СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тыл в годы Великой Отечественной войны.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён Тылу в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Тыл в годы Великой Отечественной войны.»

Департамент образования и науки Приморского края

Колледж машиностроения и транспорта











Ильенкова В.Н.,

преподаватель истории

и обществознания







ТЕМА: ТЫЛ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Разработка урока













Владивосток 2018

План урока.


Предмет: «История»

Группа 121, II курс

Профессия: «Контролёр банка»


Тема урока: Тыл в годы войны.


Обучающая цель: Раскрыть и определить роль тыла как одного из фактов из победы советского народа над Германией. Подведение учащихся к самостоятельным оценочным выводам о вкладе советского народа.

Развивающая цель: способствовать развитию умений при использовании карты. Формирование логического мышления, речи.

Воспитательная цель: формирование чувства уважения к старшему поколению. Формирование чувства патриотизма и любви к Родине.

Тип урока – комбинированный.

Методы проведения: изучение нового материала, дискуссия.

Наглядные пособия:

Ноутбук, проектор, экран, презентация, атлас.

Межпредметные связи: всеобщая история, литература, география, культура и человек.


  1. Организационный момент:

- проверка присутствующих,

- проверка готовности группы, кабинета к работе,

- сообщение темы и цели урока.


  1. Основная часть урока:

- Повторение пройденного материала: Великая Отечественная война.

- Фронтальный опрос – проверка знаний по теме «Коренной перелом».

- Изучение нового материала: «Тыл в годы войны».

- Основные вопросы:

I. Промышленность.

II. Сельское хозяйство.

III. Государство и общество.

IV. Дети войны.

  1. Заключительная часть урока:

- Обсуждение.

- Проверка усвоенного материала по вопросам.

- Домашнее задание.


Литература:

Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. История России, XX – начало XXI века – М.: Просвещение, 2005.


От Кремля до рейхстага (электронное издание), http://www.otvoyna.ru/index.htm

«____»_____________/Кочан В. Н/

План урока № 14.


Предмет: «История России».

Группа 925, II курс.

Профессия: «Оператор на наборно – компьютерной технике»


  1. Организационный момент:

– проверка присутствующих,

- проверка готовности к работе группы, кабинета.

- сообщение темы и цели урока: Тыл в годы войны.

Цель: Раскрыть и определить роль тыла как одного из фактов из победы советского народа над Германией. Подведение учащихся к самостоятельным оценочным выводам о вкладе советского народа. Формирование логического мышления, речи.


Фронтальный опрос – проверка знаний по теме «Великая Отечественная война» по вопросам


  1. Назовите дату начала ВОВ.

  2. Выделите основные этапы в ходе ВОВ.

  3. Назовите основные сражения ВОВ.

  4. В каком году в ВОВ произошёл коренной перелом? С какими сражениями связывают начало коренного перелома?

  5. Назовите основных военачальников ВОВ.


  1. Основная часть урока

Ход урока.

  1. Промышленность.

К 1941 г. промышленная база Германии, включая потенциал завоеванных стран, в полтора раза превышала советскую базу.

Обратимся к карте: рассмотрим левый верхний угол, долю районов подвергшихся оккупация, в общем производстве страны в 1940г.

После оккупации обширных территорий страны, где в мирное время проживало около 42% населения, находилось 47% посевных площадей, производилось треть всей промышленной продукции и свыше 40% электроэнергии, выплавлялось более 68% чугуна и 58% стали, добывалось до 63% угля, Германия стала превосходить СССР по общему объему промышленного производства в три-четыре раза.

Из выступления по радио И. В. Сталина. 3 июля 1941г.

Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь, друзья мои!

Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. …Дело идёт таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…

В этих критических условиях возможности сверхцентрализованной командной экономики страны, помноженные на огромные природные и людские ресурсы, предельное напряжение всех сил народа и массовый трудовой героизм, дали неожиданные для германских стратегов результаты.

Перестройка народного хозяйства на обслуживание нужд фронта проходила под жестким руководством Государственного комитета обороны, куда, помимо И. В. Сталина, входили К. Е. Ворошилов, В. М. Молотов, Г. М. Маленков.

