СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Веры Полозковой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вера Полозкова- яркий  пример носителя  русского языка  21 века

Просмотр содержимого документа
«Творчество Веры Полозковой»

Творчество Веры Полозковой  Урок внеклассного чтения в 10 классе.  Учитель: Цыбульникова Ольга Михайловна МБОУ СОШ № 149

Творчество Веры Полозковой

  • Урок внеклассного чтения в 10 классе.
  • Учитель: Цыбульникова Ольга Михайловна
  • МБОУ СОШ № 149
“ Человек медийный” “ Идея “человека медийного” - это идея человека, существование которого напрямую формируется процессом получения, потребления и осмыления медиатизированной информации, медийной средой, и социальное, индивидуальное бытование фактически реализуется в информационных и коммуникационных процессах” Елена Леонидовна Вартанова, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ ( “ “Человек медийный” - новая ступень эволюции или приложение к гаджету?”

“ Человек медийный”

Идея “человека медийного” - это идея человека, существование которого напрямую формируется процессом получения, потребления и осмыления медиатизированной информации, медийной средой, и социальное, индивидуальное бытование фактически реализуется в информационных и коммуникационных процессах”

  • Елена Леонидовна Вартанова, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ ( “ “Человек медийный” - новая ступень эволюции или приложение к гаджету?”
Вера Полозкова - яркий пример носителя русского языка XXI века Финалист поэтического СЛЭМа 2006 года Лауреат премии “Поэт года ЖЖ” Писала для газеты “Книжное обозрение”, журналов “Cosmopolitan” (вела рубрику “Непростая история”), “Афиша”, “Искра-Spark”, “Шик-Magazine” Была сотрудником FBI-Press До апреля 2008 года работала в московском музее актуального искусства ART4.RU Первое публичное выступление в мае 2007 года в Москве, в культурном центре “Булгаковский дом” Книгу стихов “Непоэмание” издал в 2008 году писатель Александр Житинский

Вера Полозкова - яркий пример носителя русского языка XXI века

  • Финалист поэтического СЛЭМа 2006 года
  • Лауреат премии “Поэт года ЖЖ”
  • Писала для газеты “Книжное обозрение”, журналов “Cosmopolitan” (вела рубрику “Непростая история”), “Афиша”, “Искра-Spark”, “Шик-Magazine”
  • Была сотрудником FBI-Press
  • До апреля 2008 года работала в московском музее актуального искусства ART4.RU
  • Первое публичное выступление в мае 2007 года в Москве, в культурном центре “Булгаковский дом”
  • Книгу стихов “Непоэмание” издал в 2008 году писатель Александр Житинский
Цели и задачи Рассмотреть речь Веры Полозковой с точки зрения концептного анализа Выявить те или иные качества языковой личности автора анализируемого текста, воплощающиеся в лингвистических единицах и категориях что позволит проанализировав языковую личность Веры Полозковой, дать представление об образе мира, воплощенном в текстах автора посредством лингвистических средств.

Цели и задачи

  • Рассмотреть речь Веры Полозковой с точки зрения концептного анализа
  • Выявить те или иные качества языковой личности автора анализируемого текста, воплощающиеся в лингвистических единицах и категориях

что позволит

проанализировав языковую личность Веры Полозковой, дать представление об образе мира, воплощенном в текстах автора посредством лингвистических средств.

Языковая личность (по Ю.Н. Караулову) Совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью.

Языковая личность (по Ю.Н. Караулову)

Совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью.

Структура языковой личности Вербально-семантический уровень , предполагающий для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя - традиционное описание формальных средств выражения определенных значений. Когнитивный уровень , единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, более или менее систематизированную “картину мира”, отражающую иерархию ценностей. Прагматический уровень , заключающий цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности.

Структура языковой личности

  • Вербально-семантический уровень , предполагающий для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя - традиционное описание формальных средств выражения определенных значений.
  • Когнитивный уровень , единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, более или менее систематизированную “картину мира”, отражающую иерархию ценностей.
  • Прагматический уровень , заключающий цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности.
Черты картины мира человека XXI века:  образы современных городов, описание жизни “человека мира” - переезды, перелеты, отсутствие/невозможность диалогов

Черты картины мира человека XXI века: образы современных городов, описание жизни “человека мира” - переезды, перелеты, отсутствие/невозможность диалогов

“ Я много езжу и наедаюсь молчаньем досыта.  Мне нравится быть вне адреса и вне доступа. “  “… .Все, что еще неведомо - сядь, отведай.  Все, что с земли не видно - исследуй над.  Это твоя последняя юность в конкретно этой  Непростой системе координат.”

