СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-патриотическое воспитание школьников. Творческий проект «Венок песенной славы»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание школьников - актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания школьников. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в школьном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Проектным продуктом данного творческого проекта является исполнение всеми учащимися школы попурри «Венок песенной славы» на торжественной линейке, посвящённой 69-летию со дня Победы. Этот проектный продукт поможет достичь не только цель проекта, но и будет способствовать дальнейшему патриотическому воспитанию учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников. Творческий проект «Венок песенной славы»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

городского округа г. Урюпинск





















Проект выполнила

Масликова Юлия Алексеевна,

учитель музыки

МБОУ СОШ №3

городского округа г. Урюпинск


Урюпинск 2014г.


Содержание


Введение …………………………………………………………………….. 3


Этапы работы над проектом ……………………………………………….. 4

  1. постановка проблемы ………………………………………………... 4

  2. формулировка цели и задач проекта ………………………………... 4

  3. планирование работы над проектом ……………………………….. 5

  4. реализация намеченного плана ………………………...…………… 5

  5. презентация проекта …………………………………………………. 9


Заключение …………………………………………………………..…….. 10


Интернет - ресурсы, использованные в работе ………………………….. 10


Приложения ………………………………………………………………… 11
























Введение.

Патриотическое воспитание школьников - актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания школьников. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в школьном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.


Проектным продуктом данного творческого проекта является исполнение всеми учащимися школы попурри «Венок песенной славы» на торжественной линейке, посвящённой 69-летию со дня Победы. Этот проектный продукт поможет достичь не только цель проекта, но и будет способствовать дальнейшему патриотическому воспитанию учащихся.


Срок реализации проекта: 2 месяца.


План работы над проектом:

  1. постановка проблемы;

  2. формулировка цели и задач проекта;

  3. планирование работы над проектом;

  4. реализация намеченного плана;

  5. презентация проекта.



Этапы работы над проектом.


  1. Постановка проблемы

Идея творческого проекта «Венок песенной славы» родилась у меня после опроса учащихся 2-11 классов. Я спросила ребят: какой след в их душе оставляют торжественные линейки, посвящённые событиям Великой Отечественной войны, которые ежегодно в нашей школе в канун праздника Победы. Во всех классах учащиеся смогли вспомнить лишь размытые моменты торжественных линеек: «выступал ветеран», «пел хор», «читали стихи о войне» и т.д. «Патриотического следа» в их ответах не было, не проникли слова, сказанные на торжественных линейках в души детей. Порадовали меня только участники школьного хора «Счастливые дети», руководителем которого я являюсь, с особой гордостью, назвавшие музыкальные произведения патриотического характера, исполненные ими, а ведущие торжественных линеек прочитали стихи, которые звучавшие на линейках.

Учителя и администрация школы прикладывают много усилий для того, чтобы торжественные линейки проходили информативно, интересно, а первоочередная цель - воспитание чувства патриотизма и любви к Родине у учащихся. И что же получается - пассивные слушатели -учащиеся нашей школы, «выносят лишь общие конкуры линеек», о патриотизме и любви к Родине говорить не приходится. Меня это озадачило.


  1. Формулировка цели и задач проекта.

Я решила задействовать каждого учащегося школы, ведь только действие может дать нужный результат.


Цель творческого проекта: продолжить формирование чувства патриотизма у учащихся, чувства благодарности, к погибшим в годы Великой Отечественной войны и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет посредством исполнения на торжественной линейке попурри «Венок песенной славы».


Задачи проекта:

  1. подобрать песни о войне, составить из отобранных военных песен попурри;

  2. составить минусовую фонограмму попурри;

  3. изучить историю возникновения каждой песни попурри;

  4. составить план-конспект внеклассного музыкального занятия

по теме: «Венок песенной славы» для учащихся 1-11 классов;

  1. провести музыкальные занятия по теме «Венок песенной славы» во всех классах школы;

  2. разучить попурри с учащимися;

  3. исполнить попурри на торжественной линейке.


  1. Планирование работы над проектом.

