СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Создание в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока искусства 8 класс «Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Создание в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.»

 

Просмотр содержимого документа
««Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Создание в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.»»

Урок 22-23. 8 класс «Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.

Создание в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.»

1. Орг момент

2. Сообщение темы урока и проверка д/з

- Сочинение размышление «Различные реакции человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.»

3. Изучение нового материала

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Д. Дидро.

1).Искусство… Оно сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира. Разные эпохи порождали своих гениев.

Прошедшие тысячелетия человеческой цивилизации донесли до нас непреходящие ценности, в виде произведений изобразительного искусства от наскальных рисунков никому неизвестных первобытных художников до полотен величайших искусствоведов.

Стили и направления в искусстве, сменяя друг друга, формируют новые национальные художественные школы, в ходе развития которых изменяется мировоззрение общества.

Эпоха Возрождения, охватив длительный период – XIV-XVI века, позволила медленно, но верно очеловечить отношения в обществе того времени. В этом заслуга таких гигантов как Леонардо да Винчи, Рафаэля, Боттичелли.

В начале 20 века художники поставили перед собой новые задачи и тем самым ограничили себя еще больше. Они захотели оторваться от изображения натуры – людей, предметов, пейзажей – и попробовать себя в поисках чистых форм, цветов, композиций и не важно, получится ли красиво.

Широкие массы зрителей напряженно пытаются понять «что это такое нарисовано».

Возникает проблема, как найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном, так как все, что мы видим нашим зрением, ведет не только к восприятию объекта, но и к искажению зрительного образа, появлению так называемых иллюзий зрения. Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведении искусства свои мысли, стремления, и идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. И вот именно тогда, когда ему это удается, рождаются великие шедевры, которые восхищают и, будут восхищать вечно нас и наших потомков, пополняя собой наследие человечества.

2) Анализ произведений. Хотелось проанализировать несколько шедевров выдающихся художников мира. Создатели этих произведений по своему отображают окружающий мир, порой не понятный нам.

В подготовительных материалах к «Истории Петра» Пушкин описывает Полтавский бой с бесстрастием историка: «Петр объехал со своими генералами всю армию, поощряя солдат и офицеров, и повел их на неприятеля. Карл выступил ему навстречу; в 9-ом часу войска вступили в бой. Дело не продолжалось и двух часов — шведы побежали. На месте сражения сочтено до 9234 убитыми. Голиков погибшими полагает 20 000, на три мили поля усеяны были трупами. Левенгаупт с остальными бежал, бросая багаж и коля своих раненых. Ушедших было до 16000, а с людьми разного звания — до 24 000» Цифры и факты показывают масштабность битвы, это её реальность.

А вот описание того же боя в поэме «Полтава». Словами высокого стиля Пушкин рисует образ Петра и создает возвышенную, впечатляющую картину гигантского сражения:

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь, как Божия гроза.

........................................................

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча...

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

3). Творчество Виктора Вазарели говорит само за себя .Нельзя отрицать, что математическая живопись мастера обладает своеобразной притягательностью. Она ритмична и музыкальна, от нее веет какой-то космической энергией. В качестве средств образной выразительности здесь фигурируют цвет, контрастный или мягкий, а геометрический рисунок в виде ромбов, квадратов и окружностей. Сам мастер писал, что в этих работах «есть что-то чудовищное, что-то тревожное чувствуется в них… Кажется, что они тяжело дышат, словно пульсары, что родились после большого взрыва более пятнадцати биллионов лет назад». Вазарели писал: "Мы делаем ставку не на сердце, а на рутину; изощренные данные субъекта включаются в психологический эксперимент. Резкие черно-белые контрасты, невыносимая вибрация дополнительных цветов, мерцание ритмических сеток и меняющихся структур, оптический кинетизм пластических компонентов – все физические явления наличествуют в наших работах; отныне их роль – не творить чудо, не погружать нас в сладостную меланхолию, а стимулировать, возбуждать в нас дикое веселье".

4). «Нормальность ставит меня в тупик» - утверждал известный испанский художник – сюрреалист Сальвадор Дали, мастер создавший свой мир иллюзий, понимание которого наоборот зависит от индивидуального сознания, культуры, убеждений и вкуса.

Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х ХХ века.

В картине «Рынок рабов с явлением невидимого бюста Вольтера» (1940) фигуры на заднем плане превращаются в бюст Вольтера, который соединяется с пустовавшей на столе, на переднем плане, подставкой. Когда при смещении угла зрения предметы, находящиеся в глубине перспективы, вдруг они трансформируются и оказываются на переднем плане..

5.) Импрессионизм (от фр. Impression – «впечатление») направление в искусстве последней третьей Х1Х – начало ХХ века, мастера которого, фиксируя сваи мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Художники импрессионисты отказались от смешанных красок и начали писать красками, воспроизводившими чистые цвета спектра, нанося их на холст отдельными мазками. При этом нужный цвет достигался зрительным смешением красок при созерцании картины. В картине К. Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872 года создается иллюзия растворения предметов в свето - воздушной среде. Добиваясь частоты и звучания цвета, Моне избегает смешивать краски на палитре; чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они сливаются, «смешиваются» в глазу зрителя, и деревья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру.

6. Приложение № 1. Слайды( можно провести игру на втором занятии)

1.Иррадиация.

Все ли буквы одинаково черные? А если повернуть надпись на 45° или 90°? Произошли ли перемены? Какая буква теперь чернее?

2.Опыт Мариотта (обнаружение слепого пятна).

Закрыв правый глаз, смотрите левым не крестик в правой части рисунка с расстояние наилучшего зрения. Что вы заметите в этот момент?

3.Сохранение зрительных ощущений.

Глядя на эти фигуры, двигайте рисунок вправо и влево. На что вы обратите внимание?

4.Утомление сетчатки.

Сосредоточьте взгляд на белом квадрате вверху. Что вы заметите приблизительно через 30сек.?

5.Лестница Шредера.

Это лестница, ниша или просто серая полоска бумага, сложенная гармошкой?

  1. Иллюзия Погендорфа

На одной прямой лежит линия ВС или линия АС?

  1. Иллюзия Эббингауза.

Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?

  1. Иллюзия Целльнера.

Кажутся ли параллельные горизонтальными?

  1. Иллюзия движения.

Если вы проведёте глазами от одного конца в другой, что вы увидите?

  1. Иллюзия искажения.

Что вы видите спираль или окружность? Квадраты искажены?

Приложение № 2. Художественные иллюзии. Слайды 21-23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!