При ГКО были учреждены Оперативное бюро по контролю за выполнением военных заказов, Совет по эвакуации, Транспортный комитет и другие постоянные или временные рабочие органы.

С первых дней боевых действий определились четыре основные линии создания слаженного военного хозяйства:

Запись в тетради: - эвакуация из прифронтовой зоны на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей.

Тяжелая обстановка на фронтах Отечественной войны вынуждала проводить массовую эвакуацию одновременно с Украины, из Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Северо-Западного, а позднее и Центрального промышленного районов. Некоторым наркоматам ключевых оборонных отраслей пришлось ставить на колеса почти все свои заводы. Так, наркомат авиапромышленности вывез 85% своих мощностей. Были демонтированы и перебазированы 9 основных в стране танкостроительных заводов, 31 из 32 предприятий по наркомату вооружений, 2/3 объектов по выпуску пороха и т.д. Всего к концу 1941 г. на восток удалось переместить оборудование 2,5 тыс. промышленных предприятий и свыше 10 млн человек;

Обратимся к карте: Найдите территории, подвергшиеся немецко – фашистской оккупации.


Читает учащийся:

Воспоминания авиаконструктора А. С. Яковлева.

«Работа под открытым небом шла на нескольких уровнях. … Строительство шло в 30 – 40 градусные морозы, осваивали по частям. …Станки прямо из эшелонов устанавливали в цехах, когда ещё не было стен. Начинали выпускать самолёты, когда ещё не было окон, крыши. Снег покрывал человека, станок, но работа продолжалась. Из цехов никуда не ходили. Здесь все и жили. Столовых ещё не было. Где – то есть раздаточная, где выдают что – то похожее на суп».


Запись в тетради: - переход тысяч заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники и иной оборонной продукции.

На изготовление танков, например, были переключены заводы тяжелого машиностроения, тракторные, автомобильные и судостроительные, в том числе эвакуированные. При слиянии трех предприятий - базового Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного - возник крупнейший танкостроительный комбинат, справедливо названный в народе «Танкоградом».

Группа заводов во главе со Сталинградским тракторным образовала одну из ведущих баз танкостроения в Поволжье. На основе предприятий сельхозмашиностроения была создана минометная промышленность. В июне 1941 г. правительство приняло решение о серийном производстве реактивных минометных установок - знаменитых «катюш».

Азотные и сернокислотные комбинаты стали поставщиками сырья для выпуска пороха.

Запись в тетради: ускоренное строительство новых промышленных объектов, способных заменить утраченные впервые месяцы войны, налаживание системы кооперирования и транспортной связи между отдельными отраслями и внутри их, нарушенной в результате беспрецедентного по масштабам перемещения производительных сил на восток.

Только за первый год войны было возведено 850 заводов разного профиля, шахт и рудников, электростанций, домен и мартеновских печей, прокатных станов, проложены тысячи километров железных и шоссейных дорог; надежное обеспечение народного хозяйства, прежде всего промышленности, рабочими руками в новых чрезвычайных условиях.

К концу декабря 1941 г. удалось остановить падение промышленного производства, вызванное потерями от оккупации и переналадкой предприятий гражданского сектора. Что касается оборонной продукции, то уже во втором полугодии 1941 г., по сравнению с первым, мирным, танков произвели больше в 2,8 раза, самолетов - в 1,6 раза, минометов - в 4 раза, пистолетов-пулеметов - в 8 раз. С середины 1942 г., когда удалось полностью запустить эвакуированное оборудование, рост производства начался и в базовых отраслях промышленности (металлургии, топливно-энергетическом комплексе и др.).

Таким образом, в СССР в рекордно короткий срок завершился перевод экономики на эффективную работу в чрезвычайных военных условиях.

Обратимся к карте: Обратите внимание на левый угол, рассмотрим важнейшие промышленные центры.

Читает учащийся:

Из воспоминаний генерала А. П. Белобородова О работе транспорта

Двенадцать долгих дней и ночей ждали этого часа.