Цель и задачи проекта легли в основу плана работы над проектом, который я разработала:

  1. подобрать песни о войне, которые по тематике, полноте воздействия, возрастным особенностям будут актуальны для исполнения учащимися 1-11 классов;

  2. составить из отобранных военных песен попурри, проследив сюжетную линию от начала Великой Отечественной войны до дня Победы;

  3. составить минусовую фонограмму попурри;

  4. изучить историю возникновения каждой песни попурри;

  5. составить план-конспект внеклассного музыкального занятия

по теме: «Венок песенной славы» для учащихся 1-11 классов;

  1. провести занятие по теме: «Венок песенной славы» в каждом классе;

  2. разучить попурри с учащимися;

  3. исполнить попурри на торжественной линейке.


  1. Реализация намеченного плана

Исходя из проблемы, я определила тему работы. Поставила цель. Были определены этапы работы, которые помогут достичь поставленной цели творческого проекта.

Сначала я подобрала песни о войне, которые по тематике, полноте воздействия, возрастным особенностям актуальны для исполнения учащимися 1-11 классов.

Я выбрала 7 песен:

- «Священная война» - слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача, музыка Александра Васильевича Александрова,

- «Прощание славянки» - слова Владимира Яковлевича Лазарева, музыка Василия Ивановича Агапкина,

- «Дороги» - слова Льва Ивановича Ошанина, музыка Анатолия Григорьевича Новикова,

- «Три танкиста» - слова Бориса Савельевича Ласкина, музыка братьев Покрасс (Самуила, Дмитрия, Даниила),

- «Катюша» - слова Михаила Васильевича Исаковского, музыка Матвея Исааковича Блантера,

- «Синий платочек» - слова Якова Галицкого и Михаила Максимова, музыка Ежи Петерсбурского

- «День Победы» - музыка Давида Фёдоровича Тухманова, слова Владимира Гавриловича Харитонова.


Песни были выбраны не случайно. Я постаралась проследить сюжетную линию от начала войны до победы, показав тяжесть расставания с близкими, тяготы военных дорог, стойкость в боях, надежду на возвращение и радость великой Победы! От каждой песни я взяла по 1-2 куплета в связи с сюжетной линией.


«Священная война» - патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества, проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.


Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!


Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идёт война народная,

Священная война!


Марш «Прощание славянки» - с этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом.

Наступает минута прощания,

Ты глядишь мне тревожно в глаза,

И ловлю я родное дыхание,

А вдали уже дышит гроза.


Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Не все из нас придут назад.


«Дороги» - эта песня как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдюжить в минувшей войне нашему народу.


Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Знать не можешь

Доли своей,

Может, крылья сложишь

Посреди степей.


Вьется пыль под сапогами

степями, полями.

А кругом бушует пламя

Да пули свистят.


Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян


Песня «Три танкиста» рассказывает о яростном отпоре, который дали советские войска захватчикам родной земли. Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Каждый экипаж уверены были , что эта песня именно о них. Хотя песня рассказывает о битве на озере Хасан, я сочла уместным сделать её частью попурри.


Мчались танки, ветер подымая,

Наступала грозная броня.

И летели наземь самураи

Под напором стали и огня.


И добили — песня в том порука

Всех врагов в атаке огневой

Три танкиста, три веселых друга

Экипаж машины боевой.


Песня "Катюша" вселяла в сердца людей надежду в самые страшные дни войны, с этой песней солдаты шли в бой.


Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.


Выходила, песню заводила

Про степного, сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.


Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, Эта песня стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый солдат свято хранил в глубине своего сердца.


Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой!

Нежные речи, девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!


«День Победы» - это главная победная песня, со дня победы прошло 69 лет, но и сегодня мы помним и чтим подвиг советских солдат.


День Победы как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты обгорелые в пыли,

Этот день мы приближали как могли.


Этот День Победы порохом пропах,

Этот праздник с сединою на висках,

Эта радость со слезами на глазах,

День Победы, День Победы,

День Победы!


Песни, собранные в попурри, стали «венком песенной славы» советским людям - солдатам, идущим на смерть ради свободы Родины и тем, кто в тылу, не жалея здоровье своё, мощь для общей победы ковали.

