бесхвостую. А с хвостом лиса их обманет: поведет хвостом вправо, а сама влево метнется, так и уйдет рыжая плутовка от погони.

Под кустами,

Под елками

Катится клубок с иголками. (Еж).

Рассказ о еже.

Все эти зверьки усыпаны иголками, кроме морды, головы и живота.

На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Питаются жужелицами, лягушками, мышами, насекомыми. Могут, есть грибы и ягоды. Но у ежей, даже таких колючих, есть враги. Так, лиса катит ежа в воду – он разворачивается, и она его съедает.

Кто зимой холодной ходит злой голодный?

Рассказ о волке.

Волк – крупный зверь, напоминает собаку; «Серый, зубатый, злой…» - так говорят о нем.

Волк ест все, что может поймать, и всех, кто слабее его. В рацион питания входят: олени, лоси, косули, кабаны, антилопы. Помимо крупных животных большую роль в питании волков занимают зайцы, суслики, грызуны. В летний период едят рыбу, птиц, лягушек, гусей и уток.

Зимой волки собираются в стаи. Вожак в стае – самый сильный и опытный волк, он выводит стаю на добычу.

Маленький, беленький:

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц).

Рассказ о зайце.

У зайца много врагов: и волки, и лисы, и хищные птицы. Но не так просто поймать зайца. Летом все зайцы серые, а зимой – белые, чтобы лучше маскироваться в лесу Заяц – растительноядное животное. Летом он охотно поедает злаки, лишайники, овес и клевер. Зимой, когда большинство пищи находится под снегом, он поедает кору различных деревьев и кустарников.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось).

Рассказ о лосе.

«Лесной великан», - говорят о лосе. У лося широкие тяжелые рога, похожие на лопаты. Самцы сбрасывают рога в начале зимы, а новые начинают расти только весной.

Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега.

Питается листьями деревьев и кустарников, а также травой, грибами и ягодами; зимой переходит на веточный корм, кору молодых осин и сосен.

Лось – мирное животное, но если на него нападут волки, он защищается и рогами и копытами. Только голодные волки осмеливаются напасть на лося.

Задание.

Смешались дикие и домашние животные. Нужно домашних расселить возле дома, а диких возле леса. Дикие: заяц, лиса, медведь, волк, белка.

- Где живёт лиса  в лесу? (в норе)

-Медведь? (в берлоге).

-Белка? (в дупле).

-Волк? (в логове).

- Что делает медведь зимой? Какая шубка у зайца летом? А зимой? Как можно сказать одним словом, какие это животные? (дикие).

Конкурс «Эрудит».

Команды показали свои знания о животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Каждая команда называет слова по цепочки, кто назвал больше тот и выиграл

Назовите животных по цепочки, «Кто больше?»

Назовите птиц.

Хозяин леса: Ребята у меня есть несколько ситуаций, давайте попробуем в них разобраться.

1 ситуация. Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли, и решили взять птенца с собой. Неожиданно прямо перед ними появилась белка. Один мальчик изловчился и накрыл её шапкой. «Теперь моя будет» - довольно сказал он. Прав ли он?

Ответ: Диких животных, их детенышей и птенцов нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же, птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные, оказываются неприспособленными к свободной жизни.


2 ситуация. Кто-то из девочек заметил: «Что тихо в лесу, даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить «погромче». Права ли она?

Ответ: На лоне природы надо слушать тишину и звуки природы.


3.ситуация. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё мусор, который появился после их отдыха. Они поступили верно?

Ответ: Природные сообщества – леса, луга, берега водоёмов не место для захоронения мусора. Все отходы нужно увозить с собой, особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали. Капать ямы для мусора – значит усиливать на природу вредное воздействие.

V. Подведение итогов

5 Остановка – «Царство цветов»

Учитель. Сегодня мы побывали с вами в настоящем лесу. Понравилось вам лесное путешествие?

За выполнение каждого задание, вы получали цветочек. Ребята, но вот мы и очутились на цветочной полянке, ведь в лесу еще растут цветы.

-А какие цветы вы знаете?

Сейчас мы с вами соберём из цветов букет.

Возьмите клей и наклейте свои цветочки на лесную полянку. У кого оказалось цветов больше, та команда и победила.

Хозяин леса:

- Ребята, но вот мы и побывали в гостях у лесных жителей.

Учитель: Лес называют «легкими земли», и не зря. Лесные растения выделяют кислород и поглощают очень много углекислого газа. Лес очищает воздух от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества - фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Хорошо очищают воздух леса, расположенные вокруг городов и вдоль дорог.

Хозяин леса: Лес - защитник почвы. Люди давно заметили, что реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Талая и дождевая вода быстро, потоками, стекает в реку по поверхности почвы, бывают даже наводнения. Зато потом в реку нет притока воды, и она мелеет. Там, где лес вырублен, интенсивно происходят оползни почв.

Учитель: Лес - жизненная среда для птиц и зверей. От того, как чувствуют себя деревья в лесу, зависит жизнь всех лесных обитателей. Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!