…Переброску контролировала Ставка Верховного Главнокомандования. Это мы чувствовали на всём пути. Железнодорожники открыли нам зелёную улицу. На узловых станциях эшелоны стояли не более пяти – семи минут. Отцепят один паровоз. Прицепят другой, заправленный водой и углём, - и снова вперёд!

Точный график, жёсткий контроль! В результате все тридцать шесть эшелонов дивизии пересекли страну с востока на запад со скоростью курьерских поездов. Последний эшелон вышел из – под Владивостока 17 октября, а 28 октября наши части уже выгружались в Подмосковье.


Запись в тетради: С 1943 г. начался переход оборонных заводов на поточно-конвейерный метод работы с наиболее полным использованием заводских площадей, оборудования и рабочего времени, что значительно повысило производительность труда (на авиамоторных предприятиях - на 20-25%, на танкостроительных – на 50% и т. д.). Благоприятные условия для массового внедрения нового метода определялись тем, что промышленность СССР вследствие индустриализации, осуществленной незадолго до войны и в предельно сжатые сроки, имела в основном новое, совершенное в техническом отношении оборудование. Его ресурсы позволили не только перейти на непрерывный и предельно напряженный производственный цикл, но - и это главное - выдерживать его в течение нескольких военных лет без капитального ремонта.

Рассмотреть и показать на карте основные районы эвакуации.

II. Сельское хозяйство.

В исключительно сложных условиях военного времени решало свои задачи сельское хозяйство страны. Немецко-фашистские захватчики лишили его наиболее важных областей – Украины и в 1942 году Северного Кавказа. Деревня обезлюдела. Две трети колхозников-мужчин были призваны на фронт или направлены на другие работы. В деревнях остались в основном женщины, дети и старики, которые составили более 80% всей рабочей силы в сельском хозяйстве. В МТС число женщин трактористок и комбайнёров в 1942г. составляло более 40%. Были такие женские тракторные бригады, которые во время сева работали в поле по 22 часа в сутки.

В не оккупированных районах СССР урожайность зерновых упала до 4,4 центнера с гектара в 1942 году и 4,2 центнера с гектара в 1943 году (до войны, в 1940 году, она составляла 7,7 центнера с гектара). Только с освобождением западных областей Советского Союза в 1944 году ситуация с зерном и другими сельскохозяйственными продуктами несколько улучшилась, но ненамного, так как оккупанты сильно разорили сельскохозяйственные районы, попавшие под их власть. Страна не могла обеспечить колхозы и совхозы техникой в достаточном количестве (в тракторах и автомобилях нуждался фронт), минеральными удобрениями, рабочей силой.

Для выправления сложившейся ситуации упор был сделан, в частности, на расширение посевных площадей.

Запись в тетради: расширение посевных площадей, с помощью поднятия целинные и залежные земли, выкорчевывалась тайга.

В годы войны поднимались целинные и залежные земли, выкорчевывалась тайга. Так, в Казахстане весной 1943 года под посевы яровых культур было поднято свыше 527 тысяч гектаров целинных и залежных земель. В целом же по стране посевные площади возросли в 1942 году на 2,8 млн. га, в 1943 – на 6,4 млн. га, в 1944 – на 15,8 млн. га.

Серьезные меры принимались и по развитию животноводства. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, на протяжении всей войны производство зерновых не поднималось до половины, а поголовье крупного рогатого скота также составляло около половины довоенного уровня. Поэтому ситуация с продовольственным снабжением армии и мирного населения страны на всем протяжении войны была крайне напряженной.

В колхозах был увеличен по сравнению с предвоенным обязательный минимум трудодней, причём значительно – в 1,5 раза. Минимум трудодней устанавливался и для подростков, начиная с 12 лет. Суду предавались колхозники и члены их семей, не выработавшие обязательный минимум трудодней.