Все песни, собранные в попурри разные по содержанию, характеру, сложности мелодического материала, тесситуре, поэтому я таким образом распределила исполнение куплетов попурри: всех учащихся школы объединила песня «Священная война», её я определила для совместного исполнения всеми учащимися школы, марш «Прощание славянки» ученикам 8-11 классов, песню «Дороги» отдала для исполнения ученикам 5-7 классов, «Три танкиста» и «Катюшу» - учащимся 3-4 и 1-2 классов соответственно, песню «Синий платочек» вновь учащимся 8-11 классов и по моему плану всех учащихся, учителей и гостей должна была объединить песня «День Победы». Текст попурри в приложении 1.

Теперь предстояло составить минусовую фонограмму попурри. В нашей школе нет аппаратуры для написания фонограмм, поэтому я воспользовалась готовыми фонограммами с сайта muzofon.com. Я вырезала нужные куски музыкальных фонограмм, перевела их в удобные для исполнения тональности и склеила фонограмму с помощью программы Cubase SX (Приложение 2).

Фонограмма готова (аудио-приложение), теперь мне предстояло заинтересовать всех учащихся школы своим творческим проектом. Для этого я изучила историю возникновения каждой песни попурри. В кратком изложении, истории возникновения песен даны в приложении 3. Кроме того, я составила план-конспект внеклассного музыкального занятия по теме «Венок песенной славы» для учащихся 1-11классов (Приложение 4). В каждом классе были проведены музыкальные занятия, в ходе которых ученики узнали об истории создания песен и разучены куплеты попурри (с каждым классом свои, в соответствии с замыслом). Ноты песен попурри взяты с сайта a-pesni.org, даны в приложении 5.

Совместных репетиций 16 классов, в которых обучается 326 учащихся, не было.


  1. Презентация творческого проекта.

Презентация проекта состоялась на торжественной линейке, посвященной празднованию 69-летия со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне (Приложение 6).

На торжественной линейке присутствовал ветеран Великой Отечественной войны Артёмов Владимир Алексеевич (Приложение 7).Для него исполнение попурри «Венок песенной славы» всеми учащимися школы, учителями и гостями стало большим подарком к празднику Победы. Услышав первые аккорды песни «Священная война», ветеран встал со своего места и все 7 песен попурри спел вместе снами.

Ученики школы с особым воодушевлением пели песни, созданные много лет назад. Видео попурри «Венок песенной славы» с торжественной линейки в видео-приложении.

После исполнения попурри ветеран долго меня благодарил за «песни его молодости». По отзывам учащихся, учителей и администрации школы - это было то, что сейчас нужно.



Заключение.

С первого дня Великой Отечественной войны и до победного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их.

8 мая 2014 года военные песни сплотили всю школу - учеников, учителей, гостей Великого праздника Победы, укрепив в каждом чувство патриотизма и любви к Родине!

Цель проекта достигнута. Закончив свой проект, я могу сказать, что все, что было задумано, получилось.

Я продолжу работу над творческими проектами, изучая песни, написанные о Великой Отечественной войне, готовя для торжественных линеек попурри на темы песен прошедшей войны. В будущем планирую более активно привлекать к этим проектам учащихся моей школы.


Предлагаю несколько тем попурри для будущих торжественных линеек:

«Шёл солдат» - попурри о тяжёлых дорогах войны, которые прошли советские солдаты,

«У войны не женское лицо» - попурри о горестях войны и радостях победы глазами матерей, жён, любимых, которые поддерживали советских солдат в годы Великой Отечественной войны,

«А значит, нам нужна одна победа!» - попурри песен о радости Победы над захватчиками нашей Родины.



Интернет - ресурсы, использованные в работе:

http://a-pesni.org/ - ноты песен;

http://muzofon.com/search/- фонограммы песен;

http://muzruk.info/?p=75 - об истории создания песен.





Приложение 1

Текст попурри «Венок песенной славы»


  1. «Священная война»

(1-11 кл.)

музыка Александрова Александра Вас.

слова Лебедева-Кумача Василия Ив.


Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!


Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идёт война народная,

Священная война!



2. «Прощание славянки» (8-11 кл.)

слова Лазарева Владимира Яковл.

музыка Агапкина Василия Ив.


