СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Ты рожден человеком, но человеком надо стать. ”

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«“Ты рожден человеком, но человеком надо стать. ”»


“Ты рожден человеком, но человеком надо стать. ” 

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Отсутствие духовно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения, ведение нездорового образа жизни, неуважение к культурным и семейным ценностям и традициям своего народа вызывают огромную тревогу в современном обществе. Видеоролики в социальных сетях Интернета, многие компьютерные игры, телевизионные передачи переполнены агрессией, жестокостью и насилием. Современные средства массовой информации рекламируют образцы бескультурья, распущенности, эгоизма, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подростков и молодежи искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме и гражданственности. А ведь именно нынешней молодежи предстоит строить наше будущее, стоять у «руля» нашего государства, приумножать и продолжать то хорошее, что оставили в наследство наши деды и прадеды. И сделать это можно только тогда, когда ты осознаешь себя гражданином России, веришь в нее, чувствуешь личную ответственность за Отечество перед будущими поколениями, заботишься о преуспевании единого многонационального российского народа, готов противостоять глобальным вызовам современной эпохи.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является сегодня одной из приоритетных задач в деле воспитания и образования подрастающего поколения и молодежи. Именно современная школа должна стать одним из тех главных истоков, где учат добру, справедливости, честности, состраданию, любви к своему Отечеству и народу. Решать эту задачу нужно, объединив усилия семьи, школы, государства и средств массовой информации.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития общества. Данная программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни; на обновление содержания и структуры воспитания на основе передового педагогического опыта. Программой предусматривается реализация мер по сохранению и поднятию интереса к культурным традициям своего народа в деле воспитания и становления личности; обеспечению сотрудничества семьи, школы, производственных организаций и учреждений культуры на селе в решении нравственно-воспитательных задач. Программа - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у молодежи духовности и нравственности.

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;

- Конвенция о правах ребёнка (вступила в силу 15.09.1990 г.);

- Закона «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Закон Российской Федерации «Об основных гарантах прав ребёнка» от 27.07.1996 № 124-ФЗ;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации № 47/20 -11 п.

от 19 марта 1993 года «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»;

- Стандарты второго поколения. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение», 2009г.;

- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004. (протокол № 47, раздел 1);

- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом № 1897 Министерством Образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.;

- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Лорино»;

- Положения о проведении массовых мероприятий (конкурсов, смотров, фестивалей, соревнований). Протокол педсовета № 9 от 15.11 2013г. (Приказ №176а от 15.11.2013 г.)


Срок реализации программы.


Программа рассчитана на два учебных года для учащихся 10-11 классов.


Цели программы:

- формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества, развитие в молодежной среде патриотического отношения к малой Родине и Отечеству, гражданского долга и ответственности;

- формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры, бережного отношения к природе;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие

ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам

своей семьи;

- развитие эстетического сознания через укрепление нравственных

ценностей, сохранение и популяризация культурного наследия народов России, традиционной культуры Чукотки.


Задачи программы:

- способствовать усвоению лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России; - оказывать влияние на сохранение и приумножение нравственных, культурных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности;

- способствовать восстановлению и развитию исторического, культурного и духовного наследия чукотского народа;

-возрождать и сохранять духовно-нравственные традиции семейных отношений;

-изучать природное своеобразие Чукотки, формировать бережное отношение к ее природе и природным ресурсам.


Ценностные установки и базовые национальные ценности.
Следующие базовые национальные ценности, которые должен усвоить выпускник школы, выделены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и являются приоритетными в воспитательном аспекте программы:

  • патриотизм — любовь к Родине,  своему народу, малой родине, служение Отечеству;

  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

  • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество — мир во всем мире, многообразие  культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Принципы  духовно-нравственного   воспитания.

- личностно-ориентированный подход;

- системно-деятельностный подход;

- воспитание на традициях и обычаях страны и своего народа;

- принцип сотрудничества;

- принцип сохранения исторической памяти;

- принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

Основные направления программы.

Наименование направления

Задачи

Формы работы

1.