И горожанам, и жителям сельской местности приходилось очень тяжело. Калорийность пищевого рациона резко уменьшилась, а сам он в годы воины составлял едва половину предвоенного. Однако бойцы Красной Армии были накормлены и, хотя бы ценой лишений гражданского населения, героически отражали удары врага. В 1943-1944 годах в колхозы, совхозы и машинно-тракторные станции освобожденных от врага районов было направлено свыше 6 тысяч агрономов, зоотехников, механизаторов и других специалистов в области сельского хозяйства, 22 тысячи тракторов, свыше 30 тысяч единиц различной сельскохозяйственной техники. К концу войны на освобожденных от фашистов территориях было восстановлено 84700 колхозов, более 1800 совхозов, почти 4000 МТС. И тем не менее, несмотря на все эти усилия, достичь уровня сельскохозяйственного производства предвоенных лет за тяжелый период Великой Отечественной войны все же не удалось.

III. Государство и общество. Государство делало всё, чтобы снабжение населения продуктами питания было устойчивым (в детских домах, больницах, госпиталей). Но для большинства трудящихся жизнь в годы войны имела характер полуголодного состояния. Несмотря на это, люди готовы были идти на любые жертвы, во многом отказывали себе, чтобы сокрушить врага.

Уже впервые недели войны миллионы трудоспособных людей были призваны в ряды действующей армии. Многие, не успев эвакуироваться, остались на оккупированной территории. В результате численность рабочих и служащих резко упала (с 31,5 млн человек до 185 млн к концу 1941 г.).

Запись в тетради: С 26 июня 1941 г. рабочий день был удлинен до 11 часов, введены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска, что в совокупности на треть увеличило загрузку оборудования без привлечения дополнительных рабочих рук. Место ушедших на фронт в цехах, у мартенов, в забоях, на полях и фермах добровольно занимали женщины, молодежь, старики. В дальнейшем (с февраля 1942 г.) стала проводиться плановая мобилизация в промышленность и строительство трудоспособного городского населения, включая достигших 14-летнего возраста подростков (для производственного обучения и последующей работы на заводах). Затем она была распространена и на сельских жителей. Трудовые коллективы оборонных предприятий, а с 1943 г. и железнодорожного транспорта переводятся на военное положение. Самовольный уход оттуда расценивался как дезертирство. Обязательный минимум трудодней для колхозников, введенный в 1939 г., значительно увеличился. Его должны были отрабатывать и дети, начиная с 12-летнего возраста. Основной рабочей силой обезлюдевшей деревни стали женщины, старики и подростки.

Читает учащийся:

Указ президиума Верховного Совета Союза ССР. 26 декабря 1941г.

1. Всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности (авиационной, танковой, вооружений, боеприпасов…), в том числе эвакуированных предприятий … считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают.

2. Самовольный уход рабочих и рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство, и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать заключением на срок от 5 до 8 лет…


Население обеспечивалось - по строго нормированному, карточному распределению из расчета 400-500 г хлеба в день на рабочего и служащего и 300-400 г на иждивенца; личное потребление населения - за исключением номенклатурных работников, сохранивших спецраспределители и высококалорийные пайки,- снизилось почти наполовину.

Угроза катастрофической нехватки продовольствия вынудила власти уже в июле 1941 года ввести снабжение населения по продовольственным карточкам в Москве, Ленинграде, а несколько позже и повсеместно. Численность населения, охваченного государственной карточной системой, возросла с 62 млн. в 1942 году до 80 млн. человек в 1945 году. Помимо этого, необходимо было кормить и армию, достигавшую по своей численности 11 млн. человек.

Война оставила без крова миллионы людей. Приходилось жить в землянках бараках. Личное потребление снизилось в годы войны на 40%. Рабочим и служащим, всем кроме крестьян было разрешено выращивать продукты питания на индивидуальных и коллективных огородах. Деньги обесценивались, карточки не всегда можно было отоварить. Рос «чёрный рынок» и – как неизбежное следствие – спекуляция и натурализация обмена. Для ряда категорий номенклатурных работников продолжали существовать спецраспределители, сохранялись спецпайки, не соизмеримые с уровнем потребления большинства трудящихся.