Наступает минута прощания,

Ты глядишь мне тревожно в глаза,

И ловлю я родное дыхание,

А вдали уже дышит гроза.


Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Не все из нас придут назад.



3. «Дороги» (5-7 кл.)

слова Льва Ошанина

музыка Анатолия Новикова


Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Знать не можешь

Доли своей,

Может, крылья сложишь

Посреди степей.


Вьется пыль под сапогами

степями, полями.

А кругом бушует пламя

Да пули свистят.


Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.



4.«Три танкиста» (1-2 кл.)

музыка братьев Покрасс

(Самуила, Дмитрия, Даниила)

слова Ласкина Бориса Савел.


Мчались танки, ветер подымая,

Наступала грозная броня.

И летели наземь самураи

Под напором стали и огня.


И добили — песня в том порука

Всех врагов в атаке огневой

Три танкиста, три веселых друга

Экипаж машины боевой.



5.«Катюша» (3-4 кл.)

музыка Матвея Блантера

слова Михаила Исаковского

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.


Выходила, песню заводила

Про степного, сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.



6.«Синий платочек» (8-11 кл.)

музыка Ежи Петерсбурского

слова Якова Галицкого и

Михаила Максимова


Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой!

Нежные речи, девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!



  1. «День Победы» (1-11 кл.)

музыка Давида Тухманова

слова Владимира Гавриловича Харитонова


День Победы как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты обгорелые в пыли,

Этот день мы приближали как могли.


Этот День Победы порохом пропах,

Этот праздник с сединою на висках,

Эта радость со слезами на глазах,

День Победы, День Победы,

День Победы!























Приложение 2

Графическое изображение фонограммы «Венок песенной славы», сделанной в программе Cubase SX



Приложение 3

Истории создания песен.

1. ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ, ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ

Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

  1. ПРОЩАЙ, ОТЧИЙ КРАЙ, ТЫ НАС ВСПОМИНАЙ

Это был творческий патриотический порыв: 28-летний русский военный музыкант осенью 1912 года, в дату столетия Бородинской битвы, написал марш «Прощание славянки», посвященный началу войны на Балканах. Мог ли он знать, что марш этот отзовется в сердцах всех славян, станет важной духовной составляющей русского народа, обретет многие варианты текстов в разные периоды тяжкого ХХ века?

Историки свидетельствуют: марш поначалу состоял из двух частей, мелодической первоосновой которых послужили запев и припев упомянутой песни. Известный симферопольский военный капельмейстер, композитор и издатель нот Яков Богорад помог начинающему композитору с третьей частью, помог записать клавир и оркестровал его детище. Вместе они придумали и название маршу. На обложке первого, симферопольского, издания – рисунок: молодая женщина прощается с воином, вдали видны Балканские горы, отряд солдат. И надпись: «Прощание славянки» – новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».


3. ЭХ, ДОРОГИ, ПЫЛЬ ДА ТУМАН

Как вспоминал автор песни «Дороги» А. Г. Новиков, эта песня нравилась ему больше всех остальных его творений. Она была создана по заказу Ансамбля песни и пляски НКВД, вскоре после окончания Великой Отечественной войны для программы «Весна победная». Сегодня эту военную песню часто инсценируют, а первой идея пришла советскому режиссеру Сергею Юткевичу, который предложил добавить в программу сценку: как солдаты едут с фронта и напевают. Называлась эта сценка «Под стук колес». По справедливым комментариям современников, песня «Дороги» вобрала в себя историю всей войны и показала чувства, которые испытывали бойцы.


4. МЧАЛИСЬ ТАНКИ ВЕТЕР ПОДЫМАЯ, НАСТУПАЛА ГРОЗНАЯ БРОНЯ

Интересно, что первую, ставшую знаменитой, песню о танкистах сочинил композитор, судьба которого и творческое рождение были связаны с Первой Конной армией, - автор лихих кавалерийских песен Дмитрий Покрасс. Слова этой песни были написаны Борисом Ласкиным.