Я много езжу и наедаюсь молчаньем досыта. Мне нравится быть вне адреса и вне доступа. “

“… .Все, что еще неведомо - сядь, отведай. Все, что с земли не видно - исследуй над. Это твоя последняя юность в конкретно этой Непростой системе координат.”

“ Что тебе рассказать?  Не город, а богадельня.  Всякий носит себя, кудахтая и кривясь.  Спорит ежеутренне, запивает еженедельно.  Наживает долги за свет, интернет и связь.”  “ Вот был город как город, а стал затопленный батискаф,  Словно все тебя бросили, так и не разыскав,  Пожила, а теперь висишь как пустой рукав  У калеки-мальчика в переходе”

Что тебе рассказать? Не город, а богадельня. Всякий носит себя, кудахтая и кривясь. Спорит ежеутренне, запивает еженедельно. Наживает долги за свет, интернет и связь.”

Вот был город как город, а стал затопленный батискаф, Словно все тебя бросили, так и не разыскав, Пожила, а теперь висишь как пустой рукав У калеки-мальчика в переходе”

“ Питер, говорю я тетушке Тане в салоне, это папа, а Москва - мама; они в разводе, и живешь ты, понятно, с мамой, властной, громогласной, поджарой теткой под сорок, карьеристкой, изрядной стервой; а к папе приезжаешь на выходные раз в год, и он тебя кормит пышками с чаем, огорошивает простой автомагистральной поэзией типа “Проезд по набережным Обводного канала под Американскими мостами - закрыт” и вообще какой-то уютнейший, скромнейший дядька, и тебе при встрече делается немедленно стыдно, что ты так редко его навещаешь.”

Питер, говорю я тетушке Тане в салоне, это папа, а Москва - мама; они в разводе, и живешь ты, понятно, с мамой, властной, громогласной, поджарой теткой под сорок, карьеристкой, изрядной стервой; а к папе приезжаешь на выходные раз в год, и он тебя кормит пышками с чаем, огорошивает простой автомагистральной поэзией типа “Проезд по набережным Обводного канала под Американскими мостами - закрыт” и вообще какой-то уютнейший, скромнейший дядька, и тебе при встрече делается немедленно стыдно, что ты так редко его навещаешь.”

Тело, равное городу, планете, шире Вселенной - одна из черт картины мира Полозковой

Тело, равное городу, планете, шире Вселенной - одна из черт картины мира Полозковой

“ Я картограф твой: глаз - Атлантикой, скулу - степью,  А затылок - полярным кругом: там льды.”  “ Да, я дом теперь, пожилая пятиэтажка.  Пыль, панельные перекрытия, провода.  Ты не хочешь здесь жить, и мне иногда так тяжко,  Что из круглой трубы по стенам течет вода.  Дождь вчера налетел - прорвался и вдруг потек на  Губы старых балконов; бил в водосточный нос.  Я все жду тебя, на дорогу таращу окна,  Вот, и кровь в батареях стынет; и снится снос.”  “ Ничего страшнее тюрьмы твоей головы  Никогда с тобой не случится.”

Я картограф твой: глаз - Атлантикой, скулу - степью, А затылок - полярным кругом: там льды.”

Да, я дом теперь, пожилая пятиэтажка. Пыль, панельные перекрытия, провода. Ты не хочешь здесь жить, и мне иногда так тяжко, Что из круглой трубы по стенам течет вода. Дождь вчера налетел - прорвался и вдруг потек на Губы старых балконов; бил в водосточный нос. Я все жду тебя, на дорогу таращу окна, Вот, и кровь в батареях стынет; и снится снос.”

Ничего страшнее тюрьмы твоей головы Никогда с тобой не случится.”

В творчестве Веры Полозковой присутствуют параллели образам и цитатам, вошедшими в языковое сознание

В творчестве Веры Полозковой присутствуют параллели образам и цитатам, вошедшими в языковое сознание

Марина Цветаева с ее особенным синтаксисом слышится в строках:  “Мы так устали,  Что жди беды.  Я не из стали,  А из воды”   Аллюзия на “Песню о буревестнике” Максима Горького в следующем фрагменте:  “Я твой глупый пингвин - я робко прячу  Свое тело в утесах теплых твоих ладоней.”

Марина Цветаева с ее особенным синтаксисом слышится в строках: “Мы так устали, Что жди беды. Я не из стали, А из воды”

Аллюзия на “Песню о буревестнике” Максима Горького в следующем фрагменте: “Я твой глупый пингвин - я робко прячу Свое тело в утесах теплых твоих ладоней.”