Социалистическое соревнование, на какое-то время освободившееся от присущих ему формализма и казенщины, концентрировало трудовую энергию десятков миллионов людей под главным девизом тех дней – «Все для фронта, все для победы!». На заводах и фабриках возникли молодежные бригады, боровшиеся за звание фронтовых. К 1943 г. их было свыше 10 тыс. Чтобы получить это звание, требовалось на протяжении двух месяцев выполнять задания не менее чем на 150% при отличном качестве продукции и высокой трудовой дисциплине. Во многих отраслях промышленности развернулось движение скоростников. Рабочие, выполнявшие по две нормы, стали давать по три, овладевали смежными специальностями.

Миллионы граждан СССР собирали средства в фонд обороны на строительство танковых колонн, авиаэскадрилий, бронепоездов и других видов вооружений, посылали на фронт теплые вещи и подарки, добровольно вступали в народное ополчение.

Всё это сочеталось с постоянным психологическим напряжением: горем в связи с гибелью близкого человека, ожиданием письма с фронта (а вдруг это будет похоронка?), 11 – 12 часовым рабочим днём, редкими выходными, тревогой за детей, оказавшихся фактически без присмотра. И труд – труд во имя приближения победы.

IV. Дети войны.

Во время войны дети и подростки старались всеми силами помогать в тылу ковать победу. Дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках, на полях. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.

Читает учащийся.

Воспоминания Валентины Ивановны Потарайко: (во время войны ей было 5–6 лет)

"Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.

Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. Тогда дети и подростки бежали на передовую и воевали наравне с взрослыми солдатами.

Читает учащийся.

Воспоминания сына полка А. Рябова.

Началась блокада Ленинграда, Толе Рябкову было 13 лет. К ноябрю месяцу 1941 г. с улиц исчезли кошки и собаки. Мать с сестрой еще кое-как держались, а я уже тогда слег. Сам не мог вставать с кровати и точно бы умер, не окажись рядом воинская часть. 15 декабря 1941 года 96-й артиллерийский полк взял его на довольствие. Голодный паренек попал на полковую кухню. Там Анатолий Рябков провел полторы недели, а потом со словами "Чего я, даром хлеб, что ли, ем" сам попросился в красноармейцы.

В артиллерийском полку сразу же нашлось место для маленького солдата. Анатолий попал в отряд связистов. Сперва он просто сидел на коммутаторе и соединял телефонные провода. По детскому голосу офицеры все время принимали мальчика за девушку. Потом старшие товарищи показали, как нужно соединять порванные провода на поле боя. Так как взвод связи каждый день нес огромные потери, Анатолия послали на передовую. 23 февраля 1942 года 13-летний Толик Рябков принял присягу, стал красноармейцем и получил табельное оружие.

Для обеспечения детей сирот, беспризорников, в 1943 году согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации" стали формироваться государственные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными программами по военной подготовке. В постановлении говорилось, что училища создаются "для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов…" Это было одним из проявлений отеческой заботы партии и правительства о детях славных защитников Советской страны.

Первые суворовские училища являлись, по сути, школами-интернатами, в которые на полное содержание и обучение брали детей, родители которых погибли во время войны. Училища стали для них поистине родным домом, а работавшие в них офицеры и преподаватели – родителями.

Вопрос по теме: В 2010г. страна отмечала круглую дату 65 –летие окончания ВОВ, была выпущена юбилейная медаль, которой награждали войнов ВОВ и тружеников тыла.

Рассмотрите материал о юбилейных медалях, выпущенных к 20-летию и 30- летию окончания ВОВ. Кого награждали? Был ли оценён труд тыла? Если да, то в каком году?

Вывод: Победа была достигнута благодаря патриотическому подъёму советского народа, огромному энтузиазму масс и личной заинтересованности абсолютного большинства советских людей в осуществлении справедливой, освободительной войны. Всё это явилось источником массового героизма советских людей на фронте и в оккупации, трудового подвига в тылу. Экономический потенциал, созданный в годы первых пятилеток, позволил не только компенсировать в значительной мере потери от оккупации огромной советской территории, восстановить разгромленные в начале войны вооружённые силы и достичь довоенного уровня по важнейшим видам производства, но и добиться количества и качественного превосходства над противником, добиться коренного перелома и победы в войне.


Домашнее задание: параграф 56, ответить на вопросы в конце параграфа.
