В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла весёлая музыкальная комедия «Трактористы». В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Задорная, зажигательная песня стала лейтмотивом картины. По сценарию, написанному Евгением Помещиковым, действие начиналось на Дальнем востоке, в танковом подразделении. Командир полка говорил добрые напутственные слова воинам, уходящим после окончания службы в запас. Однако в процессе разработки режиссёрского сценария было решено начать фильм не с этой сцены, а с песни. Песни не было. И тогда Пырьев пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев – танкистов, участников боёв на Хасане.

Ласкин сказал, что подумает и вышел от режиссера несколько растерянный. Ему никогда не приходилось бывать на границе. Он никогда не приходилось видеть боевые действия наших танкистов, хотя в армии к тому времени он успел отслужить и потому определённое представление об этом грозном роде войск у него сложилось. С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма. Этому трудно поверить но песня была готова через 30 – 40 минут. Это был счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга.

На другой день песню «Три танкиста» уже записывали в павильоне «Мосфильма». Песню очень полюбили её, можно было услышать повсюду.

С новой силой зазвучала она в дни великой отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов.


5. ВЫХОДИЛА НА БЕРЕГ КАТЮША

Песня «Катюша» создана была в конце 30-х годов М.Исаковским и М.Блантером, она уже тогда звучала по-особенному, как будто предчувствовала её героиня недалёкое будущее и старалась вселить в любимого гордость и бодрость, помогающие защитнику Родины выполнить свой долг. В годы Великой Отечественной войны появились десятки вариантов «Катюши», её именем окрестил народ новое гвардейское оружие – реактивные миномёты, вселявшие ужас во врага.

По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой».

Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:


Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом –

Распевала песенки «катюша»

Под Калугой, Тулой и Орлом.


Но песня эта имела ещё и интернациональную историю: она была очень популярна за рубежом. В Италии распевалась в двух вариантах – «Катарина» и «Дует ветер», ставшем партизанским гимном итальянских патриотов-антифашистов. А в 1985 году русская «Катюша» стала известна всей планете: её сделали паролем на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов, проходившем в Москве. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.


6. СКОЛЬКО ЗАВЕТНЫХ ПЛАТОЧКОВ НОСИМ В ШИНЕЛЯХ С СОБОЙ

Поистине необычна история и другой замечательной военной песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек». Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. Любопытно, что в Польше к тому времени уже была песня на мелодию Ежи Петерсбурского. «Синий платочек» пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война

Война началась на рассвете,

Чтоб больше народу убить.

Спали родители, спали их дети,

Когда стали Киев бомбить.


Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике.


7. ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ КАК МОГЛИ:

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.

«День Победы», как не однажды говорил сам поэт, стала его главной песней. «Песня эта очень мне дорога, - рассказывал Владимир Гаврилович. - О такой песне я давно мечтал. И шел к ней нее эти тридцать лет, что прошли от победных незабываемых залпов. Прибавьте к ним еще пяток - с того самого довоенного сорокового, когда меня призвали в армию и одели в военную форму.



















Приложение 4

План-конспект внеклассного музыкального занятия

по теме: «Венок песенной славы»


Возрастная категория: учащиеся 1-11 класса


Цель занятия: заинтересовать учащихся исполнением попурри «Венок песенной славы» на торжественной линейке, посвящённой 69-летию Победы, разучить попурри.


Задачи занятия:

  1. представить проект «Венок песенной славы»;

  2. рассказать об истории создания песен, вошедших в попурри «Венок песенной славы»;

  3. продолжить развитие вокальных навыков учащихся посредством разучивания попурри;

4. продолжить формирование чувства патриотизма у учащихся;


Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний:

- Какой праздник 9 мая будет праздновать вся страна?

- Какое значение этот праздник в истории нашей страны?


3. Сообщение новых знаний.

  1. Представление творческого проекта «Венок песенной славы».

  2. Слушание попурри.

  3. Анализ первичного восприятия музыкального произведения.


  1. Разучивание попурри, параллельно с рассказами о создании исполняемых песен.


5. Подведение итогов занятия.














Приложение 5

Ноты песен попурри

















































Приложение 6

Торжественная линейка,

посвящённая 69-годовщины со дня Победы





Приложение 7

Артёмов Владимир Алексеевич –

ветеран Великой Отечественной войны


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!