Цитата из “Маленького принца” Антуана де Сент-Экзюпери творчески используется Полозковой:  “... не учили  Отвечать за тех, кого приручили?  Да, ты прав: мы сами не береглись.”

Цитата из “Маленького принца” Антуана де Сент-Экзюпери творчески используется Полозковой: “... не учили Отвечать за тех, кого приручили? Да, ты прав: мы сами не береглись.”

Отдельное место в творчестве Полозковой полноправно занимает образ Иосифа Бродского:  “И -надцатого мартобря - я опять животное,  Кем-то подло раненное в живот.”   “ В моем внутреннем поезде воздух горяч и сух,  Если есть пункт прибытия - путь до него неблизкий,  И Иосиф Бродский сидит у меня в купе, переводит дух  С яростного русского на английский.”

Отдельное место в творчестве Полозковой полноправно занимает образ Иосифа Бродского: “И -надцатого мартобря - я опять животное, Кем-то подло раненное в живот.”

В моем внутреннем поезде воздух горяч и сух, Если есть пункт прибытия - путь до него неблизкий, И Иосиф Бродский сидит у меня в купе, переводит дух С яростного русского на английский.”

Особое место в творчестве Полозковой занимает Бог:  “Так бесполезно - хвалы возносить,  Мрамор объяв твоего пьедестала…  Отче, я правда ужасно устала.  Мне тебя не очем даже просить.  Город, задумав себя растерзать,  Смотрит всклоченной старой кликушей…  Отче, тебе все равно, но послушай -  Больше мне некому это сказать.  Очи пустынны - до самого дна.  Холодно. Жизнь - это по существу лишь…  Отче! А если. Ты. Не существуешь… -  Значит, я правда осталась одна.”

Особое место в творчестве Полозковой занимает Бог: “Так бесполезно - хвалы возносить, Мрамор объяв твоего пьедестала… Отче, я правда ужасно устала. Мне тебя не очем даже просить. Город, задумав себя растерзать, Смотрит всклоченной старой кликушей… Отче, тебе все равно, но послушай - Больше мне некому это сказать. Очи пустынны - до самого дна. Холодно. Жизнь - это по существу лишь… Отче! А если. Ты. Не существуешь… - Значит, я правда осталась одна.”

Иногда, для более точного выражения состояния, характеристики, чувства Полозкова прибегает к сознательному допуску грамматических ошибок

Иногда, для более точного выражения состояния, характеристики, чувства Полозкова прибегает к сознательному допуску грамматических ошибок

Беда никогда не приходит одна.  Обычно она дерзей . То, к чему труднее всего привыкнуть -  я одна, как смертник или рыбак.  Я однее тех, кто лежит, застигнут  Холодом на улице: я слабак.  Я одней всех пьяниц и всех собак. Лечь, лопатки впечатать в дно  И закутаться в ил, древнея.  Вот тогда станет все равно.  А со временем - все равнее. Как бы ты ни был штучен - а ты обычен. “ тебядефицит”, “чьятость”, “твоязнь”, “бестебье”
  • Беда никогда не приходит одна. Обычно она дерзей .
  • То, к чему труднее всего привыкнуть - я одна, как смертник или рыбак. Я однее тех, кто лежит, застигнут Холодом на улице: я слабак. Я одней всех пьяниц и всех собак.
  • Лечь, лопатки впечатать в дно И закутаться в ил, древнея. Вот тогда станет все равно. А со временем - все равнее.
  • Как бы ты ни был штучен - а ты обычен.
  • тебядефицит”, “чьятость”, “твоязнь”, “бестебье”
Заключение Вера Полозкова - языковая личность элитарного типа, искусно владеющая лексическими и синтаксическими стилями. Все то, что является отличительными чертами языковой личности элитарного типа: абсолютная степень свободы, воплощаемся ею в плане своего интеллекутального и духовного развития, широкий лексикон, включающий и слова ограниченного употребления, творческое использование устойчивых оборотов, афоризмов, разнообразие синтаксических конструкций - присуще речевому поведению Веры Полозковой.

Заключение

Вера Полозкова - языковая личность элитарного типа, искусно владеющая лексическими и синтаксическими стилями. Все то, что является отличительными чертами языковой личности элитарного типа: абсолютная степень свободы, воплощаемся ею в плане своего интеллекутального и духовного развития, широкий лексикон, включающий и слова ограниченного употребления, творческое использование устойчивых оборотов, афоризмов, разнообразие синтаксических конструкций - присуще речевому поведению Веры Полозковой.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!