СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчет "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под гражданским воспитанием подростков понимается целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа, к законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.                             

     Именно поэтому работа в обозначенном направлении решает не только учебно-методические проблемы, но и задачу, зафиксированную в модели выпускника школы, который должен быть «духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личностью, способной на сознательный выбор жизненной  гражданской позиции».

Актуальность задачи патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в «Государственной программе патриотического воспитания граждан РФ на 2016–2020 годы», утвержденной Правительством РФ в  декабре 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания"»

Воспитание гражданственности и патриотизма

на уроках истории и обществознания

(из опыта работы)






Доронина Ирина Петровна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Новоивановская средняя школа»













Под гражданским воспитанием подростков понимается целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа, к законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.

Именно поэтому работа в обозначенном направлении решает не только учебно-методические проблемы, но и задачу, зафиксированную в модели выпускника школы, который должен быть «духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личностью, способной на сознательный выбор жизненной гражданской позиции».

Актуальность задачи патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в «Государственной программе патриотического воспитания граждан РФ на 2016–2020 годы», утвержденной Правительством РФ в декабре 2015 г.

Госпрограмма направлена на создание условий для повышения уровня консолидации общества при решении задач устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности страны.

Хочу привести высказывание российского политика и историка Натальи Нарочницкой: «Человек и нация не могут жить только хлебом единым. Рынок или плановая экономика – это просто инструмент. Поэтому так важно с детского сада приучать к тому, что честь, долг, ответственность, вера, Отечество, любовь – это главные ценности, а все остальное лишь механизм». В этой фразе сформулированы основные качества гражданина, которые общество должно воспитать в каждом ребенке.

Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской позиции у подрастающего поколения играют уроки истории, где становление гражданственности проходит через:

  • развитие демократических гражданских качеств;

  • выработку осознанности гражданской позиции;

  • сохранение баланса между свободной личной инициативой и ответственностью перед обществом;

  • стремление к активным действиям для решения существующих проблем.

Гражданское образование — это воспитание и обучение, ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности.

Можно выделить три взаимосвязанных направления гражданского образования. Это:

- формирование у учащихся социально-гражданской компетентности, позволяющей свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы;

- воспитание гражданственности, предполагающей наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам;

- создание условий для развития гражданской активности, накопления учащимися опыта реальных социально значимых дел.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая историю Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за её будущее и настоящее, учащийся утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все ещё делается так, как должно быть. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.

Для осуществления задач по гражданскому воспитанию я использую следующие формы и приемы: дебаты, творческие задания, ролевые игры, осуществляю проектную деятельность, использую ИКТ.

Для формирования гражданской позиции большое значение имеет работа с такими документами как воспоминания участников исторических событий, описания битв, сражений, характеристики реформ, биографические сведения об исторических личностях. Особое место занимает Конституция РФ.

Например, на уроке «Политические процессы 90-х», использование текста Конституции способствует ознакомлению учащихся с изменением структуры политической власти в РФ, объемом и содержанием второй главы документа, характеризующей права и обязанности граждан российского государства. Особое значение имеет работа с преамбулой Конституции, начинающейся словами «Мы, многонациональный народ Российской Федерации..», осмысление и анализ которой формирует осознание единства, толерантности, и гражданскую ответственности за судьбу государства.

Большую помощь в организации данной работы с историческими источниками оказывают пособия по подготовке к ЕГЭ, сборники текстов.

Не только сформировать, но высказать и доказать свою позицию способствуют интерактивные формы обучения, в частности, уроки в форме дебатов. Дебаты помогают учащимся:

- формировать лидерские качества;

- брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;

- анализировать важные современные проблемы;

- синтезировать знания;

- слаженно работать с одноклассниками;

- уметь писать эффективные речи и приобретать навыки оратора;

- быть критичными слушателями;

- принимать хорошо продуманные решения;

- развивать смелость и уверенность в себе.

В качестве примера можно привести следующие уроки: «Реформаторская деятельность Хрущева: черное и белое», «Нужны ли нации декабристы?», «Столыпин - реформатор или вешатель?», «Народники – герои или террористы», « Сталин – деспот или вождь народов».

Политические события 2014 года в нашей стране, вызвали большой интерес учащихся. Обсуждения, дебаты, позиции.

Формирование гражданственности на современном уроке, в полной мере не возможно без использования ИКТ. Учебные материалы по истории имеют большое количество иллюстративного материала, фотографий, документальных источников, при этом они позволяют услышать голос непосредственных участников исторических событий, которые делятся впечатлениями и размышлениями, увидеть документальные кадры, что дает возможность не только наилучшим образом донести до учащихся тот строй мыслей и чувств, который в них заключен, но и ощутить особое эмоциональное звучание документа. Конечно, это производит сильное впечатление, не позволяет ученикам оставаться равнодушными, заставляет задуматься о том, что значит для человека Родина, что сделали для нас наши предки.

Большой интерес у подростков вызывают отрывки из передач «Национальный герой», «Суд времени», документальных фильмов Л. Парфенова «Намедни», «300 лет Российской империи», которые можно использовать в преддверии диспута или для характеристики деятельности отдельной исторической личности или эпохи.

Организация обучения на уроках истории по методу проектов позволяет обогатить учащихся опытом социализации и создать ресурс их гражданского становления в обществе. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

В своей работе по гражданскому и патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Тем более что Крымская земля славится своей героической историей.

В 9 и 11 классах при изучении истории XX века ребята готовят проекты: «Моя семья в Великой Отечественной войне», «XX век в истории моей семьи». Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, формируют чувство патриотизма к своей Родиной.

Проводим встречи с ветеранами, посещаем их дома, оказываем посильную шефскую помощь. А главное - помним о них. Квесты, посвященные ВОВ, смотры строя и песни, военно-спортивная игра « Победа» «Бессмертный полк». Парад победы. Во всех мероприятиях дети с удовольствием принимают участие.

Таким образом, уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить всё, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. От роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства. Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!