Люблю тебя, мое Отечество

- воспитывать любовь к родному краю;
- знакомить с изменениями в общественно-политической жизни страны,

-воспитывать чувство патриотизма;
- развивать личность гражданина, защитника Родины,


- экскурсии в музей с. Николо-Крутины, в городской краеведческий музей;
- знакомство с подвигами героев-земляков;

- сбор материалов о знаменитых людях города;
- встречи с известными людьми,
- уроки мужества;
- этические беседы;
- линейки,

- конкурсы, сочинения;
- обсуждение произведений и фильмов, снятых о Московской области и родном Егорьевске;

2.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

- развивать индивидуальные, интеллектуальные и креативные качества выпускников;

-прививать навыки культуры поведения, культуры речи, культуры общения;

- организовать участие молодежи в творческих конкурсах на различных уровнях;

- формировать навыки толерантного отношения к людям другой национальности.


- эстетические беседы;

- участие в социальных проектах и мероприятиях;

- творческие конкурсы, фестивали, концерты, литературно-музыкальные композиции;

- встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма;

-участие в делах благотворительности, милосердия.

3.

Как прекрасен этот мир 

- раскрыть нравственную сторону познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

- воспитывать чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;

- формировать средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность,

- учить отличать внешнюю красоту от внутренней.

- фотоконкурсы о красоте родной природы;

- субботники по уборке территории;

- чтение и обсуждение художественной литературы по духовно-нравственной теме;
- этические беседы;
- часы общения;
- творческие работы, проекты;
- экскурсии на природу.

3.

Семья сильна,

когда над ней

крыша одна


- формировать ценностное отношение к семье, её традициям;
- воспитывать почтение и любовь к родителям и окружающим;
- расширять представления о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;

- способствовать проявлению интереса к истории своей родословной.

- беседы;
- часы общения;
- классные часы;
- семейные праздники;

- дни рождения;
- совместные выставки;
- индивидуальные консультации;

- практикум для родителей;

- совместные родительские собрания.

4.

Здоровье дороже богатства


- формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни и прививать навыки ответственного отношения к нему;
- проводить профилактику вредных привычек;

- воспитывать у выпускников школы способность осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием;

-стремиться к воспитанию гармонично развитой личности.

- Дни здоровья;

- экскурсии на природу;
- кроссы;
- спортивные соревнования;
- праздники;
- походы;
- эстафеты;
- турниры;
- беседы.

5.

Учёба и труд рядом идут

- формировать осознанное отношение к учебе и работе, ориентированное на идею педагогики сотрудничества;
- воспитывать положительное отношение к труду как важной ценности, развивать потребности в творческом труде;
- формировать единство знаний и духовности, направленное на благо человека, Отечества;

- проводить активную работу по профориентации, оказанию помощи при выборе профессии, по воспитанию культуры жизненного самоопределения, привитию учащимся навыков самостоятельности.

- организация самообслуживания;
- беседы;
- конкурсы;
- встречи с интересными людьми;
- деловые игры;
- ролевые игры;

- выставки.


Циклограмма мероприятий в рамках реализации программы.

Месяц

Форма проведения и название воспитательного мероприятия

Личностные результаты.

Сентябрь

Традиционный праздник «День Знаний»;

Урок Мира;

Урок памяти «Мы помним, Беслан!», к годовщине трагических событий в Беслане;

Беседа за круглым столом «Традиции в моей семье»;

Участие в кроссе «Мы за здоровый образ жизни».

Страницы истории «Вторая мировая война».

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин

России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,

осознающий ответственность за настоящее и будущее своей

страны, укоренённый в духовных и культурных традициях

многонационального народа Российской Федерации.

Октябрь

«День пожилых людей», оказание помощи пожилым

людям.

Экскурсия на природу «Парк 200-летия Егорьевска».

Уборка и благоустройство территории школы.

Беседа с медсестрой «Грипп и его профилактика».

День Учителя.

Конкурс сочинений «Я - гражданин России».



Ноябрь

День народного единства. История праздника.

День матери. Участие в муниципальном этапе ВОШ.


Акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным

привычкам».

Занятие «Толерантность – путь к миру».



