СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество во имя любви к родному краю.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

О Победителях пятого юбилейного сезона детского конкурса на базе ГТРК "Сибирские сказки-2022" (статья из газеты «Новосибирский район. Территория развития»).

Просмотр содержимого документа
«Творчество во имя любви к родному краю.»

Творчество во имя любви к родному краю

(статья из газеты «Новосибирский район. Территория развития»).












Ученики школы № 18 ст. Мочище неоднократно становились победителями и призерами литературного конкурса «Сибирские сказки». Их успех по праву разделяют и их педагоги.

Итоги пятого юбилейного сезона детского конкурса на базе ГТРК «Новосибирск» подвели на минувшей неделе. Один из победителей «Сибирских сказок – 2022» в номинации «Сказки молодых сказочников» – ученик 11-го класса школы № 18 Никита Василевич. Он написал сказ «Телеутское наследие» на основе местных преданий, а вполне вероятно, и реальной истории ст. Мочище и всего Станционного сельсовета. Не случайно же автор начинает так: «Расскажу я вам сказку, на быль похожую…». В этой же номинации – финалист-призер конкурса, младший товарищ Никиты по школе, девятиклассник Сергей Малыгин, профессиональным «сказочным» жюри с участием известных сибирских писателей отмеченный за «Сказ о сестрицах Золотице, Меднице, Серебрице да сибирском рудознатце». А в номинации «Сибирские сказки маленьких сказочников» призерами литературного конкурса стали сразу трое четвероклассников 18-й школы – Ярослав Сивцов со «Сказом про храброго сибирского зайца да солдата Николая», Евгения Бойкова со сказкой «Белка-путешественница» и Виктория Марченко со сказкой «Волшебные цветы» (Вика предварила свое сказочное повествование поэтическим рассказом о себе самой – получилось очень неплохо и органично). Все наши финалисты, за исключением Никиты, – участники объединения «Юный краевед-исследователь» Станции юных натуралистов, работают школьники под руководством Галины Глазуновой. Она – душа этой удивительной связки «краеведение – сказки», скорее даже «сказы», где привязка к конкретной местности, родному краю не исключение, а правило.

Сюжеты нередко возникают в процессе исследовательской работы или во время коллективных выходов юных натуралистов на природу. Восторг от исследований каким-то естественным образом, хотя и умело направленный педагогом, переливается в литературное творчество. А оно, в свою очередь, побуждает дальше заниматься краеведением и… писать новые сказки, и любить еще больше свой источник вдохновения – родной край. В результате в 18-й школе возник уникальный «сказочный клуб», обновляющийся с каждым сезоном конкурса. Такого больше нигде нет, судя по пяти выпускам сказок финалистов. Наша группа – традиционно самая «представленная» на «Сибирских сказках». А ведь конкурс уже перерос свой географический формат – сказки пишут ребята из Санкт-Петербурга, Ярославля, Вологды, Казани, Хакасии, Подмосковья, других регионов и городов – и естественно, проникаются любовью к сибирскому краю, ведь без этого никакой сибирской сказки, тем более самобытной, не напишешь. Прежде чем написать, надо изучить. Нашим участникам, может, и легче в этом плане, «проникаться» им ничем не надо – эта любовь, можно сказать, у них в крови, заложена в генах, но любое настоящее чувство требует своего развития, перехода с внешнего, поверхностного уровня на глубинный. А это всегда личностная окраска. Отсюда, если разобраться, и самобытность – сюжеты сказок берутся из окружающей действительности, порой приходят спонтанно, а формируются в душе.


























Пятерка финалистов литературного конкурса вместе со своими педагогами



Вот что говорит по поводу «сказочно-краеведческого» клуба директор школы № 18 Тамара Мыльникова: «Не будь настоящего учителя, не было бы этих сказок. Говорят: есть учителя, которые получают дипломы, а есть учителя от природы. Когда-то Галина Григорьевна Глазунова работала библиотекарем, теперь она педагог дополнительного образования. Но по духу – истинный учитель. Она просто влюблена в исследовательскую работу, влюблена в детей и старается из них сделать “звездочек” – у нее это реально получается».

Со «звездочками» и их педагогами Галиной Глазуновой и учителем русского языка и литературы Ольгой Богатовой мы встретились в школьном музее. Вот о чем рассказал Никита Василевич: «Это первый мой конкурс и первая моя сказка. Сначала стал победителем месяца, а потом и года, всего конкурса. Это было очень приятно. Сказку я изначально написал на конкурс «Ученик года» (Никита стал победителем областного этапа. – Прим. авт.). Моя одноклассница, Александра Новикова, ее проиллюстрировала. А потом Ольга Викторовна предложила мне поучаствовать в конкурсе “Сибирские сказки”. Я написал о представителях народности телеутов, которые раньше здесь жили. Был один мудрый старичок-путеец, который своей смекалкой, хитростью спас деревню от злого духа леса – Пущевика, а всё произошло потому, что жители станции забыли о своих традициях, корнях, дух разгневался на них за это… Я просто очень хотел написать про Мочище, про водонапорную башню, потому что она символ нашей станции. С нее всё началось. Я поговорил с учителем географии Еленой Игоревной, потом взял книжку по истории Новосибирской области… Есть желание поучаствовать еще в одном конкурсе «Сибирские сказки», что-то еще написать про нашу малую родину…».

Сережа Малыгин, честно сказать, сильно удивил признанием о своей якобы лености, но сказал, что в нужный момент, идет ли речь о написании конкурсной сказки – первого, по сути, серьезного литературного опыта в его жизни, – или исследовательской работе, ему удается собраться и выдать нужный результат. Это – гены. «Мне рассказали историю, – говорит Сергей, – что мой дедушка писал сказки и они расходились по всей деревне. Я тоже решил попробовать, потому что у меня неплохо получалось писать рассказы, истории для друзей, родителей…» Так что побуждать к литературному творчеству Сергея не надо, скорей, по словам Галины Григорьевны, останавливать, потому что тексты могут получиться слишком длинными. А вот что литературное творчество может побудить Сергея к еще более усердным занятиям исследовательской работой – вещь вполне реальная. Так что обратная связь существует. Можно понять технологию творчества наших сказочников. Все начинается с любви к родному краю и заканчивается ею же. Героями повествования Малыгина становятся сибирский сказочник Владимир Шамов, приезжающий на тройке белоснежных лошадей к мочищенским ребятишкам-сказочникам и призывающий их не лениться, новые сказки искать, и паренек по имени Сергей (за которым можно угадать самого автора). Сказку про трех сестриц – Серебрицу, Медницу, Золотицу – и рудознатца Алексея, слугу царёва, ему не приходится выдумывать: парню ее рассказывает один из персонажей, надо лишь слушать и запоминать.

Белка-путешественница у Жени Бойковой, настранствовавшись, возвращается в конце концов домой, потому что неодолимо тянет к родному очагу. Возвращается домой с войны с фашистами и солдат Николай из сказки Ярослава Сивцова. Уцелеть на фронте ему помог храбрый зайчишка, и потому на родине Николая охотники в зайцев больше не стреляют. А когда детей научили ценить волшебные (потому что очень красивые и с дивным запахом) цветы в сказке Вики Марченко, всякое желание рвать их пропало. Вот и ввела их Фея в настоящую кладовую осени… Надо ли говорить о том, что нужны такие сказки как сочиняющим их, так и читающим. Шестой сезон «Сибирской сказки», думаю, продолжит добрую традицию. По крайней мере, в 18-й школе желающих приобщиться к ней масса.

Юрий Малютин, фото автора




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!