СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Творческая мастерская" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа кружка для 4 класса "Творческая мастерская", дополнительное образование

Просмотр содержимого документа
«"Творческая мастерская" 4 класс»

























































Пояснительная записка

Программа кружка «Творческая мастерская» предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста. Рассчитана программа на 2 года обучения детей в возрасте от 8 до 10 лет(3-4 классы).

Рабочая  программа  для 4-х классов рассчитана  на 33 часа из расчета 1ч в неделю (неполная неделя).

Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоцености и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.

Театральный кружок «Творческая мастерская» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;

  • Формирование общей культуры;

  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

В результате освоения программы театрального кружка «Творческая мастерская» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;

  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;

  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Учебно - тематический план

Разделы программы

Количество

часов

1

Культура и техника речи

9

2

Ритмопластика

7

3

Театральная игра

10

4

Этика и этикет

7

 

Всего часов

33

Содержание программы

Занятия в кружке «Творческая мастерская» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Расписание занятий кружка строится из расчета 1 занятие в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят.

Методические рекомендации к организации занятий

по программе театрального кружка «Творческая мастерская»

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельной решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

Прогнозируемые результаты

Знать основы музыкальной и сценической грамоты.

2. Знать понятия: жанр, драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, мюзикл, клавир.

3. Иметь представление о современных течениях в искусстве.

4. Иметь навыки самостоятельной работы на сценической площадке.

5. Иметь навыки пения дуэтов, трио, квартетов; речитативом.

6. Уметь самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом.

7. Приобрести аналитические умения и навыки.


Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, практическое овладение словесным действием, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.

Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие их в постановке спектаклей.


Методическое обеспечение


Основные способы и формы работы с детьми


Занятия проводятся 1 раз в неделю. Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

Все занятия сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.

Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.

При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на следующие группы:

- солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными данными или перспективой их развития;

- актерская группа: основные действующие лица на сцене;

- детский шумовой оркестр: в эту группу могут входить дети, которым в силу различных причин требуется более длительный период овладения сценической грамотой.

Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую.


Основные виды деятельности:

- беседа;

- экскурсии;

- уроки сценической и музыкальной грамоты;

- игровые виды деятельности;

- вокально-хоровая работа;

- слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;

- выразительное чтение;

- игра на детских шумовых инструмента;

- создание масок, костюмов, декораций;

- участие в постановке спектакля.


Основные методы и технологии


Основным методом развития творческих способностей является импровизация:

- хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на заданную тему;

- импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями.


Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределяться на сценической площадке. Эти занятия развивают общие и специальные художественные способности.


Слово на сцене должно звучать отчетливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.

На каждом занятии (независимо от темы раздела) обязательны: ряд упражнений на развитие артикуляции, дикции, дыхания, выразительности речи; вокально-хоровая работа; слушание музыки.

Итогом деятельности учащихся является их участие в постановке спектакля.


Средства, необходимые для реализации программы


Материальные средства:

- магнитофон;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- синтезатор;

- фонотека;

- использование сети Интернет;

- наглядные демонстрационные пособия;

- материальная база для создания костюмов и декораций;

- школьная библиотека.

Список литературы

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.

  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.

  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.

  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.

  6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.

Календарно- тематическое планирование для 4 –х классов

п/п

Тема занятий

Дата

Требования к знаниям умениям обучающихся

Информационно – методическое обеспечение, ИКТ

Формы контроля


Культура и техника речи 9 ч


1

Культура и техника речи

2.09.

Знать правила поведения в учреждении; закрепить ранее пройденный материал;

Слушание музыкального материала.

Беседа. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения.


2

Культура и техника речи

9.09.

развивать умение свободно ориентироваться в специальной терминологии. Развивать аналитическое мышление.

Презентация

Музыкально-театральная викторина

Исполнение вокального репертуара. Импровизация (литературная, музыкальная, хореографическая). Голосо-речевой тренинг.


3

Культура и техника речи

16.09.

Углублять знания об истории развития театра. Знать понятия: драма, трагедия, комедия, драматургия, драматург. Дать представление о знаменитых театрах мира.

Просмотр видео- и фотоматериалов.

Лекции-беседы.


4

Культура и техника речи

23.09.

Дать представление об истории становления различных театральных видов и жанров, их особенностях. Формировать представления о понятиях: интерлюдия, мистерия, моралите, фарс, пастораль, амплуа.

Развивать умение анализировать художественное произведение с точки зрения жанровых характеристик.

Просмотр видео- и фотоматериалов.

Лекция-беседа.

Участие в подготовке и проведении музыкально-литературной композиции.


5

Культура и техника речи

30.09.

Воспитывать активного слушателя. Углублять представления о специфике оперы как жанра. Дать представления о понятиях: речитатив, ария, ариозо, оперный ансамбль. Развивать полифонический слух. Накапливать навыки сольного пения, развивать навыки двухголосного пения. Развивать умение петь дуэтом; исполнять речитатив.

Просмотр видеоматериалов.

