“Ты рожден человеком, но человеком надо стать. ”
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Отсутствие духовно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения, ведение нездорового образа жизни, неуважение к культурным и семейным ценностям и традициям своего народа вызывают огромную тревогу в современном обществе. Видеоролики в социальных сетях Интернета, многие компьютерные игры, телевизионные передачи переполнены агрессией, жестокостью и насилием. Современные средства массовой информации рекламируют образцы бескультурья, распущенности, эгоизма, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у подростков и молодежи искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме и гражданственности. А ведь именно нынешней молодежи предстоит строить наше будущее, стоять у «руля» нашего государства, приумножать и продолжать то хорошее, что оставили в наследство наши деды и прадеды. И сделать это можно только тогда, когда ты осознаешь себя гражданином России, веришь в нее, чувствуешь личную ответственность за Отечество перед будущими поколениями, заботишься о преуспевании единого многонационального российского народа, готов противостоять глобальным вызовам современной эпохи.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является сегодня одной из приоритетных задач в деле воспитания и образования подрастающего поколения и молодежи. Именно современная школа должна стать одним из тех главных истоков, где учат добру, справедливости, честности, состраданию, любви к своему Отечеству и народу. Решать эту задачу нужно, объединив усилия семьи, школы, государства и средств массовой информации.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития общества. Данная программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни; на обновление содержания и структуры воспитания на основе передового педагогического опыта. Программой предусматривается реализация мер по сохранению и поднятию интереса к культурным традициям своего народа в деле воспитания и становления личности; обеспечению сотрудничества семьи, школы, производственных организаций и учреждений культуры на селе в решении нравственно-воспитательных задач. Программа - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у молодежи духовности и нравственности.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
- Конвенция о правах ребёнка (вступила в силу 15.09.1990 г.);
- Закона «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантах прав ребёнка» от 27.07.1996 № 124-ФЗ;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации № 47/20 -11 п.
от 19 марта 1993 года «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»;
- Стандарты второго поколения. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение», 2009г.;
- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» 9 декабря 2004. (протокол № 47, раздел 1);
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом № 1897 Министерством Образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.;
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Лорино»;
- Положения о проведении массовых мероприятий (конкурсов, смотров, фестивалей, соревнований). Протокол педсовета № 9 от 15.11 2013г. (Приказ №176а от 15.11.2013 г.)
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на два учебных года для учащихся 10-11 классов.
Цели программы:
- формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества, развитие в молодежной среде патриотического отношения к малой Родине и Отечеству, гражданского долга и ответственности;
- формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, бережного отношения к природе;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
- развитие эстетического сознания через укрепление нравственных
ценностей, сохранение и популяризация культурного наследия народов России, традиционной культуры Чукотки.
Задачи программы:
- способствовать усвоению лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России; - оказывать влияние на сохранение и приумножение нравственных, культурных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности;
- способствовать восстановлению и развитию исторического, культурного и духовного наследия чукотского народа;
-возрождать и сохранять духовно-нравственные традиции семейных отношений;
-изучать природное своеобразие Чукотки, формировать бережное отношение к ее природе и природным ресурсам.
Ценностные установки и базовые национальные ценности.
Следующие базовые национальные ценности, которые должен усвоить выпускник школы, выделены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и являются приоритетными в воспитательном аспекте программы:
патриотизм — любовь к Родине, своему народу, малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Принципы духовно-нравственного воспитания.
- личностно-ориентированный подход;
- системно-деятельностный подход;
- воспитание на традициях и обычаях страны и своего народа;
- принцип сотрудничества;
- принцип сохранения исторической памяти;
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Основные направления программы.
№ | Наименование направления | Задачи | Формы работы |
1. | Люблю тебя, мое Отечество | - воспитывать любовь к родному краю; - знакомить с изменениями в общественно-политической жизни страны, -воспитывать чувство патриотизма; - развивать личность гражданина, защитника Родины, | - экскурсии в музей с. Николо-Крутины, в городской краеведческий музей; - знакомство с подвигами героев-земляков; - сбор материалов о знаменитых людях города; - встречи с известными людьми, - уроки мужества; - этические беседы; - линейки, - конкурсы, сочинения; - обсуждение произведений и фильмов, снятых о Московской области и родном Егорьевске; |
2. | К чему душа лежит, к тому и руки приложатся | - развивать индивидуальные, интеллектуальные и креативные качества выпускников; -прививать навыки культуры поведения, культуры речи, культуры общения; - организовать участие молодежи в творческих конкурсах на различных уровнях; - формировать навыки толерантного отношения к людям другой национальности. | - эстетические беседы; - участие в социальных проектах и мероприятиях; - творческие конкурсы, фестивали, концерты, литературно-музыкальные композиции; - встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма; -участие в делах благотворительности, милосердия. |
3. | Как прекрасен этот мир | - раскрыть нравственную сторону познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; - воспитывать чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы; - формировать средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, - учить отличать внешнюю красоту от внутренней. | - фотоконкурсы о красоте родной природы; - субботники по уборке территории; - чтение и обсуждение художественной литературы по духовно-нравственной теме; - этические беседы; - часы общения; - творческие работы, проекты; - экскурсии на природу. |
3. | Семья сильна, когда над ней крыша одна | - формировать ценностное отношение к семье, её традициям; - воспитывать почтение и любовь к родителям и окружающим; - расширять представления о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества; - способствовать проявлению интереса к истории своей родословной. | - беседы; - часы общения; - классные часы; - семейные праздники; - дни рождения; - совместные выставки; - индивидуальные консультации; - практикум для родителей; - совместные родительские собрания. |
4. | Здоровье дороже богатства | - формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни и прививать навыки ответственного отношения к нему; - проводить профилактику вредных привычек; - воспитывать у выпускников школы способность осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием; -стремиться к воспитанию гармонично развитой личности. | - Дни здоровья; - экскурсии на природу; - кроссы; - спортивные соревнования; - праздники; - походы; - эстафеты; - турниры; - беседы. |
5. | Учёба и труд рядом идут | - формировать осознанное отношение к учебе и работе, ориентированное на идею педагогики сотрудничества; - воспитывать положительное отношение к труду как важной ценности, развивать потребности в творческом труде; - формировать единство знаний и духовности, направленное на благо человека, Отечества; - проводить активную работу по профориентации, оказанию помощи при выборе профессии, по воспитанию культуры жизненного самоопределения, привитию учащимся навыков самостоятельности. | - организация самообслуживания; - беседы; - конкурсы; - встречи с интересными людьми; - деловые игры; - ролевые игры; - выставки. |
Циклограмма мероприятий в рамках реализации программы.