Приложение 1

Воспоминания авиаконструктора А. С. Яковлева.

«Работа под открытым небом шла на нескольких уровнях. … Строительство шло в 30 – 40 градусные морозы, осваивали по частям. …Станки прямо из эшелонов устанавливали в цехах, когда ещё не было стен. Начинали выпускать самолёты, когда ещё не было окон, крыши. Снег покрывал человека, станок, но работа продолжалась. Из цехов никуда не ходили. Здесь все и жили. Столовых ещё не было. Где – то есть раздаточная, где выдают что – то похожее на суп.»

Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий.


Указ президиума Верховного Совета Союза ССР. 26 декабря 1941г.

1. Всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности (авиационной, танковой, вооружений, боеприпасов…), в том числе эвакуированных предприятий … считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают.

2. Самовольный уход рабочих и рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство, и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать заключением на срок от 5 до 8 лет…


Из воспоминаний генерала А. П. Белобородова О работе транспорта

Двенадцать долгих дней и ночей ждали этого часа.

…Переброску контролировала Ставка Верховного Главнокомандования. Это мы чувствовали на всём пути. Железнодорожники открыли нам зелёную улицу. На узловых станциях эшелоны стояли не более пяти – семи минут. Отцепят один паровоз. Прицепят другой, заправленный водой и углём, - и снова вперёд!

Точный график, жёсткий контроль! В результате все тридцать шесть эшелонов дивизии пересекли страну с востока на запад со скоростью курьерских поездов. Последний эшелон вышел из – под Владивостока 17 октября, а 28 октября наши части уже выгружались в Подмосковье


Воспоминания сына полка А. Рябова.

Началась блокада Ленинграда, Толе Рябкову было 13 лет. К ноябрю месяцу 1941 г. с улиц исчезли кошки и собаки. Мать с сестрой еще кое-как держались, а я уже тогда слег. Сам не мог вставать с кровати и точно бы умер, не окажись рядом воинская часть. 15 декабря 1941 года 96-й артиллерийский полк взял его на довольствие. Голодный паренек попал на полковую кухню. Там Анатолий Рябков провел полторы недели, а потом со словами "Чего я, даром хлеб, что ли, ем" сам попросился в красноармейцы.

В артиллерийском полку сразу же нашлось место для маленького солдата. Анатолий попал в отряд связистов. Сперва он просто сидел на коммутаторе и соединял телефонные провода. По детскому голосу офицеры все время принимали мальчика за девушку. Потом старшие товарищи показали, как нужно соединять порванные провода на поле боя. Так как взвод связи каждый день нес огромные потери, Анатолия послали на передовую. 23 февраля 1942 года 13-летний Толик Рябков принял присягу, стал красноармейцем и получил табельное оружие.

Вспоминает Валентина Ивановна Потарайко: (во время войны ей было 5–6 лет)

"Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.















Приложение 2.

Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»



Юбилейной медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждаются все военнослужащие и лица вольнонаёмного состава, принимавшие в рядах Вооружённых Сил Союза ССР участие в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, партизаны Великой Отечественной войны, весь личный состав Вооружённых Сил Союза ССР, а также другие лица, награждённые медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Награждение юбилейной медалью распространено и на военнослужащих и лиц вольнонаёмного состава частей и соединений Советской Армии, Тихоокеанского Флота и Амурской речной военной флотилии, охранявших государственную границу СССР на Дальнем Востоке в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, и ранее не награждённых медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», на участников подполья, действовавших против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной территории в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.









Приложение 3.


МЕДАЛЬ "30 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ."



























1.Юбилейной медалью «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждаются:

военнослужащие и лица вольнонаемного состава, принимавшие в рядах Вооруженных Сил СССР участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, партизаны Великой Отечественной войны, участники подполья, а также другие лица, награжденные медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «За победу над Японией»;

труженики тыла, награжденные медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945гг.».

Лицам, упомянутым в части второй данной статьи, вручается юбилейная медаль с надписью «Участнику войны», а лицам, упомянутым в части третьей—с надписью «Участнику трудового фронта».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!