Слушание и анализ отдельных оперных номеров. Вокально-хоровая работа. Сольное пение, речитативы. Голосо-речевой тренинг.


6

Культура и техника речи

7.10.

Развивать умение выстраивать вокальный ансамбль. Реализовывать творческие способности учащихся.

Слушание музыкального материала.

Практическое занятие. Разработка эскизов декораций, костюмов.


7

Культура и техника речи

14.10.

Расширять общекультурный кругозор учащихся.

Просмотр видео- и фотоматериалов

Практическое занятие.


8

Культура и техника речи

21.10.

Применять знания, умения и навыки в практической деятельности.

Просмотр видео- и фотоматериалов

Практическое занятие. Репетиции отдельных сцен, сводные репетиции.


9

Культура и техника речи

28.10.

Воспитывать активного зрителя и слушателя.

Просмотр видео- и фотоматериалов

Практическое занятие. Разучивание парий.


Ритмопластика 7 ч


10

Сценические этюды

11.11.

Провести итоговую диагностику развития музыкальных способностей учащихся.

презентация

Выполнение субтестов


11

Сценические этюды на воображение.

18.11.

Применять знания, умения и навыки в практической деятельности

презентация

Репетиции отдельных сцен, сводные репетиции.


12

Тренировка ритмичности движений.

25.11.

Реализовывать творческие способности воспитанников. Анализировать творческую деятельность.

Слушание музыкального материала.

Премьера.


13

Пантомимические этюды

2.12.

Расширять представления об особенностях театральных жанров

презентация

Подготовка и показ сценических этюдов


14

Пантомимический этюд – тень

9.12.

Реализовывать творческие способности воспитанников.

презентация

Практическое занятие: Подготовка и показ сценических этюдов


15

Этюд на наблюдательность.

16.12.

Расширять представления об особенностях театральных жанров

презентация


Практическое занятие: Подготовка и показ сценических этюдов


16

Координация движений

23.12.

Анализировать творческую деятельность.

презентация

Практическое занятие: контактные, сюжетно-ролевые игры.


Театральная игра 10 ч

17

Этюд как основное средство воспитания актера

13.01.

Знать и иметь представления о понятиях: искусство, живопись, музыка, театр, концерт, артист;

общекультурный кругозор учащихся.

фонограмма

презентация

Практическое занятие:

прослушивание классической музыки.


18

Беспредметный этюд на контрасты

20.01.

Уметь анализировать музыкальные и художественные произведения. 

фонограмма


Практическое занятие: Подготовка и показ сценических этюдов


19

Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса.

27.01.

Уметь слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.

фонограмма

Практическое занятие: прослушивание народной музыки.


20

Работа над образом. Сказочные гримы.

3.02.

Уметь осмысливать содержание художественного произведения.

фонограмма

презентация

Практическое занятие: инсценировка отдельных эпизодов.


21

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.

10.02.

Уметь изображать образы народных сказок, углубить художественное восприятие.

сборник сказок

Практическое занятие: инсценировка отдельных эпизодов.


22

Репетиция отдельных эпизодов.

17.02.

Знать упражнение на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата.

Слушание музыкального материала.

Отработка упражнений. Изготовление декораций.


23

Подбор муз. сопровождения к сценарию.

24.02.

Уметь изображать сказочные образы.

Музыкальное сопровождение

Практическое занятие: инсценировка отдельных эпизодов.


24

Прогонная репетиция.

3.03.

Уметь исполнять основные упражнения на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата.

Музыкальное сопровождение

Практическое занятие: игры-упражнения; музыкально-ритмические упражнения.


25

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с муз. сопровождением.

10.03.

Уметь исполнять основные упражнения на развитие выразительности движений, подвижности речевого аппарата.

фонограмма

Практическое занятие

Изготовление афиш.


26

Анализ выступления.

17.03

Знать правила исполнения упражнений и их названия.

фонограмма

Практическое занятие: отработка упражнений.


Этика и этикет 7 ч

27

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния

7.04.

Знать правила исполнения упражнений и их названия.


презентация фонограмма

Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи..


28

Нормы общения и поведения.

14.04.

Уметь выполнять упражнения на дыхание.

презентация

фонограмма

Практическое занятие: отработка упражнений.


29

Нормы общения и поведения.

21.04.

Уметь выполнять упражнения дикцию, артикуляцию.

фонограмма

Практическое занятие: отработка упражнений.


30

Понятие такта.

28.04.

Знать упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию.

фонограмма

Контроль за исполнением упражнений.


31

Связь этики с общей культурой человека

5.05.

Иметь представления о понятиях: звук, мелодия, регистр, темп, ритм.

фонограмма

презентация

Практическое занятие: прослушивание муз.произведений разных жанров.


32

Привычки дурного тона

12.05.

Уметь  выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами.

фонограмма

Практическое занятие: отработка музыкально-ритмических упражнений.


33.

Круглый стол «Азбука общения»

09.05.

Уметь  выразительно двигаться в соответствии с муз. образами.

фонограмма

презентация

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!