Декабрь

Участие в дистанционных олимпиадах («Ломоносов», «Покори Воробьевы горы»).

Встреча с интересными людьми «История глазами моего земляка».

Беседа «Международный день борьбы со СПИДом».

День героев Отечества.

Урок России (история флага, гимна страны, конституция), символика Московской области.

Дискуссия «Встреча Нового года – семейный праздник».

Январь

Рождественские посиделки, участие в организации праздника для детей из многодетных и малоимущих семей.

Беседа «1000-летие святого равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси».

Литературный час «Малоизвестная классика», посещение городской библиотеки.

Беседа «Курение или здоровье?»

Классный час «Мы говорим с тобой из Ленинграда».

Участие в дистанционной Толстовской олимпиаде.

Февраль

Месячник патриотического воспитания.

Игра «Зарница».

Классный час «День вывода советских войск из Афганистана»

Участие в конкурсе, посвященном Дню Защитника Отечества.

Участие в спортивных соревнованиях по различным видам спорта и на сдачу норм ГТО.

Беседа «Трезвость – норма жизни».

Мероприятия, посвященные Масленице.

Март

Международный женский день. Конкурс для девушек.

Участие в праздничном концерте школы, посвященном 8 Марта.

Занятие «Бранные слова – вред твоему здоровью».

Круглый стол «Чувство взрослости. Что это такое?»

Апрель

История праздников «День Земли», «День Птиц», «День Воды».

Игра-конкурс, посвященная Дню Космонавтики.

Классный час «Люди, на которых хотелось бы быть похожим».

Беседа «Причины суицида среди подростков».

Презентация профессии «Военный» с приглашением учителя основ безопасности жизнедеятельности.

Май

Презентация «История праздника 1Мая».

Неделя славянской письменности. Из истории создания алфавита русского языка.

Урок Мужества «Никто не забыт. Ничто не забыто».

Классный час « Из истории моего края. Вклад Егорьевска в победу над фашисткой Германией».

Праздник «Последний звонок!»


Ожидаемые результаты  реализации программы духовно-нравственного развития.

В ходе освоения программы «Духовно-нравственное  воспитание молодежи»  выпускник должен стать:

- мыслящим, способным найти выход из нестандартной ситуации гражданином страны;

- обладающим творческими способностями, развитым интеллектом;

- личностью, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни;

- гуманным, стремящимся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способным к состраданию и оказанию помощи;

- любящим свою малую и большую Родину;

- уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;

- ведущим здоровый образ жизни;

- заботящимся о сохранении природы родного края, своей страны.


Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы:
  1. Храмы и монастыри Егорьевского района.

  2. Молодежный совет при главе г.о. Егорьевск.

  3. Егорьевская центральная районная библиотека библиотека.

  4. Многопрофильный центр «Маяк», «ДОМ».


Формы взаимодействия в рамках программы:

  1. Мероприятия духовно-нравственной направленности;

  2. Беседы, лекции, круглые столы;

  3. Экскурсии в храмы района;

  4. Конкурсы, спортивные соревнования, семейные праздники;

  5. Православные праздники;

  6. Социально-значимые дела: шефская работа, благоустройство территории города и школы.


Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный этап (сентябрь 2018 г – октябрь 2018 г)

  • Проанализировать работу и результаты по нравственному воспитанию старшеклассников, выявить проблемы.

  • Наметить план реализации программы.

  • Разработать материал для проведения различных мероприятий.


  1. Основной этап (ноябрь 2018 г – май 2019 г)

  • Организация методической работы с работниками учреждений образования, культуры и здравоохранения по духовно-нравственному развитию и воспитанию молодежи.

  1. Заключительный этап (май 2019 г)

  • Реализация программы.

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. Послание Президента России Федеральному собранию, 2007г.

  2. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного воспитания.

  3. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернет-ресурс. 2009г

  4. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.

  5. Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО “Творческая педагогика, 1998.

  6. Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоиерей А.И.Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/

  7. Журналы «Классный руководитель».

  8. Журналы «Образование школы».

  9. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/08/21/programma-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya

  10. https://yandex.ru/images/search?img_




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!