Месяц | Форма проведения и название воспитательного мероприятия | Личностные результаты. |
Сентябрь | Традиционный праздник «День Знаний»; Урок Мира; Урок памяти «Мы помним, Беслан!», к годовщине трагических событий в Беслане; Беседа за круглым столом «Традиции в моей семье»; Участие в кроссе «Мы за здоровый образ жизни». Страницы истории «Вторая мировая война». | высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. |
Октябрь | «День пожилых людей», оказание помощи пожилым людям. | Экскурсия на природу «Парк 200-летия Егорьевска». Уборка и благоустройство территории школы. | Беседа с медсестрой «Грипп и его профилактика». | День Учителя. Конкурс сочинений «Я - гражданин России». |
|
Ноябрь | День народного единства. История праздника. | День матери. Участие в муниципальном этапе ВОШ. | | Акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам». Занятие «Толерантность – путь к миру». |
|
Декабрь | Участие в дистанционных олимпиадах («Ломоносов», «Покори Воробьевы горы»). Встреча с интересными людьми «История глазами моего земляка». Беседа «Международный день борьбы со СПИДом». День героев Отечества. Урок России (история флага, гимна страны, конституция), символика Московской области. Дискуссия «Встреча Нового года – семейный праздник». |
Январь | Рождественские посиделки, участие в организации праздника для детей из многодетных и малоимущих семей. Беседа «1000-летие святого равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси». Литературный час «Малоизвестная классика», посещение городской библиотеки. Беседа «Курение или здоровье?» Классный час «Мы говорим с тобой из Ленинграда». Участие в дистанционной Толстовской олимпиаде. |
Февраль | Месячник патриотического воспитания. Игра «Зарница». Классный час «День вывода советских войск из Афганистана» Участие в конкурсе, посвященном Дню Защитника Отечества. Участие в спортивных соревнованиях по различным видам спорта и на сдачу норм ГТО. Беседа «Трезвость – норма жизни». Мероприятия, посвященные Масленице. |
Март | Международный женский день. Конкурс для девушек. Участие в праздничном концерте школы, посвященном 8 Марта. Занятие «Бранные слова – вред твоему здоровью». Круглый стол «Чувство взрослости. Что это такое?» |
Апрель | История праздников «День Земли», «День Птиц», «День Воды». Игра-конкурс, посвященная Дню Космонавтики. Классный час «Люди, на которых хотелось бы быть похожим». Беседа «Причины суицида среди подростков». Презентация профессии «Военный» с приглашением учителя основ безопасности жизнедеятельности. |
Май | Презентация «История праздника 1Мая». Неделя славянской письменности. Из истории создания алфавита русского языка. Урок Мужества «Никто не забыт. Ничто не забыто». Классный час « Из истории моего края. Вклад Егорьевска в победу над фашисткой Германией». Праздник «Последний звонок!» |
Ожидаемые результаты реализации программы духовно-нравственного развития.
В ходе освоения программы «Духовно-нравственное воспитание молодежи» выпускник должен стать:
- мыслящим, способным найти выход из нестандартной ситуации гражданином страны;
- обладающим творческими способностями, развитым интеллектом;
- личностью, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни;
- гуманным, стремящимся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способным к состраданию и оказанию помощи;
- любящим свою малую и большую Родину;
- уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции;
- ведущим здоровый образ жизни;
- заботящимся о сохранении природы родного края, своей страны.
Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы:
Храмы и монастыри Егорьевского района.
Молодежный совет при главе г.о. Егорьевск.
Егорьевская центральная районная библиотека библиотека.
Многопрофильный центр «Маяк», «ДОМ».
Формы взаимодействия в рамках программы:
Мероприятия духовно-нравственной направленности;
Беседы, лекции, круглые столы;
Экскурсии в храмы района;
Конкурсы, спортивные соревнования, семейные праздники;
Православные праздники;
Социально-значимые дела: шефская работа, благоустройство территории города и школы.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (сентябрь 2018 г – октябрь 2018 г)
Проанализировать работу и результаты по нравственному воспитанию старшеклассников, выявить проблемы.
Наметить план реализации программы.
Разработать материал для проведения различных мероприятий.
Основной этап (ноябрь 2018 г – май 2019 г)
Заключительный этап (май 2019 г)
Литература и Интернет-ресурсы:
Послание Президента России Федеральному собранию, 2007г.
Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного воспитания.
Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернет-ресурс. 2009г
Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.
Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО “Творческая педагогика, 1998.
Энциклопедия семейного воспитания и обучения – протоиерей А.И.Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/
Журналы «Классный руководитель».
Журналы «Образование школы».
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/08/21/programma-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya
https://yandex.ru/images/search?img_